Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
СОГЛАСОВАНО
Директор ГАОУ АО ДПО "Институт |
Приложение |
Порядок
проведения регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Учитель года России" на территории Астраханской области в 2023 году
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок проведения третьего (регионального) этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" на территории Астраханской области в 2023 году (далее - Порядок, Конкурс), учредителями которого являются министерство образования и науки Астраханской области (далее - Министерство), Астраханская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Профсоюз), государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" (далее совместно - Учредители), разработан в соответствии с Положением, утвержденным распоряжением министерства образования и науки Астраханской области от 21.02.2022 N 66 "Об утверждении положения о проведении Всероссийского конкурса "Учитель года России" на территории Астраханской области" (далее - Положение о Конкурсе).
1.2. Настоящий Порядок устанавливает структуру третьего (регионального) этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" на территории Астраханской области в 2023 году (далее - региональный этап Конкурса), определяет формат, регламент, порядок и критерии оценивания конкурсных испытаний, требования к составу участников, жюри и счетной комиссии, порядок и сроки предоставления материалов, порядок определения лауреатов, призеров и победителя.
1.3. Сроки проведения регионального этапа Конкурса - с 3 апреля по 31 мая 2023 года.
1.4. Информация о региональном этапе Конкурса размещается на официальных сайтах Учредителей.
II. Условия участия в региональном этапе Конкурса, требования к документам и материалам
2.1. Участниками регионального этапа Конкурса (конкурсантами) могут быть педагогические работники образовательных организаций независимо от их организационно-правовой формы, реализующих основные общеобразовательные программы и осуществляющих деятельность на территории Астраханской области.
2.2. Представители профессорско-преподавательского состава образовательных организаций независимо от их организационно-правовой формы, реализующих программы высшего образования, также могут принять участие в Конкурсе при условии их работы по совместительству в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и осуществляющих деятельность на территории Астраханской области.
2.3. Непрерывный стаж педагогической работы в участников регионального этапа Конкурса должен составлять не менее трех лет на момент предоставления заявки.
2.4. Порядок представительства и квота представительства на региональном этапе Конкурса определяются п. 4.4 Положения о Конкурсе.
2.5. Организационно-методическое обеспечение и проведение регионального этапа Конкурса осуществляет организационный комитет Конкурса (далее - Оргкомитет), состав и функции которого определены пп. 5.1-5.4 Положения о Конкурсе.
2.6. Для участия в региональном этапе Конкурса Министерство в отношении подведомственных государственных образовательных организаций, органы местного самоуправления Астраханской области в отношении подведомственных муниципальных образовательных организаций, иные учредители в отношении подведомственных организаций, негосударственные образовательные организации официальным письмом направляют в Оргкомитет скан-копии следующих документов и материалов на каждого кандидата на участие в региональном этапе Конкурса в соответствии с квотами, установленными п. 4.4 Положения о Конкурсе:
- представление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
- заявление кандидата на участие в региональном этапе Конкурса по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
- информационную карту кандидата на участие в региональном этапе Конкурса согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
- согласие кандидата регионального этапа Конкурса на обработку персональных данных согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
2.7. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению.
2.8. Материалы, представляемые в Оргкомитет, не рецензируются и не возвращаются.
III. Структура конкурсных испытаний регионального этапа Конкурса, формат, регламент их проведения, порядок и критерии оценки
3.1. Региональный этап Конкурса проходит в три тура.
3.2. Первый тур "Учитель - профессионал"
Первый тур включает два конкурсных испытания: "Урок" и "Воспитательное событие".
3.2.1. Конкурсное испытание "Урок".
Цель конкурсного испытания - демонстрация конкурсантами профессиональных компетенций в области подготовки, проведения и анализа урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучающихся.
Формат конкурсного испытания: урок по учебному предмету, который проводится каждым конкурсантом в общеобразовательной организации, утвержденной Оргкомитетом в качестве площадки проведения первого тура в соответствии с п. 5.3 Положения о Конкурсе.
