См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2011 г. N Ф08-6865/11 по делу N А53-25789/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Калашниковой М.Г. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Строительный концерн "Вант"" (ИНН 6166043169, ОГРН 1026104023440) - Зикеевой И.Ю. (доверенность от 04.06.2012), от заинтересованных лиц - Межрайонной ИФНС России N 23 по Ростовской области (ИНН 6166069008, ОГРН 1096166000919) - Безуглой О.А. (доверенность от 16.05.2012), в отсутствие Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области (ИНН 6163041269, ОГРН 1046163900001), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительный концерн "Вант"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2011 (судья Волова Н.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (судьи Николаев Д.В., Винокур И.Г., Герасименко А.Н.) по делу N А53-25789/2010, установил следующее.
ОАО "Строительный концерн "Вант"" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 23 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решения от 04.10.2010 N 15954 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления ФНС России по Ростовской области (далее - управление) от 18.11.2010 N 15-14/6784.
Решением суда от 13.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд сделал вывод, что инспекция рассчитала сумму земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 61:44:0021905:45 в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и кадастровой стоимостью в размере 130 302 723 рублей 87 копеек, установленной на 01.01.2009.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2011 решение суда от 13.04.2011 отменено, признаны недействительными оспариваемые ненормативные акты о доначислении 1 149 323 рублей земельного налога, 72 436 рублей 09 копеек пеней и 229 864 рублей 60 копеек штрафных санкций.
Постановлением суда кассационной инстанции от 16.11.2011 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции отметил, что судом апелляционной инстанции не исследованы документы, подтверждающие право владения земельным участком общества. Апелляционная инстанция не выяснила, какой вид разрешенного использования спорного земельного участка указан в правоустанавливающих документах на него. Суд апелляционной инстанции не установил, изменяло ли общество вид разрешенного использования земельного участка, когда оно имело место, и с учетом этого не разрешил вопрос о влиянии этих обстоятельств на налоговые обязательства общества по земельному налогу за 2009 год. Судебная коллегия не выяснила, какие объекты располагались в 2009 году по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 50-летия Ростсельмаша, 8б, чем подтверждено предоставление обществу данного земельного участка для размещения на нем гаража, складских помещений.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения и отказал заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы. Судебный акт мотивирован тем, что сумма земельного налога на земельный участок исчислена инспекцией в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы отмечает, что судебные акты незаконны и необоснованны, приняты при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Кадастровая стоимость земельного участка, являющаяся налоговой базой для определения размера земельного налога, определяется исходя из вида разрешенного использования земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10. При определении вида разрешенного использования земельного участка имеет значение его фактическое назначение.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление отзыв на жалобу не направило.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобах и отзывах на них.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в собственности общества в 2009 году находился земельный участок площадью 11 369 кв. м с кадастровым номером 61:44:0021905:45, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 50-летия Ростсельмаша, 8б.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, представленной обществом 30.07.2010, и составил акт от 24.08.2010 N 19596.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества инспекция приняла решение от 04.10.2010 N 15954 о привлечении общества к ответственности за неуплату земельного налога в виде 229 864 рублей 60 копеек штрафа, начислении 1 149 323 рублей недоимки и 72 436 рублей 09 копеек пеней по земельному налогу.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 18.11.2010 N 15-14/6784 решение налогового органа от 04.10.2010 N 15954 оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решениями, обратилось в арбитражный суд.
Основанием для доначисления земельного налога послужили следующие обстоятельства.
Суд установил, что в соответствии с кадастровым паспортом от 29.01.2010 N 61/001/10-3528 с учетом указанного в нем вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021905:45 "для эксплуатации складских помещений, гаража и автозаправочного пункта" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составила 130 302 723 рубля 87 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 11 461 рубль 23 копейки за 1 кв. м. По сведениям Управления Роснедвижимости по Ростовской области кадастровая стоимость земельного участка с номером 61:44:0021905:45 на 2009 год также составила 130 302 723 рубля 87 копеек.
С учетом установленной решением городской Думы г. Ростова-на-Дону от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону" ставки налога за земельные участки для эксплуатации складских помещений, гаража и автозаправочного пункта (1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков) сумма исчисленного налога за 2009 год, по мнению налогового органа, составила 1 954 541 рубль.
Общество по мотиву отсутствия на земельном участке автозаправочного пункта исчислило в уточненной декларации за 2009 год земельный налог в размере 805 218 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 76 687 429 рублей и ставки налога в размере 1,05 %, считая указание в кадастровом паспорте вида разрешенного использования не соответствующим фактическому использованию земельного участка.
Как установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Следовательно, плательщиком земельного налога может быть признано лицо, чье право из числа перечисленных удостоверено свидетельством о регистрации в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а в случае, если такие права возникли до момента вступления в силу названного Закона, иным актом (государственным актом, свидетельством или другими документами, удостоверяющими права на землю) о праве этого лица согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суд исследовал представленную в материалы дела выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 05.12.2011 N 01/012/2011-573, исходя из которой правообладателем спорного земельного участка в 2009 году являлось общество, о чем сделана соответствующая запись.
