Глава 28 "Транспортный налог" НК РФ
С 1 января 2003 года предусматривается введение согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" транспортного налога, призванного заменить налог с владельцев транспортных средств, установленный ст.6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", и налог на водно-воздушные транспортные средства, установленный Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Транспортный налог является региональным налогом и устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
Налоговая база по транспортному налогу определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.
Налоговым периодом признается календарный год.
Главой 28 НК РФ, устанавливающей транспортный налог, определены ставки данного налога.
В то же время приведенные в НК РФ ставки транспортного налога могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Учитывая, что транспортный налог является региональным налогом, глава 28 НК РФ не содержит налоговых льгот, но предоставляет субъектам Российской Федерации право по установлению льгот по транспортному налогу своими законами о налоге.
Тем не менее некоторые категории транспортных средств исключены из объектов обложения транспортным налогом. Так, в частности, не признаются объектами налогообложения промысловые морские и речные суда, транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.
Устанавливается, что налогоплательщики, являющиеся организациями, будут исчислять сумму транспортного налога самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, будет исчисляться налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, физические лица будут уплачивать транспортный налог на основании налоговых уведомлений, которые будут направляться им налоговыми органами.
Акцизы
Особое значение имеет взимание акцизов на нефтепродукты.
Согласно Федеральному закону от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) предусматривается перенесение бремени по уплате акцизов по нефтепродуктам со сферы производства на сферу реализации.
В рамках действующей системы взимания акцизов на нефтепродукты облагается только часть производимой и реализуемой продукции. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), но и путем смешивания прямогонного бензина с различными добавками. Объемы бензина, полученные методом смешивания, в большинстве случаев выводятся из-под налогообложения.
В целях повышения собираемости акцизов на нефтепродукты в главу 22 "Акцизы" НК РФ были внесены следующие изменения:
1) установлено, что объектом обложения акцизом являются все бензиновые фракции, в том числе прямогонный бензин, что позволит налоговым органам осуществлять полномасштабный контроль за производством, реализацией и дальнейшей переработкой прямогонного бензина. Введено точное определение терминов "бензиновая фракция", "прямогонный бензин";
2) плательщиком акциза на нефтепродукты является не производитель нефтепродуктов (НПЗ), а все продавцы нефтепродуктов;
3) введено так называемое фискальное лицензирование производителей и продавцов нефтепродуктов. Статья 179.1 НК РФ в качестве прямой нормы содержит процедурные вопросы получения свидетельства (основание для выдачи свидетельства, перечень представляемых документов, сроки их рассмотрения, основания для приостановления действия свидетельства). Реестр лиц, имеющих свидетельство, будет размещен в свободном доступе на сайте МНС России;
4) обязанность по уплате акциза возникает в момент получения и оприходования нефтепродуктов. На суммы акциза, начисленного по объемам, переданным (реализованным) лицам, имеющим свидетельство, предоставляется вычет. В Законе N 57-ФЗ приведен закрытый перечень документов, представляемых для подтверждения права на получение вычета;
5) с целью контроля физических объемов производства будут введены налоговые посты на предприятиях (у индивидуальных предпринимателей), участвующих в цепочке производителей и продавцов нефтепродуктов, которые будут контролировать соответствие объемов сырья, поступивших на НПЗ, фактическим объемам произведенных нефтепродуктов, сверять данные учета и отчетности налогоплательщика с объемами отгруженной продукции, объемами фактических остатков, находящихся в складских помещениях и резервуарах. Работники налоговых постов будут также осуществлять проверку свидетельств (лицензий) на торговлю нефтепродуктами, предъявляемых покупателями нефтепродуктов.
При осуществлении данных функций сотрудники налоговых постов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
6) планируется создание электронной базы данных, позволяющей в режиме реального времени контролировать объемы производства и реализации нефтепродуктов на всех этапах от производителя до потребителя в розничной (оптовой) сети.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ специфические ставки акцизов по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью проиндексированы с учетом предполагаемого уровня инфляции 2002 года и будут увеличены с 1 января 2003 года.
Что касается перспектив развития налогового законодательства, то в этой связи необходимо обратить внимание читателей журнала на ряд законопроектов, работа над которыми и их принятие планируются на самое ближайшее время. К таким законопроектам, в частности, относятся проекты новых глав "Водный налог", "Лесной сбор", "Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами", "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ.
Водный налог
В настоящее время взимание платы за пользование водными объектами осуществляется согласно Федеральному закону от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", законами соответствующих субъектов Российской Федерации и рядом ведомственных нормативных актов. Положения вышеуказанных документов противоречат нормам и терминологии законодательства о налогах и сборах.
В целях устранения имеющихся противоречий в законодательстве разработан проект главы "Водный налог" (НК РФ). Концепция водного налога практически совпадает с действующей концепцией платы за пользование водными объектами.
В проекте этой главы НК РФ установлены твердые ставки налога за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, исключены отдельные налоговые льготы, установленные действующим законодательством о плате за пользование водными объектами.
В связи с принятием водного налога предусматривается отмена Федерального закона "О плате за пользование водными объектами".
Лесной сбор
В настоящее время вопросы платности пользования лесным фондом регулируются Лесным кодексом Российской Федерации. Платежи взимаются за все виды лесопользования в виде лесных податей или арендной платы.
Размер платежей рассчитывается на основе минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127.
Положения данных нормативных актов также во многом не соответствуют законодательству о налогах и сборах.
