Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Леоновой О.В. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295) - Никифорова А.А. (доверенность от 07.12.2011), в отсутствие ответчика - закрытого акционерного общества "Каспий-1" (ИНН 0541021689; ОГРН 1020502529013), извещенного в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.02.2011 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 (судьи Луговая Ю.Б., Баканов А.П., Казакова Г.В.) по делу N А15-2841/2010, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО "Каспий-1" (далее - общество) о взыскании 1 046 265 рублей 71 копейки платы за пользование вагонами. Исковые требования обоснованы статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и мотивированы тем, что в период с октября 2009 года по май 2010 года на станции Татарки Махачкалинского отделения СП СКЖД - филиала ОАО "РЖД" имели место простои вагонов с грузом "нефть", прибывших в адрес общества (грузополучатель), в ожидании подачи их на железнодорожные пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Определением суда от 30.12.2010 исковые требования, основанные на акте общей формы от 06.05.2010 N 126, выделены в отдельное производство. Делу присвоен номер А15-2841/2010.
Железная дорога в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования и просила взыскать с общества 31 993 рубля.
Решением суда от 11.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2012, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что вагоны не принадлежат железной дороге и между сторонами отсутствует соглашение о размере платы за пользование такими вагонами. Кроме того, суды сослались на отсутствие доказательств надлежащего уведомления перевозчиком ответчика о прибывших вагонах.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, железная дорога просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя жалобы, предметом спора по данному делу является взыскание платы за пользование железнодорожными путями общего пользования, вопрос о принадлежности вагонов не имеет значения. Расчет размера платы произведен в соответствии с Тарифным руководством N 2, согласно которому плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, взимается в размере 50%. Уведомление общества о прибытии груза подтверждено соответствующими доказательствами.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что 06.05.2010 в адрес ответчика прибыло 12 вагонов с грузом "нефть сырая". По утверждению истца, вагоны простаивали на путях общего пользования с 18-00 часов 06.05.2010 по 9-00 часов 09.05.2010 в ожидании фронта выгрузки.
Полагая, что простой вагонов явился следствием действий ответчика, железная дорога на основании акта общей формы от 06.05.2010 N 126 начислила ответчику плату за пользование ими в сумме 31 993 рублей.
Неоплата ответчиком указанной суммы послужила основанием для обращения в арбитражный суд.
В силу статьи 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Однако, как установили суды, в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения перевозчиком (истцом) порядка уведомления ответчика. Таким образом, вывод судов о ненадлежащем уведомлении ответчика о подаче железной дорогой вагонов основан на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствует фактическим обстоятельствам.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2. Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Стороны не предусмотрели в договоре взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования и не определили размер такой платы.
Данная позиция о правомерности взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанной в соответствии со статьей 39 Устава, при условии принадлежности железной дороге вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, подтверждена постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08 и от 27.07.2010 N 4387/10.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для начисления платы за пользование спорными вагонами.
Довод жалобы о том, что в действительности железная дорога предъявила иск о взыскании платы за пользование железнодорожными путями, а не вагонами, не соответствует содержанию искового заявления.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.02.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 по делу N А15-2841/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.