В силу статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как указано в пункте 1 статьи 391 Кодекса, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 указанной статьи Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам).
Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области осуществлялась в соответствии с Техническими рекомендациями, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. Согласно пункту 1.2 данных рекомендаций все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 16 видов разрешенного использования.
При расчете суммы земельного налога за 2009 год за участок N 61:44:0021905:45 инспекция руководствовалась удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" площадью земельного участка и видом его разрешенного использования, которые подтверждаются копией кадастрового плана земельного участка N 61:44:0021905:45. Данным постановлением определены средние удельные показатели кадастровой стоимости для каждого кадастрового квартала в зависимости от разрешенного использования земельного участка и площади указанного земельного участка. Постановление опубликовано в печатном издании "Ростов официальный" от 07.09.2005 N 36.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного для данного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу, на котором расположен земельный участок, на его площадь.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, являющаяся налоговой базой для определения размера земельного налога, определяется с учетом вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) разрешенное использование земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (часть 3 статьи 20, пункт 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре).
На основании части 4 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Между тем кадастровый паспорт земельного участка не является правоустанавливающим документом, поскольку не содержит информацию о земельном участке как объекте права и в нем отсутствует информация об основаниях возникновения права.
Суд апелляционной инстанции истребовал из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021905:45 в соответствии с кадастровым паспортом от 29.01.2010 N 61/001/10-3528, а также о кадастровой стоимости указанного земельного участка с приложением подтверждающих документов (по состоянию на 31.12.2009 и на текущую дату), а также сведения о том, обращалось ли общество в Управление Роснедвижимости по Ростовской области с целью внести изменения в вид разрешенного использования, если обращалось, то когда.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 20.01.2012 N 27-13/24 с 01.01.2009, в том числе, по состоянию на 31.12.2009 и на 20.01.2012 в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке площадью 11 369 кв. м, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 50-летия Ростсельмаша, 8б, с кадастровым номером 61:44:0021905:45, с видом разрешенного использования - для эксплуатации складских помещений, гаража и автозаправочного пункта.
В материалах дела отсутствует акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении спорному земельному участку заявленного (для эксплуатации складских помещений) иного вида разрешенного пользования.
Не имеется в материалах дела и документов, в которых бы имелась информация об иной категории земельного участка. Из материалов дела также следует, что общество меры в течение длительного периода времени (с 09.03.2007 (дата внесения записи о возникновении права собственности на земельный участок) до 10.06.2010 (обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области)) к изменению категории земельного участка не предпринимало.
Оценивая имеющиеся в материалах дела копии свидетельств о государственной регистрации права на нежилые помещения и договоры о передаче обществом в аренду нежилых помещений, суд апелляционной инстанции указал, что инспекцией в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 05.12.2011 N 01/012/2011-573, согласно которой спорным земельным участком является участок, находящийся по адресу: Россия, Ростовская область, Первомайский район, ул. 50-летия Ростсельмаша, 8б.
Представленные налогоплательщиком в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что на основании договора купли-продажи от 26.02.2004 и спецификации к договору заявитель приобрел у ООО "Завод КОНОРД" недвижимое имущество: на первом этаже комнаты N 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14; на втором этаже N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (литера Б) общей площадью 1 015,8 кв. м, здание автозаправочной (литера А) общей площадью 5,8 кв. м, оборудование и коммуникации, принадлежащее продавцу на праве собственности. Согласно условиям договора адрес места нахождения земельного участка и строений: Россия, Ростовская область, Первомайский район, ул. 50-летия Ростсельмаша, 10.
На основании договора купли-продажи от 26.02.2004 N 011 заявитель приобрел у ООО "Ростсельмаш" недвижимое имущество: на первом этаже комнаты N 15 - 29; комнаты на втором этаже N 10 - 23 (литера Б) (инв. N 180 - склад оборудования и запчастей), общей площадью 1 269,2 кв.м., принадлежащие продавцу на праве собственности. Согласно условиям договора адрес места нахождения земельного участка и строений: Россия, Ростовская область, Первомайский район, ул. 50-летия Ростсельмаша, 10.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ростовской области, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 05.12.2011 N 01/012/2011-573, ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 20.01.2012 N 27-13/24 с 01.01.2009, в том числе по состоянию на 31.12.2009 и на 20.01.2012, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке площадью 11 369 кв. м, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 50-летия Ростсельмаша, 8б, с кадастровым номером 61:44:0021905:45, с видом разрешенного использования - для эксплуатации складских помещений, гаража и автозаправочного пункта.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что спорным земельным участком является участок, находящийся по адресу: Россия, Ростовская область, Первомайский район, ул. 50-летия Ростсельмаша, 8б, а не по адресам: ул. 50-летия Ростсельмаша, 2А и г. Ростов-на-Дону, ул. 50-летия Ростсельмаша, 10.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога по земельному участку с кадастровым номером N 61:44:0021905:45 исходя из определенной налоговым органом его кадастровой стоимости и зарегистрированного, а также принятого в установленном порядке, вида разрешенного использования участка.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А53-25789/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.