Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Мещерина А.И. и Плотниковой Л.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - администрация муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А32-31994/2010 (судьи Авдонина О.Г., Ломидзе О.Х., Мисник Н.Н.), установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю (далее - учреждение, кадастровая палата) о признании незаконным решения Сочинского филиала учреждения от 30.11.2009 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:517, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магринская, и возложении обязанности на кадастровую палату поставить на государственный кадастровый учет указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что снятие земельного участка с кадастрового учета является формой распоряжения имуществом его собственником. От имени администрации полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет департамент. В территориальный отдел по городу-курорту Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета обратился представитель департамента, предоставивший нотариально удостоверенную доверенность, в которой отражено наличие у представителя полномочий на представление интересов департамента при внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. Снятие земельного участка с кадастрового учета является действием, связанным с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости, соответствующее заявление было подписано и подано кадастровой палате уполномоченным представителем департамента. Кроме того, администрация не представила доказательств наличия совокупности обстоятельств, указанных в статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при которых действия учреждения подлежали бы признанию незаконными.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2011 отменено, принято новое решение. Суд признал незаконным решение учреждения от 30.11.2009 N 49-р/09-47666 о снятии с кадастрового учета земельного участка общей площадью 27 750 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:517 и обязал кадастровую палату восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о названном земельном участке. Постановление мотивировано тем, что на момент вынесения кадастровой палатой оспариваемого решения по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка двухлетний срок со дня постановки на учет не истек, следовательно, сведения о таком объекте недвижимости не могли быть аннулированы или исключены из государственного кадастра недвижимости.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, считая его незаконным. В обоснование жалобы заявитель указывает, что сведения об объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости. Спорный земельный участок не является временным, поскольку поставлен на кадастровый учет до принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), является ранее учтенным. На момент поступившего в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, сведения о государственной регистрации права на объект недвижимости отсутствовали. Спорный участок является преобразуемым, поскольку образован из земель находящихся в муниципальной или государственной собственности.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемый судебный акт надлежит оставить без изменения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 20.10.2009 Александропуло Н.И., действующая от имени департамента на основании доверенности от 16.10.2009 серии 23 АГ N 994131, обратилась в учреждение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магринская (л. д. 37).
8 ноября 2009 года кадастровая палата приняла решение N 49-р/09-45337 о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 23:49:0000000:517 (л. д. 10 - 13, 36).
После постановки земельного участка на кадастровый учет администрация обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок общей площадью 27 750 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:517, расположенный по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магринская. Право муниципальной собственности зарегистрировано в ЕГРП 10.12.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АЖ N 045037 (л. д. 9).
В письме от 17.05.2010 N 500-Д учреждение сообщило Департаменту о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета (л. д. 19). Из содержания указанного письма, а также из представленных в материалы дела документов следует, что основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета явилось следующее обстоятельство.
18 ноября 2009 года (то есть через 10 дней после постановки земельного участка на кадастровый учет) представитель департамента Александропуло Н.И., действующая на основании доверенности от 16.10.2009 серии 23 АГ N 994131, обратилась в учреждение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка (л. д. 38).
Сделав вывод о том, что основания для отказа в осуществлении снятия объекта недвижимости с кадастрового учета отсутствуют, 30.11.2009 кадастровая палата приняла решение N 49-р/09-47666 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:517 (л. д. 39).
Администрация, полагая, что указанное решение учреждения незаконное и нарушает ее права и интересы, обратилась в суд.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительным ненормативного акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Закона N 221-ФЗ отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Федерального закона.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Поскольку на момент оспаривания действий кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка двухлетний срок не истек, сведения о таком объекте недвижимости не могли быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым, в материалы дела не представлены. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:517 площадью 27 750 кв. м не отвечает признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
Таким образом, действия кадастровой палаты по снятию спорного земельного участка, имеющего статус временного, с кадастрового учета осуществлены неправомерно. Оспариваемое решение кадастровой палаты от 30.11.2009 нарушает законные права и интересы администрации, поскольку в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель осуществил работы по постановке земельного участка на кадастровый учет.
В результате принятия кадастровой палатой незаконного решения в Едином государственном кадастровом реестре отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:517, а в сведениях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется регистрационная запись о праве муниципальной собственности на этот же земельный участок, что является недопустимым.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А32-31994/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
Л.Н. Плотникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым, в материалы дела не представлены. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:517 площадью 27 750 кв. м не отвечает признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
Таким образом, действия кадастровой палаты по снятию спорного земельного участка, имеющего статус временного, с кадастрового учета осуществлены неправомерно. Оспариваемое решение кадастровой палаты от 30.11.2009 нарушает законные права и интересы администрации, поскольку в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель осуществил работы по постановке земельного участка на кадастровый учет."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июля 2012 г. N Ф08-3566/12 по делу N А32-31994/2010