Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
Совета министров Республики Крым
от 1 февраля 2023 года N 128-р
Стратегия развития креативного кластера на территории Республики Крым
Введение
С начала 2000-х годов с креативными индустриями, которые иногда называют также индустриями когнитивными, связываются самые радужные надежды. О них толкуют как о новой модели роста, о "творческом рычаге" производства и даже как о начале цивилизационного сдвига. В России сторонники креативной экономики видят в ней, кроме всего прочего, панацею избавления от ресурсной зависимости.
В Атласе креативных индустрий Российской Федерации дается следующее определение креативной индустрии:
"Креативные индустрии - это экономический сектор, включающий взаимозависимые и взаимопроникающие отрасли в области исследований, разработки и производства товаров и услуг, которые берут начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и которые обладают потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счет создания и использования интеллектуальной собственности".
Роль креативных индустрий в экономике (мировой опыт):
- экономический рост за счет производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
- оживление рынка труда за счет создания дополнительных рабочих мест;
- создание товаров для глобальной конкуренции, открытие новых рынков;
- развитие человеческого капитала: привлечение талантливых кадров, создание условий для их роста внутри региона, формирование конкурентного преимущества региона;
- культурное развитие, повышение туристической привлекательности, узнаваемость локальных брендов;
- развитие и редевелопмент территорий.
Средние мировые показатели влияния креативных индустрий в мировой экономике:
- 6,6% - средняя доля сектора креативных индустрий в мировом валовом внутреннем продукте;
- 8-12% - средняя доля вклада в валовый внутренний продукт сектора креативных индустрий в развитых странах;
- 15% - среднегодовой рост креативных индустрий до 2019 года.
Важно отметить, что каждую отрасль в России формирует совокупность как частных, так и государственных предприятий, каждое из которых может осуществлять свою деятельность как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. Именно совокупность данных предприятий, объединенных в 35 отраслей, формирует креативную индустрию.
Креативная индустрия является важной составляющей мировой экономики, показывающей высокие темпы развития в условиях ограниченности природных ресурсов и замедления экономического роста. Креативность на сегодняшний день является основным источником новых технологий, новых отраслей и других экономических преимуществ.
Именно креативные факторы производства в ближайшей перспективе будут формировать основу нематериальной составляющей добавленной стоимости нового продукта или услуги.
1. Историческая и культурная ценность Крыма, общее состояние символического капитала Крыма
Крымский полуостров - одно из самых замечательных мест на Земле. Многовековая история Крымского полуострова нашла самое яркое отражение в творении рук человеческих: в памятниках истории и архитектуры. Она представлена многочисленными археологическими, архитектурными и литературными памятниками. Крым сегодня - это уникальный музей под открытым небом, поражающий воображение красотой и роскошью дворцов и парков, развалинами средневековых крепостей и замков, неповторимостью пещерных городов и монастырей. На полуострове пересекались исторические пути множества народов и цивилизаций.
На территории Крыма свыше 11,5 тысячи памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям.
Историко-культурное наследие, духовно-нравственная, социально-психологическая, геополитическая, экологическая и эстетическая среды обитания создают и формируют многомерность социокультурной среды. То есть такой среды, под которой понимают социальное пространство, отражающее условия жизнедеятельности людей, обусловливает их социальное поведение и реализует их участие в культурных связях общества.
Социокультурная среда Крыма в значительной мере формировалась усилиями творческой интеллигенции - писателями, художниками, скульпторами, архитекторами, кинематографистами, создающими в своих произведениях узнаваемый и притягательный образ региона. Крым служил кинематографической площадкой для более чем 300 фильмов.
Важнейшей составляющей социокультурной среды региона является его географический образ, сформированный конкретными природными и культурными объектами, отражёнными в сознании людей. Географические образы мотивируют информационно-познавательную, досуговую, творческую деятельность человека. Образы географического пространства изучаются при помощи социологических опросов. Разнообразие и огромное количество исторического наследия сделало Крым огромной лабораторией для различных археологических исследований, изучения условий жизни человека на разных стадиях его развития.
Уникальное сочетание разнообразных форм рельефа и климатических условий на малой территории придают Крыму особую неповторимость, богатство, разнообразие и оригинальность ландшафтов, растительного и животного мира.
