В целях реализации пункта 2 распоряжения Министерства культуры Российской Федерации от 02 августа 2017 г. N Р-965 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Пермского края услугами организаций культуры (далее - Методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Пермского края разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения муниципальных образований Пермского края услугами организаций культуры в соответствии с Методическими рекомендациями с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на отрасль культуры.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2023 года.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра культуры Пермского края.
5. Начальнику отдела сводного анализа, организационного и документационного обеспечения Министерства культуры Пермского края (далее - Министерство) разместить настоящий приказ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства.
Министр |
А.В. Платонова |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства культуры
Пермского края
от 26.12.2022 N 27-01-07-342
Методические рекомендации
по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Пермского края услугами организаций культуры
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02 августа 2017 г. N Р-965 (далее - Методические рекомендации Минкультуры РФ), в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры в Пермском крае, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
1.2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются Министерством культуры Пермского края (далее - Министерство) исходя из полномочий Пермского края и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
1.3. Расчет нормативной потребности Пермского края и муниципальных образований Пермского края в объектах культуры должен предусматривать:
вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов местного самоуправления;
нормативное значение (численность) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры (которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры);
показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 чел.). Рекомендованные показатели мощности (количество мест в зале) в учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей отражены в приложении к Методическим рекомендациям Минкультуры РФ.
При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше чем 5, то увеличение не производится.
1.4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
существующую обеспеченность населения объектами культуры;
функциональное многообразие организаций культуры;
специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития Пермского края и муниципальных образований;
прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Пермского края и муниципальных образований;
критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг организаций культуры:
возможность выбора организаций культуры;
развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским творчеством;
полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
наличие организаций культуры (филиалов либо обособленных структурных подразделений организаций культуры) для детей;
наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями здоровья.
1.5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
1.6. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объектов культуры должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и муниципальных округов, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения Пермского края и муниципальных образований.
1.7. Физическая доступность услуг организаций культуры Пермского края обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам и путем организации выездных форм работы.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
2.1. В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления обеспечивают:
финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек;
реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
условия доступности библиотек для инвалидов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:
Таблица 1
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пермский край |
Универсальная библиотека |
Административный центр (г. Пермь) с населением от 150 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Детская библиотека |
1 |
|||
Библиотека для инвалидов по зрению |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
2 |
|||
Городской округ |
Общедоступная Библиотека |
на 20 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
Детская библиотека |
на 10 тыс. детей |
1 |
||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
независимо от количества населения |
2 |
||
Муниципальный округ |
Детская библиотека |
Административный центр района |
1 |
|
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр района |
1 |
Транспортная доступность - 30 минут - 1 час |
2.2. Нормы размещения государственных библиотек Пермского края.
В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в Пермском крае действуют государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти Пермского края.
2.3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:
БС = Н : Нн,
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности жителей на одну библиотеку.
2.4. Нормы размещения библиотек в городских (муниципальных) округах.
В городском (муниципальном) округе создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методическому обеспечению библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.
В жилых районах городского (муниципального) округа создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.
Для городского (муниципального) округа с населением менее 20 тыс. чел. к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. чел.
Минимально необходимое количество библиотек в городском (муниципальном) округе определяется по следующей формуле:
БС = (Н / Нн) + (Нд / Ннд),
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности жителей на 1 общедоступную библиотеку;
Нд - численность детского населения;
Ннд - норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку.
Для городского (муниципального) округа с населением от 15000 до 19999 чел. следует применять коэффициент 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.
Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского (муниципального) округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. чел.
Для городских (муниципальных) округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском (муниципальном) округе определяется по следующей формуле:
БС = (Нс / Ннс) + ((Н - Нс) / Ннг) + (Нд / Ннд),
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нс - численность сельского населения;
Ннс - норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
Ннг - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа;
Нд - численность детского населения;
Ннд - норматив численности детского населения на 1 библиотеку.
2.5. В городских (муниципальных) округах создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. чел.
При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.
Если у населения городского (муниципального) округа есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.
Филиалы общедоступной библиотеки либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского (муниципального) округа. Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
2.6. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях, на предприятиях, в лечебных и реабилитационных учреждениях, где учатся и работают инвалиды по зрению.
