Комментарий к постановлению Правительства РФ от 29.04.2002 N 278
"О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель
в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году"
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон N 194-ФЗ) доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 году, формируются, кроме других источников, за счет доходов от использования лесного фонда - в размере 100% доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством.
В ст.17 Закона N 194-ФЗ установлено, что зачисление в федеральный бюджет вышеуказанных средств осуществляется за счет отчислений лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда.
В приложении 4 к Закону N 194-ФЗ доходы от использования лесного фонда отнесены к неналоговым доходам и отражаются по коду 2020000 бюджетной классификации Российской Федерации. Соответствующее дополнение внесено в Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Таким образом, в текущем году в федеральном бюджете предусмотрен принципиально новый источник средств, получателем которых ранее были лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством. В связи с существенной спецификой этого источника средств рассмотрим более подробно вопросы исчисления и взыскания платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда (далее - плата).
До 2002 года согласно части второй ст.63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс) при переводе лесных земель в нелесные для их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществлялись указанные перевод и (или) изъятие, взималась плата, размер которой устанавливался органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымавшегося участка лесного фонда. Плата направлялась лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению размера платы были также предусмотрены в ст.47 Лесного кодекса.
В конце 2000 года Аппарат Правительства РФ предложил изменить порядок направления платы исходя из правовой нормы ст.19 Лесного кодекса, согласно которой лесной фонд находится в федеральной собственности, в связи с чем при изменении статуса участков лесного фонда имеются все необходимые основания для централизации в федеральном бюджете взимаемой платы.
Предложение Аппарата Правительства РФ было поддержано заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и в 2001 году был подготовлен проект закона о внесении изменений в ст.46, 47 и 63 Лесного кодекса. Однако до их принятия в законодательном порядке действуют положения ст.8 и 17 Закона N 194-ФЗ, которые готовились одновременно с законопроектом о внесении изменений в Лесной кодекс. В ст.17 Закона N 194-ФЗ также установлено, что в 2002 году размер платы, порядок ее взимания и учета определяются Правительством РФ.
В целях устранения разногласий с действующим лесным законодательством в п.28 приложения 17 к Закону N 194-ФЗ предусмотрено приостановление с 1 января по 31 декабря 2002 года действия ст.63 Лесного кодекса в части установления размера платы органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда и ее направления лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства.
На основе рассмотренных положений Закона N 194-ФЗ перед Правительством РФ была поставлена задача подготовить необходимую нормативную базу, определяющую порядок исчисления и взимания платы. Результатом решения этой задачи стало принятие Правительством РФ постановления от 29.04.2002 N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году" (далее - Постановление N 278). Постановлением N 278 утверждены Правила взимания и учета платы и ее базовые размеры.
Базовые размеры платы (в тысячах рублей за гектар) составляют основу для расчета размера платы по конкретным участкам лесного фонда. Они установлены по каждому субъекту Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) для резервных лесов III группы и включают размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и имеющие более высокое стоимостное значение размеры платы за изъятие земель лесного фонда.
Дифференциация базовых размеров платы проведена по двум наиболее важным лесоводственным характеристикам участков лесного фонда - группам древесных пород (хвойные, твердолиственные и мягколиственные) и классам бонитета (IБ-IА, I-II, III-IV, V и ниже), являющимся основными показателями продуктивности лесов.
При исчислении базовых размеров платы разработчики провели стоимостную оценку ликвидной древесины в насаждениях целевых лесообразующих пород и лесных земель для условий резервных лесов III группы. Исчисление базовых размеров платы выполнено на основе стоимостных показателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.01.1993 N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства".
Если ранее при исчислении размеров платы в субъектах Российской Федерации использовались различные методические подходы, то теперь для определения базовых размеров платы принята единая методическая основа. Выбранный разработчиками порядок исчисления базовых размеров платы исходил из требований Методики экономической оценки лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 10.03.2000 N 43, что позволило не только повысить уровень утвержденных Постановлением N 278 размеров платы, но и более полно учесть их межрегиональную дифференциацию.
В связи с тем, что перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах всех групп, базовые размеры платы применяются в расчетах с повышающими коэффициентами, учитывающими соответствующие условия.
Для уяснения необходимости применения повышающих коэффициентов целесообразно привести краткую характеристику лесов I, II и III групп в редакции ст.56, 57 и 58 Лесного кодекса.
К I группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Эти леса разделяются на ряд категорий защитности.
Леса II группы находятся в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
III группа включает леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса III группы разделяются на освоенные и резервные.
Из вышеприведенных определений следует, что наиболее ценными в экологическом отношении являются леса I группы. Значения коэффициентов, учитывающих экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от групп лесов и категорий их защитности, приведены в табл.1.
На размер платы влияет и состояние участков лесного фонда, структура которого в редакции ст.8 Лесного кодекса определяется следующим образом.
В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйствеными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Размер платы корректируется в зависимости от состояния участков лесного фонда с помощью коэффициентов, включенных в табл.2.
Если перевод лесных земель в нелесные осуществляется на определенный срок (без их изъятия из лесного фонда), плата рассчитывается с учетом коэффициентов, приведенных в табл.3.
