См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2009 г. N А32-22125/2008, от 28 июля 2009 г. N А32-22126/2008, от 31 июля 2009 г. N А32-22127/2008, от 5 февраля 2010 г. по делу N А63-6672/2009, от 1 марта 2012 г. N Ф08-38/12 по делу N А63-3652/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 3 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Назаренко И.П., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ациева Магомеда Багомедовича (ИНН 261808706071, ОГРНИП 310265006300072), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) и третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (ИНН 2618017650, ОГРН 1042600042539), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Егорченко И.Н., Казакова Г.В., Марченко О.В.) по делу N А63-6623/2011, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ациев М.Б. (далее - глава хозяйства, заявитель) обратился в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными отказы управления Росреестра от 15.07.2011 N 35/021/2011-213 в государственной регистрации договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 05.05.2011 N 245 и от 15.07.2011 N 35/021/2011-208 в государственной регистрации договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 05.05.2011 N 244;
- обязать управление Росреестра произвести государственную регистрацию договоров аренды от 05.05.2011 N 245 и от 05.05.2011 N 244.
Требования мотивированы следующим. Участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:29:140405:2 и 26:29:140315:6 предоставлены главе хозяйства в аренду в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Специальные нормы Закона о фермерском хозяйстве, предусматривающие упрощенную процедуру предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства, обладают приоритетом по отношению к общим нормам Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Поэтому отказы управления Росреестра произвести государственную регистрацию договоров аренды от 05.05.2011 N 244 и N 245, мотивированные непредставлением публикации о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка, не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 29.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - управление земельных отношений).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011, оставленным постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, требования удовлетворены. Признаны незаконными отказы управления Росреестра от 15.07.2011 N 35/021/2011-213 и от 15.07.2011 N 35/021/2011-208 в государственной регистрации договоров аренды от 05.05.2011 N 245 и от 05.05.2011 N 244. На управление Росреестра возложена обязанность провести государственную регистрацию договора от 05.05.2011 N 245 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:140405:2 площадью 168 тыс. кв. м и от 05.05.2011 N 244 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:140315:6 площадью 542 тыс. кв. м.
Судебные инстанции установили, что на основании заявления главы хозяйства от 16.08.2010 постановлениями администрации Предгорного муниципального района от 05.05.2011 N 915 и N 916 заявителю предоставлены в аренду для сельскохозяйственного производства земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:29:140405:2 (площадью 168 тыс. кв. м) и с кадастровым номером 26:29:140315:6 (площадью 542 тыс. кв. м). С главой хозяйства подписаны договоры аренды от 05.05.2011 N 245 и N 244. Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации договоров (сообщения от 15.07.2011 N 35/021/2011-213 и N 35/021/2011-208) со ссылкой на непредставление публикации о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка. При проверке оснований отказа в регистрации договоров аренды суды исходили из того, что отношения по предоставлению главе хозяйства земельного участка сельскохозяйственного назначения регулируются специальными нормами Закона о фермерском хозяйстве, имеющими приоритет по отношению к нормам Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве, которой установлен специальный (упрощенный) порядок получения крестьянским хозяйством земельного участка для создания (расширения) хозяйства и осуществления его деятельности, не предусматривающий обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения. Глава хозяйства относится к категории специальных субъектов, в связи с чем правила статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (о предоставлении земельных участков на торгах) не распространяются на спорные правоотношения. При наличии заявления главы хозяйства проведение торгов в отношении спорных земельных участков недопустимо, поэтому орган местного самоуправления правомерно предоставил участки без соблюдения процедуры информирования. Размер испрашиваемых участков обоснован видами деятельности хозяйства (животноводство). Договоры аренды от 05.05.2011 N 244 и N 245 соответствуют требованиям действующего законодательства. Поэтому суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации договоров аренды (пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; далее - Закон о регистрации) и обоснованности требований заявителя (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В порядке устранения допущенных нарушений на регистрирующий орган возложена обязанность провести государственную регистрацию договоров аренды (т. 2, л. д. 85, 127).
Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. При обращении за государственной регистрацией глава хозяйства представил постановления администрации N 915 и N 916, договоры аренды от 05.05.2011 N 245 и N 244, а также кадастровые паспорта земельных участков. В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения принятие решений о предоставлении участков сельскохозяйственного назначения допускается при условии опубликования сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков. При отсутствии документов, подтверждающих соблюдение порядка предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, осуществление государственной регистрации договоров аренды невозможно. Однако суды, разрешая спор, руководствовались только Законом о фермерском хозяйстве, статьей 12 которого не предусмотрено соблюдение процедуры информирования о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения. Выводы судебных инстанций в этой части ошибочны, поскольку предоставление преимуществ отдельным субъектам противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений и не допускается Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Поскольку участок предоставлен главе хозяйства с нарушением статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, главе хозяйства обоснованно отказано в государственной регистрации договоров аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Глава хозяйства в отзыве сослался на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу актов. По мнению главы хозяйства, судебные инстанции правильно применили к установленным по делу обстоятельствам нормы Закона о регистрации, Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и Закона о фермерском хозяйстве. Факт регистрации в налоговом органе крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Ациев М.Б., подтвержден документально. Спорные земельные участки предоставлены главе хозяйства для осуществления деятельности фермерского хозяйства. Пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет право гражданам, изъявившим желание вести фермерское хозяйство, приобрести земельные участки по правилам, закрепленным специальным законом. Статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве установлен особый порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Закон о фермерском хозяйстве не предусматривает необходимости публикации информации о предоставлении таких земельных участков. Наличие общей нормы о необходимости заблаговременно публиковать информацию о свободных земельных участках (статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) не может служить основанием для отказа в государственной регистрации в тех случаях, когда специальный порядок, установленный Законом о фермерском хозяйстве, таких требований не предусматривает. Поэтому управление Росреестра незаконно отказало в регистрации договоров от 05.05.2011 N 245 и N 244.
От управления земельных отношений отзыв на жалобу не поступил.
От управления Росреестра и управления земельных отношений поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Глава хозяйства, извещенный о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание кассационной инстанции не явился (представителей не направил).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, крестьянское (фермерское) хозяйство Ациева М.Б. зарегистрировано 4 марта 2010 года (свидетельство о государственной регистрации серии 26 N 003287215; т. 2, л. д. 10).
16 августа 2010 года глава хозяйства обратился к главе администрации Предгорного муниципального района с заявлениями, в которых в соответствии Законом о фермерском хозяйстве просил предоставить в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью 16,8 га и 54,2 га, расположенные в границах муниципального образования Пятигорский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, пос. Нижнеэтокский. В заявлениях глава хозяйства указал, что земельные участки будут использоваться для развития крестьянского (фермерского) хозяйства, под выпас и для сельскохозяйственного производства (т. 2, л. д. 2, 3).
На основании заявлений (за счет) главы хозяйства в отношении земельных участков площадью 16,8 га и 54,2 га выполнены межевые работы и осуществлен их государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Согласно представленным в дело кадастровым делам (заказчик кадастровых работ - глава хозяйства) земельному участку площадью 168 тыс. кв. м присвоен кадастровый номер 26:29:140405:2, земельному участку площадью 542 тыс. кв. м - кадастровый номер 26:29:140315:6 (т. 2, л. д. 33 - 76).
5 мая 2011 года администрацией Предгорного муниципального района приняты постановления N 915 и N 916 (т. 1, л. д. 31, 32, 36, 37). Постановлением N 915 главе хозяйства в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 168 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:29:140405:2. Участок расположен в границах муниципального образования Пятигорский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, почтовый адрес ориентира: р-н Предгорный, пос. Нижнеэтокский, ул. Дальняя, 2. Постановлением N 916 главе хозяйства в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:29:140315:6 площадью 542 тыс. кв. м, расположенный в границах муниципального образования Пятигорский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, почтовый адрес ориентира: р-н Предгорный, пос. Нижнеэтокский, ул. Дальняя, 6 а.
5 мая 2011 года управление земельных отношений (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) подписали договоры аренды N 245 и N 244, по условиям которых арендатору для сельскохозяйственного производства переданы в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:29:140405:2 площадью 168 тыс. кв. м и с кадастровым номером 26:29:140315:6 площадью 542 тыс. кв. м соответственно (т. 1, л. д. 25 - 30, 38 - 43).
17 мая 2011 года глава хозяйства обратился в управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды от 05.05.2011 N 245 и N 244 с приложением документов, указанных в расписках от 17.05.2011 (т. 1, л. д. 66, 88).
В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав регистрация договоров аренды приостанавливалась на срок до 15.07.2011, что подтверждается уведомлениями от 15.06.2011 (т. 1, л. д. 67, 89).
15 июля 2011 года главе хозяйства отказано в государственной регистрации договоров аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. В сообщениях управления Росреестра от 15.07.2011 N 35/021/2011-213 и N 35/021/2011-208 отказ мотивирован отсутствием заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка, а также документа, подтверждающего, что в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступало иных заявлений. Изложенные требования следуют из статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 63 - 65, 85 - 87).
Полагая, что отказы управления Росреестра от 15.07.2011 не соответствуют Закону о фермерском хозяйстве, глава хозяйства обратился в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).
На основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"").
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (абзац 4 пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации).
Договоры аренды от 05.05.2011 N 245 и N 244 сроком на 49 лет подлежат обязательной государственной регистрации (пункт 3 статьи 433, пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что Управление Росреестра отказало главе хозяйства в государственной регистрации договоров на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. Отказ обоснован несоответствием представленных на государственную регистрацию документов требованиям статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В уведомлениях об отказе указано, что отсутствует (не представлена) публикация в средствах массовой информации о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка, а также документ, подтверждающий отсутствие заявлений о предоставлении участка от иных лиц.
Признавая отказ регистрирующего органа не соответствующим закону, суды исходили из того, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом. Положения статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. При этом статья 12 Закона о фермерском хозяйстве не предусматривает обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении специальным субъектам (фермерам) земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве. В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Суды при разрешении спора установили, что спорные участки предоставлены главе хозяйства для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Глава хозяйства относится к категории специальных субъектов. Его заявления оформлены в соответствии с требованиями статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. Размер испрашиваемых участков обоснован видами деятельности хозяйства (животноводство). Земельные участки с кадастровыми номерами 26:29:140405:2 (площадью 168 тыс. кв. м) и 26:29:140315:6 (площадью 542 тыс. кв. м) сформированы по заявкам (за счет) главы хозяйства в феврале 2011 года. Договоры аренды от 05.05.2011 N 244 и N 245 соответствуют требованиям действующего законодательства. В период обращения главы хозяйства в управление земельных отношений с заявлениями о предоставлении участков в аренду аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц в указанный орган не поступали. Установив данные обстоятельства, суды пришли к выводу о праве специальных субъектов (фермеров) на получение земельных участков непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в аренду на основании порядка, установленного Законом о фермерском хозяйстве. Нормы названного Закона, имеющие приоритетное значение (по отношению к положениям статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения), не содержат требования об обязательной публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении такого участка.
Следовательно, предоставление в аренду спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения главе крестьянского (фермерского) хозяйства для организации либо расширения фермерского хозяйства без проведения торгов является правомерным.
Выводы судебных инстанций соответствуют практике, сложившейся в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа при рассмотрении аналогичных дел (постановления от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009 и от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011).
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о том, что отказы управления Росреестра в государственной регистрации договоров аренды от 05.05.2011 не основаны на нормах действующего законодательства, является правильным. Действия регистрирующего органа повлекли нарушение прав и интересов главы хозяйства, поскольку без проведения государственной регистрации подписанные им с управлением земельных отношений договоры аренды не считаются заключенными. В порядке восстановления нарушенного права суд на основании положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал управление Росреестра произвести государственную регистрацию арендных сделок.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе управление Росреестра ссылается на правомерность отказа в государственной регистрации договоров аренды. Заявитель жалобы полагает, что Закон о фермерском хозяйстве определяет основы создания и деятельности фермерских хозяйств. Отношения по владению, пользованию и распоряжению участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Неправильное применение судами положений Законом о фермерском хозяйстве ограничивает права иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков. Отсутствие публикации о наличии предполагаемых для предоставления участков сельскохозяйственного назначения нарушает их право на получение таких участков на равных условиях с главами фермерских хозяйств.
Эти доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном понимании регистрирующим органом норм Закона о фермерском хозяйстве. В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Закон о фермерском хозяйстве (пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о фермерском хозяйстве. Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
При разрешении спора судебные инстанции установили фактические обстоятельства, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (государственный орган) освобожден от уплаты пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А63-6623/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.