Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Гиданкиной А.В. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Тарасенко И.В. (доверенность от 26.12.2011), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2012 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 (судьи Иванова Н.Н., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-13712/2011, установил следующее.
ОАО ""Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.11.2010 N 9716 в части установления количества квотируемых рабочих мест на 2011 год для общества и обязании внести изменения в Перечень организаций, учреждений и организаций муниципального образования город Краснодар, для которых устанавливаются квоты рабочих мест на 2011 год, утвержденный оспариваемым постановлением, и установить количество квотируемых рабочих мест для заявителя исходя из фактической численности работников, чьи рабочие места расположены в пределах муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012, заявленные обществом требования удовлетворены частично. Постановление главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.11.2010 N 9716 "Об утверждении перечня предприятий, учреждений и организации муниципального образования город Краснодар, для которых устанавливаются квоты рабочих мест на 2011 год" признано недействительным в части установления в приложении к постановлению по строке 269 количества квотируемых рабочих мест на 2011 год для общества: для инвалидов, имеющих рекомендации к труду, - 12 человек, для молодежи, граждан, освободившихся из мест лишения свободы до погашения судимости; граждан, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма, - 12 человек, как противоречащее Закону Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест", Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суд обязал администрацию устранить допущенное нарушение прав заявителя. В остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что квотирование рабочих мест должно осуществляться исходя из численности сотрудников организации, осуществляющих деятельность на территории конкретного муниципального образования, без учета численности работающих в филиалах, других структурных подразделениях организации на территории иных муниципальных образований. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку способ устранения нарушения права заявителя определяется администрацией.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на необходимость учета численности всех работников организации, независимо от места расположения обособленных подразделений, в целях установления квот рабочих мест для социально незащищенных групп населения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица с местонахождением в городе Краснодаре и имеет филиалы в других муниципальных образованиях Краснодарского края и других субъектах Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.11.2010 N 9716 утвержден перечень предприятий, учреждений и организаций муниципального образования город Краснодар, для которых устанавливаются квоты рабочих мест на 2011 год. Под номером 269 данного перечня включено общество, которому установлены квоты в размере 2% от общей численности работников всей организации (858 человек), что составляет 17 рабочих мест для инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и 17 рабочих мест для молодежи, граждан, освободившихся из мест лишения свободы до погашения судимости; граждан, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма.
Не согласившись с утвержденным размером квот рабочих мест в количестве 24, необходимых для создания в городе Краснодаре, исходя из общего количества сотрудников, общество обратилось в арбитражный суд, чтобы оспорить постановление администрации в указанной части.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и сделали правильный вывод об обоснованности заявленных обществом требований в части.
Положениями статьи 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" (далее - Закон N 231-ФЗ) определены категории граждан, для которых вводится квотирование рабочих мест: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые); граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, - до погашения судимости; граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 231-КЗ определен критерий организаций, подпадающих под квотирование (численностью работников свыше 100 человек), и размер квот, составляющий 2 процента для инвалидов, 2 процента - для молодежи и иных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, указанных в статье 2 данного Закона, статьей 5 - периодичность квотирования - ежегодно.
При определении субъекта квотирования администрация правильно отнесла общество к таковым, поскольку общая численность работающих в указанной организации, включая филиальную сеть за пределами города Краснодара, превысила 100 человек (858 человек).
Судебные инстанции проверили обоснованность порядка расчета квот, принимая во внимание численность работающих в том муниципальном образовании, которое устанавливает квоты, и обоснованно указали, что при расчете резервируемых мест для трудоустройства на территории муниципального образования город Краснодар следовало принять во внимание среднесписочную численность работающих в данной организации конкретно на территории города Краснодара (231 человек на момент вынесения оспариваемого постановления).
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались положениями статьи 7.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления вправе участвовать в организации (в числе прочего) трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, при этом компетенция органов местного самоуправления определена статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 10 указанного Закона, определяющих сферу действия муниципальных правовых актов (территория муниципального образования), в данном случае - территория муниципального образования - городского округа города Краснодара.
Таким образом, выводы судов о том, что в указанной части постановление администрации нарушает законные права и интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по делу N А32-13712/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.