Историческая и культурная ценность Крыма состоит из совокупности ресурсов:
1) историко-культурных (пещерные города, монастыри, раскопки древних (тавры, скифы, греки) цивилизаций, крепости);
2) ландшафтных (5 государственных заповедников, 33 заказника, из них 16 общегосударственного значения, 87 памятников природы, 13 из них общегосударственного значения, 10 заповедных урочищ и т.д.);
3) лечебно-минеральных (8 месторождений минеральных вод, 15 месторождений лечебных грязей);
4) территориальных (более 90% рекреационных объектов сконцентрировано на узкой 3-х километровой прибрежной полосе моря);
5) созидающие ресурсы (развитие инфраструктуры экологического и социального туризма в сельской местности; развитие системы курортного сервиса в новых прибрежных регионах рекреационного освоения; развитие системы сервиса для неорганизованных отдыхающих; развитие шоу-бизнеса и индустрии развлечений; создание инфраструктуры для элитных видов спорта; внедрение уникальных методов лечения);
6) наличие туристских ресурсов, особенности уже имеющейся инфраструктуры дают возможность развивать в Крыму нетрадиционные формы туризма: спелеологический, скалолазание, конный, велосипедный, дельтапланеризм, горно-пешеходный, винные и охотничьи туры, вертолетные экскурсии, прогулки на яхтах, подводные погружения с аквалангом, научный и автотуризм;
7) тот факт, что национальная структура Крыма состоит из более 100 национальностей и народностей, создает все необходимые предпосылки для развития этнического туризма. Для немецких, болгарских, греческих, крымско-татарских и чешских граждан, чьи предки некогда жили в Крыму, разработаны туры по их исторической родине. Санатории и пансионаты с лечением составляют 28% и расположены преимущественно на Южном берегу Крыма. Все санатории Крыма имеют специализацию, зависящую от особенностей лечебных факторов местности, где они расположены, архитектурных и религиозных памятников полуострова.
2. Якорные бренды по креативным индустриям
Якорный бренд - бренд, торговая марка, наименование компании, предназначенный для привлечения в регион (или отрасль креативной индустрии) дополнительного потока туристов, клиентов, а также других компаний для последующей их хозяйственной деятельности в регионе. Как правило, якорным брендом становится узнаваемый бренд.
Для популяризации креативной индустрии Крыма предлагается работа по следующим основным трем направлениям:
1) выявление и популяризация крымских брендов в креативной индустрии;
2) привлечение в Крым для ведения хозяйственной деятельности в качестве "якорных" брендов федерального значения. Их позиционирование с Крымом и участие в резонансных проектах креативной индустрии;
3) создание новых коллективных территориальных крымских брендов и их популяризация. Под данными брендами могут работать многие компании креативных индустрий Крыма, соответствующие разработанным креативным кластером стандартам. Коллективные якорные бренды определены с учетом сильных сторон Крыма и его специализации.
Предлагается пять новых коллективных якорных брендов Республики Крым:
1. Крым - Креативная Республика. Основная идея: Крым - регион, в котором есть все условия для созидания и творчества. Мы являемся потомками и продолжателями дела многих великих творческих людей, которые связаны с Крымом.
2. Крым - это здорово! Основная идея: "здорово" от слова "здоровье". Определено, что удачное сочетание природных, климатических и других факторов превращают полуостров Крым в уникальную здравницу с широкими лечебно-оздоровительными возможностями. Многообразие лечебно-оздоровительных природных факторов (климат, грязь, минеральные воды), богатый опыт крымских здравниц и использование ими новейших достижений отечественной и мировой курортологии делают полуостров уникальным и единственным в своем роде.
3. Крым - прикосновение к истории! Основная идея: Крымский полуостров - огромный исторический музей, почти вся история человечества - от стоянок неандертальцев до тайной базы советских атомных подводных лодок. В различные времена на территории полуострова проживали киммерийцы, греки, римляне, скифы, тавры, генуэзцы. Более 3-х веков на территории полуострова существовало Крымское ханство.
На территории Крыма свыше 11,5 тысячи памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям.
Любознательные туристы могут пройтись с экскурсиями или просто погулять по руинам древнегреческих городов Пантикапея и Херсонеса, Генуэзской крепости в Судаке, подняться в столицу средневекового княжества Феодоро на Мангупе и знаменитые "пещерные города" - развалины многочисленных замков и монастырей. А знаменитые памятники зодчества - Бахчисарайский, Воронцовский, Массандровский, Ливадийский дворцы - неизменно вызывают восхищение как гостей Крыма, так и самих крымчан.
