Меры нетарифного регулирования и экспортного контроля в таможенной практике
Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме регулирования государственной внешнеторговой деятельности, которое осуществляется посредством применения экономического и административного методов управления внешнеторговой деятельностью в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы:
- таможенно-тарифные инструменты, то есть импортный и экспортный тарифы;
- квазитарифные инструменты (таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, и т.д.);
- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);
- антидемпинговые и компенсационные пошлины;
- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
- установление различного рода технических барьеров;
- контингентирование (квотирование);
- лицензирование внешнеторговых операций.
Большое значение в торгово-политическом механизме имеют нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженный характер. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД*(1), в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС*(2).
Хотя в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) и в Законе РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" не дается определение нетарифного регулирования, под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин)*(3).
Согласно приказу Московского таможенного управления от 10.07.1996 N 171 "Об утверждении Типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в регионе деятельности Управления" меры нетарифного регулирования определяются как ограничение на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленное исходя из соображений экономической политики Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (лицензирование, квотирование, сертификация, разрешительная система и т.п.), доводимое в установленном порядке до таможенных органов Российской Федерации.
Приказом Центрального таможенного управления от 25 апреля 2003 г. N 249 приказ Московского таможенного управления от 10 июля 1996 г. N 171 признан утратившим силу
См. Временную типовую технологическую схему таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в регионе деятельности Центрального таможенного управления, утвержденную вышеназванным приказом
Статья 6 Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 157-ФЗ) разграничивает понятие "нетарифное регулирование" и "экспортный контроль". Так, в ведении Российской Федерации находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.
Система мер нетарифного регулирования и экспортного контроля внешней торговли, применяемых в Российской Федерации, включает:
- запрет на ввоз, вывоз и транзит определенных товаров;
- сертификацию некоторых товаров на безопасность и соответствие существующим госстандартам;
- квотирование и лицензирование;
- разрешительную систему для ввоза и вывоза отдельных товаров;
- процедуру экспортного контроля.
Рассмотрим особенности применения этих мер нетарифного регулирования и экспортного контроля более подробно.
1. Меры нетарифного регулирования
Запрет на ввоз, вывоз и транзит определенных товаров является вынужденной мерой, признанной международной практикой.
В ст.19 ТК РФ закреплено положение о том, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Но установление запрета на ввоз и (или) вывоз товаров и транспортных средств не ведет к возникновению противоречий: Конституция Российской Федерации в п.3 ст.55 допускает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовую базу по вопросу о запрете на ввоз или вывоз отдельных видов товаров составляют ТК РФ (ст.20); Закон N 157-ФЗ (ст.19, 20), Закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (п.2 ст.51), Указ Президента Российской Федерации от 20.07.1997 N 740 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов"; постановление Правительства РФ от 06.08.1996 N 943 "Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию"; постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" и др.
Основаниями для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства являются соображения государственной безопасности, защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, охрана окружающей природной среды, защита животных и растений, защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защита интересов российских потребителей ввозимых товаров и другие основания исходя из других интересов Российской Федерации в соответствии с актами российского законодательства и международными договорами. Перечень оснований для запрещения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных интересов Российской Федерации, обозначенных в российских законодательных актах и международных договорах Российской Федерации*(4).
К предметам, запрещенным к вывозу, относятся товары, вывоз которых запрещен федеральными законами или актами Правительства РФ исходя из следующих принципов:
- сохранение исторического, культурного, научного и иного наследия народов Российской Федерации;
- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
- защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;
- выполнение международных обязательств Российской Федерации;
- по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Не подлежат вывозу из Российской Федерации:
- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания;
- движимые предметы независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
На территорию Российской Федерации запрещается ввоз товаров, если они:
- не соответствуют стандартам и требованиям, устанавливаемым законодательными актами Российской Федерации;
- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей;
- признаны опасными отходами постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов".
Товары, ввоз и (или) вывоз которых запрещен, подлежат незамедлительному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на российскую территорию, если только не предусмотрена конфискация таких товаров. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток.
Наряду с полным запретом в отношении ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), с отдельными странами или группами стран (географические ограничения), по времени.
Могут применяться запреты на отдельные виды товаров из какой-либо страны. Принятие таких запретов иногда вызывается несоблюдением экспортером санитарно-гигиенических и других связанных с качеством или стандартизацией требований.
