Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Плотниковой Л.Н., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лосева Алексея Борисовича (ИНН 261802742980, ОГРН 310265014700011), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2011 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Марченко О.В.) по делу N А63-6436/2011, установил следующее.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Лосев Алексей Борисович (далее - глава КФХ, Лосев А.Б., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды, и об обязании управления к осуществлению государственной регистрации договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012, требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Отказ управления в государственной регистрации договора аренды признан незаконным в связи с его несоответствием Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав). На управление возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации договора аренды. Суды, установив цель предоставления земельного участка: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, указали на необходимость применения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), устанавливающей специальный порядок, не предусматривающий обязательную публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, управление обжаловало их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции от 22.11.2011 и постановление апелляционного суда от 28.02.2012 как принятые с нарушением норм материального права. Податель жалобы ссылается на нормы статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым принятию решения о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду должна предшествовать публикация сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков. Статьями 9, 13 и 17 Закона о государственной регистрации прав установлена обязанность регистрирующего органа осуществлять правовую экспертизу предоставленных заявителем документов, проверять законность подлежащей регистрации сделки. Управление полагает правомерным отказ в государственной регистрации договора аренды, поскольку не представлены документы, подтверждающие опубликование в средствах массовой информации сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду, а также документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора аренды либо решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Изучив материалы дела, заслушав предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, предприниматель (глава хозяйства) обратился в администрацию с заявлением от 04.05.2010 о предоставлении ему земельного участка площадью 1,5 га в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного производства.
Постановлением администрации от 12.07.2010 N 1592 утверждена схема расположения земельного участка в границах муниципального образования Винсадский сельсовет, в 820 м на юго-запад от ориентира: жилой дом N 65 по ул. Полевой, с. Винсады (л. д. 12).
В соответствии с кадастровым паспортом от 18.02.2011 земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.09.2010 (л. д. 13 - 15).
Постановлением администрации от 12.04.2011 N 655 земельный участок с кадастровым номером 26:29:080309:10 предоставлен предпринимателю в аренду сроком на 49 лет (л. д. 45).
В названном постановлении имеется ссылка на свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 26 N 003590046 как на основание деятельности предпринимателя. Земельный участок предоставлен главе КФХ для сельскохозяйственного производства.
На основании постановления N 655 управление имущественных отношений (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 12.04.2011 N 175 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:29:080309:10, предоставленного крестьянскому хозяйству для сельскохозяйственного производства (л. д. 16 - 19)
По акту приема-передачи от 12.04.2011 земельный участок передан арендатору (л. д. 20).
23 апреля 2011 года глава КФХ обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды с приложением документов, указанных в расписке от 23.04.2011 (л. д. 64).
В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав регистрация договора аренды приостанавливалась на срок до 15.04.2011, что следует из уведомления от 20.06.2011 (л. д. 65 - 66).
Сообщением от 20.06.2011 N 35/021/2011-043 управление отказало главе КФХ в государственной регистрации договора аренды. Отказ мотивирован отсутствием доказательств заблаговременной публикации в средствах массовой информации о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка, а также решения (постановления) о предоставлении участка без проведения торгов, в связи с подачей одной заявки.
Предприниматель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации договора аренды не основано на законе и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо установление их несоответствия закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 1 Закона N 74-ФЗ).
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 N 438 и 439", осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации общий порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусматривает обязательную заблаговременную публикацию соответствующей информации.
Аналогичную норму содержит статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которым урегулированы отношения в области оборота земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 12 Закона N 74-ФЗ, устанавливающей порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, не предусмотрена обязательная заблаговременная публикация сведений о предстоящем предоставлении земельных участков фермерскому хозяйству.
При указанных обстоятельствах у управления отсутствовали предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Отказ в государственной регистрации договора аренды, несоответствующий положениям Закона N 74-ФЗ, Закона N 122-ФЗ, нарушающий права и законные интересы предпринимателя, правомерно признан судами незаконным.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев кассационную жалобу управления с учетом установленных статьями 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов кассационного пересмотра дела и ограничений процессуальных полномочий, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу N А63-6436/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.