4. Крым - детям! Основная идея: известный всем лозунг "Все лучшее - детям!" как будто специально придуман для Крыма. Здесь и в самом деле есть все условия для отдыха и лечения детей и подростков - уникальный климат, чистейший воздух, близость двух морей, бесконечные пляжи, ласковое солнце, невероятное разнообразие природы и несметное количество памятников истории, культуры, архитектуры, детские санатории, пансионаты, оздоровительные лагеря, среди которых особое место занимает Международный детский центр "Артек".
Так, в 2014 году реализован проект "Культура Крыма - детям". Главная задача Проекта "Культура Крыма - детям" - показать детям России, что Крым - это часть русской культуры, источник православия на Руси, рассказать о подвиге русских солдат и офицеров в Крымскую войну и Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг.
5. Крым - Три стихии. Основная идея: Вода, Воздух, Земля. Крым - благословенная земля, богатая неповторимыми ландшафтами и уникальными природными памятниками. Горы и скалы, каньоны и ущелья, реки, озера и водопады, заповедные земли полуострова, вобравшие в себя черты различных уголков планеты, манят сюда миллионы туристов, предпочитающих активный отдых и даже экстрим.
В Крыму сегодня активно развивают дайвинг и полеты на дельтапланах и парапланах, конно-спортивный и велотуризм, серфинг, горно-пешеходный туризм и многие другие популярные в наше время виды активного туризма.
3. Механизм взаимодействия участников в рамках креативного кластера Республики Крым
Механизм взаимодействия предпринимательских структур в сфере креативных индустрий и исполнительных органов Республики Крым должен быть нацелен на решение определенных целей и задач:
- стимулирование деловой активности компаний креативных индустрий, которая включает производственную, инвестиционную, инновационную и коммерческую активность;
- поддержание активности исполнительных органов Республики Крым в деле создания благоприятного делового климата и обеспечения доступа субъектов креативных индустрий к инфраструктурным услугам региона;
- соблюдение баланса общественного и частного интересов при единстве целей предпринимательских структур и исполнительных органов Республики Крым.
Механизм взаимодействия в рамках креативного кластера необходимо рассматривать как институциональную модель, в которой объекты создаваемой инфраструктуры выступают посредником между бизнесом и государством.
Создание и развитие креативной индустрии будет классифицироваться согласно перечню видов экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, соответствующим отраслям (далее - Перечень).
Перечень составлен с учетом постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1815 "О реализации пилотного проекта по созданию в г. Москве креативных кластеров и креативных пространств" (представлен ниже):
Таблица 1. Перечень видов экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, соответствующих отраслям.
Наименование вида деятельности |
|
13 |
Производство текстильных изделий |
14 |
Производство одежды |
15 |
Производство кожи и изделий из кожи |
16 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
16.29.14 |
Производство деревянных рам для картин, фотографий, зеркал или аналогичных предметов и прочих изделий из дерева |
17 |
Производство бумаги и бумажных изделий |
18.1 |
Деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области |
20.59.1 |
Производство фотопластинок и фотопленок; фотопленок для моментальных фотоснимков; химических составов и несмешанных продуктов, используемых в фотографии |
22.19.6 |
Производство предметов одежды и ее аксессуаров из вулканизированной резины |
22.29.1 |
Производство предметов одежды и аксессуаров для нее, включая перчатки, из пластмасс |
25.99.25 |
Производство фурнитуры из недрагоценных металлов для одежды, обуви, кожгалантереи и прочих изделий, в том числе крючков, пряжек, застежек, петелек, колечек, трубчатых и раздвоенных заклепок и др. |
26.30.1 |
Производство коммуникационной аппаратуры, радио- и телевизионной передающей аппаратуры, телевизионных камер |
26.30.5 |
Производство запасных частей и комплектующих радио- и телевизионной передающей аппаратуры и телевизионных камер |
26.40 |
Производство бытовой электроники |
26.70.1 |
Производство фото- и кинооборудования |
26.70.7 |
Производство пленочных и цифровых фото- и кинокамер |
31.0 |
Производство мебели |
32.1 |
Производство ювелирных изделий, бижутерии и подобных товаров |
32.12 |
Производство ювелирных изделий и аналогичных изделий |
32.20 |
Производство музыкальных инструментов |
32.40 |
Производство игр и игрушек |
32.99.8 |
Производство изделий народных художественных промыслов |
47.78.5 |
Деятельность коммерческих художественных галерей, торговля розничная произведениями искусства в коммерческих художественных галереях |
47.79.1 |
Торговля розничная предметами антиквариата |
47.79.4 |
Деятельность аукционных домов по розничной торговле |
58 |
Деятельность издательская |
59 |
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот |
60 |
Деятельность в области телевизионного и радиовещания |
61.10.5 |
Деятельность по трансляции телерадиоканалов по сетям кабельного телерадиовещания |
61.30.2 |
Деятельность по предоставлению услуг трансляции телерадиоканалов по сетям спутникового телерадиовещания |
62.0 |
Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги |
63 |
Деятельность в области информационных технологий |
70.21 |
Деятельность в сфере связей с общественностью |
71 |
Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа |
72 |
Научные исследования и разработки |
73.1 |
Деятельность рекламная |
73.11 |
Деятельность рекламных агентств |
74.1 |
Деятельность специализированная в области дизайна |
74.2 |
Деятельность в области фотографии |
74.10 |
Деятельность специализированная в области дизайна |
74.20 |
Деятельность в области фотографии |
74.30 |
Деятельность по письменному и устному переводу |
74.90.8 |
Деятельность агентств и агентов, действующих от имени физических лиц, и обычно связанную с заключением контрактов (договоров) на участие в кинофильмах, театральных постановках и других развлекательных или спортивных мероприятиях, а также с предложением книг, пьес, предметов изобразительного искусства, фотографий и аналогичных предметов издателям, продюсерам |
77.22 |
Прокат видеокассет и аудиокассет, грампластинок, компакт-дисков (CD), цифровых видеодисков (DVD) |
81.3 |
Работы по благоустройству ландшафта |
82.30 |
Деятельность по организации конференций и выставок |
85.22 |
Образование высшее |
85.4 |
Образование дополнительное |
90.0 |
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений |
91.01 |
Деятельность библиотек и архивов |
91.02 |
Деятельность музеев |
91.03 |
Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры |
93.21 |
Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков |
94.12 |
Деятельность профессиональных членских организаций |
94.99 |
Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки |
Креативные пространства могут иметь множество проявлений и форм, начиная с публичных площадок и клубов по интересам и заканчивая духовными центрами и неформальными сообществами. Креативные пространства в основном представлены в следующих формах: выставочный зал, художественная мастерская, центр прототипирования, мастерская макетирования, рендеринг студия, фото-, видеостудия, репетиционный зал, танцевальный зал, сценическое пространство, студия видеомонтажа (кинопроизводства), мокап студия, пошивочный цех, пространство для показа, студия звукозаписи, музыкальная репетиционная студия.
Экспертный совет креативного кластера является совещательным и рекомендательным органом и создается с целью организации подготовки и проведения экспертизы экономических и социально значимых решений Правительства Республики Крым, исполнительных органов Республики Крым, правительственных, межведомственных комиссий и советов, касающихся деятельности субъектов креативных индустрий, в том числе в области архитектуры и городского дизайна.
Состав экспертного совета:
- субъекты предпринимательской деятельности в области креативных индустрий;
- представитель Министерства экономического развития Республики Крым;
- представитель Министерства культуры Республики Крым;
- представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым;
- представитель Министерства промышленной политики Республики Крым;
- представитель Министерства курортов и туризма Республики Крым;
- представители органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым;
- представитель Фонда развития правовой культуры;
- представители профессиональных сообществ и общественных организаций;
- представители образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Задачи экспертного совета:
1. Содействие созданию и развитию нормативно-правовой базы, благоприятствующей развитию сферы креативных индустрий в Республике Крым.
2. Содействие в обеспечение взаимодействия между участниками кластера и исполнительными органами Республики Крым.
3. Поддержка предпринимательских инициатив в сфере креативных индустрий, вовлечение в сферу креативных индустрий молодых предпринимателей.
4. Поддержка предприятий и организаций региона во внедрении и развитии креативных продуктов и услуг.
5. Содействие кооперации субъектов креативных индустрий в усилении их рыночного потенциала и финансовой устойчивости.
6. Содействие экспорту услуг и локальных брендов субъектов креативных индустрий.
7. Участие в разработке и реализации образовательных программ в сфере креативных индустрий, в т.ч. программ акселерации в сфере креативного предпринимательства.