Временные запреты на импорт могут применяться по очень веским причинам, имеющим нестабильный и краткосрочный характер проявления. Например, в связи с заболеванием в Финляндии и Австрии крупного рогатого скота спонгиформной энцефалопатией (BSE) был запрещен ввоз из этих стран живых жвачных животных, эмбрионов этих видов животных, мяса говядины на кости, баранины, субпродуктов и другой сырой продукции жвачных животных (письмо Минсельхоза России от 13.12.2001 N 13-8-01/10750).
Сезонные запреты применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов с целью ограждения внутригосударственных производителей от иностранной конкуренции в периоды наличия данных продуктов.
Запрет на транзит через таможенную территорию Российской Федерации применялся в случае транзита необработанных природных алмазов, происходящих из Республики Сьерра-Леоне (телефонограмма ГТК России от 20.11.2000 N ТФ-16867).
Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации, вводит количественные ограничения импорта и (или) экспорта, в том числе и в качестве ответной меры. Примером последнего случая является постановление Правительства РФ от 26.12.2000 N 817 "О вывозе с территории Российской Федерации топлива автотранспортными средствами, зарегистрированными в Республике Польша". В нем Правительство РФ постановило во избежание снижения конкурентоспособности российских автомобильных перевозчиков и в связи с введением Республикой Польша ограничений на количество беспошлинно ввозимого топлива в баках автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и осуществляющих международные перевозки, ограничить количество вывозимого с территории Российской Федерации топлива, находящегося в конструктивно предназначенных для этого емкостях автомобилей, зарегистрированных в Республике Польша и осуществляющих международные перевозки: для грузовых автомобилей - 200 литрами, для автобусов - 600 литрами.
Ограничения могут устанавливаться в актах российского, а также в источниках международного права; международных договорах, решениях международных организаций (о режиме международных санкций и т.д.).
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что важнейшими основаниями для принятия решения об ограничении на ввоз и вывоз являются соображения экономической политики, выполнение международных обязательств Российской Федерации, защита экономической основы суверенитета Российской Федерации, защита внутреннего потребительского рынка, ответная мера на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и др.
Другой мерой государственного регулирования внешней торговли является сертификация товаров [сертификат хлебной инспекции, ветеринарный, фитосанитарный, гигиенический сертификаты, сертификат соответствия (безопасности)]. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. (ст.1 Закона РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации").
Сертификация товаров осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе Законом "О сертификации".
В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. Данная система может состоять и из нескольких систем сертификации однородной продукции.
Таможенное оформление товаров, подлежащих сертификации, может производиться только в случае представления соответствующих сертификатов, то есть контроль возложен не только на таможенные органы, но также и на органы ветеринарного, фитосанитарного, транспортного, экологического и иного контроля, что соответствует ст.130 ТК РФ.
Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих обязательной сертификации, определяется Госстандартом России по согласованию с ГТК России. На настоящий момент такой список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, приведен в письме ГТК России от 27.12.2001 N 01-06/51479.
Товары, подлежащие выпуску только при условии представления в таможенные органы Российской Федерации сертификатов, помещаются под следующие таможенные режимы*(5):
- выпуск для свободного обращения;
- реимпорт (только товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации после 31 января 1994 года);
- переработка под таможенным контролем (в случае выпуска продуктов переработки в свободное обращение);
- переработка вне таможенной территории (в части, касающейся ввоза продуктов переработки).
Независимо от таможенных режимов, под которые они помещаются, выпускаются без условия представления сертификатов следующие товары:
- товары, предназначенные для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также для их персонала;
- товары, ввозимые физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности (за исключением случаев ввоза таких товаров сверх установленных стоимостных и количественных квот).
Проверка наличия сертификатов соответствия при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих сертификации, производится при таможенном оформлении в установленных местах региона деятельности таможенного органа, в котором находится получатель этих товаров либо его структурное подразделение (отдельные категории товаров могут оформляться иными таможенными органами согласно порядку, устанавливаемому ГТК России).
На период таможенного оформления ввозимые товары находятся на временном хранении под таможенным контролем (предельный срок временного хранения не может превышать двух месяцев).
Для целей таможенного оформления и таможенного контроля используется заверенная копия сертификата. Копия может быть заверена нотариусом, органом, выдавшим сертификат, консульским учреждением Российской Федерации.
Приказом ГТК России от 23.05.1994 N 217 был утвержден Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Таможенные органы обращают большое внимание на меры по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации товаров по аннулированным, фальсифицированным или недействительным сертификатам соответствия.
