Влияние теневой экономики на криминогенную ситуацию в России
Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание грязных денег, взятки и злоупотребления служебным положением - эти и другие проявления теневой деятельности являются постоянными спутниками официальной экономики.
Единого общепринятого понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций ученых обусловлено различиями в характере решаемых задач, а также в методологии и методике исследования. Тем не менее наукой и практикой выработан ряд критериев отнесения экономических явлений к теневой сфере: осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов; получение экономической выгоды в форме незаконного присвоения экономических благ.
Мировой опыт свидетельствует: существует критическая масса, набрав которую, теневая экономика превращается из ведомственной проблемы правоохранительных органов в общегосударственную.
Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.
Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой 23%, а в развивающихся - 39%.
Во всех "постсоветских" странах теневая экономика сохраняет тенденцию роста: в среднем с 26% в 1990 г. до 40% в 1999-м. Согласно различным исследованиям наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Многие компании на территории бывшего СССР (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.
Важнейшей тенденцией развития российской теневой экономики на сегодняшний день является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности, которая находится на содержании "теневиков". Об этом свидетельствуют как научные публикации, так и результаты проведенного исследования. В частности, на вопрос: "Какие процессы взаимовлияния организованной преступности в сфере экономики и теневой экономики наиболее выражены в последнее время?" опрошенные эксперты МВД дали следующие группы ответов:
полученные доходы от преступной деятельности организованных преступных формирований (наркобизнес, криминальный автобизнес, торговля оружием, порнобизнес и пр.) вкладываются в различные теневые сферы экономики (используются в финансово-кредитной сфере, строительстве, нефтебизнесе и пр.) - 69% опрошенных;
денежные средства теневой экономики используются для финансирования организованных преступных формирований (отчисляются в "общак", закупается оружие и специальные технические средства и пр.) - 31%;
организованные преступные формирования используются теневыми дельцами для реализации экономических интересов и разрешения хозяйственных споров (заказные убийства, вышибание долгов, организация "наездов" на конкурентов и пр. - 30%*(1).
Таким образом, симбиоз организованной преступности и теневой экономики имеет два направления. Представители теневой экономики используют организованные преступные формирования для решения своих экономических интересов.
В свою очередь, организованная преступность использует дельцов теневой экономики для:
а) вложения финансовых средств, полученных от незаконных видов деятельности, в легальный бизнес;
б) финансирования организованных преступных формирований.
Все выше изложенное позволяет констатировать тот факт, что в системе экономических отношений сформировался самостоятельный сектор криминальной экономики, который является непосредственным объектом изучения и воздействия со стороны правоохранительных органов.
В составе криминальной экономики могут быть выделены следующие элементы:
незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности (экономическая преступность и административные деликты);
скрытая экономика - разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств (налоговые правонарушения и преступления);
сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением разрешенных в гражданском обороте товаров и услуг без лицензии и специального разрешения;
сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных в гражданском обороте товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют рыночный спрос (оружие, наркотические средства и т.д.);
сфера нелегальной занятости;
сфера уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений;
сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, терроризм). Цель данного вида деятельности - силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений. Развитие данной сферы связано с коммерциализацией общеуголовной насильственной преступности;
сфера исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности;
незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности;
незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы связанных с урегулированием экономических отношений, принятием и исполнением экономически значимых решений.
С учетом вышеперечисленных элементов должна строиться работа правоохранительных органов по выявлению конкретных криминальных объектов в той или иной экономической сфере, а по мере изменения элементов криминальной экономики следует проводить корректировку приемов и методов работы правоохранительных структур, обновлять и совершенствовать методическую и ведомственную нормативно-правовую базу.
В настоящее время теневая и криминальная экономика является составным элементом всей хозяйственной системы России и характеризуется такими чертами, как распространение скрытой занятости, уход от налогов, бегство капитала за рубеж, ведение "черной" бухгалтерии, челночная и бартерная торговля, коррупция. Остановимся на наиболее актуальных тенденциях развития теневой и криминальной экономики, требующих особого контроля и воздействия со стороны правоохранительных органов.
