Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Алексеева Р.А. и Фефеловой И.И., при участии от ответчиков: Департамента строительства Краснодарского края - Лебедевой Д.П. (доверенность от 23.05.2011), государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" - Сеимовой С.Н. (доверенность от 27.02.2011), от третьего лица - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края - Яценко Ю.В. (доверенность от 10.01.2012), в отсутствие третьего лица - Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, истца - общества с ограниченной ответственностью "Проектные Системы" (ИНН 2310149653), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента строительства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2011 (судья Бабаева О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 (судьи Еремина О.А., Кузнецов С.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-9897/2011, установил следующее.
ООО "Проектные Системы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" (далее - учреждение) о взыскании 247 800 рублей долга по государственному контракту от 12.01.2009 N 1/367-СТ и 30 тыс. рублей расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Краснодарский край в лице Департамента строительства Краснодарского края (далее - департамент строительства); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по финансам бюджету и контролю Краснодарского края (далее - департамент финансов) и Департамент социальной защиты населения Краснодарского края.
Решением от 14.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2012, с субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице департамента строительства за счет средств казны Краснодарского края в пользу общества взыскано 247 800 рублей задолженности, в иске к учреждению отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается выполнение подрядчиком работ, предусмотренных государственным контрактом; оплата работ не произведена. Отсутствие лимитов бюджетных средств не является основанием для освобождения от обязанности по оплате выполненных работ.
В кассационной жалобе департамент строительства просит отменить состоявшиеся судебные акты, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, стороной государственного контракта и лицом, обязанным оплатить результат принятых работ, является учреждение, которое самостоятельно отвечает по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами. Доказательств того, что у учреждения не имеется денежных средств, не представлено. В материалах дела отсутствует акт сдачи-приемки работ заказчику, поэтому выполнение работ не доказано.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители департамента строительства и департамента финансов поддержали доводы жалобы, просили отменить решение от 14.12.2011 и постановление от 24.01.2012.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что 12 января 2009 года ООО "Кубань-Экология" (исполнитель) и учреждение (заказчик) на основании протокола заседания котировочной комиссии от 26.12.2008 N 59241 заключили государственный контракт N 1/367-СТ на выполнение разработки проекта организации санитарно-защитной зоны по объекту "Жилой корпус на 130 мест геронтологического центра "Екатеринодар", г. Краснодар, ул. Старокубанская, 36/2".
В соответствии с пунктом 2.1 контракта сроки начала и окончания работ определены с 12.01.2009 по 12.03.2009. Цена работ составляет 247 800 рублей (пункт 4.1 контракта). Оплата выполненных работ производится в пределах договорной цены и средств, фактически выделенных из бюджета Краснодарского края на выполнение работ по объекту, не позднее 10 дней с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ в размере 100% суммы контракта (пункты 4.2 и 4.4 контракта).
Во исполнение условий государственного контракта исполнитель выполнил работы на общую сумму 247 800 рублей. Работы приняты по накладной от 03.03.2009 N 246.
25 ноября 2011 года ООО "Кубань-Экология" по договору цессии N 0128 передало обществу право требования по государственному контракту от 12.01.2009 N 1/367-СТ.
Неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненных работ послужило основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (статья 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии со статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
По смыслу пункта 1 статьи 711, статей 758 и 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства: накладную от 03.03.2009 N 246, подписанную со стороны заказчика без возражений и замечаний; письмо от 04.03.2010 N 1208, в котором учреждение признает наличие задолженности по контракту, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты, суды пришли к законным и обоснованным выводам о сдаче результата работ исполнителем учреждению и наличии условий для взыскания задолженности.
Довод заявителя жалобы о том, что обязанность по оплате работ неправомерно возложена на департамент строительства, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, поскольку при заключении государственного контракта учреждение действовало от имени и в интересах Краснодарского края, доказательств фактического выделения заказчику средств на оплату выполненных работ не представлено (аналогичная позиция по данному вопросу отражена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07).
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А32-9897/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.