Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления имущественных отношений Сальского района Ростовской области (ИНН 6153908601, ОГРН 1036153000212) и заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (ИНН 6153018630, ОГРН 1026102516978), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2012 (судья Лебедева Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 (судьи Захарова Л.А., Гуденица Т.Г., Иванова Н.Н.) по делу N А53-21687/2011, установил следующее.
Управление имущественных отношений Сальского района (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (далее - пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 13.10.2011 N 13.
Решением суда от 03.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2012, требование удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" (далее - Областной закон N 786-ЗС), не включаются в базу для начисления страховых взносов. В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы не являются объектами обложения страховыми взносами.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что на основании Федерального закона N 212-ФЗ и Областного закона N 786-ЗС выплаты на питание, лечение работника и выплаты работникам, достигшим пенсионного стажа, единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке, так как не являются компенсационными и не связаны с возмещением затрат в связи с исполнением трудового договора, а относятся к выплатам стимулирующего характера.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, пенсионный фонд провел выездную проверку управления по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 год.
По результатам проверки составлен акт от 21.09.2011 N 135 и принято решение от 13.10.2011 N 13 о начислении управлению 8 080 рублей пеней. Управлению предложено уплатить 69 663 рубля недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод пенсионного фонда о занижении управлением в 2010 году базы для исчисления страховых взносов, на сумму дохода, полученного: в виде компенсации на питание работникам из расчета 500 рублей в месяц на сумму 66 031 рубль; в виде компенсации на лечение работникам на сумму 103 285 рублей; в виде единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы работникам на сумму 132 230 рублей.
Управление, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, - организации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ (перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей. В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ. Муниципальная служба - это трудовая деятельность особого рода, осуществляя которую, муниципальные служащие вступают в трудовые отношения и с ними заключаются трудовые договоры.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ определено, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Статьей 22 Закона N 25-ФЗ установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Областным законом N 786-ЗС и Законом N 25-ФЗ установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы в Ростовской области.
Пунктом 4 статьи 9 Закона N 25-ФЗ муниципальному служащему за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования выплачивается в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований ежемесячное компенсационное пособие и ежегодная компенсация на лечение. Пунктом 9 статьи 9 Областного закона N 786-ЗС установлена гарантия муниципальному служащему, согласно которой, в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования муниципальному служащему, достигшему пенсионного возраста, может выплачиваться единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы при увольнении с муниципальной службы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 статьи 9 Областного закона Ростовской области от 9 октября 2007 г. N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области"
Статьей 9 Положения о муниципальной службе в Сальском районе, утвержденного решением Собрания депутатов Сальского района от 01.11.2007 N 341 "О муниципальной службе в Сальском районе" установлены дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, в том числе ежемесячное компенсационное пособие в размере 500 рублей, ежегодная компенсация на лечение в размере двух должностных окладов и выплата муниципальному служащему, достигшему пенсионного возраста, единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы от 5 до 10 календарных лет в размере 5 должностных окладов, от 10 до 20 календарных лет - в размере 15 должностных окладов, свыше 20 календарных лет - в размере 20 должностных окладов при увольнении с муниципальной службы.
Установив, что выплата ежемесячного компенсационного пособия, ежегодной компенсации на лечение муниципальному служащему и представление муниципальному служащему, достигшему пенсионного возраста, единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы при увольнении с муниципальной службы установлены пунктами 4 и 9 статьи 9 Областного закона N 786-ЗС, статьей 9 Положения о муниципальной службе в Сальском районе, утвержденного решением Собрания депутатов Сальского района от 01.11.2007 N 341 "О муниципальной службе в Сальском районе", судебные инстанции сделали вывод о том, что указанные выплаты являются компенсационными выплатами, поскольку непосредственно связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, и в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не признаются объектом обложения страховыми взносами.
Таким образом, исключение из облагаемой базы суммы компенсационных выплат муниципальным служащим на питание и лечение, а также выплаты муниципальным служащим, достигшим пенсионного возраста, в виде единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы соответствует законодательству.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу N А53-21687/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.