См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2012 г. N Ф08-5364/12 по делу N А20-4326/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Племенной совхоз "Кенже"" (ИНН 0711003337, ОГРН 1030700230417) - Мамиевой Ж.Х. (доверенность от 01.06.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 по делу N А20-3605/2011 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Фриев А.Л.), установил следующее.
ОАО "Племенной совхоз "Кенже"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - территориальное управление) о признании незаконным решения территориального управления от 13.09.2011 N 01-04/2094 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков, а также о возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение о предоставлении в собственность, подготовить и направить обществу проекты договоров купли-продажи следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 07:09:0105001:20 площадью 364 692 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ОАО "Племенной совхоз "Кенже"";
- с кадастровым номером 07:09:0105002:27 площадью 3 тыс. кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ул. Каменская;
- с кадастровым номером 07:09:0105002:67 площадью 132 623 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 2,3 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 26);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:80 площадью 3855 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ул. Каменская;
- с кадастровым номером 07:09:0105009:29 площадью 39 461 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 4,0 км на юго-запад от здания администрации с. Кенже (участок 3);
- с кадастровым номером 07:09:0105009:30 площадью 56 468 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 4,3 км на юго-запад от здания администрации с. Кенже (участок 6);
- с кадастровым номером 07:09:0105009:31 площадью 687 428 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 3,6 км на юго-запад от здания администрации с. Кенже (участок N 2);
- с кадастровым номером 07:09:0105009:35 площадью 441 116 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 4, 6 км на юго-запад от здания администрации с. Кенже (участок N 12);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:76 площадью 45 347 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 1,9 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 27);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:40 площадью 287 316 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ул. Каменская/Степная;
- с кадастровым номером 07:09:0105002:77 площадью 157 193 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 2,4 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже;
- с кадастровым номером 07:09:0105002:69 площадью 6433 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 1,85 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 29);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:73 площадью 224 020 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 2,8 км на северо-восток от здания администрации с.Кенже (участок N 20);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:57 площадью 145 138 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ул. Каменская;
- с кадастровым номером 07:09:0105002:26 площадью 2401 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ул. Каменская;
- с кадастровым номером 07:09:0105009:32 площадью 108 354 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 4,7 км на юго-запад от здания администрации с. Кенже (участок N 5);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:71 площадью 121 161 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 1,4 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 16);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:75 площадью 2520 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 1,95 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок 28);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:74 площадью 152 802 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 3,1 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок 24);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:68 площадью 15 372 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 2,0 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 18);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:70 площадью 45 885 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 1,8 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 17);
- с кадастровым номером 07:09:0105000:1 площадью 9 869 900 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ул. Каменская;
- с кадастровым номером 07:09:0101001:12 площадью 1 020 704 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ОАО "Племенной совхоз "Кенже"";
- с кадастровым номером 07:09:0105001:19 площадью 26 904 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, 1,9 км на северо-запад от здания администрации с. Кенже (участок 12А);
- с кадастровым номером 07:09:0105002:60 площадью 4677 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, с. Кенже, ул. Каменская (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2011 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ территориального управления в предоставлении обществу земельных участков, датированный 13.09.2011 N 01-04/2094, как противоречащий статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьям 3, 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). На заинтересованное лицо возложена обязанность принять решение о предоставлении обществу в собственность и направить в его адрес проекты договоров купли-продажи спорных земельных участков. Суд установил, что на момент передачи приватизированного имущества ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" земельные участки общей площадью 2077,82 га в границах, указанных в государственном акте от 19.10.1989, находились в федеральной собственности и в бессрочном пользовании предприятия. Право постоянного (бессрочного) пользования впоследствии перешло к его правопреемнику (обществу). В материалах дела отсутствуют доказательства прекращения данного права в отношении участков, названых в акте от 19.10.1989. Из представленных кадастровых паспортов следует, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах земель, названных в государственном акте от 19.10.1989. Общество имеет статус сельскохозяйственной организации. На спорных земельных участках осуществляется хозяйственная деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции, что подтверждается отчетом о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2010 год и уставом. Отсутствие земельных участков сельскохозяйственного назначения в перечне имущества ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"", подлежащего приватизации, не означает, что право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками прекращено. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, относится к сфере регулирования специального законодательства. Отказ территориального управления противоречит требованиям закона, нарушает права общества, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 принят отказ общества от иска (заявления) в части признания незаконным решения территориального управления от 13.09.2011 N 01-04/2094 об отказе в предоставлении обществу в собственность земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 07:09:0105002:27, 07:09:0105002:26, 07:09:0105002:60, 07:09:0105002:40, 07:09:0105000:1, а также о возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение о предоставлении обществу в собственность указанных земельных участков и направить проекты договоров купли-продажи. Решение от 13.12.2011 в названной части отменено, производство по делу прекращено. В остальной части решение от 13.12.2011 оставлено без изменения, так как к заявлению о предоставлении участков в собственность приобщен необходимый пакет документов, подтверждающий правомерность требований общества.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательства, просит отменить решение и апелляционное постановление. Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему:
- территориальное управление не обладает полномочиями, необходимыми для принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков;
- апелляционный суд в нарушение правил статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял дополнительные доказательства, представленные обществом;
- в деле отсутствуют доказательства, позволяющие утверждать, что спорные участки находятся в границах земель, ранее предоставленных обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- довод заинтересованного лица о том, что на день принятия решения от 13.12.2011 обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки общей площадью 387 га, апелляционный суд должным образом не рассмотрел;
- удовлетворяя требования общества о предоставлении участков в собственность, суды не учли ограничения, установленные Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике".
В отзыве общество указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представитель заявителя просил оставить решение и апелляционное постановления без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что апелляционное постановление надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с государственным актом от 19.10.1989 серии А-I N 208732 за совхозом "Кенже" в бессрочное и бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования закреплено 2077,82 га земли в границах согласно плану землепользования (т. 1, л. д. 64 - 70).
На основании решения Нальчикского горисполкома от 18.06.1991 N 848 совхоз "Кенже" переименован в племенное хозяйство "Кенже".
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1998 N 402 племенное хозяйство "Кенже" приобрело статус федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Племенной совхоз "Кенже"" (т. 1, л. д. 15, 16, 71, 72).
В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27.01.2003 N 316-р, Министерство имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики 16.07.2003 приняло распоряжение N 195 о приватизации ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" путем его преобразования в общество (т. 1, л. д. 28 - 33).
Согласно уставу общество создано путем преобразования ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" и является его правопреемником. К основным видам деятельности общества относятся: разведение племенного крупного рогатого скота, включенного в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию с целью консолидации и типизации присущих породе признаков и реализация сертифицированной племенной продукции; производство молока, мяса, выращивание зерна и другой сельскохозяйственной продукции, организация ее переработки (т. 1, л. д. 34 - 48).
По передаточному акту от 05.09.2003 имущественный комплекс ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" передан в уставной капитал общества (т. 1, л. д. 73 - 83).
Суды установили, что земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"", не включены в перечень имущества, подлежащего приватизации.
18 августа 2011 года общество со ссылкой на наличие права постоянного (бессрочного) пользования обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков общей площадью 14 178 400 кв. м (т. 2, л. д. 149).
В письме от 13.09.2011 N 01-01/2094 территориальное управление указало обществу на необходимость предоставления актуальных сведений, а также документов, позволяющих идентифицировать расположенные на участке объекты недвижимости. В части свободных земельных участков заинтересованное лицо разъяснило возможность их предоставления на конкурсной основе (т. 2, л. д. 150, 151).
Общество, полагая, что отказ в предоставлении испрашиваемых участков не соответствует действующему законодательству и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) определяет, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким участком (далее - уполномоченный орган), с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пунктах 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать положения пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ о праве юридических лиц, которым земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 Земельного кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.03.2006 N 14711/05 сформировал следующую правовую позицию: одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса (наличие права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Обращаясь в уполномоченный орган, общество ссылалось на принадлежность ему спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, поэтому отказ территориального управления со ссылкой на необходимость проведения торгов противоречит требованиям Законов N 137-ФЗ и N 101-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ общество как сельскохозяйственная организация имеет право на выкуп земельных участков, закрепленных за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
В пунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, указано, что территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на него.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что территориальное управление наделено полномочиями и обязано рассмотреть заявление общества о приобретении в собственность принадлежащих Российской Федерации земельных участков и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования заявителя.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что земельные участки, испрашиваемые обществом, принадлежат ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, при обращении к заинтересованному лицу представлен полный комплект документов, необходимых для принятия решения о предоставлении их в собственность.
Из кадастровых паспортов земельных участков, схемы их расположения, письма ОАО "СевкавНИИгипрозем" от 13.03.2012 следует, что спорные земельные участки (за исключением участков, в отношении которых обществом в суде апелляционной инстанции заявлен отказ) находятся в границах земель, указанных в государственном акте от 19.10.1989.
Общество обладает статусом сельскохозяйственной организации и использует земельные участки по целевому назначению (т. 3, л. д. 3 - 50; т. 4, л. д. 20, 22 - 48).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение территориального управления не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества и удовлетворили заявленные требования.
Доводы заинтересованного лица о том, что спорные участки не относятся к землям, предоставленным правопредшественнику общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, рассматривались апелляционным судом и правомерно отклонены. Окончательный перечень испрашиваемых земель определен в суде данной инстанции, их общая площадь не превышает значения площади земель (387 га), принадлежность которых обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования не оспаривается. В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации территориальное управление не представило доказательств, подтверждающих факт нахождения участков за пределами земель, обозначенных в государственном акте от 19.10.1989.
Наличие (отсутствие) у общества права постоянного (бессрочного) пользования в отношении иных участков может являться предметом самостоятельных судебных споров.
Довод кассационной жалобы о необходимости применения ограничений, установленных Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике", ошибочен. В соответствии со статьей 1 данного Закона его действие распространяется на отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или муниципальной собственности.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ испрашиваемые участки относятся к федеральной собственности, суды правомерно отклонили ссылку заинтересованного лица на нормы статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике".
Довод территориального управления о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права отклоняется. Дополнительные доказательства, с принятием которых не согласно заинтересованное лицо, представлены в апелляционный суд в обоснование возражений на апелляционную жалобу. Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 данного Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Кроме того, как разъяснено в абзаце 5 пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены принятого им судебного акта.
Предметом кассационного пересмотра в настоящем деле является апелляционное постановление, поскольку решение суда первой инстанции отменено в части.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены или изменения постановления от 20.03.2012 по доводам жалобы. Нормы права при разрешении спора применены апелляционным судом верно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), кассационной инстанцией не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 по делу N А20-3605/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.