2.7. Пользователям библиотек независимо от места проживания должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на базе центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального округа и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:
фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
фонды Президентской библиотеки.
При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:
в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения);
в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
III. Нормы и нормативы размещения музеев
3.1. Нормы и нормативы размещения музеев зависят от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, обеспечения сохранности и популяризации культурного наследия.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:
Таблица 2
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пермский край |
Краеведческий музей |
Административный центр (г. Пермь) с населением от 1 млн чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Художественный музей |
1 |
|||
Тематический музей |
4 |
|||
Городской округ |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
Тематический музей |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный округ |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность - 30 минут - 1 час |
3.2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Минимально необходимое количество музеев для муниципальных образований и Пермского края определяется по следующей формуле:
МС = Н / Мн,
где:
МС - музейная сеть;
Н - численность населения;
Мн - норматив численности жителей на 1 музей.
В случае если для муниципального образования требуются различного типа музеи, то к данному нормативу применяется коэффициент 2 и 3, где 2 - краеведческий и художественный музеи, 3 - краеведческий, художественный и тематический музеи.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона, муниципального образования экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона, муниципального образования.
Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы и др.
3.3. В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.
В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, независимо от количества населения.
В муниципальном округе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах городского (муниципального) округа. Филиалы районного музея в населенных пунктах городского (муниципального) округа принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
3.4. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций по разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы размещения театров
4.1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории, иных условий.
Театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров:
Таблица 3
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность, тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пермский край |
Театр драматический |
Административный центр (г. Пермь) с населением свыше 1 млн чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Театр оперы и балета |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусства |
3 |
|||
Городской округ (муниципальный округ) |
Театр по видам искусств |
Население от 500 тыс. чел. до 1 млн чел. |
1 на 500 тыс. чел. |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
4.2. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров.
4.3. Минимально необходимое количество театров для Пермского края и муниципальных образований определяется по следующей формуле:
ТС = Н / Тн,
где:
ТС - театральная сеть;
Н - численность населения;
Тн - норматив численности жителей на 1 театр.
4.4. В целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности для населения различных жанров театрального искусства и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях могут создаваться театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни и т.п.) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр и др.).
V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций
5.1. В соответствии с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2395-р, формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должны осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности.
Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций:
Таблица 4
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пермский край |
Концертный зал |
Административный центр (г. Пермь) с населением от 500 тыс. чел. |
2 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Филармония |
1 |
|||
Концертный творческий коллектив |
2 |
|||
Городской округ |
Концертный зал (филармония) |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
Концертный творческий коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный округ |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
5.2. Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ.
Формы концертной организации:
филармония - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющий в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов и организующий гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли);
филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющий функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
самостоятельный концертный коллектив - концертная организация, являющаяся самостоятельным юридическим лицом. К концертным творческим коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и т.п.
5.3. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности.
В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (например, учреждений культуры клубного типа).
Минимально необходимое количество концертных организаций для муниципальных образований и Пермского края определяется по следующей формуле:
КоС = Ккз + Кф + Ккк,
где:
КоС - сеть концертных организаций;
Ккз - нормативное число концертных залов;
Кф - нормативное число филармоний;
Ккк - нормативное число концертных творческих коллективов.
Ккз = Н / Нкз,
где:
Н - численность жителей;
Нкз - норматив числа жителей на 1 концертную организацию.
Кф = Н / Нф,
где:
Н - численность жителей;
Нф - норматив числа жителей на 1 филармонию.
Ккк = Н / Нкк,
где:
Н - численность жителей;
Нкк - норматив числа жителей на 1 концертный творческий коллектив.
5.4. В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли. Понятие "гастроли" включает в себя показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности творческого коллектива (исполнителя), в том числе в населенных пунктах собственного муниципального образования.
VI. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
6.1. В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и по созданию условий для развития народного художественного творчества создаются учреждения культуры клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, одобренного решением Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры".
При подсчете нормативной обеспеченности в качестве 1 сетевой единицы принимается учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа для различных муниципальных образований определяется по следующей формуле:
КС = Н / Кн,
где:
КС - сеть учреждений клубного типа;
Н - численность населения;
Кн - норматив численности жителей на 1 учреждение клубного типа.
