Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Айбатулина К.К. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования "Город Майкоп" - Бобина Л.Д. (доверенность от 11.01.2012), от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея - Кулинченко Т.В. (доверенность от 08.12.2011), в отсутствие третьего лица - Министерства финансов Республики Адыгея, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.12.2011 (судья Мусифулина Н.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А01-1285/2011, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании 1 291 200 рублей в возмещение расходов, связанных с приобретением во исполнение решения суда общей юрисдикции квартиры семье, имеющей ребенка-инвалида, признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Адыгея.
Решением от 01.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2012, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 1 291 200 рублей в качестве компенсации расходов на приобретение жилого помещения для семьи инвалида. Довод Минфина РФ о том, что ответчиком по иску должно являться Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегионразвития РФ) как главный распорядитель бюджетных средств, выделенных на обеспечение жильем инвалидов, признан несостоятельным со ссылкой на то, что реализация мер по обеспечению жильем семей инвалидов возложена на Минрегионразвития РФ только в отношении граждан, вставших на учет нуждающихся в жилье до 01.01.2005.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить судебные акты и прекратить в отношении его производство по делу. Заявитель считает, что в изъятие из общего правила (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), согласно которому от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае следует применять пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), из которого, по мнению заявителя, следует, что надлежащим ответчиком является соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета, а не финансовый орган.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержаны представителем Минфина РФ в судебном заседании. Представитель администрации просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Как видно из материалов дела, решением Майкопского районного суда от 10.06.2010 по делу N 2-1330/2010 на администрацию возлагалась обязанность предоставить Василенко Л.Г., в составе семьи которой имеется ребенок-инвалид, жилое помещение общей площадью не менее 42 кв. м и заключить с ней договор социального найма.
Решение суда общей юрисдикции основано на положениях статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судебными инстанциями по настоящему делу установлено, что администрация, исполняя решение Майкопского районного суда, приобрела двухкомнатную квартиру площадью 47.7 кв. м и заключила с Василенко Л.Г. договор социального найма, передав ей данную квартиру в бессрочное пользование.
Денежные средства в размере 1 291 200 рублей на обеспечение жильем семьи Василенко Л.Г. выплачены из городского бюджета, что ответчиком не оспаривается.
Удовлетворяя за счет казны Российской Федерации иск администрации о компенсации понесенных затрат, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28.2 названного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статей 55, 60, 61 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Таким образом, независимо от времени постановки на учет, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, имеющих детей-инвалидов, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета.
Заявитель жалобы не оспаривает основанный на приведенных нормах вывод судов о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства в данном споре относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, а также о том, что понесенные бюджетом муниципального образования расходы из федерального бюджета не компенсировались. Данное обстоятельство является формой бездействия государства, влекущего наступление гражданской ответственности.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По утверждению Минфина РФ, обязанность Минрегионразвития РФ по компенсации из федерального бюджета расходов на обеспечение жильем семей, имеющих детей-инвалидов, следует из приложения N 8 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год", поскольку данный нормативно-правовой акт определяет Минрегионразвития РФ как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на эти цели. Однако в приложении N 8 к названному Закону Минфин РФ, наряду с Минрегионразвития РФ, прямо указан как орган государства, осуществляющий мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, располагающий средствами на эти цели, в том числе на мероприятия по реализации Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделенными из бюджета средствами в размере более 285 млн рублей (Минрегионразвития РФ - 4 359 тыс. рублей).
Таким образом, нормативный акт, на который ссылается Минфин РФ, позволяет признать его органом государства, представляющим Российскую Федерацию, выступающим от имени казны Российской Федерации в данных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
В силу приведенной нормы Минрегионразвития РФ мог являться лишь представителем стороны по делу, но не ответчиком, как утверждает Минфин РФ. Российская Федерация фактически участвовала в деле в качестве ответчика в лице Минфина РФ и имела возможность привлечь любого из предусмотренных законом представителей.
При названных обстоятельствах безусловные и иные основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.12.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу N А01-1285/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.