Решение Приморского краевого суда от 7 июля 2022 г. по делу N 3а-287/2022
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Заика О.В.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Омега" - Елсуковой Г.И.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Правительства Приморского края Давыденко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омега" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица министерство промышленности и торговли Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока, Правительство Приморского края об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1 (1735) -1 января 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 17 мая 2022 года N 361-ри.
В Перечень объектов на 2020 год включён объект недвижимости: здание управления с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10, корп. 9 (пункт 6821).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень объектов на 2021 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 24 декабря 2020 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 104 (1838) - 29 декабря 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 17 мая 2022 N 362-ри.
В Перечень объектов на 2021 год включён объект недвижимости: здание управления с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10, корп. 9 (пункт 6670).
Общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее - ООО "Омега") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением указав, ООО "Омега" является собственником объекта недвижимости: здания с кадастровым номером N, общей площадью 1610,2 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10, корп. 9. Указанное здание включено в Перечень объектов на 2020 год (пункт 6821) и Перечень объектов на 2021 год (пункт 6670). Полагают, что принадлежащий ООО "Омега" объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база должна определяться равной его кадастровой стоимости. Данное здание имеет разрешённое использование "гостиничное обслуживание", расположено на принадлежащем ООО "Омега" на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N с разрешённым использованием "гостиничное обслуживание", представляет собой гостевой дом "Вид на Золотой Рог", не предназначено для использования и фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Мероприятия по определению вида фактического использования здания, проведение которых предусмотрено постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), не проводились. Включение указанного объекта недвижимости в перечни объектов на 2020 и 2021 годы влечет за собой уплату налога на имущество организаций в повышенном размере, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Административный истец просит:
признать недействующим пункт 6821 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, со дня принятия указанного распоряжения;
признать недействующим пункт 6670 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, со дня принятия указанного распоряжения.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц министерства промышленности и торговли Приморского края, министерства экономического развития Приморского края, администрации города Владивостока не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством промышленности и торговли Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с пунктом 4 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па министерство промышленности и торговли Приморского края (правопреемник департамента лицензирования и торговли Приморского края) уполномочено формировать и направлять ежегодно в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) Перечень торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Письмом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 30 сентября 2019 года N 21-05-55/4697, о направлении Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, сведения об объекте - здании общей площадью 1 610,2 кв. м., местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, 10 стр. 9, кадастровый номер N, в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не подавались. Письмом министерства промышленности и торговли Приморского края от 29 октября 2020 года N 30/7119, о направлении Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, сведения об объекте - здании общей площадью 1 610,2 кв. м., местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, 10 стр. 9, кадастровый номер N, в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края не подавались.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя министерства экономического развития Приморского края, и указано, что в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов на 2020 год, в который был включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10. До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство экономического развития Приморского края) о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечень офисных объектов, в том числе и объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10. Данный объект был включён в перечень на 2020 год на основании информации, представленной администрацией города Владивостока. Так же данный объект был включён в Перечень на 2021 год. При этом, с 1 января 2020 года в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па Перечень формируется без участия министерства экономического развития Приморского края.
В соответствии со статьёй 150 частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Омега" - Елсукова Г.И. поддержала административные исковые требования, считает, что основания для включения здания, принадлежащего на праве собственности ООО "Омега", в Перечни объектов на 2020, 2021 годы отсутствовали, включение данного здания в Перечни объектов на 2020, 2021 годы привело к существенному росту налоговой ставки при расчете налога на имущество организаций, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Правительства Приморского края Давиденко К.А. в судебных заседаниях просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечней на 2020 и 2021 годы, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (после 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) сформировал и утвердил Перечни объектов на 2020 и 2021 годы, в том числе на основании Перечня Торговых объектов, представленного департаментом лицензирования и торговли Приморского края (после 1 января 2020 года министерство промышленности и торговли Приморского края), Перечня Офисных объектов, представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (после 1 января 2020 года министерство экономического развития Приморского края) информации, предоставленной муниципальными образованиями Приморского края. Объект недвижимости с кадастровым номером N, включён в Перечень объектов на 2020 год на основании информации предоставленной департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (входящий N 20-40726 от 31 октября 2019 года (указан в строке 599)); в Перечень объектов на 2021 год на основании информации предоставленной администрацией города Владивостока (входящий N 20-17440 от 29 июня 2020 года (указан в строке 2255). Поскольку объект представлен для включения в Перечни уполномоченными органами, а также собственником объекта ранее не были заявлены возражения относительно включения Объекта в Перечни на 2020 и 2021 годы, обследование для целей определения вида фактического использования не проводилось. Распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри приняты и опубликованы в установленном законом порядке.
Выслушав представителя административного истца Елсукову Г.И., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Давиденко К.А., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Заика О.В., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней объектов на 2020 и 2021 годы недействующими со дня принятия соответствующих распоряжений, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (редакциях действовавших на момент формирования и утверждения Перечней объектов на 2020 год и 2021 год), департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, а с 1 января 2020 - министерство имущественных и земельных отношений Приморского края являлся (являлось) органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края - в министерство промышленности и торговли Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела ООО "Омега" является собственником объекта недвижимости: здания управления, площадью 1610,2 кв. м, с кадастровым номером N, назначение: нежилое, количество этажей: 4, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10, корп. 9, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 1 ноября 2017 года сделана запись регистрации N N-25/001/2017-2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 30 декабря 2020 года.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1 (1735), 1 января 2020 года.
В пункт 6821 Перечня объектов на 2020 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 1, корп. 9, принадлежащее ООО "Омега" на праве собственности.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 24 декабря 2020 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 104 (1838) - 29 декабря 2020 года.
В пункт 6670 Перечня объектов на 2021 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10, корп. 9, принадлежащее ООО "Омега" на праве собственности.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, с 1 января 2020 года - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия, опубликования и к введению его в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей в период утверждения Перечня объектов на 2020 год) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30 декабря 2020 года, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1610,2 кв. м, количество этажей: 4, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10, корп. 9, имеет наименование: "Здание управления", назначение: "нежилое", вид разрешённого использования: "Гостиничное обслуживание".
До изменения по заявлению ООО "Омега" вида разрешённого использования объекта недвижимости, принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1610,2 кв. м, также имел наименование "Здание управления", назначение "нежилое здание", сведения о виде разрешённого использования отсутствовали.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 9 ноября 2020 года, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, принадлежащий административному истцу объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2703 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: гостиничное обслуживание, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположено в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, дом 10/9. Данный земельный участок находится в собственности административного истца ООО "Омега", право собственности административного истца зарегистрировано 17 сентября 2018 года, запись регистрации ....
До ноября 2020 года данный земельный участок имел вид разрешенного использования "Для дальнейшей эксплуатации здания - административное, насосная (Лит. А, Лит. Б - трансформатор)", что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 августа 2020 года N ....
Вид разрешенного использования земельного участка ни на момент утверждения Перечня объектов на 2020 год, ни на момент утверждения Перечня объектов на 2021 год не предусматривал размещение на нём именно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, установленный для земельного участка вид разрешенного использования сначала "Для дальнейшей эксплуатации здания - административное, насосная (Лит. А, Лит. Б - трансформатор)", а затем - "гостиничное обслуживание" не соответствует видам использования, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Указание на данные виды разрешенного использования не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на данном участке объекта исключительно в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 30 июня 2022 года следует, что по состоянию на 2019 год: земельный участок с кадастровым номером N имел вид разрешённого использования: "для дальнейшей эксплуатации здания - административное, насосная (Лит. А, Лит. Б - трансформатор); здание с кадастровым номером N имело назначение "нежилое", сведения о виде разрешённого использования отсутствуют.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22 апреля 2022 года N N основным видом деятельности ООО "Омега" является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.10).
Административным истцом представлены два заявления в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации и две Справки-подтверждения основного вида экономической деятельности, подтверждающие что в 2020 и 2021 годах основным видом деятельности ООО "Омега" являлся вид - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.10).
