Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением
администрации
Белохолуницкого муниципального района
от 02.12.2022 N 549-П
Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры Белохолуницкого района" на 2019 - 2030 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
управление культуры Белохолуницкого района |
Соисполнители муниципальной программы |
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Белохолуницкий Дом культуры" (далее - МБУК "Белохолуницкий Дом культуры"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Белохолуницкая центральная библиотека" (далее - МБУК "Белохолуницкая ЦБ"); муниципальное бюджетное учреждение культуры "Белохолуницкий краеведческий музей" (далее - МБУК "Белохолуницкий краеведческий музей"); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Белохолуницкая детская школа искусств" (далее - МБУ ДО "Белохолуницкая ДШИ"); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская художественная школа г. Белая Холуница (далее - МБУ ДО ДХШ г. Белая Холуница); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" п. Дубровка (далее - МБУ ДО ДШИ п. Дубровка); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" п. Подрезчиха (далее - МБУ ДО ДШИ п. Подрезчиха); муниципальное бюджетное учреждение спортивно-культурный комплекс "Здоровье" имени О.В. Кулакова (далее - МБУ СКК "Здоровье" имени О.В. Кулакова); управление культуры Белохолуницкого района Кировской области; муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений культуры и искусства Белохолуницкого района" (далее - МКУ "ЦБК"); муниципальное казенное учреждение по хозяйственному обслуживанию учреждений культуры Белохолуницкого района Кировской области (далее - МКУ по хоз.обслуживанию) администрация Белохолуницкого муниципального района Кировской области |
Наименование подпрограмм |
отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
обеспечение развития творчества населения; развитие инноваций в сфере культуры; сохранение культурного наследия Белохолуницкого района и повышение качества предоставления муниципальных услуг музеем; обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры, его эффективности и качества; создание условий для реализации конституционного права граждан на занятия физической культурой и спортом |
Задачи муниципальной программы |
развитие системы образования в сфере культуры и искусства, выявление и поддержка юных дарований; организация и поддержка народного творчества; модернизация материально-технической базы сферы культуры; обеспечение экономической поддержки деятельности в сфере культуры; организация и поддержка деятельности музея района; развитие библиотечного дела района; формирование устойчивого интереса у населения района к регулярным занятиям физической культурой и спортом; традиций и навыков здорового образа жизни |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
количество выданных библиотечных документов (тыс. экземпляров); количество пользователей библиотек (человек); охват детей и подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, в общем количестве детей от 6 до 17 лет (чел.); посещаемость музея (человек); количество единиц хранения основных фондов (ед.); количество культурно-досуговых мероприятий (единиц); количество посещений культурно-досуговых мероприятий (человек); количество человек, посетивших спорткомплекс (чел.); число человеко-дней пребывания детей и молодежи в спорткомплексе (чел.дней); доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры(%); количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года (%); средняя численность участников клубных формирований в расчете на 1 тыс. человек (чел.); создание виртуальных концертные залы на площадках организаций культуры, в том числе в домах культуры, библиотеках, музеях, для трансляции знаковых культурных мероприятий (Шт.). реализация социокультурных мероприятий с участием "Волонтеров культуры": количество добровольческих (волонтерских) объединений в сфере культуры; количество волонтеров в добровольческих объединениях в сфере культуры; количество проведенных общественных акций и мероприятий с участием добровольческих объединений; оснащены образовательные учреждения в сфере культуры (детские школы искусств по видам искусств и училищ) музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами; оказана государственная поддержка лучшим работникам сельских учреждений культуры; оказана государственная поддержка лучшим сельским учреждениям культуры; |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2019 - 2030 годы разбивка на этапы не предусмотрена |
Объем финансового обеспечения муниципальной программы |
общий объем финансового обеспечения составит 1510717,91 рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 19102,31 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета - 21025,48 тыс. рублей; за счет средств местного бюджета - 1 413 771,96 тыс. рублей; за счет средств иных внебюджетных источников - 56818,16 тыс. рублей" |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
В качественном выражении: создание условий для функционирования управления культуры как ответственного исполнителя муниципальной программы; разработка муниципальных заданий муниципальным бюджетным учреждениям и соглашений на выполнение муниципальных заданий; совершенствование системы оплаты труда работников отрасли с учетом эффективности труда на основе эффективного контракта; повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры; вовлечение населения Белохолуницкого района в продвижение культурного продукта; создание условий для самореализации и развития талантов жителей Белохолуницкого района; участие учреждений сферы культуры в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов; повышение уровня художественного образования детей; вовлечение граждан в добровольческие (волонтерские) объединения в сфере культуры; В количественном выражении: количество посещений библиотек увеличится на 0,05% в год; темпы роста культурно-досуговых мероприятий, проводимых учреждениями культурно-досугового типа, составят 100%; темпы прироста количества посещений культурно-досуговых мероприятий составят 0,1% к предыдущему году; посещаемость музейных учреждений увеличится на 0,3%; сохранность контингента обучающихся по дополнительному образованию в образовательных учреждениях сферы культуры; увеличение доли жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом на 2% в год; увеличение обеспеченности жителей города спортивными сооружениями; создание комфортных условия для посетителей учреждений культуры и искусства, благоустройство территорий, сохранность муниципального имущества; доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве муниципальных учреждений культуры, расположенных на территории района, уменьшится до 8,3%; совершенствование финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности учреждений; ведение бухгалтерского учета и своевременное составление отчетности. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В современном обществе культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, приобщении граждан к созданию и сохранению культурных ценностей.