Темы уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планированием и рабочими программами по соответствующему предмету с учетом их фактического выполнения в соответствующем классе. В случае, если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в данной общеобразовательной организации, урок проводится на произвольную тему. Возрастные группы (классы), в которых будут проводиться уроки, выбираются конкурсантами.
Сведения о теме урока, возрастной группе (классе), количестве обучающихся и необходимом для проведения урока оборудовании заявляются каждым конкурсантом в Оргкомитет предварительно не позднее чем за два дня до начала первого этапа.
Регламент конкурсного испытания: проведение урока - 35 минут; самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри - до 10 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется членами жюри по шести критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание - 60 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания: корректность и глубина понимания предметного содержания; методическая и психолого-педагогическая грамотность; целеполагание и результативность; творческий подход к решению профессиональных задач; коммуникативная и речевая культура; рефлексия проведенного урока (самоанализ).
3.2.2. Конкурсное испытание "Воспитательное событие".
Цель конкурсного испытания: демонстрация профессиональных компетенций конкурсанта в области организации и проведения внеурочного занятия, направленного на достижение результатов воспитания.
Формат конкурсного испытания: внеурочное занятие с обучающимися, которое проводится в общеобразовательной организации, утвержденной Оргкомитетом в качестве площадки проведения первого тура в соответствии с п. 5.3 Положения о Конкурсе.
Очередность выступления конкурсантов определяется жеребьевкой. Конкурсант проводит внеурочное занятие в том же классе, в котором проводился урок.
Направление и тему внеурочного занятия конкурсант определяет самостоятельно, руководствуясь соответствующей рабочей программой воспитания общеобразовательной организации, утвержденной Оргкомитетом в качестве площадки проведения первого тура в соответствии с п. 5.3 Положения о Конкурсе.
Форма внеурочного занятия определяется конкурсантами самостоятельно.
Регламент конкурсного испытания: выступление конкурсанта - до 20 минут; ответы на вопросы членов жюри - 10 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется членами жюри по четырем критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание - 40 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания: воспитательная ценность и результативность; методическая и психолого-педагогическая грамотность; творческий подход к решению воспитательных задач; коммуникативная культура.
3.3. Второй тур "Учитель - мастер".
Второй тур включает два конкурсных испытания: "Мастер-класс" и "Вопрос учителю года".
3.3.1. Конкурсное испытание "Мастер-класс"
Цель конкурсного испытания: демонстрация конкурсантами профессионального мастерства в области презентации и трансляции инновационного педагогического опыта в ситуации профессионального взаимодействия.
Формат конкурсного испытания: выступление, демонстрирующее способы профессиональной деятельности, доказавшие свою эффективность в практической работе конкурсанта.
Мастер-класс проводится на площадке, утвержденной Оргкомитетом в соответствии с п. 5.3 Положения о Конкурсе, в присутствии членов жюри и участников регионального этапа Конкурса.
Тему, форму проведения мастер-класса, наличие фокус-группы и ее количественный состав (при необходимости) конкурсанты определяют самостоятельно. Последовательность выступлений конкурсантов определяется жеребьевкой.
Регламент конкурсного испытания: проведение мастер-класса - 20 минут; ответы на вопросы членов жюри (экспертов) - до 10 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется членами жюри по шести критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание - 60 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и методическая обоснованность представленного опыта; практическая значимость и применимость представленного опыта; предметное содержание; организация деятельности, уровень мотивации участников, результативность мастер-класса; информационная культура; коммуникативная и рефлексивная культура.
3.3.2. Конкурсное испытание "Вопрос учителю года".
Цель конкурсного испытания: демонстрация конкурсантами способности к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития системы образования.
Формат конкурсного испытания: ответы конкурсантов на вопросы интервьюеров из числа ученической, родительской, профессиональной общественности Астраханской области и представителей СМИ, в формате пресс-конференции.
