См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2011 г. N Ф08-2482/11 по делу N А61-1205/2008, от 26 октября 2010 г. по делу N А61-1205/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от третьего лица - открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" - Каирова С.А. (доверенность от 01.01.2012), Кудзиевой Т.Т. (доверенность от 12.01.2012), в отсутствие истца - Владикавказского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей (ИНН 1501000162, ОГРН 1021500668738), ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Владикавказа (ИНН 1502010822, ОГРН 1021500579088), третьих лиц: муниципального образования город Владикавказ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, открытого акционерного общества "Владикавказгоргаз", общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск", общества с ограниченной ответственностью "Аланиярегионгаз", Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания, муниципального унитарного предприятия "Владикавказские тепловые сети", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.10.2011 (судья Климатов Г.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 (судьи Марченко О.В., Баканов А.П., Егорченко И.Н.) по делу N А61-1205/2008, установил следующее.
Владикавказское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Комитету по управлению имуществом города Владикавказа (далее - комитет) о признании права хозяйственного ведения на 178 объектов недвижимости.
Требования мотивированы тем, что спорное имущество перешло к предприятию на основании решения комитета от 06.05.1996 N 65 в порядке правопреемства ОАО "Предприятие тепловых сетей".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование город Владикавказ (далее - муниципальное образование), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление службы регистрации).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.10.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010, в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции указал, что реорганизация ОАО "Предприятие тепловых сетей" осуществлена с нарушением закона, в связи с чем правопреемство не состоялось. Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29.08.1994 N 123, на основании которого принято решение комитета от 06.05.1996 N 65, противоречит действовавшим в тот период федеральным нормативным правовым актам, в связи с чем не подлежит применению. Суды пришли к выводу, что действующее законодательство связывает момент возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество с его передачей, а в отношении недвижимого имущества - с регистрацией права в установленном порядке. Поскольку доказательства зарегистрированного права не представлены, требования неправомерны.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2010 решение от 02.10.2008 и постановление от 28.06.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что вывод об отсутствии полномочий у комитета на распоряжение спорным имуществом недостаточно обоснован, сделан без учета положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1). Суды не исследовали вопрос о передаче 178 объектов недвижимости, их фактическом владельце, не приняли во внимание, что часть из них не являются недвижимыми и право собственности на них возникает с момента передачи.
При новом рассмотрении дела предприятие заявило об отказе от иска, указав на ненадлежащий способ защиты и необходимость обращения с виндикационным иском. Отказ мотивирован наличием свидетельства о государственной регистрации от 18.08.2010 N 000332, подтверждающего право хозяйственного ведения за МУП "Владикавказские тепловые сети" и владение предприятием спорным имуществом по договору аренды.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "Владикавказгоргаз", ООО "Кавказрегионгаз", ООО "Аланиярегионгаз", ОАО "Севкавказэнерго" (далее - общество).
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011, производство по делу прекращено на основании части 5 статьи 49 и части 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2011 определение от 24.12.2010 и постановление от 03.03.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Судебный акт мотивирован тем, что представитель предприятия, заявляя об отказе от иска, не имел соответствующих полномочий.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Владикавказские тепловые сети" (далее - тепловые сети).
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания, произведена замена ООО "Кавказрегионгаз" на ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск".
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.10.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012, в иске отказано. Суды пришли к выводу, что факт передачи предприятию спорного имущества не доказан.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 27.10.2011 и постановление от 20.02.2012, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не учли, что спорное имущество является муниципальной собственностью в силу постановления N 3020-1 и постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29.08.1994 N 123, муниципальное образование вправе его закреплять за предприятием. Названное имущество не выбывало из владения предприятия, доказательства владения им другим лицом - тепловыми сетями, не представлены. Право хозяйственного ведения на объекты, являющиеся предметом поданного иска, возникло у предприятия до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав). В течение длительного времени предприятие содержало спорное имущество, открыто и добросовестно владело им.