Говоря о широком распространении скрытой занятости, следует отметить, что согласно проведенным исследованиям, 27% трудоспособных россиян (21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, оставшиеся - в челночном бизнесе. Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Российский теневой рынок труда напрямую взаимосвязан с недостатками миграционной политики государства. Согласно результатам последних исследований из 1 млн. въезжающих на территорию России иностранцев (в основном из стран бывшего СССР, а так же Вьетнама) выезжают обратно лишь 700 тыс., а остальные 300 тыс. остаются в стране незаконно. Некоторые шаги для контроля ситуации в этом направлении уже предприняты. Так, в ближайшее время в России будет введена миграционная карточка, которая будет заполняться всеми въезжающими на территорию России иностранцами в самолетах, поездах и других видах транспорта, что позволит создать в России специальную информационную базу для борьбы с незаконной миграцией.
Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений.
Таким образом, сокрытие экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений. Неуплата налогов ведет, в свою очередь, к деформации российской бюджетной сферы, что проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ - образование, здравоохранение, культура, которые финансируются на 30-50%.
Проблема неуплаты налогов тесно взаимосвязана с вывозом капитала из России и отмывание "грязных денег". На зарубежных счетах физических лиц скопилось несколько десятков миллиардов долларов, с которых не уплачены налоги. Уже сотни миллиардов долларов остались на Западе в результате утаивания части экспортной валютной выручки. Большая часть российских капиталов осела в оффшорных зонах, особенно там, где не слишком интересуются их происхождением. Разброс оценок величины таких сумм огромен: 160-300 млрд. долл. При этом многие специалисты оценивают долю по-настоящему "грязных" (полученных преступным путем) денег около 30 млрд. долл.
В июне 2000 г. FATF - международная организация, специализирующаяся на борьбе с отмыванием денег - внесла Россию в черный список стран, не ведущих надлежащей борьбы с "грязными" деньгами. Несмотря на все усилия, предпринятые за два последних года российским руководством, Россия из этого списка до сих пор не исключена.
После трагических событий, произошедших в США 11 сентября 2001 г., правительства западных стран резко активизировали борьбу с финансовыми потоками, проходящими через оффшоры и питающими международные террористические организации. На сегодняшний день со стороны западных государств в отношении оффшорных зон ведется достаточно жесткая политика, направленная на обеспечение возможности контроля и беспрепятственного доступа к финансовой информации международных органов. В рамках такой политики возможна блокировка находящихся на счетах в оффшорных зонах средств до окончания разбирательства, что может привести к замораживанию и конфискации сотни миллиардов долларов, принадлежащих российским юридическим и физическим лицам.
В последнее время отмечается существенное влияние теневой и криминальной экономической деятельности на инвестиционный процесс. Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения ресурсов, особенно со стороны иностранных инвесторов, вследствие увеличения риска капиталовложений. Многие предприятия не стремятся торговать в странах бывшего СССР, потому что они не могут конкурировать с незаконной деятельностью организованной преступности.
Иностранные бизнесмены, заинтересованные в международной торговле нефтью и сырьем, не могут избежать коррупции в этой сфере и вынуждены давать взятки чиновникам, имеющим право регулировать вопросы экспорта нефти и других сырьевых ресурсов.
Высокий уровень предпринимательского риска в России способствует специфическому "естественному" отбору инвесторов, способных приспосабливаться к специфической российской экономической среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами.
По мере движения к цивилизованным формам рынка теневое предпринимательство в нашей стране будет приобретать присущие развитым индустриальным странам формы. Поэтому в настоящее время необходим глубокий экономико-правовой анализ институтов теневого и криминального бизнеса и выработка способов и методов эффективного воздействия на них, что является одним из основных звеньев построения концепции экономической безопасности России.
Базовым институтом теневой, включая криминальную, экономики является нелегальный рынок, представляющий собой совокупность отношений, осуществляющихся с нарушением действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг.
По экономическому содержанию экономических благ выделяют рынки товаров, рынки услуг, рынки работ.
Различают также рынки готовых продуктов (услуг, работ) и рынки экономических ресурсов (рынки капиталов, рабочей силы, земли).
По характеру реализуемых товаров различают:
рынки легальных, нормальных товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения нормальных потребностей;
рынки запрещенных товаров и услуг: рынки наркотических средств, оружия; "человеческих влечений" - услуг по торговле телом (проституция), порнографии, в том числе детской; торговля людьми, запрещенная торговля животными, рынки краденого имущества, радиоактивных материалов. Особое место в этой категории принадлежит рынку криминальных услуг, связанных с применением насилия, угрозой его применения и другие, имеющие целью активное воздействие на поведение участников рыночных отношений (заказные убийства, похищение людей и т.д.).
Причинами возникновения и развития нелегальных рынков являются следующие:
наличие правового запрета на обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантаты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов);
наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак));
государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного);
высокий уровень налогообложения и других издержек, связанных с исполнением установленных законом обязательств;
недостаточная жесткость государственного контроля, неспособность государства реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний.