Конкурсное испытание проводится на площадке, утвержденной Оргкомитетом, в соответствии с п 5.3 Положения о Конкурсе.
Общение интервьюеров с конкурсантами, последовательность вопросов и ответов регулируются модератором.
Регламент конкурсного испытания: общая продолжительность 60 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется членами жюри по четырем критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание - 40 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания: ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции; масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений; конструктивность позиции; коммуникативная культура.
3.4. Третий тур "Учитель-лидер".
Третий тур включает одно конкурсное испытание - "Педагогический совет".
3.4.1. Конкурсное испытание "Педагогический совет".
Цель конкурсного испытания: раскрытие лидерского потенциала конкурсантов, демонстрация конкурсантами понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений актуальных задач образования.
Формат конкурсного испытания: представление и обсуждение конкурсантами актуальных задач современного образования с участием министра образования и науки Астраханской области.
Конкурсное испытание проводится на площадке, утвержденной Оргкомитетом в соответствии с п 5.3 Положения о Конкурсе, с участием жюри и всех участников Конкурса.
Каждый конкурсант представляет свою инициативу, направленную на решение актуальных задач современного образования, в формате информационного публичного выступления, которое может сопровождаться презентационными материалами. Каждая представленная инициатива обсуждается всеми конкурсантами, участвующими в третьем туре в формате конструктивного диалога.
Очередность представления инициатив конкурсантов определяется по результатам жеребьевки, проводимой в день объявления участников третьего тура.
Выступления конкурсантов регулируются модератором.
Регламент конкурсного испытания: общая продолжительность - не более 120 минут, из которых представление инициативы конкурсантами - не более 5 минут; на обсуждение инициативы каждого конкурсанта - не более 15 минут.
Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется членами жюри по трем критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов - "показатель не проявлен", 1 балл - "показатель проявлен частично", 2 балла - "показатель проявлен в полной мере".
Максимальная оценка за конкурсное испытание - 30 баллов.
3.4.2. Критерии оценки конкурсного испытания: понимание тенденций развития образования и вопросов государственной образовательной политики; глубина и нестандартность суждений, обоснованность и конструктивность предложений; проявленная личная позиция и коммуникативная культура.
3.5. С целью обеспечения единых подходов к оценке конкурсантов на всех турах регионального этапа Конкурса в соответствии с п. 5.3 Положения о Конкурсе Оргкомитет разрабатывает и доводит до сведения членов жюри методические рекомендации.
IV. Жюри и счетная комиссия регионального этапа Конкурса
4.1. Оценку выполнения конкурсных испытаний регионального этапа Конкурса осуществляет жюри.
4.2. Состав жюри в рамках полномочий, определенных п. 5.3 Положения о Конкурсе, формируется и утверждается Оргкомитетом по согласованию с Учредителями. Количественный состав жюри - от 9 до 11 человек.
4.3. Формальными основаниями для выдвижения в состав жюри являются: работа в настоящее время в общеобразовательной организации, образовательной организации высшего образования, образовательной организации дополнительного профессионального образования и (или) наличие почетных званий "Народный учитель", "Заслуженный учитель Российской Федерации", "Почетный работник сферы образования Российской Федерации", "Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации", "Почетный работник общего образования Российской Федерации", "Отличник народного просвещения"; наличие ученой степени по научной специальности из группы научных специальностей "Педагогические науки" (13.00.00), и (или) научной специальности "Педагогическая психология" (19.00.07), и (или) научным специальностям, соответствующим предметам (предметным областям), преподаваемым участниками регионального этапа Конкурса; и (или) победа в региональном этапе Конкурса (лауреат, призер, победитель, абсолютный победитель) или в заключительном этапе конкурса "Учитель года" и/или "Учитель года России" предыдущих лет, победитель регионального этапа 2022 года. Кандидаты в члены жюри должны иметь опыт экспертной деятельности в определенной предметной области, и (или) в области аттестации педагогических работников, и (или) в рамках профессиональных конкурсов.