Соответствие фактического числа учреждений клубного типа нормативу может быть скорректировано на коэффициент 0,5 в случае, если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать как 0,5 сетевой единицы.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа:
Таблица 5
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пермский край |
Дом (центр народного творчества) |
Административный центр (г. Пермь) независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Дворец культуры |
1 |
|||
Городской округ |
Дом культуры |
Население от 500 тыс. чел. |
1 на 200 тыс. чел. |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
Население от 100 до 500 тыс. чел. |
1 на 100 тыс. чел. |
|||
Население до 100 тыс. |
1 на 20 тыс. чел. |
|||
Муниципальный округ |
Центр культурного развития (районный дом культуры, районный центр культуры и досуга) |
Независимо от количества населения |
1 |
|
Многофункциональный передвижной культурный центр (автоклуб) |
Транспортная единица |
1 |
|
6.2. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа (филиалы либо обособленные структурные подразделения учреждений культуры клубного типа) всех форм собственности.
Минимальный перечень подвидов муниципальных учреждений культуры клубного типа составляют дома (центры) культуры, клубы, национально-культурные центры, дома дружбы, дома ремесел, дома фольклора.
Количество таких учреждений определяется исходя из культурного разнообразия территории муниципального образования и уровня бюджетной обеспеченности.
6.3. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах и городских поселениях предусматривают наличие 1 дома культуры на население от 10 до 200 тыс. чел. в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 минут и более, применяется норматив 1 дом культуры на 5 тыс. жителей по совокупности населения в сельских населенных пунктах.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество учреждений клубного типа определяется по следующей формуле:
КС = (Нс / Ннс) + ((Н - Нс) / Ннг),
где:
КС - сеть учреждений клубного типа;
Н - численность населения;
Ннс - норматив численности жителей на 1 дом культуры для сельского населения, входящего в состав городского округа;
Нс - численность сельского населения;
Ннг - норматив численности жителей на 1 дом культуры для городского округа.
Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях предусматривают наличие 1 дома культуры (филиала либо обособленного структурного подразделения районного дома культуры, районного центра культуры и досуга) в административном центре сельского поселения и наличие 1 сельского дома культуры (филиала либо обособленного структурного подразделения районного дома культуры, районного центра культуры и досуга) на 1 тыс. чел. независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания домов культуры в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
6.4. В целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества на уровне муниципального округа создается районный дом культуры (районный центр культуры и досуга), обеспечивающий методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного народного творчества на территории муниципального округа.
Районный дом культуры (районный центр культуры и досуга) может иметь филиалы либо обособленные структурные подразделения в сельских поселениях, входящих в состав муниципального округа.
6.5. Центры культурного развития создаются на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и согласно плану мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р, являются одним из показателей проведения структурных реформ в сфере культуры (раздел II "дорожной карты") в целях: выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в малых городах и сельской местности; обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность; создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения. Для данного вида учреждения культуры предусмотрен ОКВЭД по разделу "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" по коду 90.04.2 "Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания".
Рекомендуется создание центра культурного развития на уровне муниципального округа.
Создание центров культурного развития в городских округах осуществляется при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств.
6.6. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам (пункт 1.3 настоящих Методических рекомендаций).
6.7. Передвижной многофункциональный культурный центр создается для предоставления внестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
Для муниципального округа устанавливается норма - 1 транспортная единица для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры.
VII. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха
7.1. Органы местного самоуправления в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организации обустройства мест массового отдыха населения создают парки культуры и отдыха.
7.2. Парк культуры и отдыха - это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса.
За сетевую единицу принимаются парки культуры и отдыха всех форм собственности.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха:
Таблица 6
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Городской (муниципальный) округ |
Парк культуры и отдыха |
на 30 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
7.3. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.
VIII. Нормы размещения зоопарков, ботанических садов
8.1. Во исполнение полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры создаются зоопарки (ботанические сады), которые различаются по площади, коллекции животных, растений и ряду функций.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков (ботанических садов):
Таблица 7
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пермский край |
Зоопарк (ботанический сад) |
Административный центр (г. Пермь) с населением свыше 500 тыс. человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Городской (муниципальный) округ |
Зоопарк (ботанический сад) |
Население от 250 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность - 30-40 минут |
8.2. Зоопарк (ботанический сад) создается на базе специализированной ландшафтной среды при условии наличия коллекции животных и растений для демонстрации населению различных видов фауны и флоры, ведения научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности по охране природы и животного мира.