недееспособность государственных институтов регулирования рынка, обеспечения прав собственности, контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").
Теневая экономическая деятельность в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности представлена неравномерно. Так, по оценкам российского Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, в торговле этот показатель превышает 63%.
Экономико-правовой анализ позволяет выделить в качестве наиболее криминогенных зон в экономике следующие:
финансово-кредитная сфера, криминализация которой является наиболее опасной для общества, порождающая криминализацию всех остальных звеньев экономической системы;
сфера отношений собственности, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, агропромышленном комплексе, рынке недвижимости;
сфера внешнеэкономической деятельности, используемая не только для быстрого криминального накопления капиталов, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капиталов через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов;
сфера потребительского рынка, традиционно являющаяся криминогенной экономической зоной, строго контролируемая криминальными структурами, жестко квотирующими долю продажи, устанавливающими монопольные цены и взимающими "дань" как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.
По результатам проведенных исследований, теневую деятельность производителей легальных товаров и услуг в этих сферах можно оценить следующим образом: в наибольшей степени укрыта от официального учета экономическая деятельность во внешнеэкономической сфере (до 55-60% всего товарооборота), в сфере рыночной торговли (50-55%), добычи водных биоресурсов (до 75%), сфере коммерческих перевозок и лизинга (40-45%), аренды и продажи недвижимости (45-50%), бытовых услуг (40-45%).
Среди рынков запрещенных товаров и услуг, получивших развитие в настоящее время, можно отметить нелегальный рынок наркотических средств, оружия, проституции, порнографии, рынок фальсифицированных товаров, поддельных ценных бумаг, фальшивой валюты. Эти виды нелегальных рынков относятся к уже сформировавшимся. Проблемы стратегии и тактики борьбы с ними отчасти уже рассмотрены в теории и нашли свое практическое выражение.
В то же время в России наблюдается тенденция к формированию новых видов нелегальных рынков, требующих к себе пристального внимания со стороны правоохранительных органов. К ним, прежде всего, относятся нелегальный рынок торговли людьми и нелегальный рынок трансплантатов, на рассмотрении которых следует остановиться подробнее.
В настоящее время ни одна страна не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности в человеческих органах для пересадки, и число людей, ожидающих операции по пересадке органов, растет быстрее, чем их предложение. Так, например, в Ирландии лишь 85% пациентов, проходящим лечение с помощью диализа, делается операция по трансплантации в течение первого года, в то время как в Соединенных Штатах Америки число таких лиц составляет 25%, а в Японии - менее десяти процентов. Как указывает статистика, в одних только Соединенных Штатах Америки 24 тыс. лиц ожидают операции по трансплантации. В Австралии число лиц, которые ожидают трансплантацию почек, в настоящее время составляет 2000 человек, причем каждый год совершается около 400 таких операций. Средний период ожидания такой операции составляет три года.
Такое положение не могло не быть использовано преступными организациями, поскольку при дефиците имеющихся для пересадки органов преступная деятельность в этой области может принести высокие доходы. Большое число бедных и бездомных лиц, в том числе детей, в городских районах, особенно в развивающихся странах, являются главными поставщиками органов, предназначенных для пересадки. По мере технического прогресса, который позволяет продлить срок сохранения органов после их удаления и осуществлять их транспортировку на большие расстояния, "черный" рынок этих товаров, безусловно, приобретет еще большее значение.
Одна из причин возникновения обстановки тревоги за судьбу похищенных людей объясняется подозрением на то, что их убивают в целях использования органов. Хотя сведений о том, что людей похищали именно с этой целью, очень мало, бесспорно одно: "черный" рынок органов человеческого тела существует и приносит прибыли.
С экономической точки зрения значительное влияние на развитие нелегального рынка трансплантатов оказывает содержащийся в законодательстве большинства стран запрет на куплю-продажу органов и тканей.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако хотя законодательство и запрещает продажу органов и тканей, оно не может обесценить их как товар. Вместо этого оно мешает людям владельцам органов (живым или семьям умерших доноров) узнать их реальную экономическую ценность и, возможно, предложить их нуждающимся. В результате многие вынуждены либо обходиться без легальных трансплантатов и либо обращаться к услугам дельцов черного рынка, либо оставаться без перспектив на излечение и продление жизни.
Отсутствие легального рынка трансплантатов с экономической точки зрения приводит к многомиллиардным долларовым потерям как у потенциальных доноров, не реализующим трансплантаты по их действительной стоимости, так и у реципиентов.