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и образования в сфере культуры, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
Развитие культуры в муниципальном образовании Белохолуницкий муниципальный район Кировской области осуществляется в рамках стратегических целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации.
Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывают в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов, а также позволяют раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.
Сегодня любые успехи в сфере культуры являются предметом особой гордости любого муниципального образования. Муниципальные образования начинают конкурировать в области привлечения человеческих ресурсов, стремясь занять лидирующие позиции. В этих условиях многократно возрастает значение сферы культуры как фактора конкурентоспособности муниципальных образований, поскольку сфера культуры отражает качество жизни людей и оказывает влияние на социально-экономические процессы.
В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Уставом муниципального образования Белохолуницкого муниципального района, положением об управления культуры Белохолуницкого района и муниципальными правовыми актами на управление культуры возложены полномочия по решению вопросов местного значения в области культуры. Культурная политика на муниципальном уровне призвана стимулировать насыщенность культурной жизни, способствовать развитию культурного взаимодействия между государством и обществом, способствовать гармонизации общества, его духовного и нравственного просвещения граждан, и должна рассматриваться не как единожды закрепленный в программе и мероприятиях комплекс мер, а как непрерывный динамичный процесс. В результате реализации программы, мониторинга выполнения целевых показателей (индикаторов), возможно, появится необходимость корректировки мероприятий программы с целью правильного выбора действий по достижению запланированного результата, дальнейшего инновационного развития культуры в условиях современного муниципального района. При этом в качестве важнейших показателей привлекательности и узнаваемости района рассматриваются интеллектуальные, культурные и творческие возможности населения.
В настоящее время на территории Белохолуницкого муниципального района осуществляют свою деятельность 43 (учреждения) (7 юридических лиц), подведомственных управлению культуры Белохолуницкого района Кировской области: 20 библиотек, 16 домов культуры, 1 музей, 2 учреждения дополнительного образования (1 школа искусств (2 филиала) и 1 художественная школа), 1 спортивно-культурный комплекс, учреждение по хозяйственному обслуживанию.
Муниципальные библиотеки, выполняя социальные и коммуникативные функции, являются важнейшей составляющей культурной и информационной инфраструктуры Белохолуницкого района. Библиотеки развиваются как интеллектуальные, информационные, социальные центры, реализующие социально значимые проекты и программы по поддержке чтения, формированию информационной культуры, краеведению, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию граждан. А также предоставляют населению информацию по вопросам местного самоуправления.
В 2021 году в Белохолуницком районе работает 20 муниципальных общедоступных библиотека, в которых трудиться 54 сотрудника, в т.ч. 47 человек основного персонала.
В 2021 году на 1 тыс. человек населения Белохолуницкого района приходится 151 экземпляр библиотечного фонда.
Число читателей в 2021 году составило более 17 тыс. человек. Количество посещений жителями района библиотек за 2021 год составило 263 014 чел. В среднем каждый житель посетил библиотеку в 2017 году 15 раз.
Процент охвата населения библиотечным обслуживанием составляет выше 100%.
Размер совокупного книжного фонда публичных библиотек составил 151715 единиц хранения.
В целях повышения доступности и качества библиотечных услуг сформирован электронный каталог библиотек, количество библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Кировской области, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек России на сегодняшний день составляет 25 369 записей.
