Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)
Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях являются:
организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
организации с химически опасными производствами и объектами;
бывшие объекты по уничтожению химического оружия, бывшие объекты по разработке и производству химического оружия;
организации, на которых осуществляется производство, использование, транспортировка, хранение, испытание и утилизация компонентов ракетных топлив, а также изделий с компонентами ракетных топлив;
производственные объекты, научно-исследовательские институты и лаборатории, осуществляющие работы с микроорганизмами 1 - 4 групп патогенности;
объекты подготовки и выполнения космических полетов;
организации, осуществляющие работы с источниками ионизирующего излучения;
организации, осуществляющие деятельность в области здравоохранения;
организации, осуществляющие деятельность в сфере образования;
предприятия по производству пищевых продуктов, предоставляющие услуги общественного питания и торговли пищевыми продуктами;
организации, осуществляющие деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием, детские лагеря на время каникул;
организации, предоставляющие социальные услуги с обеспечением проживания;
организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг.
Перечень организаций и перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р.
В указанные Перечни входят более 700 организаций с особо опасными условиями труда, 18 закрытых административно-территориальных образований, 19 городов, 4 городских округа, 2 муниципальных образования, 8 поселков, комплекс "Байконур".
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), осуществляемый ФМБА России и его территориальными органами, ведется с применением риск-ориентированного подхода.
Всего объектов, находящихся на надзоре и контроле ФМБА России 21 931.
Чрезвычайно высокий риск - 1085
Высокий риск - 997
Значительный риск - 1792
Средний риск - 4127
Умеренный риск - 4050
Низкий риск - 9880.
В 2022 года контрольные (надзорные) мероприятия осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Общее количество проведенных в 2022 году проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - 855.
В 2022 г. плановые проверки проводились по плану, согласованному с органами прокуратуры. Плановых проверок проведено - 684.
Внеплановых проверок в 2022 г. проведено - 171.
Количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности - 351.
Общая сумма наложенных административных штрафов за 2022 г. - 1736,6 тыс. руб.
В 2021 году было зарегистрировано всего 140 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний и отравлений, из них - 44 случаев у женщин (2020 год - 70, из них 19 случаев у женщин, 2019 год - 77, из них 12 случаев у женщин).
Хронических профессиональных заболеваний (отравлений) в 2021 году зарегистрировано 95 (68 %), в 2020 году - 50 (71 %), в 2019 году - 76 (99 %).
Острых профессиональных заболеваний (отравлений) в 2021 году зарегистрировано 45 (32 %), в 2020 году - 20 (29 %), в 2019 году - 1 (1 %). Причиной возникновения острых профессиональных заболеваний послужили нарушение режима технологического процесса, разгерметизация технологического оборудования, нарушение требований охраны труда, высокий уровень заболеваемости новой коронавирусной инфекцией.
1.2. Текущий уровень развития профилактики нарушений обязательных требований
В целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" ФМБА России и его территориальными органами проводилась работа по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на 2022 год, утвержденной приказом ФМБА России от 17 декабря 2021 г. N 255.
ФМБА России утвержден и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю ФМБА России и его территориальными органами со ссылками на тексты документов. Перечень постоянно актуализируется.
ФМБА России постоянно ведется работа по совершенствованию нормативных правовых актов с целью исключения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В 2022 году проводилось информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путем разъяснительной и консультационной работы.
В 2022 году в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора было проведено 1382 профилактических визита. Проведено консультаций по телефону - 11016, посредством видео-конференц-связи - 73, на личном приеме - 1972, в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия - 731, в ходе проведения профилактического мероприятия - 1460.
Территориальными органами ФМБА России выдавались предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В 2022 году территориальными органами ФМБА России объявлено 876 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
ФМБА России и его территориальными органами постоянно проводится разъяснительная работа относительно процедур контроля, предоставляется информация о правах и обязанностях подконтрольных субъектов до, во время и после проведения мероприятий по контролю (надзору).
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Деятельность ФМБА России и его территориальных органов направлена на сохранение жизни и здоровья населения, обслуживаемых территорий, профилактику профессиональных заболеваний среди персонала особо опасных производств.
Задача ФМБА России и его территориальных органов путем разработки адекватных профилактических мероприятий, предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, не допускать инцидентов, приводящих к причинению вреда жизни и здоровью персонала.
Для планирования профилактической работы определяющее значение имеет выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований.
Невыполнения требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения создают возможность возникновения негативных последствий для жизни и здоровья персонала особо опасных производств и населения обслуживаемых территорий:
риск роста инфекционных заболеваний, увеличение случаев неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе среди детского населения;
риск увеличения случаев профессиональных заболеваний и отравлений;
ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки (загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды, воды открытых водоемов, почвы и др.);
ухудшение качества реализуемых товаров и оказываемых населению услуг.
Учитывая виды и типы подконтрольных субъектов, а также наиболее значимые риски причинения вреда охраняемым законом ценностям особое значение приобретает профилактическая работа:
- в организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования (проведение в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, профилактического визита, который включается в План профилактических мероприятий на 2023 год);
- организации, осуществляющие деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием, детские лагеря на время каникул;
- организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг;
- в организациях, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
- в организациях с химически опасными объектами;
- в организациях, осуществляющих деятельность в области здравоохранения (в том числе в части обращения с медицинскими отходами);
- на предприятиях по производству пищевых продуктов и предприятиях предоставляющих услуги общественного питания.
Развитие системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям позволит найти решения с помощью мероприятий Программы, которые будут направлены на:
повышение уровня информированности и правовой грамотности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований;
совершенствование способов информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований по тематическим группам для их эффективного восприятия;
обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках, способах их предотвращения;
создание системы обратной связи с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, правового регулирования, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы оказания консультативной помощи подконтрольным субъектам по вопросам применения обязательных требований;
обеспечение устойчивого диалогового взаимодействия с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к ФМБА России;
осуществление мер по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.