Решение Приморского краевого суда от 13 декабря 2022 г. по делу N 3а-368/2022
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре ФИО12
с участием прокурора ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению территориального общественного самоуправления "Феодосийская", ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, Думе города Владивостока, заинтересованные лица - администрация города Владивостока, ФИО9 об оспаривании в части нормативных правовых актов, изменяющих Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в районе бухты "Патрокл",
установил:
административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения исковых требований просят признать недействующим генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года N 915-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края") в части отнесения земельных участков с кадастровыми N, N, N, N, N, N, N, N, расположенных в границах территории СДК "Окунь" к функциональной зоне - зона смешанной и общественно-деловой застройки.
Также просят признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года N 120-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа") в части отнесения земельных участков с кадастровыми N, N, N, N, N, N, N, N к территориальной зоне общественно-жилая зона (ОЖ 1).
В обоснование заявленных требований указали, что на территории садово-дачного кооператива "Окунь" (далее - СДК "Окунь") собственниками земельных участков, которые не являются членами товарищества, организовано ТОС "Феодосийская", членами которого являются 17 человек, в том числе административные истцы.
Распоряжением администрации города Владивостока от 22 октября 2007 года N 1808-р "Об утверждении проектов границ земельных участков в городе Владивостоке в районе урочища "бухта Патрокл" сельскохозяйственному садоводческому потребительскому кооперативу "Окунь" для садоводства" утверждены границы земельных участков членов садоводческого потребительского кооператива "Окунь".
На основании указанного распоряжения земельные участки членов кооператива сформированы и оформлены в собственность в границах земельного участка, проект которого утвержден в приложении 1 к распоряжению N 1808-р. Территория общего пользования (дороги, подъездные пути) в границах территории кооператива сформирована и поставлена на кадастровый учет в 2009 году, участку присвоен кадастровый N, вид разрешенного использования - для садоводства.
Вид разрешенного использования земельного участка до принятия Правил землепользования и застройки устанавливался в правоустанавливающих документах (в договоре купли-продажи, аренды, актах о предоставлении или о праве на земельный участок и т.п., издававшихся в 90-е годы, где указывается, для каких целей передается из государственной собственности земельный участок).
В соответствии с ранее действовавшей схемой функционального зонирования территории, утвержденной решением Думы города Владивостока от 18 декабря 2014 года N 401, земельные участки СДК "Окунь" располагались в границах функциональной жилой зоны, и с ранее действовавшей картой градостроительного зонирования - в границах территориальной зоны Ж-3.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 в отношении указанных участков установлена территориальная зона Ж-4.
Распоряжением министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года N 120-ра в отношении части земельных участков на территории СДК "Окунь" территориальная зона Ж-4 изменена на территориальную зону ОЖ-1.
В 2014 году в Правилах землепользования и застройки вся территория СДК "Окунь" отнесена к зоне жилой застройки, с 2018 года часть территории СДК "Окунь" отнесена к зоне СХ-1, часть - к территориальной зоне смешанной и общественно деловой застройки. С 2018 года для части территории СДК "Окунь" сохранена зона СХ-1, а для остальной части изменена на ОЖ-1.
Согласно действующей редакции Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа территория СДК "Окунь" определена в территориальные зоны: общественно-жилая зона (ОЖ 1), зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный) (Ж 2), зона, предназначенная для ведения садоводства (СХ 1).
Приобретая участки, административные истцы знали, что они находятся в границах садоводческого товарищества "Окунь", намеревались использовать их согласно виду разрешенного использования. До 2021 года истцы полагали, что вся территория СДК "Окунь" расположена в зоне СХ, после чего им стало известно, что участок расположен в границах территориальной зоны ОЖ-1.
По мнению административных истцов, отнесение принадлежащих им земельных участков к данной территориальной зоне нарушает правовой режим использования земель, предоставленных садоводческому товариществу, а отнесение земельных участков, находящихся в границе населенного пункта и имеющих вид разрешенного использования "для ведения садоводства", к функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и территориальной зоне общественно-жилая зона (ОЖ 1) не отвечает требованиям определенности, противоречит требованиям законодательства, исключая для истцов предусмотренную Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможность размещения на садовых участках садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Также административные истцы указывают на то, что изменения в зонирование внесены на основании разработанной программы Саммита АТЭС в 2012 году, которой предусмотрено размещение малоэтажной и многоэтажной жилой застройки в районе бухты "Патрокл", в связи с чем выполнена и утверждена документация по планировке территории.
Согласно положениям части 2 статьи 6 Федерального закона от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ, в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, изъятие таких земельных участков для размещения необходимых для проведения саммита объектов осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям таких земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность Российской Федерации, Приморского края или Владивостокского городского округа (часть 5 статьи 6 Закона).
Однако в отношении указанных земельных участков процедура изъятия не проводилась. Документация планировки территории создавалась в рамках подготовки к Саммиту АТЭС, однако программа не была реализована, а изменения в Правилах землепользования и застройки остались. При этом другая часть земельных участков СДК "Окунь" продолжает оставаться в зоне СХ-1. Таким образом, отнесение земельных участков административных истцов к функциональной зоне ОЖ 1 является нецелесообразным. (т. 3, л.д. 22-25).
С учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", части 4 статьи 38, части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судом рассмотрены уточненные требования административных истцов, предъявленные ими к Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, заинтересованные лица - администрация города Владивостока, ФИО9.
На основании определения суда от 27 сентября 2022 года Дума города Владивостока привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика как представительный орган местного самоуправления, принявший оспариваемые нормативные правовые акты.
В судебное заседание административные истцы ФИО6, ФИО14, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО5 не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители административных истцов ФИО4 и ТОС "Феодосийская" ФИО15 и ФИО16 административные исковые требования в редакции от 24 февраля 2022 года поддержали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учётом уточнений.
Представители административных ответчиков: Правительства Приморского края - ФИО17, министерства строительства Приморского края - ФИО18, Думы города Владивостока - ФИО19, заинтересованных лиц: администрации города Владивостока - ФИО20, ФИО9 - ФИО21 возражали против удовлетворения административного иска по доводам письменных отзывов.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора ФИО13, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что на территории СДК "Окунь" собственниками земельных участков, которые не являются членами товарищества, организовано ТОС "Феодосийская" (далее - ТОС). Членами ТОС "Феодосийская" являются 17 человек, в том числе административные истцы, собственники земельных участков с кадастровыми N, N, N, N, N, N, N, N.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7 статьи 213 КАС РФ). При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Согласно части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (статья 2 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения на срок не менее двадцати лет (пункт 1 части 1 статьи 8, часть 11 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23 - 25 ГрК РФ.
В силу части 4 статьи 3 ГрК РФ генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует к общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключения о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа. Решение опубликовано 19 сентября 2008 года в издании "Вестник Думы города Владивостока" N 9, 16 сентября 2008 года в газете "Приморская газета" N 68 (238). Генеральный план включает в себя карту размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон.
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании "Утро России" N 39 (4233) 10 апреля 2010 года. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Соблюдение процедуры принятия и введение в действие указанных муниципальных нормативных правовых актов неоднократно проверялось судами различных инстанций, оснований для признания указанных решений Думы города Владивостока недействующими не установлено.
Законом Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", Уставом Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" (в редакции от 2 октября 2019 года), постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края" (в редакции от 2 октября 2019 года), наименование Администрации Приморского края изменено на Правительство Приморского края, департамента градостроительства Приморского края - на министерство строительства Приморского края.
В соответствии со статьей 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" Правительство Приморского края или уполномоченные им органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
На основании распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 2 июня 2016 года N 83 "О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа и правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па внесены изменения в генеральный план Владивостокского городского округа. Постановление вступило в силу со дня его опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15 февраля 2018 года.
Постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года N 915-пп внесены изменения в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа". Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 23 октября 2020 года.
Принятию данного постановления предшествовало принятие главой администрации города Владивостока решения о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план; опубликование оповещения о начале общественного обсуждения проекта внесения изменений; размещение проекта изменений и информационных материалов к нему на официальном сайте администрации города Владивостока в сети Интернет www.vlc.ru; проведение экспозиции проекта.
Со дня окончания периода размещения по проекту внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа и информационных материалов к нему на официальном сайте администрации города Владивостока управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока подготовлен и оформлен протокол общественного обсуждения от 10 февраля 2020 года N 1. На основании протокола подготовлено заключение о результатах общественного обсуждения от 14 февраля 2020 года N 1, которое опубликовано в установленном законом порядке.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 внесены изменения в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 апреля 2018 года.
Распоряжением министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года N 120-ра внесены изменения в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа". Распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 27 октября 2020 года.
Принятию данного распоряжения предшествовало принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта; опубликование сообщения о принятии такого решения и проекта изменений, а также о начале общественного обсуждения по проекту внесения изменений с указанием срока его проведения на официальном сайте администрации города Владивостока.
Со дня окончания периода размещения по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и информационных материалов к нему на официальном сайте администрации города Владивостока управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока подготовлен и оформлен протокол общественного обсуждения от 10 февраля 2020 года N 1. На основании протокола подготовлено заключение о результатах общественного обсуждения от 17 февраля 2020 года N 1, которое опубликовано в установленном законом порядке.
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты и изменения в них приняты уполномоченными органами в рамках предоставленной им компетенции с соблюдением формы и процедуры принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования.
В результате внесенных изменений земельные участки с кадастровыми N, N, N, N, N, N, N, N отнесены к функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и территориальной зоне общественно-жилая зона (ОЖ 1).
По мнению административных истцов, установление данной территориальной зоны нарушает правовой режим использования земель, предоставленных садоводческому товариществу, а отнесение принадлежащих истцам земельных участков к функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и территориальной зоне общественно-жилая зона (ОЖ 1) исключает возможность размещения на них садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек.