За последние несколько лет все библиотеки подключены к сети Интернет, но более 90% компьютерного парка библиотек технически устарело и требует замены, так как не отвечают необходимым техническим требованиям.
Для повышения интереса к литературе и пропаганды чтения среди населения района библиотеки проводят большое количество литературных, краеведческих, досуговых и других мероприятий. Особой популярностью у молодежи пользуется всероссийская акция "Библионочь".
Наиболее актуальная проблема в муниципальных библиотеках - изношенность основных книжных фондов, остро стоит вопрос их комплектования, недостаток средств на подписку и ремонт зданий, содержание и обслуживание Интернета.
Дополнительное образование в сфере культуры в Белохолуницком муниципальном районе является неотъемлемой составляющей образовательного пространства, объединяющего в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности. В районе выполняют такую задачу школа искусств, имеет 2 филиала, и художественная школа.
На сегодняшний день педагогический состав насчитывает 34 человека, но 82% это работники старше 35 лет.
Укрепление материально-технической базы, приобретение специального оборудования является сегодня одной из важных задач для развития школ. Открытие новых отделений требует оснащения образовательного процесса современным оборудованием, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Необходимы компьютеры, ноутбуки, специальные доски, экраны для занятий теорией.
Дополнительное образование в области искусств, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых задач: обеспечение занятости детей, их самореализации, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
В системе дополнительного образования есть ряд системных проблем, таких как:
недостаток молодых кадров в связи с низкой привлекательностью профессиональной деятельности;
высокая степень износа музыкальных инструментов;
недостаточное финансирование учреждений и творческих коллективов и другие.
Имеющаяся материально-техническая база системы дополнительного образования нуждается в серьезном обновлении. Необходимо оснащение учреждений дополнительного образования музыкальными инструментами (износ которых составляет 100%), компьютерным оборудованием, подключение к сети Интернет, оснащение световым, музыкальным, сценическим оборудованием.
В 2022 году в рамках Национального проекта "Культура" федерального проекта "Культурная среда" муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Белохолуницкая детская школа искусств" выиграла конкурсный отбор среди детских школ искусств Кировской области для приобретения музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств по видам искусств. В рамках проекта общий объем средств на обновление материально - технической базы образовательной организации составляет 4 974,42 тыс. руб. Из них 4 875,17 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 49,25 тыс. руб. - регионального, муниципального бюджета - 49,8 тыс. руб. Это значительный вклад в обновление материально - технической базы. В обновлении оборудования нуждается и Детская художественная школа г. Белая Холуница.
Выставочная деятельность музея с общей численностью сотрудников 8 человек является одним из приоритетных направлений в отрасли. Благодаря выставкам музей имеет возможность демонстрировать свои фонды, материалы других музеев, частных коллекций, пополнять фонды новыми экспонатами.
Основной фонд муниципального музея на 1 января 2021 года насчитывает 7285 единиц хранения, в постоянных экспозициях представлено 26,2% основного фонда.
Число посещений музея за 2021 год составило более 15 тыс. человек. Проведено более 460 экскурсий.
За 2021 год организовано 33 выставок, которых посетило более 4 тыс. человек.
Белохолуницкий краеведческий музей, основанный в 1970 году, является крупным культурно-образовательным учреждением, ежегодно принимающим более 15 тыс. посетителей.
С каждым годом у посетителей музеев все большей популярностью пользуется акция "Ночь в музее", цель которой - показать ресурс, возможности и потенциал современных музейных учреждений, привлечь к их деятельности внимание молодежи.
С 2015 года традиционным стал Фестиваль Железа, в котором принимают участие кузнецы из Кировской, Свердловской, Московской и Ленинградской областей, г. Москва и г. Санкт Петербурга. В рамках данного фестиваля районным музеем организуется "Ярмарка мастеров" на которой любой желающий может поучаствовать в мастер-классах по созданию предметов народного промысла.
В 2022 году МБУК "Белохолуницкий краеведческий музей" получил субсидию из областного бюджета на укрепление материально-технической базы в размере 200 тыс. рублей. Оснащение муниципальных музеев необходимым оборудованием стоит остро, так за все время фонд не обновлялся.
В СКК "Здоровье" имени О.В. Кулакова организовано 6 спортивных секций и групп оздоровительной направленности (бокс, волейбол, легкая атлетика, спортивная аэробика, футбол, хоккей), посещаемость физкультурно-оздоровительных мероприятий составляет более 50 тыс. чел.