Госстандартом России было дано указание территориальным органам по сертификации в случае аннулирования или обнаружения фальсифицированных сертификатов соответствия, а также приостановления действия сертификатов и признания недействительными копий и бланков сертификатов соответствия информировать по данным фактам ГТК России*(6) (письмо Госстандарта России от 13.03.1997 N 200/5).
Если таможенное оформление товаров, на которые представлены такие сертификаты соответствия, уже завершено и они выпущены в свободное обращение, то они изымаются из торговой сети в стадии их реализации сотрудниками Госторгинспекции. При выявлении таких случаев на копиях сертификатов соответствия, находящихся в делах таможенного органа, делается запись "Аннулирован" с указанием номера и даты письма ГТК России, которым доведена информация об их аннулировании.
Квотирование и лицензирование - это меры количественного ограничения экспортно-импортных операций.
Квоты - это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Необходимо различать понятия "общая квота" (количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством РФ) и "квота" (доля общей квоты, определяемая Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимая до Межведомственной комиссии по организациям проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе). Объемы квот на товары, выставляемые на конкурс или аукцион, устанавливаются вышеуказанной Межведомственной комиссией*(7).
Сезонные квоты представляются на строго определенный период календарного года (как правило, на три месяца) и чаще всего применяются к сельскохозяйственным товарам.
Обращаем внимание читателей журнала на понятие "контингентирование". Контингентирование - это установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот, чаще всего на определенный промежуток времени. Контроль за выдачей квот ведется посредством лицензирования. От контингентов, устанавливающих количество товаров, разрешаемых к ввозу в страну и вывозу из страны, следует отличать тарифные контингенты (тарифные квоты). Тарифная квота обеспечивает преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами. Контингенты на импорт вводятся для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс страны.
Лицензирование*(8) - это регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли (когда с выдачей лицензии предоставляются квоты и в определенный момент их выдача прекращается) и контроля за импортом.
Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Товары, подпадающие под данную меру нетарифного регулирования, можно подразделить на следующие группы:
- товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в пределах квот, установленных ЕЭС (текстиль, карбид кремния)*(9);
- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Минэкономразвития России по согласованию с соответствующими контролирующими органами (шифровальные средства, отдельные виды природных ресурсов животного и растительного происхождения и др.);
- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации и Правительством РФ: товары, контролируемые системой экспортного контроля [система экспортного контроля - это совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка], опасные отходы, драгоценные металлы и драгоценные камни, порох, пиротехника, вооружение и военная техника, озоноразрушающие вещества, яды и др.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N 1299 было утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений и Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации.
Выдача лицензий осуществляется Минэкономразвития России через своих уполномоченных в регионах, а в случае импорта спирта этилового и алкогольной продукции отдельных наименований - через уполномоченного по Центральному району. Данное Министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок.
Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми Минэкономразвития России*(10).
Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости доработки представленных документов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 10 дней со дня представления доработанных документов*(11).
Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).
Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии*(12).
Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ, в котором устанавливается срок действия лицензии.
Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии направляет оригинал лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации.
Рассмотрение документов о выдаче лицензии и оформление лицензии, а также продление срока действия выданной лицензии осуществляются за плату (ее размер определяется Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России).
Такая мера нетарифного регулирования, как разрешения государственных органов, под контролем которых находятся перемещаемые товары, нашла свое правовое закрепление в ст.130 ТК РФ: "в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, может быть завершено только после осуществление ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов контроля".
На многие лицензируемые товары для получения лицензии также требуется получение разрешения от соответствующего органа.
Встречаются определенные ситуации, когда воспользоваться льготами по таможенным платежам на товары можно только после получения подтверждения их назначения разрешениями (справками).
Согласно Закону РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарным контролем является деятельность, направленная на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, осуществляемая путем контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" карантинный фитосанитарный контроль представляет собой мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Экологическим контролем может быть признана деятельность по наблюдению за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также по проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Такие разрешения выдаются в соответствующих министерствах и ведомствах (например, в Минздраве России, Минсельхозе России и др.). Таможенное оформление товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, производится только при условии получения вышеуказанных разрешений.
Данная система действует, например, при ввозе и вывозе лекарственных средств. В настоящее время в Российской Федерации действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Минздравом России зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектам независимо от их форм собственности без права передачи этих лицензий другим лицам. Обязательным условием при этом является наличие у лица лицензии на право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных препаратов, устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а также подписанного или парафированного контракта.
