Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Характеристика и анализ текущего состояния сферы управления муниципальными финансами Ирбитского муниципального образования.
Муниципальная программа, разработанная Финансовым управлением, имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ. Данная программа является "обеспечивающей", ориентированной (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Финансовое управление Ирбитского муниципального образования устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований, составляет проект бюджета муниципального образования, организует и осуществляет казначейское исполнение бюджета округа, осуществляет управление муниципальным долгом, организует бюджетный и бухгалтерский учет, составляет отчетность об исполнении бюджета округа, осуществляет внутренний финансовый контроль исполнения бюджета и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, контролирует исполнение законодательства в сфере закупок.
Одним из основных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития Ирбитского муниципального образования является грамотное проведение финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета округа, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в целях полного и своевременного исполнения расходных обязательств муниципалитета.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости и реалистичности бюджета, повышение эффективности распределения бюджетных средств - необходимое условие для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономики, роста уровня и качества жизни населения, для тесной увязки стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями. Решение проблемных вопросов возможно при принятии верных и своевременных мер в области экономики и финансов.
Современная система управления муниципальными финансами и муниципальным долгом Ирбитского муниципального образования сложилась в результате серьёзной работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности бюджетно-финансовой системы, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета в ходе реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики района, которые разрабатываются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в Ирбитском муниципальном образовании, утверждённым решением Думы от 28.10.2009 года N 214 (с последующим изменением).
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной сферы, сохранился ряд существенных недостатков и нерешенных проблем:
- не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления муниципальными финансами, работают в полную силу (недостаточно используется реестр расходных обязательств, формальными остаётся информация о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, подходы к расчетам потребностей в бюджетных ассигнованиях на выполнение муниципальных заданий и др.);
- сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, в то же время динамика налоговых доходов муниципалитета не демонстрирует существенный рост;
- не созданы надлежащие условия для мотивации органов местного самоуправления, а также муниципальных учреждений к повышению эффективности бюджетных расходов и деятельности в целом.
Финансовое управление администрации Ирбитского муниципального образования формирует свои цели и задачи с учетом целевых ориентиров и задач, установленных государственными программами Свердловской области, Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2024 года.
Преодоление существующих проблем будет осуществляться в полном соответствии с муниципальными документами стратегического планирования:
- стратегия социально-экономического развития до 2035 года, утвержденной Решением Думы Ирбитского муниципального образования от 27.02.2019 г. N 227.
Данными документами утверждены приоритетные направления социально-экономического развития Ирбитского муниципального образования.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, дают необходимые правовые основания для усиления программной ориентированности бюджета и повышения направленности бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития округа.
Целью бюджетной политики в 2023 - 2027 годах является обеспечение устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Основными задачами на новый бюджетный цикл являются :
повышение качества государственных (муниципальных) программ и расширение их использования в бюджетном планировании, обеспечение их прозрачности для общества и оценки их эффективности;
повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг, переход к формированию муниципального задания на оказание услуг на основе единого перечня услуг и единых нормативов их финансирования;
оптимизация расходов на оплату труда, в том числе переход к применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов "эффективного контракта" в отношении каждого работника;
повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений;
повышение эффективности управления государственным (муниципальным) долгом;
повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
Решение вышеуказанных задач будет осуществляться Финансовым управлением в рамках пяти подпрограмм муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Ирбитского муниципального образования до 2027 года":
1. Повышение финансовой самостоятельности местного бюджета .
2. Управление бюджетным процессом и его совершенствование .
3. Управление муниципальным долгом .
4. Обеспечение реализации муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Ирбитского муниципального образования до 2027 года".
5. Совершенствование программных, информационно-технических ресурсов и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей управления финансами.
1.1 "Повышение финансовой самостоятельности местного бюджета" муниципальной программы Ирбитского муниципального образования "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Ирбитского муниципального образования до 2027 года"
Финансовое управление администрации Ирбитского муниципального образования формирует свои цели и задачи с учетом целевых ориентиров и задач развития Ирбитского муниципального образования на среднесрочную перспективу, определенных в Программе СЭР.