Основная проблема, стоящая перед спортивными коллективами - это недостаточное финансирование, и как следствие невозможность пополнения материально технической базы спортивных секций. Команды и спортсмены по принципу недостаточного финансирования не имеют возможности выезжать на проводимые соревнования районного, областного и российского уровней.
Муниципальные культурно-досуговые учреждения клубного типа - один из важнейших ресурсов развития отрасли. Вклад культурно-досуговых учреждений в сохранение культурного наследия, формирование качественной творческой среды, развитие человеческого капитала и социальную стабильность не вызывает сомнения, и повышение этого вклада будет усиливаться по мере расширения влияния культуры на общество, чему должна способствовать реализация муниципальной программы.
Инфраструктура культурно-досуговых учреждений была создана в советский период и на сегодняшний день отстает от современных требований. Несмотря на значительные достижения, культурно-досуговым учреждениям трудно выдерживать конкуренцию с привлекающими молодежь центрами развлечений, ставящими своей целью только извлечение прибыли, а не духовное развитие личности, патриотическое воспитание и приобщение к народным традициям и семейным ценностям. Муниципальные учреждения, через систему которых осуществляется сохранение и развитие отрасли культуры, значительно уступают коммерческим организациям в части обеспечения комфорта и современной технической оснащенности при предоставлении услуг населению. Для роста конкурентоспособности на рынке оказания досуговых услуг необходима полная модернизация материально-технической базы культурно-досуговых учреждений.
Сеть учреждений культурно-досугового типа на сегодняшний день составляет 16 домов культуры и клубов.
За последние несколько лет в культурно - досуговых учреждениях Белохолуницкого района проведены капитальные ремонты в рамках Проекта по поддержке местных инициатив, федерального партийного проекта "Местный дом культуры".
С каждым годом растет уровень требований, которые предъявляют жители нашего города к услугам культурно-досуговых учреждений, и поэтому развитие материально-технической базы должно в полной мере учитывать социально-демографическую ситуацию, ее тенденции, культурно-исторические традиции, технологические новации и при этом соответствовать целям и задачам государственной политики в сфере культуры.
92% зданий оснащены физически устаревшим оборудованием зрительных залов. Существует проблема приобретения костюмов для творческих коллективов самодеятельного народного творчества, музыкальных инструментов.
Учреждения нуждаются в кадрах, владеющих инновационными технологиями организации творчества и развивающего досуга, а также поддержки людей с особенностями физического развития. Возможным решением кадровой проблемы является организация подготовки (переподготовки) профессиональных кадров.
Управлению культуры подведомственны 18 учреждений культурно-досугового типа (дома культуры, клубы).
На 01.01.2022 г. в Белохолуницком районе работают 248 клубных формирований, в которых занимается 5028 человек.
15 коллективов художественной самодеятельности имеют звание "народный" (11) и "образцовый" (4). Все они достойно представляют Белохолуницкий район на всероссийских и международных фестивалях, конкурсах и форумах.
На базе Белохолуницкого Дома культуры создан кинозал "Жемчужина". За 2021 год состоялось 781 киносеансов, в том числе Российских фильмов - 333 и зарубежных фильмов - 448. Количество посетителей составило 5 821 человек. Валовый сбор с проката фильмов составил 908,0 тыс. руб.
В большинстве домов культуры отсутствует или морально устарела звукоусилительная и световое оборудование, музыкальные инструменты, транспорт, не обновляются костюмы для самодеятельных творческих коллективов, одежда сцен, отсутствует необходимая мебель. Половина зданий учреждения культуры требует капитального и текущего ремонта.
Недостаточное финансирование участия творческих коллективов в районных, областных конкурсах и фестивалях не способствует развитию творческого потенциала коллективов.
К сожалению, учреждения культуры и образовательные организации в сфере культуры испытывают серьезные проблемы, которые в ближайшем будущем могут привести к их глобальному сокращению. Так, учреждениям культуры района требуется модернизация материально-технической базы и капитальный ремонт, приостановившиеся вследствие недостаточного финансирования. Одним из механизмов оказания содействия укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры является предоставление субсидии на ремонт муниципальных учреждений культуры.
Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек приводит к отсутствию современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, большинство библиотечных учреждений не имеет возможности вести электронный каталог.