Ввозить лекарственные средства на территорию Российской Федерации могут следующие юридические лица:
- предприятия - производители лекарственных средств (для целей собственного производства лекарственных средств);
- предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами;
- научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории (для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств);
- иностранные предприятия - производители лекарственных средств и предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами, при условии, что они имеют собственные представительства на территории Российской Федерации.
Вывозить же лекарственные средства с территории Российской Федерации могут следующие юридические лица:
- предприятия - производители лекарственных средств;
- предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами.
Что же касается физических лиц, то они могут вывозить лекарственные средства в количествах, необходимых для личного использования.
Разрешается ввоз в Российскую Федерацию лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) без лицензии на ввоз лекарственных средств или разрешения Минздрава России или Минсельхоза России, если они предназначены для:
- личного использования физическими лицами, прибывающими на территорию Российской Федерации;
- работников дипломатического корпуса или представителей международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации;
- лечения пассажиров транспортных средств, прибывающих на территорию Российской Федерации;
- лечения животных в зоопарках при наличии соответствующего обращения ветеринарной службы Минсельхоза России.
При наличии разрешения Минздрава России или Минсельхоза России допускается ввоз конкретной партии:
- лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) для проведения клинических исследований, регистрации, перерегистрации;
- лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств научно-исследовательскими учреждениями, институтами, лабораториями;
- зарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для гуманитарных целей.
Перечень лекарственных средств и фармацевтических субстанций, применяемых в медицинских целях, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России, приведен в приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 25.12.1998 N 1539 "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций", но этот перечень не является исчерпывающим, и лекарственные средства могут классифицироваться в иных товарных позициях ТН ВЭД России. В целях недопустимости ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств, в том числе не включенных в приложение N 1, ГТК России письмом от 24.04.2001 N 01-06/15801 сообщил о возможности проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления товаров, зарегистрированных в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, только при наличии соответствующих документов. Таковыми являются лицензия Минэкономразвития России на ввоз в случаях, предусмотренных Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 N 1539, или регистрационное удостоверение на каждое ввозимое лекарственное средство, выданное Минздравом России, либо заверенная в установленном порядке копия этого документа, либо письмо Минздрава России, подтверждающее государственную регистрацию лекарственного средства (с указанием номера и даты оформления регистрационного удостоверения), подтверждающих, что ввозимые товары зарегистрированы в Российской Федерации как лекарственные средства, и заключение Минздрава России о том, что эти товары не подлежат специальному контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также при наличии иных документов, необходимых для таможенных целей. Данный порядок не распространяется на ввоз незарегистрированных лекарственных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на товары, номенклатура которых утверждена постановлениями Правительства РФ от 03.08.1996 N 930 и от 30.06.1998 N 681.
Разрешительная система применяется также и при ввозе и вывозе оружия и боеприпасов, при ввозе радиоэлектронных и высокочастотных средств, при ввозе и вывозе культурных ценностей, при ввозе источников ионизирующего излучения, при ввозе и вывозе образцов дикой флоры и фауны (ввоз и вывоз которых регулируется Конвенцией СИТЕС*(13)) и др.
Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируется положением Правительства РФ в строгом соответствии с требованиями конвенций ООН. На настоящий момент постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 864 "Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ" утверждены государственные квоты, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ. Внесение изменений и дополнений в эти государственные квоты осуществляется по представлению Минздрава России, согласованному с Минэкономразвития России.
Правительство РФ в постановлении от 05.06.1994 N 643 утвердило Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств).
Перемещение культурных ценностей через таможенную границу осуществляется при представлении в таможенный орган разрешения Минкультуры России.
Полагаем целесообразным отметить, что, несмотря на рекомендации ВТО/ГАТТ по снижению количества применяемых мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, эти меры применяются в Российской Федерации в полной мере в целях защиты национальной экономики, соблюдения международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей и т.п.
2. Экспортный контроль
Экспортный контроль - это один из принципов, положенных в основу правового регулирования внешнеторговой деятельности, который является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется в целях обеспечения безопасности государства, соблюдения его политических, экономических, социальных и военных интересов.
Согласно ст.1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Под экспортный контроль подпадают следующие товары, оборудование и технологии:
- ядерные материалы, оборудование и технологии;
- оборудование, материалы, технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия;
- товары и технологии, которые могут быть использованы при создании бактериологического оружия;
- товары и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;
- товары и технологии двойного назначения*(14).