8. Вовлечение организаций профессионального (высшего и среднего) образования, содействие созданию на базе образовательных организаций креативных площадок и пространств.
9. Разработка предложений по совершенствованию инфраструктуры кластера, в том числе инновационной инфраструктуры.
Основные полномочия Экспертного совета:
а) создание рабочих групп для подготовки материалов на заседания Экспертного совета;
б) запрос у исполнительных органов Республики Крым и иных организаций материалов и документов, необходимых для проведения экспертизы и подготовки рекомендаций для эффективной деятельности креативного кластера в Республике Крым;
в) осуществление в пределах своей компетенции иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и необходимых для осуществления экспертной и информационно-консультативной деятельности.
Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. В случае несогласия с принятым решением они имеют право высказывать свое мнение, которое приобщается к протоколу Экспертного совета.
По рассмотренным вопросам Экспертный совет, его коллегия и рабочие группы принимают решения, которые оформляются протоколами заседаний Экспертного совета.
Решения Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Экспертного совета по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов, участвующих в заседании Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп, в том числе в режиме онлайн.
Основные функции и задачи Центра кластерного развития Некоммерческой организации "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства":
1. Формирование и ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства креативных индустрий в Республике Крым, реестра проектов в сфере креативных индустрий, реализующихся в Крыму, календарного плана мероприятий, направленных на развитие креативных индустрий.
2. Привлечение и контроль расходования финансовых средств, необходимых для реализации поставленных задач.
3. Администрирование информационных ресурсов кластера.
4. Подготовка предложений по разработке нормативных правовых актов и законодательных инициатив, направленных на развитие кластера.
5. Выработка рекомендаций по созданию рабочих и проектных групп, в том числе межведомственных, их состава для рассмотрения вопросов, относящихся к сфере деятельности кластера создания, доработки и обновления стратегии кластера, программы развития кластера, программ развития производственных цепочек. Рекомендации по рабочим и проектным группам направляются на рассмотрение в Совет министров Республики Крым. Создание рабочих и проектных групп утверждается нормативным актом Совета министров Республики Крым.
4. SWOT-анализ кластера.
Таблица 4. SWOT-анализ кластера
|
Возможности |
Угрозы |
|
1. Рост количества зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности креативных индустрий за счет новых созданных организаций и миграции организаций и кадров из других регионов РФ. 2. Рост количества занятых в креативной индустрии, а также в смежных отраслях (туризм, гастрономия, пищевая и винодельческая промышленность). 3. Рост интенсивности культурной жизни, событийных мероприятий. 4. Создание новых продуктов, торговых брендов, географически связанных с Республикой Крым. 5. Рост объемов экспорта услуг и товаров. 6. Развитие международных форм сотрудничества и взаимодействия. 7. Рост инвестиций за счет иностранных инвесторов. 8. Развитие новых видов туризма. |
1. Риск миграции кадров и субъектов креативной индустрии Крыма в другие регионы РФ и за рубеж. 2. Усиление кризисных явлений в экономике (инфляция, дефицит либо удорожание оборудования и технологий). 3. Сохранение или усиление санкционного режима. 4. Сокращение объемов финансирования в рамках государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Отсутствие государственной поддержки креативных индустрий. |
Сильные стороны |
Сильные стороны/Возможности |
Сильные стороны/Угрозы |
1. Благоприятные природно-климатические условия для проживания населения и развития туризма. 2. Популярность (известность) географического наименования Крыма. 3. Инвестиционная привлекательность региона - свободно-экономическая зона, наличие институтов развития экономической деятельности региона. 4. Потенциал высокой емкости потребительского рынка в связи туристической составляющей. 5. Функционирование крупного научно-образовательного университета "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского". 6. Наличие развитой креативной индустрии, представленной широким спектром направлений (видов). 7. Проведение культурных, образовательных, спортивных и др. мероприятий регионального и межрегионального уровня. 8. Наличие большого количества значимых объектов культурного исторического и архитектурного наследия. 9. Наличие необходимой инфраструктуры (городская среда, культурно-исторические объекты, учебные заведения). 10. Значительный символический капитал. 11. Доступность к разнообразным услугам профессиональной подготовки и переподготовки. |
1. Создание новых и развитие уже существующих образовательных направлений (новые специальности, новые вузы, например, Университет креативных индустрий). 2. Увеличение количества международных и межрегиональных культурных, туристических, образовательных мероприятий на территории республики. 3. Создание центров культурного наследия. 4. Повышение доверия и узнаваемости, формирование единого имиджа. |
1. Повышение вовлеченности населения и бизнеса в креативную индустрию через развитие сети культурных объектов. 2. Проведение реконструкции (модернизации) городской среды. 3. Создание на федеральном уровне всероссийского центра креативного развития РФ. |
Слабые стороны |
Слабые стороны/Возможности |
Слабые стороны/Угрозы |
1. Нет выстроенной экосистемы креативных индустрий, несмотря на наличие знаковых сильных брендов для Крыма, успешных креативных проектов и бизнесов. 2. Не раскрыт потенциал уже существующих проектов, творческих и предпринимательских практик. 3. Сфера развития креативной экономики в Крыму зависит от успехов небольшого частного бизнеса. 4. Ощущается разобщенность сообщества. Нехватка пространств, которые могут стать коммуникационной площадкой для жителей города и креативных деятелей. 5. Низкая доля вовлеченности малого и среднего предпринимательства в международные проекты и экспортно-ориентированный бизнес. 6. Недостаток квалифицированных кадров в сфере креативных индустрий. 7. Сезонный характер экономики Крыма. 8. Слабая вовлеченность общественности и бизнеса в сохранение и содержание объектов наследия. 9. Слабая представленность креативных индустрий Крыма на межрегиональном и международном рынках. 10. Действующими преференциями свободно-экономической зоны не может воспользоваться значительная часть субъектов креативной индустрии Крыма. Исходя из специфики отраслей креативной индустрии - слишком высокие требования к размеру инвестиций (по состоянию на 1 июля 2022 года - 6,0 млн. руб. в течение 3 лет). |
1. За счет изучения зарубежного и российского опыта развития креативных индустрий дать толчок развитию креативных индустрий в Крыму. 2. Вывод предпринимателей из тени за счет государственной поддержки. 3. Расширение диапазона организуемых мероприятий. |
1. Создание центра/кластера управления и поддержки субъектов креативной индустрии. 2. Повышение квалификации управленческого персонала в сфере креативной индустрии. 3. Развитие доступной городской среды. 4. Укрепление позиций частного бизнеса за счет расширения партнерской базы. |
1. Сильные стороны + возможности (стратегия прорыва). Соотнесены преимущества и возможности, расписано как "сила" индустрии может реализовать предоставленные возможности;
2. Сильные стороны + угрозы (стратегия переходного периода N 1). Соотнесены сильные стороны и угрозы, описано с помощью каких преимуществ можно уйти от возникших угроз и снизить риски;
3. Слабые стороны + возможности (стратегия переходного периода N 2). Соотнесены слабости с возможностями и показан эффект, как можно уйти от слабостей и превратить их в сильные стороны;
4. Слабые стороны + угрозы (стратегия выживания). Соотнесены слабости и угрозы и отражено, как с помощью ликвидации слабостей можно снизить выявленные угрозы.
По результатам SWOT-анализа можно спланировать 3 сценария развития в зависимости от степени реализации ключевых факторов:
1. Консервативный;
2. Модернизационный;
3. Инновационный.
5. Сценарии развития кластера
Три сценария развития: консервативный, модернизационный и инновационный.
На основе проведенного SWOT-анализа для достижения эффективного развития креативных индустрий в Республике Крым предлагается сформировать систему долгосрочных приоритетов, целей и задач.
Цель: развитие региональной креативной экономики, основанной на человеческом капитале и историко-культурном наследии народов Республики Крым, формирование инноваций в культуре и искусстве.
Задачи, которые надо решить для достижения указанной цели:
- определить ключевые параметры развития экосистемы креативных индустрий в Республике Крым;
- сформировать перечень приоритетных креативных индустрий с учетом специализации и дифференциации республики, сформировать необходимое информационное обеспечение для мониторинга и поддержки индустрии;
- проанализировать и систематизировать действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях меры поддержки креативных индустрий, определить наиболее эффективные решения и пробелы в таких мерах;
- определить подходы к совершенствованию нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения креативных индустрий и креативного предпринимательства;
- определить правовые параметры использования и коммерциализации неиспользуемых объектов организаций народных художественных промыслов и объектов культурного наследия для ведения предпринимательской деятельности;
- создать доступную и территориально равномерную инфраструктуру для креативных индустрий, включающую креативные кластеры, креативные инкубаторы, центры коллективного пользования специальным оборудованием;
- стимулировать рост числа предпринимателей, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличение количества рабочих мест в креативных индустриях;
- создать и реализовать концепции полиграфов, включающих объекты социально-культурной, курортно-туристической и рекреационной инфраструктуры, благоустройство территорий с сохранением исторической и этнической аутентичности;
- содействовать созданию и внедрению современных цифровых технологий для создания (производства) и распространения товаров и услуг отечественными креативными индустриями;
- разработать меры по развитию системы образования и развития компетенций, необходимых для креативных индустрий и креативного предпринимательства;
- развивать международное сотрудничество в области креативных индустрий, содействовать экспорту товаров и услуг.