Согласно свидетельству системы классификации объектов туристской индустрии, выданному обществом с ограниченной ответственностью "Бюро классификации и экспертизы" 12 декабря 2019 года N 78/17/0424-2019, гостинице "Вид на Золотой Рог", расположенной в принадлежащем административному истцу здании по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10/9 присвоена категория Три звезды на номерной фонд 30 номеров.
Из паспорта безопасности гостевого дома "Вид на золотой Рог" утверждённого директором ООО "Омега" Орловской Е.В. 30 октября 2019 года, согласованного заместителем начальника Управления ФСБ России по Приморскому краю Мухиным А.П. 19 ноября 2019 года, начальником УВО по г. Владивосток филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Приморскому краю" Белоусовым А.С. 12 ноября 2019 года, следует, что гостевой дом "Вид на Золотой Рог" располагается в принадлежащем административному истцу здании по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, д. 10/9, основной вид деятельности: предоставление услуг в сфере гостиничного, туристического обслуживания, общественного питания, предоставление услуг аренды помещений. Также из данного паспорта следует, что в аренду сдаются, находящиеся на цокольном этаже здания кабинет 20 кв. м, кабинет 20 кв. м, кабинет 8 кв. м.
Из составленного по состоянию на 2003 год технического паспорта на здание, принадлежащее на праве собственности ООО "Омега", следует, что технический паспорт был составлен на здание "Административное, насосная", переименованное в "Здание управление", указано, что используется по назначению. Из поэтажного плана Здания управления и экспликации к нему, составленного городским бюро технической инвентаризации г. Владивостока следует, что в здании расположены помещения:
цокольный этаж: дизельные, эл. щитовая, библиотека, подсобное, слесарная мастерская, умывальник, туалет, подсобные, гардеробная, душевые, комната дежурного, бокс, тепловой узел, коридоры, моечная, кладовая, торговый зал (18 кв. м.), кабинет; трансформаторные,
первый этаж: коридоры, архив, кабинеты, холл, лестничная клетка, умывальник, туалет, линейно-аппаратный зал;
второй этаж: лестничная клетка, холл, умывальник, туалет, коридоры, кабинеты, приемная;
третий этаж: лестничная клетка, холл, умывальник, туалет, коридор, кабинеты, диспетчерская.
Административным ответчиком данное здание было включено в оспариваемые в части Перечни объектов на 2020 и 2021 годы как офисное.
Согласно пояснениям представителя административного истца и представленным доказательствам, данное здание является и в рассматриваемый период являлось гостевым домом "Вид на Золотой Рог", не было предназначено для использования и фактически не использовалось в целях делового, административного или коммерческого назначения. Мероприятия по определению вида фактического использования указанного здания уполномоченным органом не проводились.
Исходя из технического паспорта с поэтажной экспликацией на Здание управления, в нём отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать данное здание административно-деловым центром и (или) торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием (назначением) "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, и (или) объектов бытового обслуживания, общественного питания.
В материалах дела отсутствуют доказательства достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям статьи 378.2 НК РФ на момент утверждения и действия Перечней на 2020 и 2021 годы принадлежащее ООО "Омега" здание по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с технической документацией является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а ровно было предназначено для использования и (или) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Кроме этого, принадлежащее административному истцу здание, включено в Перечени объектов на 2020 год, на 2021 год, как объект недвижимости, предусматривающий размещение офисов, тогда как, согласно технической документации размещение офисов в данном здании не предусмотрено, наименование помещений "кабинет", неравнозначно понятию "офис", назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определено.
При таких обстоятельствах для включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечни объектов на 2020 и 2021 годы уполномоченному органу необходимо было определять вид его фактического использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерству имущественных и земельных отношений Приморского края). Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерством имущественных и земельных отношений Приморского края) на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов нормативных правовых актов не принималось.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 6821 Перечня объектов на 2020 год, пункт 6670 Перечня на 2021 год подлежат признанию недействующими со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Омега" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица министерство промышленности и торговли Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока, Правительство Приморского края об оспаривании нормативных правовых актов в части, удовлетворить.
Пункт 6821 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт 6670 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 7 июля 2022 г. по делу N 3а-287/2022
Опубликование:
-