4.4. В целях достижения максимальной объективности в оценке отдельных конкурсных испытаний в соответствии с п. 5.3 Положения о Конкурсе к работе жюри могут привлекаться эксперты. Вопрос о привлечении экспертов решается Оргкомитетом. Состав экспертов утверждается Оргкомитетом.
Приглашенные эксперты наделяются правом совещательного голоса. В функции экспертов входит консультация членов жюри по определению уровня профессионального мастерства конкурсанта в решении частных педагогических задач.
4.5. Члены жюри обладают равными правами. Каждый член жюри имеет один решающий голос и правомочен самостоятельно принимать решения по оцениванию выступлений участников в конкурсных испытаниях. Оценивание за других членов жюри не допускается.
4.6. Профилактика конфликта интересов в работе жюри осуществляется следующим образом: в состав жюри не могут входить представители тех организаций, в которых работают участники регионального этапа Конкурса.
4.7. В качестве отдельного жюри в рамках полномочий, определенных п. 5.3 Положения о Конкурсе, Оргкомитетом по согласованию с Учредителями создается студенческое жюри, которое формируется в количестве 8 человек из числа студентов ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет", обучающихся по специальностям направлений "педагогика" и "журналистика", представляется на утверждение Министерству.
4.8. Цель создания студенческого жюри - популяризация профессиональных достижений астраханского учительства в средствах массовой информации и в социальных сетях, а также профессиональная ориентация молодежи на выбор педагогических профессий. Члены студенческого жюри имеют право совещательного голоса в составе основного жюри.
4.9. В задачи студенческого жюри входит определение победителя в номинации "Классный учитель". Процедура выявления победителя в номинации "Классный учитель" не регламентируется. Победитель номинации определяется путем принятия консолидированного мнения членов студенческого жюри.
4.10. Для организации подсчета баллов, начисленных участникам всех туров регионального этапа Конкурса по итогам конкурсных испытаний, подготовки сводных оценочных ведомостей и осуществления контроля за проведением жеребьевок и соблюдением конкурсных процедур в рамках полномочий, определенных п. 5.3 Положения о Конкурсе, Оргкомитетом создается счетная комиссия из 3 человек.
V. Порядок определения и награждения лауреатов, призеров и победителя Конкурса
5.1. Подсчет количества баллов, выставленных каждому участнику регионального этапа Конкурса, включает следующие процедуры:
- по итогам первого тура конкурсанту выставляется оценка, представляющая собой среднее арифметическое баллов, начисленных ему за каждое конкурсное испытание первого тура членами жюри;
- по итогам второго тура конкурсанту выставляется оценка, представляющая собой среднее арифметическое баллов, начисленных ему членами жюри за каждое конкурсное испытание второго тура членами жюри;
- по итогам третьего тура конкурсанту выставляется оценка, представляющая собой среднее арифметическое баллов, начисленных ему за конкурсное испытание третьего тура членами жюри.
5.2. По итогам каждого тура оценки предыдущего тура обнуляются.
5.3. Восемь конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по результатам первого тура, объявляются лауреатами регионального этапа Конкурса и становятся участниками второго тура регионального этапа Конкурса.
5.4. Пять конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по результатам второго тура, становятся участниками третьего тура регионального этапа Конкурса.
5.5. Конкурсантам, набравшим наибольшее количество баллов по результатам третьего тура регионального этапа Конкурса, присуждаются 1, 2 и 3 места соответственно.
5.6. Конкурсант, занявший 1 место по результатам третьего тура, признается победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России".
5.7. Конкурсанты, занявшие 2 и 3 места по результатам третьего тура, признаются призерами регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", занявшими 2 и 3 место соответственно.
5.8. Награждение лауреатов, призеров и победителя регионального этапа Конкурса осуществляется на торжественной церемонии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.