Одним из условий достижения стратегических целей социально-экономического развития Ирбитского муниципального образования, поставленных в Программе СЭР, является увеличение объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Ирбитского муниципального образования и консолидированного бюджета Свердловской области по доходам, поступающим с территории Ирбитского муниципального образования.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Ирбитского муниципального образования характеризуется ежегодным увеличением темпов прироста поступлений к предшествующему году с 1,08 процентов в 2018 году (объем налоговых и неналоговых доходов 380,8 млн. руб.) к уровню 2017 года, до 1,14 процентов в 2019 году (объем налоговых и неналоговых доходов 437,3 млн. руб.) к 2018 году, до 0,78 процента в 2020 году (объем налоговых и неналоговых доходов 343,3 млн. руб.) к 2019 года (в результате снижения норматива зачисления Налога на доходы физических лиц, заменяемого дотацию до 56%), до 1,4 процентов 2020 год к 2021 году (объем налоговых и неналоговых доходов 437,3 млн. руб.). Ожидается исполнение прогноза в 2022 году (объем налоговых и неналоговых доходов 640,4 млн. руб.) с ростом доходов к 2021 году 1,33 процента.
Планируется снижение прогнозной оценки темпов роста объема налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых условиях) в 2023 году 0,9 процент (объем налоговых и неналоговых доходов 574,6 млн. руб.) к 2022 году, в 2024 году увеличение на 1,06 процентов (объем налоговых и неналоговых доходов 610,2 млн. руб.), с 2025 года объем налоговых и неналоговых доходов планируется оставить на уровне 2024 года.
Крупнейшим налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы бюджета Ирбитского муниципального образования (более 70 процентов) является налог на доходы физических лиц. Поступление данного налога является достаточно стабильным: ожидаемый темп прироста НДФЛ в 2022 году 1,07 процента (359 млн. руб.) к 2021 году (335,5 млн. руб.). Прогнозный темп роста ожидаемых поступлений на 2023 год 1,13 (405,2 млн. руб.), на 2024 год - 1,12 (454,2 млн. руб.), на 2025 год и последующие года - 1.
Кроме того, исчисление налога на имущество физических лиц производится с кадастровой стоимости имущества, изменения внесены Законом Свердловской области от 12.10.2015 г. N 99-ОЗ.
С 1 января 2022 года увеличивается дифференцированный норматив отчислений в бюджет Ирбитского муниципального образования, от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в областной бюджет с 56,8 до 56,9.
Уменьшается дифференцированный норматив отчислений в местный бюджет от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы для Ирбитского муниципального образования с 0,57152% до 0,56327%.
С 1 августа 2022 года увеличен размер платы за пользование муниципальными жилыми помещениями (плата за наем) с 13,70 руб. за кв. м. до 15,07 руб. за один квадратный метр общей площади (постановление Администрации Ирбитского муниципального образования 10.06.2022 г N 420-ПА).
1.2. Управление бюджетным процессом и его совершенствование Муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Ирбитского муниципального образования до 2027 года"
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Свердловской области, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Свердловской области.
По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
В рамках перехода к формированию бюджетов с применением программно-целевого метода принято Постановление Администрации Ирбитского муниципального образования от 20.10.2015 года N 1078-ПА "Об утверждении порядка формирования и реализации муниципальных целевых программ Ирбитского муниципального образования".
В 2010 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ в 2011 году в муниципальном образовании разработаны все необходимые нормативно-правовые акты (Постановление Администрации Ирбитского муниципального образования от 08.12.2010 года N 382-ПА "Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ).
С 01 января 2014 года муниципальные бюджетные и автономные учреждения Ирбитского муниципального образования финансируются путем предоставления субсидий из местного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. За период с 2014 по 2018 годы сменили тип учреждения с казенного на автономный и бюджетный 54, из них бюджетных 39 учреждения и 15 автономных учреждения.
