Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сильченко А.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от заявителя - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Дотлаева Р.Б. (доверенность от 01.01.2012 N 25), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2684009887, ОГРН 1022601989508) - Яковлева Д.В. (доверенность от 10.01.2012 N 03/02), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2012 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 (судьи Афанасьева Л.В., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А63-10821/2011, установил следующее.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 30.09.2011 N 03/8479 об отказе в удовлетворении ходатайства общества в даче согласия на получение в пользование (в аренду) основных производственных средств ОАО "Ставропольэнергоинвест".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что общество не выполнило законные требования антимонопольного органа.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
По мнению подателя жалобы, законодательством установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для рассмотрения ходатайств, который не подлежит расширительному толкованию. Предоставление сведений о хозяйственной деятельности предприятий, входящих в группу лиц заявителя, законодательством не предусмотрен. Общество ранее получало согласие антимонопольного органа по ходатайству о разрешении на совершение аналогичных сделок.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с ходатайством от 11.07.2011 N МБ-403 о даче согласия на получение в пользование (в аренду) основных производственных средств ОАО "Ставропольэнергоинвест".
В письме от 18.08.2011 N ЦА/31654 ФАС России проинформировала общество о том, что ходатайство направлено в управление для рассмотрения по существу.
Общество не представило в управление необходимые материалы и информацию. В связи с этим управление направило в адрес общества запрос от 07.09.2011 N 03/7679 с требованием предоставить заполненные приложения N 1 - 5 к приказу ФАС России от 17.04.2008 N 129 по всем предприятиям, входящим в группу лиц общества.
В письме от 20.09.2011 N МБ-769 общество отказалось выполнить требования, ссылаясь на то, что предоставление указанной информации не предусмотрено пунктом 3.4 приказа ФАС России от 17.04.2008 N 129.
Решением управления по результатам рассмотрения ходатайства от 30.09.2011 по делу N 03/8479 в его удовлетворении отказано.
Общество, не согласившись с решением антимонопольного органа от 30.09.2011 N 03/8479, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктом 3.33 Административного регламента по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, утвержденного приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294; Формой представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями и Формой представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденных приказами ФАС России от 17.04.2008 N 129 и от 20.11.2006 N 293 соответственно, и обоснованно указали на отсутствие в действиях антимонопольного органа нарушения требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов общества.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
В силу пункта 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия) или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству.
Перечень документов, подаваемых одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, в антимонопольный орган, определен частью 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции.
Пунктами 4 и 5 части 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции предусмотрено представление сведений о видах деятельности, которые осуществлялись заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления указанных ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются специальные разрешения; сведений о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной, реализованной заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления указанных ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции.
Приказом ФАС России от 17.04.2008 N 129 утверждена Форма представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 3.4 названного приказа предусмотрено представление сведений об основных видах деятельности, о продукции (работах, услугах), поставляемой на товарный рынок с представлением приложений N 1 - 5 к данной Форме. Данные сведения представляются по приобретателям, получателям, учредителям, по обществам, участвующим в слиянии/присоединении, по хозяйственным обществам, акции, доли, основные производственные средства и (или) нематериальные активы которых приобретаются; по обществам, права в отношении которых приобретаются; обществах, чьи акции (доли) и (или) имущество вносятся в уставный капитал, и их группе лиц.
В силу пункта 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службой по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент), при рассмотрении ходатайств (уведомлений) антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится в целях установления доминирующего положения заявителей, иных лиц (группы лиц), а также в целях подтверждения того, что действия, заявленные в ходатайстве (уведомлении), могут привести или привели к ограничению конкуренции, в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя, иных лиц (группы лиц) в том числе при принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией согласно главе 7 Закона о защите конкуренции.
Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке", согласно пунктам 6.3 и 6.4 которого при проведении анализа обязательно определяется доля группы лиц.
По результатам анализа составляется аналитический отчет, который является основанием для принятия решения антимонопольным органом.
Управление обоснованно указало, что для проведения анализа рынка антимонопольному органу необходима информация о деятельности всей группы лиц заявителя.
Суды установили, что общество в нарушение данных требований не представило информацию, поэтому антимонопольный орган правомерно на основании пункта 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции отказал обществу в удовлетворении ходатайства о даче согласия на получение в пользование (в аренду) основных производственных средств ОАО "Ставропольэнергоинвест".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для переоценки установленных по делу обстоятельств.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А63-10821/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.