Серьезной проблемой остается старение кадров. В связи с низкой заработной платой и отсутствием жилья молодым и талантливым специалистам приходится уезжать в другие регионы в поисках заработка, а выпускники, продолжившие обучение в высших учебных заведениях, не спешат искать работу по специальности в Кировской области. Учреждения культуры и образования в сфере культуры не имеют возможности привлечь для работы высококвалифицированных специалистов, что приводит к неукомплектованности кадрами.
Выполнение работ по бухгалтерскому обслуживанию муниципальных подведомственных учреждений, формированию бухгалтерской отчетности, бюджетное планирование является предметом деятельности муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений культуры и искусства Белохолуницкого района".
Предоставление услуг хозяйственного обслуживания учреждений культуры (муниципальных бюджетных учреждений культуры) осуществляет муниципальное казенное учреждение по хозяйственному обслуживанию учреждений культуры Белохолуницкого района.
В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов реализуются меры, связанные с изменением механизмов финансирования муниципальных учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Новые реалии культурной политики, дальнейшее развитие и модернизация деятельности подведомственных учреждений культуры и искусства, осуществление деятельности в области сохранения культурного наследия, возрождения и сохранения культурных традиций народов, проживающих на территории Белохолуницкого района, требуют инновационного развития культуры, обновления технологий управления, дальнейшего совершенствования системы оплаты труда.
К 2020 году волонтерство очень тесно вошло в жизнь общества. Любое государственное событие в Российской Федерации не проходит без привлечения к его реализации волонтеров.
В последнее время начало развиваться волонтерство в сфере культуры и в Белохолуницком районе. Однако, данное направление развивается достаточно медленно, только в двух учреждениях культуры Белохолуницкого района создано добровольческое (волонтерское) объединение. В основном учреждения культуры привлекают волонтеров лишь в случае проведения масштабных мероприятий.
Благодаря волонтерству в культуре появляется возможность решить огромное количество задач, которые по разным причинам решить самостоятельно учреждение не может. Организация волонтерской деятельности в учреждении культуры предусматривает вовлечение населения. И это очень важно. Ведь в этом случае жители принимают участие в рабочих процессах, интересуются деятельностью учреждения, становятся частью его команды, доносят информацию до потенциальной аудитории.
Поэтому вовлечение граждан в добровольческие (волонтерские) объединения в сфере культуры, создание условий для интеграции направлений работы волонтерских объединений в деятельность муниципальных учреждений культуры, поддержка общественно значимых социокультурных инициатив, проектов и программ добровольческих (волонтерских) объединений, в том числе направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия, является своевременной, необходимой и актуальной.
В результате реализации муниципальной программы будет сформирована система социально значимых культурных процессов в целях повышения качества жизни в муниципальном образовании Белохолуницкий муниципальный район, созданы условия для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.
Совершенствование системы управления культурной деятельностью реально возможно при создании условий для реализации муниципальной программы "Развитие культуры Белохолуницкого района", через эффективную деятельность управления культуры Белохолуницкого района, учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры, спортивно-культурного комплекса "Здоровье" имени О.В. Кулакова, МКУ "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений культуры и искусства", МКУ по хозяйственному обслуживанию учреждений культуры Белохолуницкого района. Все это позволит сформировать основные целевые ориентиры, достижение которых создаст новые условия для развития культурного пространства района, значительно повысит удовлетворенность потребителей качеством и доступностью муниципальных услуг в сфере культуры с использованием современных процессов управления и привлечением всех заинтересованных лиц: организаций и отдельных граждан.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы определена на основе:
Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации";
Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями от 05.12.2017);
Закона Кировской области от 28.12.2005 N 395-ЗО "О культуре" (с изменениями и дополнениями от 27.11.2015);
Закона Кировской области от 04.05.2007 N 105-ЗО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области" (с изменениями и дополнениями от 07.06.2017);
Закона Кировской области от 28.08.1997 N 11-ЗО "О библиотечном деле Кировской области" (с изменениями и дополнениями от 27.11.2015).
В рамках достижения цели и решения задач программы предусмотрены меры, главной из которых является наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения района.
Основные цели муниципальной программы:
обеспечение развития творчества населения;
развитие инноваций в сфере культуры;
сохранение культурного наследия Белохолуницкого района и повышение качества предоставления муниципальных услуг музеем;
обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры, его эффективности и качества;
создание условий для реализации конституционного права граждан на занятия физической культурой и спортом.