Исходя из установленных в статье 2 ГрК РФ принципов законодательства в градостроительной деятельности, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
То есть, в рассматриваемом случае отнесение рассматриваемых земельных участков к функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и территориальной зоне общественно-жилая зона (ОЖ 1) должно иметь разумное и объективное обоснование, основанное на анализе баланса частных и публичных интересов, с соблюдением конституционных принципов, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, иначе, оно являлось бы произвольным.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель и земельных участков определяется, прежде всего, правилами землепользования и застройки, в составе которых утверждены градостроительные регламенты.
Частью 1 статьи 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с разделом 3.5 главы III "Градостроительные регламенты" вышеуказанных изменений правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в градостроительных регламентах территориальной зоны ОЖ 1 в перечне основных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрен вид разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
В соответствии с параметрами разрешенного использования, указанными в таблице градостроительных регламентов для зоны ОЖ-1, для вида разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" установлены следующие параметры разрешенного использования: предельное минимальное количество этажей - 9 надземных этажей, предельное максимальное количество этажей - 30 надземных этажей; размеры земельных участков не менее 2500 кв. м, максимальный процент застройки в границах земельного участка, включая здания, строения, сооружения, в том числе обеспечивающие функционирование объекта - 60%.
Согласно частям 11 и 12 статьи 2 Главы I "Порядка применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений" вышеуказанных изменений правил землепользования и застройки основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, установленные градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны, правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Правообладатели земельных участков, являющиеся собственниками земельных участков, осуществив самостоятельно выбор новых основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков с учетом их соответствия градостроительному регламенту при условии соблюдения требований технических регламентов, обращаются с соответствующим заявлением в орган государственной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Рассматриваемые земельные участки имеют вид разрешенного использования - для садоводства и огородничества.
Согласно карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки в оспариваемой редакции земельные участки административных истцов расположены в территориальной общественно-жилой зоне "ОЖ 1".
В ранее действовавшей редакции (от 28 марта 2018 года) правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в отношении земельных участков была установлена территориальная зона застройки многоэтажными жилыми домами "Ж 4".
Градостроительные регламенты указанной территориальной зоны аналогичны по своим характеристикам градостроительным регламентам территориальной зоны ОЖ 1, и также не предусматривали вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - "для индивидуального жилищного строительства" и "ведение садоводства" как и установленная территориальная общественно-жилая зона "ОЖ 1".
При этом установленная правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в отношении земельных участков административных истцов территориальная общественно-жилая зона "ОЖ 1" соответствует функциональному зонированию земельных участков в генеральном плане Владивостокского городского округа - функциональная зона смешанной и общественно-деловой застройки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что установленная правилами землепользования и застройки в отношении земельных участков административных истцов территориальная общественно-жилая зона "ОЖ 1" соответствует функциональному зонированию земельных участков в генеральном плане Владивостокского городского округа - функциональная зона смешанной и общественно-деловой застройки.
Установление функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки и отнесение к ней рассматриваемых земельных участков положениям градостроительного законодательства Российской Федерации не противоречит.
По сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, кадастровый учет земельных участков производился в период с 2009 по 2014 годы.
Также установлено, что право собственности административных истцов на земельные участки было зарегистрировано в период с 2010 по 2021 годы, даты завершения строительства жилых домов на земельных участках - с 2015 по 2020 годы.
Права на земельные участки с видом разрешенного использования "для садоводства и огородничества" и права на жилые дома оформлены в упрощенном порядке по "дачной амнистии" на основании Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Нормами части 8 статьи 36 ГрК РФ и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, вопреки доводам административных истцов отнесение рассматриваемых земельных участков к функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и общественно-жилой зоне (ОЖ 1) не нарушает правовой режим использования земельных участков и не исключает для истцов возможности размещения на них садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Доказательств невозможности использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования административными истцами не представлено.
Вместе с тем следует отметить, что в оспариваемой части генеральный план и правила землепользования и застройки не содержат положений, ограничивающих права административных истцов, как пользователей спорных земельных участков.
В свою очередь, действующее градостроительное законодательство не ставит возможность разработки генерального плана и правил землепользования и застройки и внесения в них изменений в зависимость от вида разрешенного использования земельных участков в границах территории, которую затрагивает генеральный план и правила землепользования и застройки, поскольку его целью является устойчивой развитие территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов на перспективу.
Кроме того, рассматриваемые земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой подготовлена и утверждена документация по планировке территории постановлением администрации города Владивостока от 23 июня 2021 года N 2489 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 15 сентября 2014 года N 8494 "Об утверждении документации по планировке территории в районе бухты Патрокл города Владивостока". Согласно чертежам, содержащимся в составе указанной документации по планировке территории, в отношении рассматриваемых земельных участков предусматривается зона сохраняемой жилой застройки.
Принимая во внимание, что предусмотренные частью 8 статьи 213 КАС РФ основания для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов не установлены, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований территориального общественного самоуправления "Феодосийская", ФИО10, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, Думе города Владивостока об оспаривании в части нормативных правовых актов - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 13 декабря 2022 г. по делу N 3а-368/2022
Опубликование:
-