Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. В современном мире культурное наследие является важнейшим фактором, который обеспечивает духовное развитие общества и активно влияет на экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.
Историко-культурное наследие - это не только часть национальной культуры, но и особый и очень важный экономический ресурс региона, он может и должен стать основой развития сферы культуры и туризма на территории Тверской области. Это одно из перспективных направлений развития экономики и стимулирования развития социальной инфраструктуры.
Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
2. Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы установлены в соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, приоритетными направлениями в сфере культуры, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
3. Государственная программа определяет основные направления деятельности, призванной обеспечить сохранение целостной историко-культурной среды Тверской области.
4. Тверской регион имеет богатое историко-культурное наследие. В регионе насчитывается более 10 000 объектов историко-культурного наследия, из них - 6 022 памятника археологии, 3 370 памятников архитектуры, 1 389 памятников истории и монументального искусства. По количеству объектов культурного наследия Тверская область занимает лидирующее (первое) место среди других регионов Центрального федерального округа. Этот фактор должен стать определяющим при духовно-нравственном развитии жителей Тверской области, формировании имиджа региона.
5. Современная ситуация в сфере сохранения культурного наследия Тверской области характеризуется общим неудовлетворительным состоянием объектов культурного наследия. Только 43,8% от общего количества объектов культурного наследия находятся в относительно хорошем техническом состоянии. В таких условиях существует реальная опасность, что в ближайшее время могут быть безвозвратно утрачены многие историко-культурные ценности. Основными причинами ухудшения технического состояния объектов культурного наследия являются сокращение государственного финансирования, отсутствие целевых ассигнований на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в бюджетах муниципальных образований, нерешенность вопроса разграничения собственности на объекты культурного наследия.
6. Со стороны Правительства Тверской области и исполнительных органов Тверской области уделяется большое внимание актуальным проблемам развития отрасли, вопросам законодательной базы для защиты позиций в сфере сохранения культурного наследия, региональным аспектам культурной политики.
Для решения задач сохранения культурного наследия в Тверской области за период 2018 - 2022 годы были проведены реставрационные работы на следующих значимых объектах культурного наследия:
на объектах, входящих в комплекс Путевого дворца (г. Тверь), - "Оранжерея", "Здание бывшего реального училища";
"Дом Арефьевых" (г. Тверь);
"Обелиск в память советских граждан, расстрелянных и сожженных немецко-фашистскими захватчиками 9 января 1942 г." (д. Ксты, Пеновский район);
"Дополнение к комплексу зданий Аваевской больницы: Флигель";
"Земская библиотека" (музей им. В.В. Андреева, г. Бежецк);
"Здание городского училища" (музей им. В.Я. Шишкова, г. Бежецк);
"Ансамбль усадьбы Львовых-Цвилева "Василево" (Торжокский район, д. Василево);
"Колокольня Николаевского собора" (г. Калязин);
"Областной драматический театр" (г. Тверь).
В Тверской области с 2019 года реализуется совместный проект Правительства Российской Федерации и Нового банка развития БРИКС (НБР БРИКС) "Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений". В 2019 году заключено соглашение между Минкультуры России и Правительством Тверской области "Создание на основе фрагмента городской структуры "Путевой дворец" центра культурно-туристического развития исторического поселения.
Основная идея - восстановление исторической части территории города Торжка, предусматривающее реконструкцию и благоустройство следующих исторических строений:
комплекс "Путевой дворец, 1770 г.";
комплекс построек "Присутственные места";
комплекс построек "Дом Городничего и казначея";
здание Комплексного центра социального обслуживания с флигелем и выявленный объект культурного наследия "Дом жилой, сер. XIX в.".
Также планируется благоустройство старинного сквера "Городской бульвар", площади Революции, Тверецкой набережной, сквера на ул. Студенческой и ряда других улиц.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" велись проектные, противоаварийные, консервационные и ремонтно-реставрационные работы на следующих объектах культурного наследия:
"Борисоглебский монастырь", в том числе: "Настоятельский корпус, XVII - XIX вв.", "Надвратная колокольня с церковью Спаса над святыми воротами (1804 - 1811 годы)", "Собор Борисоглебский, 1785 - 1796 гг.", "Церковь Входоиерусалимская, 1717 г.", "Ограда с тремя башнями и воротами, 1740-е гг., 2-ая пол. XIX в.";
"Церковь Иоанна Предтечи, XVII в." (Ширков погост);
"Житенный монастырь, 1734 - 1742 гг.: Смоленский собор, 1734 - 1742 гг." (Осташковский район);
"Никольский собор с фресками", 1481 - 1483 гг., входящий в состав объекта "Краснохолмский Антониев монастырь", XV - XVIII вв. (г. Красный Холм);
"Входоиерусалимский собор, 1842 г." (г. Торжок);
"Собор Преображения, 1822 г.", (г. Торжок).