Основные задачи предполагается осуществлять по следующим направлениям:
1. Развитие культурно-досуговой деятельности:
поддержка и развитие традиционной народной культуры;
поддержка деятельности фольклорных, самодеятельных коллективов, организация гастрольной и выставочной деятельности;
разработка, организация и проведение фестивалей, смотров-конкурсов творчества коллективов художественной самодеятельности, корпоративных культурных мероприятий;
более активное участие в областных и региональных культурных мероприятиях;
проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам в городе и районе.
2. Организация библиотечного обслуживания населения:
обеспечение организационно-финансовой, правовой и инновационно-методической деятельности библиотек;
развитие материально-технической базы, сохранение библиотечных фондов.
3. Поддержка общественного музея:
комплектование фондов музея;
организация экспозиционной и выставочной деятельности, модернизация музейных экспозиций;
учет и сохранение музейного фонда.
4. Поддержка юных и молодых дарований в сфере художественного творчества, развитие системы дополнительного образования детей в области культуры:
проведение районных конкурсов, смотров, выставок детского творчества учащихся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
направление победителей и лауреатов различных конкурсов для участия в областных, всероссийских фестивалях, конкурсах, концертах;
укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования детей, приобретение современного музыкального оборудования, учебно-наглядных пособий.
5. Поддержка физической культуры и спорта:
укрепление материально-технической и спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом;
формирование устойчивого интереса у населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, традиций и навыков здорового образа жизни;
обеспечение доступа к занятиям физической культурой и спортом для людей с ограниченными возможностями;
развитие туризма.
6. Сохранение и формирование кадрового потенциала, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований:
проведение конкурсов, выявляющих лучших по профессии специалистов с целью стимулирования их творчества и инициативы;
организация творческих встреч;
проведение семинаров-тренингов по инновационной деятельности учреждений.
Целевыми показателями эффективности, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы, являются:
количество посещений библиотек (человек), который определяется согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 6-НК "Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке";
количество выданных библиотечных документов (тыс.экз.), который определяется согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 6-НК "Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке";
количество культурно-досуговых мероприятий в отчетном году согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 7-НК "Сведения об организации культурно-досугового типа"
количество посещений культурно-досуговых мероприятий, в отчетном году согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 7-НК "Сведения об организации культурно-досугового типа";
посещаемость музейных учреждений (человек), который в отчетном году согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 8-НК "Сведения о деятельности музея";
число предметов основных фондов (единиц), который определяется согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 8-НК "Сведения о деятельности музея";
охват детей и подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования в общем количестве детей от 6 до 17 лет (человек), который определяется согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 1-ДО "Сведения об учреждении дополнительного образования детей";
количество человек, посетивших спорткомплекс (человек), который определяется согласно данным из ежедневного журнала посещаемости МБУ СКК "Здоровье" имени О.В. Кулакова;
число человеко-дней пребывания детей и молодежи в спорткомплексе (чел.дней), который определяется согласно данным из ежедневного журнала посещаемости МБУ СКК "Здоровье" имени О.В. Кулакова;
увеличение доли муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве муниципальных учреждений культуры, расположенных на территории района:
, где, где:
- количество зданий культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, расположенных на территории района;
- общее количество зданий муниципальных учреждений культуры, расположенных на территории района;
Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы отражаются в приложении N 1.
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы в качественном выражении:
создание условий для функционирования управления культуры как ответственного исполнителя муниципальной программы;
разработка муниципальных заданий муниципальным бюджетным учреждениям и соглашений на выполнение муниципальных заданий;
совершенствование системы оплаты труда работников отрасли с учетом эффективности труда на основе эффективного контракта;
повышение качества услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры;
активизация деятельности учреждений культуры района;
количество посещений библиотек увеличится на 0,05% в год;
темпы роста культурно-досуговых мероприятий, проводимых учреждениями культурно-досугового типа, составят 100%;
темпы прироста количества посещений культурно-досуговых мероприятий составят 0,1% к предыдущему году;
посещаемость музейных учреждений увеличится на 0,3%;
сохранность контингента обучающихся по дополнительному образованию в образовательных учреждениях сферы культуры;
увеличение доли жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом на 2% в год;
увеличение обеспеченности жителей города спортивными сооружениями;
создание комфортных условия для посетителей учреждений культуры и искусства, благоустройство территорий, сохранность муниципального имущества;
доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве муниципальных учреждений культуры, расположенных на территории района, уменьшится до 8,3%;
совершенствование финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности учреждений;
ведение бухгалтерского учета и своевременное составление отчетности.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач. Программа будет реализована в 2019 - 2024 годах, разбивка на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы Приоритетными направлениями муниципальной программы являются:
3.1. Организация библиотечного обслуживания населения:
организация обслуживания пользователей (обеспечение качественных библиотечных услуг, автоматизация библиотечных процессов, обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам через Интернет);
качественное формирование библиотечных фондов (приобретение новых книг, изданий видео- и звукозаписей, документов на СD-ROM, подписка на периодические издания);
обеспечение сохранности библиотечных фондов.
