Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сигнал-сервис" (ИНН 2320004093, ОГРН 1022302940857) - Терентьевой Ю.В. (доверенность от 26.12.2011), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 16 (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) - Воробьевой Л.А. (доверенность от 26.06.2012), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2012 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 (судьи Сулименко О.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-30324/2011, установил следующее.
ООО "Сигнал-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании незаконным решения фонда от 16.08.2011 N 666 в части непринятия к зачету расходов в сумме 136 364 рублей 13 копеек и устранении допущенных нарушений (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 27.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2012, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество подтвердило наличие и реальность трудовых отношений с работником Державиной Н.А., обоснованность установленной заработной платы. Страховые взносы общество перечислило полностью.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 27.01.2012 и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2012 отменить.
Податель жалобы полагает, что заработная плата Державиной Н.А. не соответствует среднему уровню оплаты труда, установленному в организации; не представлены доказательства (правила внутреннего трудового распорядка, приказы, графики работ, и т.д.), подтверждающие правомерность установления Державиной Н.А. заработной платы и, следовательно, документальные основания для осуществления выплаты страхового обеспечения в заявленном размере.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители учреждения и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты надлежит отменить ввиду неполного выяснения судами обстоятельств соблюдения обществом законодательства при исчислении и выплате пособия и несоответствия выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Как видно из материалов дела, Державина Н.А. принята на работу в ООО "Сигнал-сервис" на должность главного бухгалтера на основании трудового договора от 01.02.2009 N 3к с должностным окладом в размере 16 092 рублей и 8-ми часовой рабочей неделей. Дополнительным соглашением от 01.08.2009 N 1 размер должностного оклада Державиной Н.А. увеличен до 45 988 рублей, рабочая неделя - до 10 часов. Дополнительным соглашением от 01.09.2009 N 2 должностной оклад работника увеличен до 57 471 рубля, рабочая неделя - до 15 часов. Дополнительным соглашением от 01.08.2011 N 3 стороны изменили размер должностного оклада работника, установив работнику почасовую тарифную ставку в размере с 01.02.2009 - 502 рублей 88 копеек, с 01.08.2009 - 1 149 рублей 70 копеек, с 01.09.2009 - 957 рублей 85 копеек, установив одновременно работнику режим гибкого рабочего времени: с 01.02.2009 - 32 часа в месяц, с 01.08.2009 - 40 часов в месяц, с 01.09.2009 - 60 часов в месяц.
С 10.07.2010 по 26.11.2010 Державина Н.А. находилась в отпуске по беременности и родам.
Выплатив пособие по беременности и родам Державиной Н.А., общество обратилось в фонд за возмещением расходов в сумме 235 495 рублей 89 копеек.
По представленным документам проведена камеральная проверка, составлен акт от 20.06.2011 N 666. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки принято решение от 16.08.2011 N 666 об отказе в возмещении расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части. Основанием для принятия решения послужили выводы о необходимости расчета пособия по беременности и родам с учетом фактически отработанного времени и оклада, а не размера фактически выплаченной заработной платы.
Не согласившись с указанным решением в части отказа, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности фондом нарушений обществом законодательства при расчете пособия по беременности и родам и направленности действий общества и работника на неправомерное получение средств фонда, несоответствия квалификации работника занимаемой должности и размеру зарплаты, невыплаты обществом расходов на социальное страхование, формального характера трудовых отношений общества и Державиной Н.А., неисполнения работником трудовых функций, финансовой несостоятельности общества.
При этом суды не учли следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В силу требований Закона N 165-ФЗ и Положения о фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 22 указанного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи).
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам и дополнительного пособия осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Суды, отклоняя довод фонда о нарушении обществом законодательства при исчислении размера выплаты страхового обеспечения, сослались, в том числе, на соответствие заработной платы, установленной главному бухгалтеру, заработной плате других работников общества.
Однако данный вывод противоречит представленным в дело штатным расписаниям за 2009 - 2010 годы, сведениям о доходах физических лиц, из которых следует, что месячная и почасовая заработная плата главного бухгалтера за этот период (с учетом установленного ей режима рабочего времени - 8, 10, 15 часов в неделю) превышает месячную и почасовую заработную плату руководителя и остальных работников, имеющих 40-часовую рабочую неделю, более чем в два раза.
Этому обстоятельству суд первой инстанции не дал оценки. Не устранено это и апелляционным судом, сославшимся на табели рабочего времени, из которых следует, что главный бухгалтер имела столько же дней выхода на работу, как и остальные работники. При этом оценка тому, что главный бухгалтер в дни выхода работала не по восемь часов в день, а значительно меньше (1.6 час. 2 часа, 3 часа), судом не дана.
Из пояснений представителя общества следует, что размер заработной платы главного бухгалтера обусловлен его высокой квалификацией и большим объемом работ, поскольку им выполнялись работы инспектора по кадрам, юриста и иные. При этом представитель не смог пояснить, чем указанные обстоятельства подтверждаются, и каким образом главный бухгалтер, работая не более 3-х часов в день, мог выполнять указанные обязанности.
Судебные инстанции также не оценили дополнительное соглашение к трудовому договору, которым установлены почасовые ставки в отношении главного бухгалтера, составленное после спорного периода, не сослались на имевшиеся в деле доказательства, подтверждающие работу главного бухгалтера и начисление ему заработной платы в спорный период по соглашению, которое будет составлено в будущем.
Поскольку вывод судов об отсутствии доказательств завышения заработной платы сделан по неполно выясненным обстоятельствам, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить названные доводы фонда, и выяснить (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 9 постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"), наличие или отсутствие в действиях общества признаков создания искусственной ситуации для необоснованного получения средств фонда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А32-30324/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи).
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам и дополнительного пособия осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
...
При новом рассмотрении дела суду следует проверить названные доводы фонда, и выяснить (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 9 постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"), наличие или отсутствие в действиях общества признаков создания искусственной ситуации для необоснованного получения средств фонда."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. N Ф08-4098/12 по делу N А32-30324/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4124/14
18.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7989/13
26.09.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11848/13
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30324/11
25.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4098/12
23.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2712/12
27.01.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30324/11