Организация оптовой торговли реализует свои товары также и физическим лицам (в т.ч. индивидуальным предпринимателям). Причем, зачастую их продажа осуществляется либо мелкими партиями, либо вообще единичными товарами.
Нужно ли нам в данном случае в целях учета и налогообложения разделять полученную выручку на отдельные результаты от оптовой и розничной торговли?
Если да, то по каким критериям?
Налоговое законодательство не устанавливает обязательного ведения раздельного учета выручки по видам деятельности (в данном случае оптовой и розничной торговли). Однако следует иметь в виду, что как в целях бухгалтерского учета (определение фактической себестоимости реализованных товаров, учет торговой наценки и т.п.), так и для целей налогообложения (налог с продаж при реализации товаров в розничной торговле) целесообразно распределять выручку от реализации товаров отдельно в оптовой и в розничной сети.
В этой связи особенно важно, чтобы торговая организация могла при любых обстоятельствах четко определить вид конкретной торговой операции, а также какой из этих видов торговой деятельности является для нее преобладающим (основным).
Письмом Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 г. N 17-1-17/1947 "Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым" в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная же торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.
Как мы видим, основное отличие данных видов торговли состоит в потребителе (покупателе) реализуемых товаров и то, каким образом данные товары им используются. Образно говоря, товары, проданные другим предприятиям или индивидуальным предпринимателям для осуществления их производственной (коммерческой) деятельности, считаются оптовой торговлей. Очевидно, в эту же группу следует относить и реализацию товаров некоммерческим организациям для осуществления ими своей уставной деятельности. Если же товары проданы физическим лица (населению) исключительно для личного (не коммерческого) потребления - это розничная торговля.
При этом указанным выше письмом разъясняется, что приведенные критерии разграничения сфер розничной и оптовой торговли используются исключительно для учетно-статистических задач и не могут применяться в системе налогообложения. Такого рода критерии нашли свое отражение при отнесении (идентификации) предприятий к определенным видам (сферам) деятельности торговли (розничной или оптовой) в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее по тексту - ОКДП), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. N 17 (в редакции изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП, с изменениями N 4/2001), и Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (далее по тексту - ОКОНХ), утвержденном Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 1 января 1976 г. (в редакции от 29 октября 1997 г., с изменениями от 15 января, 31 августа 1999 г., 15 февраля 2000 г.).
Однако необходимо обратить внимание, что зачастую налоговые органы для определения видов деятельности предприятия используют именно эти классификаторы (ОКОНХ или ОКДП). Например, в письме ГТК РФ и МНС РФ от 15 ноября 2001 г. N 01-06/45626/АС-6-06/868@ "О порядке взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в режиме экспорта" коды ОКОНХ применяются для подтверждения основного вида деятельности для предприятий, экспортирующих товары за рубеж.
Кроме того, коды ОКДП (а ранее - ОКОНХ) всем предприятиям и организациям в обязательном порядке необходимо указывать в соответствующих разделах (строках) бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговые органы (письмо МНС РФ от 20 октября 2000 г. N ФС-6-09/815 "Об отсутствии у предприятий и организаций кода деятельности по ОКДП при приеме бухгалтерской отчетности").
Необходимо также обратить внимание на определение договора розничной торговли, приведенное в гражданском законодательстве (пункт 1 статьи 492 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ)):
"По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". Исходя из обратного, все, что не связано с такого рода реализацией товаров, относится к сфере оптовой торговли.
Таким образом, основные принципы разграничения торговых предприятий в сферах розничной и оптовой торговли, приведенные выше, могут также применяться и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета.
1 октября 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru