В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Новосибирской области от 14.05.2005 N 294-ОЗ "О противопожарной службе Новосибирской области и обеспечении пожарной безопасности в Новосибирской области", постановлением Правительства Новосибирской области от 23.08.2010 N 105-п "О территориальной подсистеме Новосибирской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Новосибирской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Новосибирской области силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Новосибирской области (далее - Порядок).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, руководителям организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности руководствоваться Порядком.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 31.01.2023 N 22-п
Порядок
организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Новосибирской области силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регламентирует организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Новосибирской области (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий) силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Новосибирской области (далее - ТП РСЧС Новосибирской области).
2. Настоящий Порядок применяется для организации взаимодействия областных исполнительных органов Новосибирской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления), организаций при тушении ландшафтных (природных) пожаров на территории Новосибирской области в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" для защиты населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры.
3. Реагирование на возникновение ландшафтных (природных) пожаров осуществляется согласно Плану организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области (далее - План организации тушения ландшафтных (природных) пожаров) незамедлительно при обнаружении очагов пожаров в границах населенных пунктов поселения, за границами городских и сельских населенных пунктов, вблизи объектов инфраструктуры и экономики силами и средствами ТП РСЧС Новосибирской области, дислоцированными на территории соответствующего муниципального района или муниципального, городского округа Новосибирской области.
4. Состав сил и средств ТП РСЧС Новосибирской области, привлекаемых для тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Новосибирской области, определяется Планом организации тушения ландшафтных (природных) пожаров.
5. Решения о мерах по тушению ландшафтных (природных) пожаров принимаются комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Новосибирской области (далее - КЧС и ОПБ МО), комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирской области (далее - КЧС и ОПБ НСО).
6. Органы местного самоуправления при недостаточности сил и средств для тушения ландшафтных (природных) пожаров обращаются в КЧС и ОПБ НСО о выделении дополнительных сил и средств областных исполнительных органов Новосибирской области.
7. До начала и в период пожароопасного сезона организации независимо от форм собственности, владеющие на праве собственности земельными участками за пределами границ населенных пунктов, включенные в состав сил и средств ТП РСЧС Новосибирской области, обязаны создавать и поддерживать в готовности силы и средства, предназначенные для тушения ландшафтных (природных) пожаров.
II. Реагирование органов управления РСЧС на возникновение ландшафтных (природных) пожаров
8. Координационными органами управления, постоянно действующими органами управления и органами повседневного управления ТП РСЧС Новосибирской области на муниципальном и региональном уровнях постоянно осуществляется оценка угрозы обнаруженных и действующих ландшафтных (природных) пожаров населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры.
Мониторинг ландшафтной (природной) обстановки проводится с использованием программного обеспечения "Термические точки", системы мониторинга МЧС России "Каскад" и иных программных продуктов, позволяющих в режиме реального времени отслеживать возникновение термических аномалий на территории соответствующих муниципальных районов и муниципальных, городских округов Новосибирской области, и другими возможными способами.
9. Областные исполнительные органы Новосибирской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и граждане обязаны незамедлительно сообщать о термических точках, очагах возгорания и задымления в лесах и иных природных средах в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных районов и муниципальных, городских округов Новосибирской области (далее - ЕДДС).
10. ЕДДС обеспечивают:
1) оперативную обработку информации о термических точках, очагах возгорания и задымления, поступающей от любых источников информации;
2) доведение информации о местонахождении термических точек, очагов возгорания и задымления до подразделений федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Новосибирской области, филиала государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" - "Государственной противопожарной службы Новосибирской области" (далее - ГПС Новосибирской области), добровольной пожарной охраны, глав муниципальных районов и муниципальных, городских округов Новосибирской области, глав городских и сельских поселений Новосибирской области, собственников территорий (участков) и других заинтересованных должностных лиц;
3) направление сил и средств ближайшего к месту ландшафтного (природного) пожара подразделения ТП РСЧС Новосибирской области, дислоцированного на территории муниципального района или муниципального, городского округа Новосибирской области в соответствии с Планом организации тушения ландшафтных (природных) пожаров;
4) ежедневное уточнение маршрутов патрульных групп, патрульно-маневренных групп и маневренных групп на период предстоящих суток в целях осуществления контроля за оперативной обстановкой, управления силами и средствами по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального района и муниципального, городского округов Новосибирской области;
5) прием докладов о ходе патрулирования от старших патрульных групп, патрульно-маневренных групп любым доступным способом. При получении доклада об обнаружении ландшафтного (природного) пожара обеспечивают незамедлительное направление ближайших к месту ландшафтного (природного) пожара сил и средств ТП РСЧС Новосибирской области в соответствии с Планом организации тушения ландшафтных (природных) пожаров. В случае невозможности ликвидации ландшафтного (природного) пожара силами РСЧС муниципального звена привлекаются дополнительные силы через дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Новосибирской области;
6) при выявлении ландшафтного (природного) пожара в пределах полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального значения организуют взаимодействие с диспетчерами государственного казенного учреждения Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" и Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог";
7) в случае выявления информационно-коммуникационными системами, группами наземного и воздушного патрулирования ландшафтного (природного) пожара на территории, прилегающей к лесному фонду, организуют взаимодействие с региональной диспетчерской службой лесного хозяйства Новосибирской области - Государственным автономным учреждением "Новосибирская база авиационной охраны лесов".
11. Главы городских и сельских поселений Новосибирской области направляют патрульные группы, патрульно-маневренные группы, маневренные группы, а также собственников земель для проверки информации о выявленных термических точках, очагах возгорания.
III. Силы и средства РСЧС Новосибирской области, привлекаемые к тушению ландшафтных (природных) пожаров
12. К тушению ландшафтных (природных) пожаров привлекаются силы и средства ТП РСЧС Новосибирской области, в том числе организации, имеющие сельскохозяйственную технику, подразделения пожарной охраны различных видов (в рамках своей компетенции), организации, имеющие инженерную технику и технику для подвоза воды.
13. До начала установления пожароопасного периода решением КЧС и ОПБ МО определяются патрульные группы, патрульно-маневренные группы и маневренные группы, их состав.
Основными задачами патрульных групп, патрульно-маневренных групп и маневренных групп являются: выявление пожаров на ранней стадии развития, тушение их минимальными силами, проведение профилактических мероприятий, выявление нарушителей правил противопожарного режима.
В состав патрульных групп, патрульно-маневренных групп и маневренных групп включаются лица, прошедшие обучение по программе "Первоначальная подготовка добровольных пожарных".
14. Патрульные группы создаются в каждом населенном пункте Новосибирской области из числа членов общественных объединений и организаций всех форм собственности, расположенных на территории сельского поселения Новосибирской области, местного населения (добровольцев).
В задачи патрульных групп входят:
1) патрулирование населенных пунктов по выявлению несанкционированных отжигов сухой растительности, сжигания населением мусора на территории населенных пунктов (сельских поселений) Новосибирской области;
2) идентификация и выявление возникших термических точек вблизи населенных пунктов (сельских поселений) Новосибирской области;
3) передача информации в ЕДДС муниципального района или муниципального, городского округа Новосибирской области о складывающейся обстановке и запрос сил и средств (при необходимости) для тушения загораний;
4) принятие мер по локализации и ликвидации ландшафтного (природного) пожара.
15. Патрульно-маневренные группы создаются в каждом городском и сельском поселениях Новосибирской области из числа членов общественных объединений и организаций всех форм собственности, расположенных на территории городского или сельского поселения Новосибирской области, местного населения (добровольцев).
16. В задачи патрульно-маневренных групп, наряду с задачами, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, входят:
1) проведение профилактических мероприятий среди населения в сфере пожарной безопасности;
2) идентификация и выявление термических точек вблизи населенных пунктов (сельских поселений) Новосибирской области с принятием мер по их локализации и ликвидации выявленных природных загораний;
3) определение по возможности причины возникновения загораний;
4) установление (выявление) лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении ландшафтных (природных) пожаров, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы.
17. Маневренные группы создаются в каждом муниципальном районе или муниципальном, городском округе Новосибирской области из числа специалистов органов местного самоуправления, членов общественных объединений и организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального района или муниципального, городского округа Новосибирской области.
18. В задачи маневренных групп входят:
1) принятие мер по ликвидации отдельных очагов ландшафтных (природных) пожаров, в том числе создающих угрозу населенным пунктам и лесному фонду;
2) оказание содействия оперативным службам по установлению лиц, виновных в совершении административного правонарушения, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;
3) оказание помощи в эвакуации населения, домашнего скота и материальных ценностей в случае угрозы перехода ландшафтных (природных) пожаров на населенный пункт;
4) передача информации в ЕДДС муниципального района или муниципального, городского округа Новосибирской области о складывающейся обстановке и запрос сил и средств оперативных служб в случае необходимости.
19. Перед осуществлением дежурства с патрульными группами, патрульно-маневренными группами, маневренными группами ежедневно проводится инструктаж о мерах безопасности, действиях при осложнении оперативной обстановки, порядке организации связи. Инструктаж проводят старшие патрульных групп, старшие патрульно-маневренных групп, старшие маневренных групп.
20. Ежегодно численный состав патрульных групп, патрульно-маневренных групп, маневренных групп уточняется органами местного самоуправления, до 1 марта сведения о составе патрульных групп, патрульно-маневренных групп, маневренных групп направляются в министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - МЖКХиЭ НСО).
21. МЖКХиЭ НСО до 15 марта с учетом полученных сведений проводит корректировку Плана организации тушения ландшафтных (природных) пожаров.
IV. Оснащение патрульных групп, патрульно-маневренных групп и маневренных групп
22. Оснащение патрульных групп, патрульно-маневренных групп и маневренных групп имуществом обеспечивается за счет средств местных бюджетов соответствующих муниципальных образований Новосибирской области.
Планирование необходимых средств осуществляется заблаговременно при формировании проекта бюджета на следующий год и плановый период.
23. Сведения об имеющемся имуществе патрульных групп, патрульно-маневренных групп и маневренных групп вносятся ежегодно при корректировке Плана организации тушения ландшафтных (природных) пожаров.
Информация об изменении состава имущества и сил, входящих в состав патрульных групп, патрульно-маневренных групп и маневренных групп, направляется соответствующим органом местного самоуправления в МЖКХиЭ НСО в срок не позднее 10 дней с момента внесения указанных изменений для корректировки Плана организации тушения ландшафтных (природных) пожаров.
V. Руководство тушением ландшафтного (природного) пожара
24. По прибытии первыми к месту тушения ландшафтного (природного) пожара патрульной группы, патрульно-маневренной группы, маневренной группы, добровольной пожарной охраны руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара является старший патрульной группы, старший патрульно-маневренной группы, старший маневренной группы, руководитель добровольной пожарной охраны, прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования подготовки добровольных пожарных.
25. Лица, принявшие руководство тушением ландшафтного (природного) пожара согласно пункту 24 настоящего Порядка, докладывают о данном факте и иную информацию о ландшафтном (природном) пожаре в ЕДДС муниципального района или муниципального, городского округа Новосибирской области, на территории которого действует ландшафтный (природный) пожар.
26. Непосредственное руководство тушением ландшафтного (природного) пожара осуществляется руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара - прибывшим на ландшафтный (природный) пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении ландшафтного (природного) пожара, а также привлеченными к тушению ландшафтного (природного) пожара силами.
Старшее оперативное должностное лицо может не принимать на себя руководство тушением ландшафтного (природного) пожара, если в момент прибытия его на ландшафтный (природный) пожар приняты правильные и тактически верные действия по тушению ландшафтного (природного) пожара и создались условия для локализации ландшафтного (природного) пожара.
27. В случае введения режима функционирования чрезвычайной ситуации для муниципальных звеньев ТП РСЧС Новосибирской области, обусловленного ландшафтными (природными) пожарами, руководитель тушения ландшафтного (природного) пожара назначается соответствующим решением КЧС и ОПБ МО или решением КЧС и ОПБ НСО.
28. Должностное лицо, указанное в пункте 27 настоящего Порядка, обязано принять на себя руководство тушением ландшафтного (природного) пожара у старшего оперативного должностного лица, принявшего руководство тушением ландшафтного (природного) пожара, согласно пунктам 24 и (или) 26 настоящего Порядка.
29. Руководитель тушения ландшафтного (природного) пожара:
1) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации ландшафтного (природного) пожара;
2) определяет достаточность сил и средств для тушения ландшафтного (природного) пожара, в случае недостаточности сил и средств запрашивает дополнительные силы и средства через дежурного диспетчера;
3) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения ландшафтного (природного) пожара, безопасность работников, участвующих в тушении ландшафтного (природного) пожара;
4) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению ландшафтного (природного) пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решение о спасении людей и имущества при ландшафтном (природном) пожаре, при необходимости организует поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от ландшафтного (природного) пожара;
5) взаимодействует с КЧС и ОПБ МО;
6) не оставляет место ландшафтного (природного) пожара до тех пор, пока ландшафтный (природный) пожар не будет ликвидирован;
7) в случае возникновения другого более сложного пожара, представляющего реальную угрозу перехода на населенные пункты и (или) объекты экономики, может покинуть пожар для принятия руководства другим более сложным пожаром, назначив за себя должностное лицо, прошедшее обучение по тушению пожаров на природной территории, допущенное к руководству тушением пожара в установленном порядке;
8) в случае, предусмотренном подпунктом 7 настоящего пункта, назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении ландшафтного (природного) пожара.
30. Способы и особенности тушения ландшафтного (природного) пожара определяются руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара исходя из вида ландшафтного (природного) пожара в соответствии с методикой тушения ландшафтных пожаров, утвержденной МЧС России от 14.09.2015 N 2-4-87-32-ЛБ.
31. Выбор способа и тактики тушения ландшафтного (природного) пожара зависит от самого ландшафтного (природного) пожара, условий, в которых он действует, состава привлеченных сил и средств пожаротушения.
VI. Порядок привлечения сил и средств ТП РСЧС Новосибирской области к тушению ландшафтных (природных) пожаров
32. Силы и средства РСЧС Новосибирской области привлекаются к тушению ландшафтных (природных) пожаров в соответствии с Планом организации тушения ландшафтных (природных) пожаров.
Копия ежегодно откорректированного Плана организации тушения ландшафтных (природных) пожаров доводится до КЧС и ОПБ МО.
33. Привлечение сил и средств РСЧС Новосибирской области на тушение ландшафтных (природных) пожаров и координация их действий осуществляется дежурными сменами ЕДДС муниципальных районов и муниципальных, городских округов Новосибирской области.
Непосредственное руководство силами и средствами территориальной подсистемы РСЧС Новосибирской области осуществляется их руководителями (органами управления).
34. При угрозе перехода ландшафтного (природного) пожара на территорию населенного пункта, по информации, полученной от ЕДДС муниципального образования, диспетчером местного пожарно-спасательного гарнизона направляются силы и средства подразделений федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Новосибирской области, подразделения ГПС Новосибирской области, добровольной пожарной охраны, дислоцированных в этих населенных пунктах.
35. При угрозе перехода ландшафтного (природного) пожара на территорию объектов инфраструктуры и экономики защита таких объектов осуществляется в первую очередь силами и средствами нештатных аварийно-спасательных формирований этих объектов, и другими силами собственников этих объектов.
36. Для защиты отдаленных населенных пунктов (не прикрытых подразделениями пожарной охраны) главами муниципальных образований Новосибирской области создаются, на период действия особого противопожарного режима, временные противопожарные посты из числа членов общественных объединений, организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории сельского поселения, местного населения (добровольцев), оснащенных мобильными средствами тушения пожаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлены правила организации тушения ландшафтных (природных) пожаров в регионе (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий) силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории области.
Определен порядок взаимодействия областных исполнительных органов власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций при тушении ландшафтных (природных) пожаров в целях защиты населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры.
Решения о мерах по тушению ландшафтных (природных) пожаров принимаются комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований области, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирской области.
Постановление Правительства Новосибирской области от 31 января 2023 г. N 22-п "Об утверждении порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Новосибирской области силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Новосибирской области"
Вступает в силу с 31 января 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 1 февраля 2023 г. N 5400202302010001