Такова экономическая точка зрения на причины возникновения и развития нелегального рынка трансплантатов. Безусловно, существуют и веские доводы против запрещения продажи органов человеческого тела. Первый связан с проблемой неполноты информации. Продавцы могут скрывать неблагоприятную информацию о состоянии своего здоровья. Но экспертами высказывается мнение, что и в этом случае проверка и связанные с ней издержки будет боле эффективной, чем запрещение продажи.
Второй довод заключается в том, что распределять предметы насущной необходимости в зависимости от платежеспособности является несправедливым. Данный довод не экономического характера, однако, и у него есть экономический аспект. Установление цены крайне дефицитного блага на нулевой отметке вызывает резкое ограничение его предложения, обострение дефицита блага и развитие нелегального рынка, перераспределяющего основную массу прибыли в пользу криминальных посредников. Одним из отрицательных результатов для желающих стать донорами лиц, особенно из числа малообеспеченных граждан, является невозможность официально предложить свои органы по реальной рыночной цене и необходимость уступать их по заниженной цене криминальным посредникам.
С рынком трансплантатов тесно взаимосвязан нелегальный рынок торговли людьми. Этот рынок включает в себя перевозку иммигрантов-нелегалов, женщин для занятия проституцией, наемной силы для работы в рабских условиях, домашней прислуги из развивающихся стран, детей для незаконного усыновления за огромные суммы.
В доходный многомиллиардный бизнес превращается, по свидетельству экспертов, международное усыновление.
Получил данный бизнес распространение и в России. По информации МВД России несколько десятков российских детей ежегодно вывозятся за границу по заказу иностранцев. Особой популярностью пользуются дети в возрасте до трех лет, причем увеличилось количество похищенных детей для использования их в качестве доноров - поставщиков внутренних органов. Сейчас ведется расследование деятельности двух преступных групп, специализировавшихся на "детском" бизнесе. Одна действовала в Москве, другая - в Тульской области. Для поиска беременных женщин, которые хотели отказаться от будущего ребенка, преступники подключали врачей. Среди сообщников фигурируют заведующий одной из московских женских консультаций и зам. главврача тульского роддома. Будущих матерей отправляли в Америку, где проходили роды. Младенцев передавали иностранным заказчикам, которые платили около 15 тыс.долл. за ребенка. Самим "матерям" доставалась только седьмая часть от этой суммы. По предварительным данным, таким образом за границу было переправлено 30 малышей.
Еще одной тенденцией развития криминальной экономики России стало формирование теневого политического рынка, связанного с лоббированием, коррупцией. По мнению специалистов, ущерб от коррупции в России ежегодно составляет до 37 млрд. долл. США. К сумме любого заключенного контракта приходится добавлять около 50% от его оценочной стоимости на взятку чиновникам, отвечающим за оформление необходимых документов.
По данным исследования, проведенного В.А. Макаровым, постоянно берут взятки не менее 70% муниципальных служащих, 80% судей и сотрудников ГИБДД, 40-45% врачей, 60% преподавателей вузов. По данным же официальной статистики в России ежегодно выявляется не более 4 тыс. фактов взяточничества и коммерческого подкупа, до суда доходит лишь 1500 уголовных дел в отношении 2 тыс. мздоимцев. Реально отбывают наказание в местах лишения свободы не более трехсот преступников. Исходя из этого, следует серьезно пересмотреть имеющиеся оптимистичные оценки латентности этого вида правонарушений (по разным оценкам, от 80 до 90%). Поступающая оперативная информация свидетельствует, что органы правопорядка выявляют лишь тысячные доли процента от всей армии коррупционеров.
Все вышеотмеченное позволяет утверждать, что на сегодняшний день в России теневая, в том числе криминальная деятельность имеет глубокие социально-экономические корни, характеризуется высокой латентностью, осуществляется, в большинстве случаев, при непосредственном участии и под контролем организованной преступности, а криминальный капитал набрал критическую массу. Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.
При разработке такого комплекса мер, на наш взгляд, не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, всех "экономических нонсенсов", делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов и т.д.
Е.А. Орлова,
О.Г. Шикунова,
кандидаты юридических наук
"Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Превышение 100% объясняется тем, что в ряде случаев указан не один, а несколько ответов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Влияние теневой экономики на криминогенную ситуацию в России
Авторы
Е.А. Орлова - кандидат юридических наук
О.Г. Шикунова - кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2002, N 10