В частности, до настоящего момента плату за пользование лесным фондом можно лишь условно считать федеральным налогом в связи с отсутствием установленных в законодательном порядке основных элементов налогообложения, определенных ст.17 НК РФ.
В целях приведения раздела платности за пользование лесным фондом, установленного Лесным кодексом Российской Федерации, в соответствие с законодательством о налогах и сборах подготовлена глава "Лесной сбор" НК РФ, где определены все необходимые элементы обложения сбором и предусмотрено, что лесной сбор будет взиматься только за право заготовки древесины, отпускаемой на корню.
Размеры ставок сбора будут установлены законодательно на основе действующих минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и коэффициентов, учитывающих породный состав древесины, ее крупномерность, товарность и расстояния вывозки.
Сумма сбора будет определяться органами управления лесным хозяйством при выдаче лесорубочного билета.
Одновременно планируется изменить систему администрирования взимания данных платежей.
Поскольку элементы, необходимые для определения суммы лесного сбора, устанавливаются органами управления лесного хозяйства, было высказано предложение передать администрирование лесного сбора вышеуказанным организациям.
Данное предложение МНС России отражено в проекте главы "Лесной сбор" НК РФ.
Платежи за другие виды лесопользования (заготовка живицы, лесных второстепенных ресурсов, побочное лесопользование и др.) отнесены к неналоговым платежам. Порядок их исчисления и определения ставок устанавливается Лесным кодексом Российской Федерации после внесения в него соответствующих изменений.
К неналоговым платежам отнесена также арендная плата за пользование участками лесного фонда, определяемая договором аренды, а также разовые платежи за пользование участками лесного фонда, определяемые по результатам конкурса (аукциона).
Сбор за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами
Действующее законодательство Российской Федерации о животном мире, об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации включает разделы платности пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, которые носят рамочный характер и не дают достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании объектами животного мира.
Вместе с тем согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
Предусмотренный в проекте данной главы НК РФ сбор за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами приведен в соответствие с частью первой Кодекса, то есть определены все необходимые элементы налогообложения.
При этом учтены все нормы, регулирующие в настоящее время порядок исчисления и сроки уплаты платежей за пользование живыми ресурсами, установленные Федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", постановлениями Правительства РФ, утвержденными в развитие данных Федеральных законов.
Объектом налогообложения признается право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешений (лицензий) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фиксированные ставки сбора установлены законодательно по каждому виду объекта животного мира и водного биологического ресурса.
Система налогообложения при выполнении соглашений
о разделе продукции
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ведется работа по рассмотрению проекта главы "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ, которая была внесена в Государственную Думу Правительством РФ 3 декабря 2001 года и принята в первом чтении 28 июня 2002 года.
Проект данной главы НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", а также соглашений, вступивших в силу до принятия вышеуказанного Федерального закона.
Данная глава НК РФ направлена на урегулирование существующих проблем при налогообложении участников действующих соглашений о разделе продукции, устанавливает основные права и обязанности, а также статус налогоплательщиков, действующих на условиях соглашений о разделе продукции, определяет многие аспекты исчисления и уплаты налогов и сборов при выполнении соглашений о разделе продукции, которые не нашли отражения в действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
В настоящее время действующая нормативная правовая база определения и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия утратила силу. Это обусловлено принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды", которым определено, что формы и механизм применения платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Вследствие вступления в силу данной нормы по решению Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 было признано недействительным постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". И как следствие образовался пробел в природоохранном законодательстве Российской Федерации.
В этой связи первоначально рассматривался проект главы "Экологический налог" НК РФ. Концепция данного налога кардинально отличалась от концепции платежей за загрязнение окружающей среды, взимаемых до настоящего времени. Экологическим налогом планировалось облагать производство отдельных экологически опасных видов продукции. Ставки налога должны были устанавливаться с учетом токсичности каждого вида продукции, предусматривались меры, стимулирующие налогоплательщика применять более экологически безопасные технологии, повышать степень очистки отходов производства.
В процессе рассмотрения данного проекта были выявлены неустранимые противоречия данного проекта нормам части первой НК РФ. Предлагаемый платеж в виде экологического налога носил компенсационный характер, что противоречило определению налога как индивидуально безвозмездного платежа.
В результате на совещании в Правительстве РФ было принято решение об отказе от разработки главы "Экологический налог" НК РФ и было решено сохранить существовавшую концепцию взимания платы за загрязнение окружающей среды как неналоговых платежей.
В целях реализации принятого решения в настоящее время рассматривается проект Федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
Согласно данному проекту:
1) плательщиками определены юридические лица и индивидуальные предприниматели, производственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду;
2) платежная база зависит от соответствующих показателей измерения количества (объема) негативного воздействия в пределах допустимых нормативов, лимитов, а также при их превышении;
3) предусматривается применение максимальных и минимальных ставок платы за негативное воздействие, которые дифференцируются по административно-территориальным образованиям и основным бассейнам водных объектов;
4) плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым платежам федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, поскольку данная плата по своей природе не является ни налогом, ни сбором.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это неналоговый платеж, носящий компенсационный характер.
Учитывая данное обстоятельство, было выдвинуто предложение исключить из проекта закона нормы, предусматривающие участие налоговых органов в процедуре взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что нашло отражение в соответствующем проекте федерального закона.
А.А. Лаптиев,
советник налоговой службы I ранга
В.В. Сугак
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2002 г.