За сетевую единицу принимаются зоопарки (ботанические сады) всех форм собственности.
8.3. Мощность зоопарка (ботанического сада) по площади определяется в зависимости от объема коллекции и видов животных (растений).
IX. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов
9.1. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения органы местного самоуправления организуют (создают условия) для организации кинозалов.
Таблица 8
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Городской (муниципальный) округ |
Кинозал |
На 20 тыс. чел. |
1 |
|
9.2. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре.
При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются кинозалы, расположенные в учреждении культуры либо в коммерческой организации.
9.3. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы, органы местного самоуправления могут организовать кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.
Приложение
к методическим рекомендациям
по развитию сети организаций
культуры и обеспеченности
населения Пермского края
услугами организаций культуры
Таблица
расчета посадочных мест на совокупное количество театров на 1 тыс. жителей
Норматив по городскому поселению | ||||||||||||
Количество жителей в городских округах |
До 3000 |
3000-4999 |
5000-9999 |
10000-19999 |
20000-29999 |
30000-39999 |
40000-49999 |
50000-59999 |
60000-69999 |
70000-79999 |
80000-89999 |
90000-99999 |
Посадочных мест (ед.) |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
5-6 |
6-7 |
7-8 |
8-9 |
9-10 |
Норматив по городскому округу | ||||||||||||
Количество жителей в городских округах |
До 10000 |
10000-14999 |
15000-19999 |
20000-29000 |
30000-49999 |
50000-99999 |
100000-149999 |
150000-199999 |
200000-249999 |
250000-499999 |
500999-999999 |
1000000 и более |
Посадочных мест (ед.) |
X |
X |
X |
X |
X |
6-8 |
7-6 |
6-5 |
5-4 |
4-3 |
3-2 |
2 и более |
Таблица
расчета посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тыс. жителей
Норматив |
Норматив по городскому поселению/городскому округу |
|||||||||||
Количество жителей в городских округах |
До 10000 |
10000-14999 |
15000-19999 |
20000-29000 |
30000-49999 |
50000-99999 |
100000-149999 |
150000-199999 |
200000-249999 |
250000-499999 |
500999-999999 |
1000000 и более |
Посадочных мест (ед.) |
X |
X |
X |
X |
X |
6-7 |
7-6 |
6-5 |
5-4 |
4-3 |
3-2 |
2 и более |
Таблица
расчета посадочных мест на совокупное количество учреждений клубного типа в муниципальном образовании на 1 тыс. жителей
Норматив |
Норматив по сельскому поселению |
|||||||||||
Количество жителей в сельском поселении (чел.) |
До 500 |
500-999 |
1000-1999 |
2000-2999 |
3000-4999 |
5000-6999 |
7000-9999 |
10000-19999 |
20000 и более |
X |
X |
X |
Посадочных мест (ед.) |
До 100 |
150 |
200 |
150 |
85 |
80 |
75 |
70 |
65 |
X |
X |
X |
Норматив по городскому поселению | ||||||||||||
Количество жителей в городском поселении (чел.) |
До 3000 |
3000-4999 |
5000-9999 |
10000-19999 |
20000-29000 |
30000-39999 |
40000-49999 |
50000-59999 |
60000-69000 |
70000-79999 |
80000-89999 |
90000-99999 |
Посадочных мест (ед.) |
150 |
85 |
80 |
70 |
65 |
50 |
40 |
35 |
30 |
25 |
20 |
15 |
Норматив по городскому округу | ||||||||||||
Количество жителей в городском округе (чел.) |
До 10000 |
10000-14999 |
15000-19999 |
20000-29000 |
30000-49999 |
50000-99999 |
100000-149999 |
150000-199999 |
200000-249999 |
250000-499999 |
500000-999999 |
1000000 и более |
Посадочных мест (ед.) |
80 |
65 |
70 |
65 |
45 |
35-15 |
15-12 |
12-8 |
8-6 |
6-5 |
5-4 |
4 и более |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры Пермского края от 26 декабря 2022 г. N 27-01-07-342 "Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Пермского края услугами организаций культуры"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства культуры Пермского края (http://www.mk.permkrai.ru) 26 декабря 2022 г., в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 30 января 2023 г. N 4