Основными целями экспортного контроля являются:
- защита интересов Российской Федерации;
- реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
- создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
В соответствии со ст.7 Федерального закона "Об экспортном контроле" процедура экспортного контроля осуществляется посредством следующих методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности:
- идентификация контролируемых товаров и технологий - установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в ст.6 Федерального закона "Об экспортном контроле";
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации;
- применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный Федеральным законом "Об экспортном контроле", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.
Одной из наиболее важных и сложных задач системы экспортного контроля является составление списков товаров, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям. Такие списки утверждаются Указами Президента Российской Федерации (вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования)*(15), например:
- Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.02.1996 N 228 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется";
- Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль";
- Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 26.08.1996 N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения";
- Список возбудителей (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2001 N 1004 "Об утверждении Списка возбудителей (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю";
- Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2001 N 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль";
- Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 N 1082 "Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль".
Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 447, разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий, включенных в Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется.
Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых товаров и технологий включает:
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых товаров и технологий (включая передачу товаров и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи;
- таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.09.2001 N 686, разработано для защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении продукции, включенной в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Вывоз из Российской Федерации химикатов и технологий, перечисленных в разделах 1 и 2 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, в государства, не являющиеся участниками Конвенции, а также ввоз в Российскую Федерацию указанных химикатов из этих государств запрещены.
Вывоз из Российской Федерации химикатов, перечисленных в разделе 1 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, в государства - участники Конвенции и ввоз таких химикатов в Российскую Федерацию из вышеуказанных государств разрешается для использования исключительно в исследовательских, медицинских и фармацевтических целях или в целях, непосредственно связанных с защитой от токсичных химикатов и химического оружия; при этом вид и количество вывозимых (ввозимых) химикатов должны соответствовать указанным целям и требованиям Конвенции.
Вывоз (ввоз) из Российской Федерации контролируемых химикатов, перечисленных в разделе 1 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, может быть осуществлен только после направления в установленном порядке в Организацию по запрещению химического оружия предусмотренного Конвенцией уведомления о таком вывозе (ввозе).
Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462, разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской федерации по нераспространению ядерного оружия и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, включенных в Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется.
В вышеуказанном постановлении закреплен запрет на передачу иностранным лицам контролируемых оборудования, материалов и технологий:
- для использования при осуществлении деятельности по созданию ядерных взрывных устройств;
- для использования в государствах, не обладающих ядерным оружием, при осуществлении деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
- в случае наличия неприемлемого риска их использования в вышеуказанных целях;
- в случае если их передача противоречит цели нераспространения ядерного оружия.
Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 N 634, разработано в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении продукции, включенной в Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю.
Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий включает:
а) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий (включая передачу оборудования и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, в том числе пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи;
б) таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Вывоз из Российской Федерации в иностранные государства контролируемых возбудителей заболеваний, токсинов, оборудования и технологий разрешается для реализации целей, не запрещенных Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.
Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.04.2001 N 296, определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, включенных в Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых оборудования, материалов и технологий включает:
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации (кроме вывоза в режиме транзита) и (или) передачу контролируемых оборудования, материалов и технологий иностранным лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи;
- таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых оборудования, материалов и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Требования этого Положения обязательны для исполнения российскими участниками внешнеэкономической деятельности при передаче иностранным лицам контролируемых оборудования и технологий в виде отдельных компонентов.
Передача иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, может быть разрешена в случаях, допускаемых международными обязательствами Российской Федерации в области экспортного контроля.
Переговоры с иностранными государствами, международными и иностранными организациями в целях достижения договоренностей, предусматривающих передачу иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, могут проводиться только на основании решений Правительства РФ.
Рассмотрим особенности осуществления таможенными органами экспортного контроля за услугами и интеллектуальной собственностью.
Согласно ст.2 Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" услуги - это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Отличительной чертой услуги (по сравнению с работой) является то, что за оказанием услуги не обязательно следует материально выраженный результат. Обычно оценивается услуга как таковая вне зависимости от материального результата.
Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Специальное законодательство об интеллектуальной собственности включает (по видам объектов интеллектуальной собственности) следующие нормативные акты:
- Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
- Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах";
- Патентный Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1;
- Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программы для электронных вычислительных машин и баз данных";
- Закон РФ от 23.09.1992 N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
Любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т.д.), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю.