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
1) отсутствие целостной системы стратегического планирования и соответственно слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
2) недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
3) незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования государственных (муниципальных) программ;
4) планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
5) ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления.
Формирование местного бюджета на 2023 - 2027 годы будет осуществляться в программной структуре.
Распоряжением Администрации Ирбитского муниципального образования от 12.09.2022 года N 498-РА утвержден перечень муниципальных программ, подлежащих разработке в 2022 году (далее - перечень). В соответствии с данным перечнем будут разработаны и утверждены 15 муниципальных программ Ирбитского муниципального образования на период до 2027 года.
Переход к программно-целевым методам организации бюджетного процесса требует усиления контроля за эффективным расходованием бюджетных средств.
Финансовым управлением администрации Ирбитского муниципального образования в 2021 году проведено 35 контрольных мероприятия, из них 26 в бюджетной сфере и 9 в сфере закупок. Объем проверенных средств составил 801 503,3 тыс. рублей, выявлено нарушений средств местного бюджета на сумму 20 937,4 тыс. рублей.
Результаты контрольно-ревизионной деятельности финансового управления свидетельствуют о том, что муниципальный финансовый контроль является незаменимым инструментом эффективного, ответственного и прозрачного управления муниципальными финансами.
Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с Планом контрольных мероприятий, утверждаемым приказом начальника Финансового управления. На текущий 2022 год Планом предусматривается не менее 24 проверок, из которых в финансово-бюджетной сфере 17, в сфере закупок 7. На плановый период 2023 года Планом предусмотрено не менее 27 контрольных мероприятий.
Также по приказу руководителя осуществляются внеплановые контрольные мероприятия по заданию прокуратуры и МВД.
1.3. Управление муниципальным долгом муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Ирбитского муниципального образования до 2027 года"
Одним из основных полномочий Финансового управления является организация исполнения местного бюджета.
В целях реализации данного полномочия муниципальному образованию предоставлено право получать, в соответствии с предельным объемом муниципального долга, установленного решением Думы Ирбитского муниципального образования о бюджете, бюджетные кредиты из бюджетов других уровней и кредиты, предоставляемые кредитными организациями. Право получать кредиты, предоставлять муниципальные гарантии предоставлено Администрации Ирбитского муниципального образования
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Финансовое управление осуществляет учет и исполнение долговых обязательств муниципального образования, в рамках установленных законодательством ограничений по размеру муниципального долга и расходам на его обслуживание.
В течение 2021 года привлечен бюджетный кредит в сумме 25 000 тыс. рублей на покрытие кредита от кредитной организации, погашен кредит кредитной организации на сумму 25 000 тыс. руб. и погашено реструктуризированных кредитов 535,7 тыс. руб.
Предоставлено муниципальных гарантий на сумму 59 237,6 тыс. рублей, исполнено 58 709,0 тыс. рублей, за счет расходных полномочий. Таким образом муниципальный долг на 01.01.2022 года составил 76 565,9 тыс. рублей, в т.ч. реструктуризированные бюджетные кредиты 73 037,2 тыс. рублей и муниципальная гарантия 3 528,6 тыс. рублей.
За 2022 год будут погашение реструктуризированные бюджетные кредиты в сумме 18 231,4 тыс. рублей и погашена задолженность по предоставленным муниципальным гарантиям, привлечения кредитов в бюджет Ирбитского МО не панируется, таким образом, муниципальный долг на конец 2022 года снизится до 54 805,8 тыс. рублей.
На плановый период до 2027 года планируется предоставление муниципальных гарантий для оплаты кредиторской задолженности за ТЭР, исполнение которых планируется в течение текущего финансового года, погашение реструктуризированных бюджетных кредитов, соответственно снизится и сумма муниципального долга.
Отношение муниципального долга к общему объему доходов бюджета Ирбитского муниципального образования на 01 января 2023 года (без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) составит 15,5% .