Комитет и муниципальное образование представили отзыв на кассационную жалобу, в котором просят судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29.08.1994 N 123 "О передаче жилищного фонда, государственных предприятий коммунального хозяйства, транспорта, торговли, общественного питания, строительства в муниципальную собственность г. Владикавказа" (далее - постановление N 123) согласно перечню государственных предприятий коммунального хозяйства, транспорта, торговли, общественного питания, строительства, передаваемых в муниципальную собственность г. Владикавказа, предприятие тепловых сетей, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Пожарского 23, с остаточной балансовой стоимостью основных фондов 13 337 тыс. рублей передано в муниципальную собственность г. Владикавказа.
Решением комитета от 06.05.1996 N 65 (далее - решение комитета N 65), принятым на основании постановления N 123, АО "Предприятие тепловых сетей" г. Владикавказа перерегистрировано в муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей г. Владикавказа в порядке полного правопреемства.
Решением комитета от 23.06.2000 и председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального самоуправления г. Владикавказа утвержден устав предприятия, согласно которому оно является правопреемником муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Владикавказа. Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа устав предприятия перерегистрирован 06.09.2000, о чем выдано свидетельство о перерегистрации от 06.09.2000 N 1151.
5 августа 2002 года налоговым органом предприятие зарегистрировано с присвоением ОГРН 1021500668738.
Решением комитета от 02.07.2003 N 98 и Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального самоуправления г. Владикавказа утвержден устав предприятия, 21.08.2003 устав перерегистрирован налоговым органом. Согласно пункту 4.1 названного устава имущество закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения комитетом согласно перечню и балансу предприятия и составляет 259 142 755 рублей.
12 мая 2008 года предприятие обратилось в Управление федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия - Алания с запросом о предоставлении сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за предприятием.
7 июня 2008 года УФРС по Республике Северная Осетия - Алания сообщило об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в связи с тем, что права за предприятием в ЕГРП не зарегистрированы. В ответе на запрос ГУП "Аланиятехинвентаризация" Республики Северная Осетия - Алания 07.05.2008 сообщило, что, по данным ГУП "Аланиятехинвентаризация", за предприятием на праве собственности объекты недвижимого имущества не числятся.
7 июня 2008 года предприятие обратилось с запросом к главе администрации местного самоуправления г. Владикавказа с просьбой поручить комитету предоставить необходимые документы для проведения государственной регистрации права хозяйственного ведения в регистрирующем органе в соответствии с Законом о регистрации.
24 июня 2008 года в адрес предприятия поступил ответ от комитета, согласно которому имущество предприятия перешло в муниципальную собственность на основании постановления N 123, позднее право собственности муниципалитета подтверждено постановлением Парламента Республики Северная Осетия - Алания от 21.03.2002 N 513/40.
Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, считая, что у него возникло право хозяйственного ведения в отношении спорного имущества на основании решения комитета N 65, принятого во исполнение постановления N 123, обратился в суд с иском.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Признание права как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном праве.
Согласно части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорного имущества от АО "Предприятие тепловых сетей" г. Владикавказ к предприятию, в связи с чем доводы о возникновении права хозяйственного ведения у последнего правомерно отклонены судами со ссылкой на статью 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аргумент заявителя кассационной жалобы о том, что право на указанное имущество возникло до вступления в законную силу Закона о регистрации, не может служить основанием для отмены решения от 27.10.2011 и постановления от 20.02.2012, поскольку в любом случае без передачи имущества право в силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не могло возникнуть у истца.
Поскольку истец не владеет спорными объектами, иск о признании права на них является ненадлежащим способом защиты права, что может быть самостоятельным основанием для отказа в иске в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод общества о том, что предприятие открыто и добросовестно в течение длительного времени использует и содержит спорные объекты, надлежит отклонить, так как соответствующие обстоятельства не входят в предмет доказывания по иску.
На основании статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.10.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А61-1205/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.