Налог на пользователей автодорог. Быть или не быть:
вот в чем вопрос
После выхода в свет Закона N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" вопросы, касающиеся введения в действие с 1 января 2003 г. транспортного налога и отмены налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, вызвали бурную дискуссию. Попробуем разобраться в этой проблеме.
С вступлением в силу с 31 августа 2002 г. ст.2 Закона N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов и зачисляемые в них в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в РФ, а список региональных - пополнился транспортным.
Причем ст.9 Закона N 110-ФЗ внесла также изменения в Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ", в соответствии с которыми из него исключалась ст.5 "Налог на пользователей автодорог", а одним из источников образования территориальных дорожных фондов признавался транспортный налог. Вот только в силу эти изменения вступают с 1 января 2003 г.
Получается, что с одной стороны с 31 августа 2002 года налог на пользователей автодорог формально можно не платить, а с другой - еще 4 месяца этот налог (как и налог с владельцев транспортных средств) регламентируется Законом "О дорожных фондах в РФ". Исчисление же транспортного налога начинается с 1 января 2003 года.
Но ситуация, когда один налог уже не существует, а другой еще не введен в действие, явно не входила в планы МНС и Минфина России. А потому МНС РФ "в связи с поступающими запросами" решило убедить юридических лиц в необходимости его уплаты, издав Письмо от 10 сентября 2002 г. N ВГ-6-03/1385 "О налоге на пользователей автомобильных дорог". Причем продиктовано оно было, судя по всему, заботой о бюджете, поскольку налоговики в основном апеллировали к нормам Бюджетного кодекса РФ, забыв о том, что означенный Кодекс (хотя бы в силу ст.1) не регламентирует налоговые вопросы.
Доводы же, собственно относящиеся к налоговому законодательству, тоже можно оспорить. Тот факт, что ст.5 Закона "О дорожных фондах в РФ" в соответствии со ст.9 и 21 Закона N 110-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2003 г., на наш взгляд, только лишний раз подтверждает, что на деле никто не собирался отказываться от этих поступлений в бюджет в середине финансового года, но никак не может служить законным основанием для взимания налога вплоть до 1 января 2003 года. Сроки окончательных расчетов по налогу на пользователей автодорог, указанные в ст.4 и 16 Закона N 110-ФЗ и приведенные в качестве последнего аргумента в Письме N ВГ-6-03/1385, также не могут служить прямым доказательством необходимости его уплаты за весь год.
Конечно, часть независимых экспертов поддерживает позицию МНС РФ и утверждает, что раз Закон "О дорожных фондах в РФ" действует до конца года, а Закон "Об основах налоговой системы в РФ" не ограничивает перечня взимаемых налогов, а лишь определяет их принадлежность, то налог подлежит уплате.
Но как тут не вспомнить, что основой основ все-таки является НК РФ, а ст.2 Закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" гласит буквально следующее: "Впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса установить, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", не взимаются".
Таким образом, мы вернулись на исходные позиции: благодаря ст.21 Закона N 110-ФЗ (именно ее столь невнимательно прочитали наши "думцы") налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, фактически с 31 августа 2002 года оказались "вне закона". Поправить теперь уже ничего нельзя, ведь их восстановление в законодательном порядке неминуемо будет признано ухудшением положения налогоплательщика. Вот и приходится главному налоговому ведомству страны посредством подобных писем напоминать добросовестным налогоплательщикам старую истину - "закон, что дышло...".
Эти выкладки понятны любому здравомыслящему человеку, и данной публикацией мы отнюдь не хотели решить дилемму "платить или не платить?". В общем-то, последние два года правомерность взимания налога на пользователей автодорог может ставиться под сомнение хотя бы потому, что до недавнего времени законом не были установлены сроки его уплаты (Инструкция МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59 к законодательным актам не относится), а Закон N 110-ФЗ определил их только для расчетов по налогу за 2002 год.
Но ведь в это время за счет большинства плательщиков казна исправно пополнялась. Поэтому и сейчас каждый выбирает сам. Понятно, что бюджет 2002 года планировался с учетом сумм поступлений от налога на пользователей автодорог. И уже ясно, что после указанного Письма налоговые органы на местах будут требовать от предприятий и организаций уплаты налога за весь год, не взирая на их возможные протесты.
Таким образом, выбор за налогоплательщиком: отстаивать ли свою позицию в суде, приводя в защиту массу доводов (благо, налицо неустранимые противоречия, сомнения и неясность в акте законодательства о налогах и сборах, которые в соответствии с п.7 ст.3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика) или же исправно заплатить налог, не вызывая к себе лишнего интереса со стороны налоговых органов.
Вопрос хотелось бы поставить иначе. Закон готовится не одним человеком. Принимается Государственной Думой. Так неужели не нашлось того, кто не только прочел бы его от начала и до конца, но и понял суть дела? И почему в погоне за выполнением плана по сбору налогов ни один из крупных чиновников не признал очевидного несоответствия в Законе N 110-ФЗ, вместо того чтобы любой ценой доказывать нам, что "так и было задумано"?
Е. Аккерман,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 41, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.