3.2. Развитие системы дополнительного образования:
оснащение учебно-наглядными пособиями учреждений;
развитие материально-технической базы учреждений (приобретение мебели, светового и музыкального оборудования);
оснащение учреждений компьютерами, установка пакетов офисных программ, оборудование выходов в Интернет;
оборудование концертных залов в учреждениях;
обеспечение музыкальными инструментами;
информационная поддержка культурно-массовых мероприятий с учащимися;
городские конкурсы, смотры, выставки, фестивали художественного творчества детей;
участие в областных региональных, всероссийских смотрах, конкурсах, фестивалях;
участие в дополнительных конкурсах авторских программ дополнительного образования;
совершенствование профессиональной подготовки специалистов.
3.3. Организация деятельности краеведческого музея:
обеспечение сохранности музейных коллекций;
реставрация особо ценных музейных предметов;
пополнение фондов;
создание новых экспозиций;
повышение уровня инженерно-технической оснащенности;
обеспечение хозяйственной деятельности музея.
3.4. Организация досуга и обеспечения культурно-просветительного обслуживания жителей района:
поддержка и развитие традиционной народной культуры (Лучший по профессии, день работника культуры, день Победы, день города, город мастеров, фестиваль Железа, день физкультурника, день пожилого человека, бал главы);
поддержка деятельности творческих коллективов (смотр художественной самодеятельности, всероссийский фестиваль любительских театральных коллективов, межрегиональные фестивали и конкурсы вокальной и хоровой направленности, издание буклетов, брошюр, пригласительных билетов);
поддержка юных дарований (смотр детской художественной самодеятельности, межрегиональные фестивали и конкурсы вокальной и хоровой направленности).
3.5. Организация предоставления услуг в области физической культуры и спорта:
организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
оснащение спортивным инвентарем и оборудованием.
3.6. Осуществление управленческих функций в сфере культуры, искусства, бухгалтерского учета и отчетности, предоставление услуг по хозяйственному обслуживанию:
реализация установленных полномочий (функций) управления культуры Белохолуницкого района; организация эффективного управления подведомственными учреждениями;
реализация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности управления.
совершенствование финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов в сфере культуры, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности подведомственных учреждений;
мониторинг состояния сети подведомственных муниципальных учреждений, осуществляющих культурную деятельность;
создание системы мотивации руководителей и специалистов муниципальных подведомственных учреждений на достижение результатов в профессиональной деятельности;
предоставление и анализ бухгалтерской, статистической, экономической и налоговой сводной отчетности по результатам деятельности подведомственных учреждений;
обеспечение необходимого режима содержания и эксплуатации зданий (помещений) учреждений культуры (содержание в чистоте зданий, сооружений и прилегающих территорий, а также содержание в чистоте внутренних помещений учреждений культуры);
предоставление услуг по обеспечению сторожевой охраны учреждений;
предоставление услуг по обслуживанию котельных;
выполнение комплекса работ по подготовке зданий (помещений), находящихся на балансе учреждений к работе в зимних условиях.
3.7. Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере культуры и искусства:
выплата отдельным категориям специалистов, работающих в муниципальных учреждениях и проживающих в сельских населенных пунктах, частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты;
выполнение отдельных государственных полномочий по возмещению расходов, связанных с представлением руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах.
3.8. Проведение текущего и капитального ремонта зданий и помещений:
в 2019 году - Гуренский Дом культуры;
в 2020 году - Дубровский Дом культуры;
в 2021 году - Белохолуницкая центральная библиотека и Городской Дом культуры;
в 2022 году - Белохолуницкая центральная библиотека, Быдановский Дом культуры, Подрезчихинский Дом культуры;
в 2023 году - Белохолуницкая центральная библиотека;
в 2024 году - Детская библиотека, Белохолуницкая детская школа искусств, Всехсвятский Дом культуры.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В рамках реализации муниципальной программы управлением культуры планируется формирование и актуализация на муниципальном уровне нормативной правовой и методологической базы:
разработка в установленном порядке проектов постановлений администрации Белохолуницкого муниципального района, регулирующих отношения в сфере культуры, при необходимости;
разработка и принятие локальных правовых актов управления культуры Белохолуницкого района.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приведены в приложении N 2 программы.