Таможенная стоимость результатов интеллектуальной деятельности определяется декларантом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (для вывозимых товаров - постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1461, а для ввозимых товаров - Законом РФ "О таможенном тарифе").
При определении таможенной стоимости товаров в цену сделки включаются лицензионные и иные платежи (если они не были ранее в нее включены), которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров.
При вывозе результатов интеллектуальной деятельности дополнительно к документам, представляемым декларантом для таможенных целей, в таможенный орган необходимо представить лицензии Минэкономразвития России (при экспорте технологий двойного назначения информации о месторождениях топливно-энергетического сырья и шифровальной техники) или Комитета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (при экспорте нормативно-технической, конструкторской, технологической, программной документации к продукции военного назначения и картографической продукции военного назначения). В соответствии со ст.174 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) допускается запрашивать у декларанта (экспортера) следующие дополнительные документы и/или сведения:
- заключение о принадлежности товаров (технологий) к товарам двойного применения, продукции военного назначения, шифровальным средствам;
- заключение о наличии информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенных на территории Российской Федерации и в пределах континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации;
- заключение об отсутствии сведений, составляющих государственную тайну;
- заключение о том, что вывозимая документированная информация не относится к общероссийскому национальному достоянию и архивному фонду, вывоз которой ограничен законодательством Российской Федерации;
- заключение Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Минюсте России об отсутствии результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
Если же при вывозе товаров передаются права на результаты интеллектуальной деятельности, то документами, подтверждающими наличие прав, являются свидетельства на товарные знаки; патенты на промышленные образцы, изобретения, полезные модели; патенты на селекционные достижения; договоры уступки на объекты промышленной собственности; лицензионные или авторские договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности, договоры коммерческой концессии.
Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со ст.15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации (ст.18 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Читателям журнала следует обратить особое внимание на то, что Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" несколько изменил норму ст.21 (часть 4) ТК РФ. В соответствии с этой нормой ТК РФ расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений государственными органами Российской Федерации, не возмещаются. Однако в ст.21 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусматривается, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета.
В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации имеет право вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения*(16).
В заключение отметим, что основной целью организации системы экспортного контроля в Российской Федерации является не введение абсолютного запрета на экспорт товаров, технологий двойного применения и услуг, а создание условий для нормальной внешнеэкономической деятельности предприятий при помощи осуществления контроля за экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения.
Т.Н. Трошкина,
к.ю.н.
"Налоговый вестник", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
*(2) А.И. Шишаев. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - С.15-17.
*(3) А.Д. Ершов, А.И. Роденков, И.Г. Тараторин. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. - СПб, 2001. - С.24.
*(4) До настоящего времени продолжает действовать Список предметов, запрещенных к ввозу в СССР и к вывозу из СССР, составляющий приложение N 4 к приказу ГУГТК при Совмине СССР от 26.05.1988 N 108.
*(5) Товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими, могут условно выпускаться без представления сертификатов при помещении под соответствующие таможенные режимы при наличии обязательства, представляемого в таможенный орган в произвольной форме. В случае отчуждения товаров они подлежат сертификации в установленном порядке.
*(6) ГТК России информирует региональные таможенные органы о вышеуказанных фактах.
*(7) Положение о Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждено постановлением Правительства РФ от 31.12.1996 N 1299.
*(8) Лицензирование стало впервые использоваться в международной практике с 1931 года Францией. Подробнее см.: И.И. Шишаев. Указ. соч. - С.78-79.
*(9) Только в страны ЕЭС.
*(10) По вопросу, касающемуся документов, представляемых юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, для получения лицензии на экспорт (импорт) специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, см. постановление Правительства РФ от 10.03.2000 N 214.
*(11) Законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля могут быть предусмотрены иные сроки принятия решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии на экспорт товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.
*(12) Срок действия лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств. В отношении товаров, на которые установлены количественные ограничения экспорта или импорта, продление срока действия лицензии возможно только при условии продления срока действия этих ограничений, см. подробнее п.12 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N 1299.
*(13) Конвенция СИТЕС - Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.
*(14) Товары двойного назначения являются товарами мирного характера, но обладают параметрами и/или характеристиками, позволяющими использовать их при создании оружия массового поражения, вооружения и т.п.
*(15) Подробнее по данному вопросу см.: Ершов А.Д., Роденков А.И. , Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. - СПб., 2001.
*(16) Указ Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1