В соответствии с Правилами взимания и учета платы ее сумма по конкретным участкам с учетом вышеприведенных коэффициентов определяется следующим образом:
1) при переводе лесных земель в нелесные плата составляет:
Ппз = Кэс х Ксл х Ксп х Рпз х Sул
2) при изъятии лесных земель из лесного фонда плата составляет:
Пиз = Кэс х Ксл х х (Рпз + Риз) х Sул
где:
Кэс - коэффициент, учитывающий экологическую составляющую оценки земель лесного фонда (табл.1);
Ксл - коэффициент, учитывающий состояние участков лесного фонда (табл.2);
Ксп - коэффициент, учитывающий срок перевода лесных земель в нелесные (табл.3);
Рпз - базовый размер платы за перевод лесных земель в нелесные, тыс. руб./га;
Риз - базовый размер платы за изъятие земель лесного фонда, тыс. руб./га;
Sул - площадь переводимого или изымаемого участка лесного фонда, га.
В практике возможно изъятие из лесного фонда и нелесных земель. В этом случае размер платы равен половине минимального размера платы за изъятие лесных земель лесного фонда в административном районе субъекта Российской Федерации, где происходит изъятие.
В Правилах взимания и учета платы определен конкретный федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит расчет сумм платы. Таким органом является МПР России. На местах соответствующую работу проводят территориальные органы этого Министерства.
В подпункте 49 п.6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726, определено, что вышеуказанное Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, наряду с другими функциями, рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.
Из вышеуказанного следует, что это Министерство, располагающее всей необходимой ведомственной информацией, решает как технические вопросы, связанные с пересмотром статуса земель лесного фонда, так и финансовые проблемы, определяющие взаимоотношения с бюджетом.
Исчисленные территориальными органами МПР России суммы платы сообщаются юридическим и физическим лицам, в интересах которых осуществляются перевод лесных земель в нелесные и (или) изъятие земель лесного фонда. После этого вышеуказанные лица перечисляют плату на лицевые счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органами федерального казначейства.
В письме Минфина России от 23.01.2002 N 06-07-02/2, направленном в адрес МПР России, сообщается о том, что перечисление сумм платы осуществляется на балансовый счет 40102 "Доходы федерального бюджета" с указанием в платежном поручении в поле "Назначение платежа" кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации 2020000 "Доходы от использования лесного фонда".
В Правилах взимания и учета платы предусмотрено, что ее перечисление осуществляется в сроки, устанавливаемые территориальными органами МПР России. Предельным сроком внесения в федеральный бюджет платы является календарная дата, наступающая не позднее двух месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения Правительства РФ.
Учет поступления в федеральный бюджет сумм платы осуществляется как органами федерального казначейства, так и территориальными органами МПР России, использующими в этих целях получаемые ими выписки со счетов органов федерального казначейства.
Таким образом, в текущем году в результате принятия Постановления N 278 урегулирована процедура расчета, взимания и учета платы. Однако в оставшееся до конца года время должен быть решен вопрос либо о долгосрочном характере действия порядка направления платы в федеральный бюджет, либо о его продлении на 2003 год на основе очередного "бюджетного" закона.
Таблица 1
Группы и категории защитности лесов | Коэффи- циенты |
Леса I группы: | |
Запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов |
4 |
Запретные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб |
6 |
Леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения |
6 |
для городов численностью свыше 1 млн человек | 10 |
Противоэрозионные леса | 4,5 |
Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, авто- мобильных дорог федерального, республиканского и областного значения |
4,5 |
Государственные защитные лесные полосы | 4,5 |
Ленточные боры | 4 |
Леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и мало- лесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды |
4 |
Притундровые леса | 4 |
Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов: | |
городов численностью свыше 1 млн человек | 6 |
городов численностью от 250 тыс. до 1 млн человек | 5 |
городов численностью от 50 до 250 тыс. человек | 4 |
городов и поселков численностью до 50 тыс. человек | 3,5 |
в том числе: | |
лесопарковая часть зеленых зон: | |
городов численностью свыше 1 млн человек | 10 |
городов численностью от 250 тыс. до 1 млн человек | 8 |
городов численностью от 50 до 250 тыс. человек | 6 |
городов и поселков численностью до 50 тыс. человек | 5 |
сельских поселений | 4 |
Леса первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов |
7 |
Леса третьей зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов |
5 |
Особо ценные лесные массивы | 5 |
Лесоплодовые насаждения | 3,5 |
Орехово-промысловые зоны | 3,5 |
Леса II группы | 2 |
Леса III группы освоенные | 1,5 |
Особо защитные участки леса с запрещенными рубками главного пользования I-III групп лесов |
6 |
Особо защитные участки леса с разрешенными рубками главного пользования I-III групп лесов |
3,5 |
Примечания:
1. Если для одного и того же участка лесного фонда может быть установлено несколько коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них.
2. Для участков лесных земель с крутизной склона свыше 20 градусов коэффициент экологической составляющей оценки земель лесного фонда удваивается.
Таблица 2
Состояние участков лесного фонда | Коэффи- циенты |
Участки лесных земель, занятые питомниками | 1,3 |
Участки лесных земель, не покрытые лесной растительностью (га- ри, вырубки, прогалины, пустыри, погибшие древостои и иные) |
0,9 |
Участки лесных земель, покрытые лесной растительностью, на ко- торых в силу естественных географических условий не могут про- израстать древесные породы, а также занятые рединами |
0,75 |
Таблица 3
Сроки перевода лесных земель в нелесные | Коэффи- циенты |
До 5 лет включительно | 0,4 |
6-10 лет | 0,5 |
11-15 лет | 0,65 |
16-20 лет | 0,85 |
Е.А. Юдин,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1