Приоритеты региональной политики в сфере развития креативных индустрий и креативного предпринимательства:
- создание благоприятной среды (экосистемы) для креативного предпринимательства;
- создание условий, облегчающих доступ товаров и услуг отечественных креативных индустрий на рынок, в том числе международный, обеспечивающих их продвижение и популяризацию;
- совершенствование системы образования и развития компетенций в сфере творческих (креативных) индустрий;
- создание новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, обусловленной использованием результатов творческой, интеллектуальной деятельности;
- увеличение экспорта (расширение рынков) таких продуктов и (или) интеллектуальных прав;
- изменение структуры занятости на территории Республики Крым, обеспечение устойчивости такой занятости и рост налогооблагаемой базы;
- сохранение исторического, культурного наследия, традиционных рецептов, включая локальный культурный контекст и сырье, возрождение и развитие народных художественных промыслов, их делокализация и масштабирование, воспроизводство в современных товарах и услугах;
- повышение уровня культурной связности посредством воссоздания в исторических поселениях памятников истории и культуры, исторически ценных градоформирующих объектов, развитие сети историко-культурных заповедников и обеспечение роста циркуляции туристов и представителей креативных индустрий между территориями.
SWOT-анализ креативного кластера предполагает 3 сценария развития до 2030 года: консервативный, модернизационный и инновационный.
1. Консервативный. Сценарий развития творческих (креативных) индустрий предполагает сохранение текущих тенденций и слабый, естественный рост сектора креативной экономики. Сценарий предполагает до 2024 года восстановление отрасли креативных индустрий до уровня 2019 года с последующим ростом до 2030 года вклада креативных отраслей в валовый региональный продукт до уровня 3,5%.
2. Модернизационный. Данный сценарий предусматривает скоординированную реализацию мероприятий в рамках направлений и с учетом принципов и механизмов, определенных в Стратегии. Предусматривает существенное увеличение вклада творческих (креативных) индустрий в валовый региональный продукт до 6,0% к 2030 году, рост экспорта творческих (креативных) товаров и услуг, существенный рост числа рабочих мест в секторе креативной экономики и количества субъектов, относящихся к творческому (креативному) предпринимательству, их широкое сотрудничество с организациями культуры любой ведомственной принадлежности и форм собственности, хозяйственное освоение и вовлечение в оборот объектов материального и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, развитие всех направлений культурной деятельности.
3. Инновационный. Достижение высоких темпов роста креативных индустрий. Масштабное привлечение частных инвестиций приведет к модернизации существующих и появлению новых отраслей креативных индустрий. За счет повышения инвестиционной привлекательности региона будет обеспечена миграция новых компаний и капиталов из других регионов РФ.
Основные показатели эффективности деятельности кластера креативной индустрии:
- количество предприятий, задействованных в креативной индустрии (в т.ч. количество юридических лиц в сфере креативной индустрии, количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых в сфере креативной индустрии);
- число сотрудников, занятых в креативной индустрии (в т.ч. количество сотрудников юридических лиц, количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых, доля занятости в сфере креативных индустрий от общего количества рабочих мест в Крыму);
- число студентов, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования в области креативных индустрий в образовательных учреждениях Республики Крым по базовым направлениям;
- интенсивность культурной жизни (новые выставки в Крымских музейных учреждениях, количество посетителей выставок, музеев, количество занимающихся в клубных формированиях культурно-досуговых учреждений, количество культурно-массовых мероприятий в учреждениях культуры, количество посетителей культурно-массовых мероприятий);
- доходность предприятий, осуществляющих деятельность в креативной индустрии (выручка юридических лиц (в креативной индустрии), объем выручки на 1 компанию в креативной индустрии);
- количество новых продуктов, созданных в рамках проектов, реализуемых участниками креативного кластера;
- доля креативной индустрии в объеме валового регионального продукта;
- эффективность существующих мер поддержки по базовым направлениям (бюджетное финансирование, выручка юридических лиц на 1 руб. бюджетной поддержки).