7. Сохранение, популяризация и охрана культурного наследия - одно из приоритетных направлений в деятельности Правительства Тверской области. Основными задачами реализации Программы являются:
1) увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии;
2) активизация работ по государственной охране и государственному надзору за использованием объектов культурного наследия.
8. Приоритеты государственной политики в сфере охраны и сохранения культурного наследия установлены стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, реализация которых позволила наметить пути решения многих проблем и решить некоторые из них.
9. Анализ результатов реализации политики в сфере охраны и сохранения культурного наследия региона за последние годы позволяет выявить ключевые проблемы в данной сфере в Тверской области:
1) при обеспечении сохранения культурного наследия:
большое число объектов культурного наследия Тверской области (около 56 процентов) находится в неудовлетворительном состоянии и требует срочного проведения на них работ по сохранению с целью прекращения их разрушения. С каждым годом объекты культурного наследия, подвергаясь воздействию природных и антропогенных факторов, все больше приходят в неудовлетворительное состояние;
невысокий уровень подготовки квалифицированного персонала реставрационной отрасли, дефицит профессиональных реставраторов;
возникновение бюджетного дефицита и недостаточный вследствие этого уровень бюджетного финансирования, секвестирование бюджетных расходов на сферу "Сохранение объектов культурного наследия";
2) при осуществлении государственной охраны объектов культурного наследия:
отсутствие реального механизма государственной охраны объектов культурного наследия, ориентированного на предотвращение разрушения объекта культурного наследия, а не на привлечение к ответственности по фактам нарушений;
отсутствие собственников у ряда объектов культурного наследия;
отсутствие согласованности между нормативными документами, регламентирующими деятельность по охране памятников, имущественные вопросы и кадастровый учет;
3) при осуществлении деятельности по согласованию проектной документации на объекты культурного наследия: недостаток квалифицированных кадров в Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области и увеличение документооборота;
4) при осуществлении мероприятий, направленных на актуализацию сведений об объектах культурного наследия: отсутствие достаточного финансирования на мероприятия, направленные на подготовку документации на объекты культурного наследия.
10. Решению указанных проблем во многом будут способствовать мероприятия, предусмотренные в рамках реализации настоящей Программы.
11. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы сформированы исходя из положений следующих стратегических документов:
1) Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
2) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3) Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4) стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р.
12. Основными приоритетами государственной политики в сфере сохранения, популяризации и государственной охраны культурного наследия Тверской области являются:
1) проведение реставрационных работ и работ по приспособлению на приоритетных объектах культурного наследия Тверской области;
2) проведение мероприятий, призванных привлечь внимание общественности и молодежи к проблемам сохранения объектов культурного наследия;
3) развитие механизма государственно-частного партнерства и иных механизмов привлечения инвесторов в реставрацию и приспособление объектов культурного наследия Тверской области;
4) осуществление контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия, в том числе проведение проверки технического состояния, содержания и использования объектов культурного наследия;
5) актуализация данных об объектах культурного наследия, в том числе:
обеспечение разработки и утверждения предметов охраны объектов культурного наследия;
обеспечение разработки и утверждения границ территории объектов культурного наследия;
оформление охранных обязательств на объекты культурного наследия;
организация проведения государственной историко-культурной экспертизы документации на объекты культурного наследия и земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
обеспечение принятия решения в отношении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия;
осуществление ведения государственного учета выявленных объектов культурного наследия;
обеспечение разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия (проекты зон охраны);
6) согласование проектной и землеустроительной документации, градостроительных регламентов, решений о предоставлении земель, выдача заданий и разрешений на производство работ по сохранению на объектах культурного наследия, в том числе:
согласование проектной документации;
согласование землеустроительной документации;
выдача заданий на производство работ по сохранению объектов культурного наследия;
выдача разрешений на производство работ по сохранению объектов культурного наследия.
13. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы, по годам ее реализации указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике государственной программы.
14. Характеристика государственной программы приведена в приложении 1 к государственной программе.
15. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.