В случае изменения и (или) принятия нормативных правовых актов в сфере законодательства Российской Федерации о культуре и с целью эффективной реализации мероприятий муниципальной программы в течение периода ее действия управление культуры Белохолуницкого района будет разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с законодательством.
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а так же иных внебюджетных источников.
Ответственный исполнитель муниципальной программы - управление культуры Белохолуницкого района Кировской области. Соисполнителями муниципальной программы являются:
МБУК "Белохолуницкий Дом культуры";
МБУК "Белохолуницкая ЦБ";
МБУК "Белохолуницкий краеведческий музей";
МБУ ДО "Белохолуницкая ДШИ";
МБУ ДО ДХШ г. Белая Холуница;
МБУ ДО ДШИ п. Дубровка;
МБУ ДО ДШИ п. Подрезчиха;
МБУ СКК "Здоровье" имени О.В. Кулакова;
МКУ "ЦБК";
МКУ по хоз.обслуживанию.
Общая сумма на реализацию муниципальной программы за счет всех источников финансирования составит 1510717,93 тыс. рублей, в том числе:
Источники |
2019 год (факт) |
2020 год (факт) |
2021 год (факт) |
2022 год (прогноз) |
2023 год (прогноз) |
2024 год (прогноз) |
2025 год (прогноз) |
2026 год (прогноз) |
2027 год (прогноз) |
2028 год (прогноз) |
2029 год (прогноз) |
2030 год (прогноз) |
Итого |
||||||||||
Всего |
113698,92 |
114591,62 |
134318,19 |
164593,10 |
122733,90 |
123824,40 |
122826,30 |
122826,30 |
122826,30 |
122826,30 |
122826,30 |
122826,30 |
1510717,93 |
||||||||||
Федеральный бюджет |
6456,32 |
2474,34 |
2168,07 |
6242,18 |
824,60 |
936,80 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
19102,31 |
||||||||||
Областной бюджет |
1432,37 |
1434,52 |
1948,52 |
11726,17 |
588,90 |
600,40 |
549,10 |
549,10 |
549,10 |
549,10 |
549,10 |
549,10 |
21025,48 |
||||||||||
Местный бюджет |
99631,49 |
106270,63 |
123601,39 |
140703,65 |
117301,40 |
118046,20 |
118036,20 |
118036,20 |
118036,20 |
118036,20 |
118036,20 |
118036,20 |
1413771,98 |
||||||||||
Иные внебюджетные источники |
6178,74 |
4412,13 |
6600,21 |
5921,08 |
4019,00 |
4241,00 |
4241,00 |
4241,00 |
4241,00 |
4241,00 |
4241,00 |
4241,00 |
56818,16 |
При определении объемов ресурсного обеспечения муниципальной программы использовались расчетный и нормативный методы оценки затрат.
Объемы финансирования муниципальной программы уточняются ежегодно при формировании местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы на реализацию муниципальной программы за счет средств местного бюджета представлены в приложении N 3.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлен в приложении N 4.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
Для успешной реализации поставленных задач муниципальной программы был проведен анализ рисков, которые могут повлиять на ее выполнение.
К рискам реализации муниципальной программы следует отнести следующие:
6.1. Финансовые риски
Финансовые риски относятся к наиболее важным. Любое сокращение финансирования со стороны областного и местного бюджетов повлечет неисполнение мероприятий муниципальной программы и, как следствие, ее невыполнение.
К финансовым рискам также относятся неэффективное и нерациональное использование ресурсов муниципальной программы.
6.2. Законодательные риски
В период реализации муниципальной программы на федеральном уровне планируется принятие федерального закона о культуре, внесение изменений в нормативные правовые акты как на федеральном уровне, в частности в Основы законодательства Российской Федерации о культуре, так и на областном уровне. Это, возможно, повлечет за собой корректировку поставленных целей.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений в действующую нормативную базу, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование муниципальной программы.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения и корректировка мероприятий муниципальной программой с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.