Заключение
Сегодня во всем мире креативная индустрия является отраслью экономики с самым высоким потенциалом добавленной стоимости. Креативность на сегодняшний день является основным источником новых технологий, новых отраслей и других экономических преимуществ. В таких неформальных местах, как креативные пространства, люди, способные творить, раскрываются. И наша задача - сформировать новые точки роста в экономике региона, определить территории, которые могли бы собрать вокруг себя всех активных и способных людей в креативных индустриях.
Самая большая ценность таких кластеров - это возможность совместной работы людей, которые смогут самореализоваться, а территории - зажить новой жизнью. В первую очередь, творческим людям важно наличие рабочего места, сообщества единомышленников и отсутствие барьеров для самореализации.
Республика Крым является перспективным регионом развития российской экономики. В первую очередь это касается туристической и креативной отраслей экономики.
Многовековая история Крымского полуострова - самое яркое отражение в творении рук человеческих: в памятниках истории и архитектуры. Она представлена многочисленными археологическими, архитектурными и литературными памятниками.
Крым сегодня - это уникальный музей под открытым небом, поражающий воображение красотой и роскошью дворцов и парков, развалинами средневековых крепостей и замков, неповторимостью пещерных городов и монастырей. На полуострове пересекались исторические пути множества народов и цивилизаций. В Крыму есть несколько важных отраслей, которые могут развиваться на перспективу.
На территории Крыма свыше 11,5 тысячи памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям. Культурное наследие, является источником вдохновения для творчества и креативных индустрий. К нему относятся культурные достопримечательности (музеи, выставки, библиотеки), а также ремесла, праздники и фестивали традиционной культуры.
Историко-культурное наследие, духовно-нравственная, социально-психологическая, геополитическая, экологическая и эстетическая среды обитания создают и формируют многомерность социокультурной среды. То есть такой среды, под которой понимают социальное пространство, отражающее условия жизнедеятельности людей, обусловливает их социальное поведение и реализует их участие в культурных связях общества.
Искусство, включающее индустрии исполнительского (живое исполнение, опера, кукольный театр и другие) и изобразительного искусства (арт-рынки, антикварные салоны, живопись, фотография и прочее).
Медиаиндустрия, включающая печатную продукцию и публикации, аудиовизуальную культуру и новые медиа (видеоигры, программное обеспечение).
Функциональные креативы - это секторы, производящие функциональные товары и услуги, такие, например, как дизайн (дизайн интерьера, графический дизайн, мода, ювелирные изделия, игрушки), новые медиа (программное обеспечение, видеоигры и цифровой творческий контент), креативные услуги (архитектура, реклама, культурные и туристические услуги, научные исследования и разработки, цифровые и другие смежные услуги).
Наличие туристских ресурсов, особенности уже имеющейся инфраструктуры дают возможность развивать в Крыму нетрадиционные формы туризма: спелеологический, скалолазание, конный, велосипедный, дельтапланеризм, горно-пешеходный, винные и охотничьи туры, вертолетные экскурсии, прогулки на яхтах, подводные погружения с аквалангом, научный и автотуризм.
Тот факт, что национальная структура Крыма состоит из более 100 национальностей и народностей, создает все необходимые предпосылки для развития этнического туризма. Для немецких, болгарских, греческих, крымско-татарских и чешских граждан, чьи предки некогда жили в Крыму, разработаны туры по их исторической родине.
Санатории и пансионаты с лечением составляют 28% и расположены преимущественно на Южном берегу Крыма, а также на курортах Евпатория, Саки. При этом Южный берег Крыма специализируется на лечении взрослого населения, Евпатория же - детский курорт. Доля детских мест в санаториях Евпатории составляет 73%, на ЮБК - 12%. Все санатории Крыма имеют специализацию, зависящую от особенностей лечебных факторов местности, где они расположены.
<< Назад |
Приложение 2. >> Дорожная карта (план мероприятий) |
|
Содержание Распоряжение Совета министров Республики Крым от 1 февраля 2023 г. N 128-р "Об утверждении стратегии развития креативного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.