1.4. Обеспечение реализации муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Ирбитского муниципального образования до 2027 года"
В соответствии с Положением, утвержденным Решением Думы Ирбитского муниципального образования от 29.09.2010 N 342 "О финансовом управлении администрации Ирбитского муниципального образования", Финансовое управление является:
1) структурным подразделением Администрации Ирбитского муниципального образования;
2) обладающим полномочиями по формированию, утверждению, исполнению бюджета муниципального образования и контролю за исполнением местного бюджета;
3) обладающим полномочием по ведению муниципальной долговой книги, реестра расходных обязательств муниципального образования;
4) обладающим полномочием на осуществление контроля в сфере размещения заказов путем проведения плановых и внеплановых проверок, рассмотрения жалоб участников размещения заказов и т.д.
Финансовое управление осуществляет функции главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренные на обеспечение деятельности Финансового управления и на реализацию возложенных на Финансовое управление функций в соответствии с Решением Думы Ирбитского муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами планируется ежегодное обучение муниципальных служащих на курсах повышения квалификации, в том числе по вопросам оптимизации бюджетных расходов, обеспечение роста профессиональных компетенций служащих и качество исполнения должностных обязанностей.
В подпрограмму включены расходы местного бюджета на обеспечение деятельности Финансового управления, за счет которых осуществляется реализация полномочий муниципального образования (функций), направленных на решение всех задач муниципальной программы.
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются повышение самостоятельности органов местного самоуправления, развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом на местном уровне, рост качества управления муниципальными финансами и сокращение нарушений бюджетного законодательства.
1.5. Совершенствование программных, информационно-технических ресурсов и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей управление финансами
Для принятия и реализации обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов необходимо выполнение ряда мероприятий по обеспечению консультационной, технической поддержкой участников бюджетного процесса, а также создание информационной среды и технологий. Основными мероприятиями здесь являются развитие комплексной автоматизированной системы управления процессом планирования и исполнения бюджета; развитие комплексных систем бюджетного учета; лицензионное и консультационное сопровождение используемого в работе программного обеспечения; создание и оснащение центров обработки и хранения информации.
С этой целью ежегодно заключаются муниципальный контракт с ООО "Кейсистемс-Урал" (ООО "РИЦ-КС") на сопровождение программного комплекса "Бюджет-СМАРТ ПРО", который позволяет работать удаленно участникам бюджетного процесса и не участникам бюджетного процесса по Internet/Intranet каналам связи, "Свод-СМАРТ", с ООО "РИЦ-1С" на сопровождение программного продукта "Бухгалтерия государственного учреждения".
Заключён контракт с НПО "Сапфир" на сопровождение модуля "Реестр расходных обязательств", который предназначен для автоматизации процессов сбора, формирования и ведения реестра расходных обязательств муниципального образования, для анализа полученных данных и формирования отчетных форм в соответствии с Приказом N 167н Министерства финансов РФ от 10.08.2018 г.
Внедрен программный комплекс "Региональная система учета государственных и муниципальных платежей" (РСУ ГМП). Этот программный комплекс обеспечивает централизованный учет доходов учреждений муниципального образования, ведущих учет платы за оказываемые государственные (муниципальные) услуги, а также иных доходов бюджетов в рамках исполнения Федерального закона N 210-ФЗ, в сочетании с реализацией комплекса мер, направленных на защиту информации при передаче по открытым каналам связи в информационных системах, подключаемых к СМЭВ.
Введен в эксплуатацию модуль государственной интегрированной информационной системы "Электронный бюджет".
Программные комплексы и программные продукты, используемые Финансовым управлением, автоматизируют следующие задачи:
1) осуществление планирования и исполнения бюджета муниципального образования;
2) осуществление казначейского обслуживания участников и неучастников бюджетного процесса;
3) формирование аналитических отчетов;
4) взаимодействие посредством электронного документооборота между Финансовым управлением и учреждениями муниципального образования;
5) автоматизация бухгалтерского учета и отчетности;
6) электронное взаимодействие с коммерческими банками в рамках обеспечения бюджетополучателей наличными денежными средствами;
7) осуществление электронного документооборота с УФК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.