Решение Свердловского областного суда от 14 сентября 2022 г. N 3а-883/2022
"О признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 03.03.2022 N 154-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области"
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 г. по делу N 66а-42/2023 настоящий документ отменен
Свердловский областной суд в составе:
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А. с использованием средств аудиозаписи, с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное производство N 3а-883/2022 по административному исковому заявлению Логинова Михаила Владимировича об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
Правительством Свердловской области принято Постановление от 31 мая 2016 года N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области", которым утвержден Порядок выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Областная газета", N 101, 08 июня 2016 года и на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 08 июня 2016 года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 03 марта 2022 года N 154-ПП (далее - Постановление N 154-ПП) внесены изменения в Постановление Правительства Свердловской области от 31 мая 2016 года N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области".
В частности, пунктом 2 Постановления N 154-ПП признан утратившим силу Порядок выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 31 мая 2016 года N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области".
Согласно пункта 3 Постановления N 154-ПП, нормативный акт вступает в силу на следующий день после на официального опубликования.
Постановление N 154-ПП опубликовано в изданиях "Областная газета", N 39, 05 марта 2022 года и в официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 05 марта 2022 года.
Логинов Михаил Владимирович (далее - административный истец) являясь инвалидом 2 группы, обратился в Свердловский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 3 Постановления N 154-ПП. В обоснование заявленных требований, административный истец сослался на несоответствие оспариваемого в части Постановления N 154-ПП положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть административный иск в его отсутствие.
Представитель Правительства Свердловской области Ануфриев А.А., поддержав доводы письменного отзыва, возражал относительно удовлетворения административного искового заявления, сославшись на принятие нормативного правового акта уполномоченным органом в установленной форме, при соблюдении правил принятия и введения в действие и опубликования. Помимо этого, по мнению представителя Правительства Свердловской области оспариваемое в части Постановление N 154-ПП не противоречит ни одному из нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица - Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Андрюков А.С. высказал несогласие с заявленными требованиями по доводам отзыва на административное исковое заявление, поддержав правовую позицию по делу представителя Правительства Свердловской области.
Выслушав пояснения представителей административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании пунктов "б", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и социальная защита, а также трудовое законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).
Статьей 7.1-1 Закона о занятости к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения отнесены: принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Статьей 13 Закона о занятости установлены дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе установление квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
На основании пункта 7 статьи 5 Закона N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.
В соответствии со статьями 5, 9 Устава Свердловской области, статьей 1 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" (далее - Закон N 31-ОЗ) Правительство Свердловской области, состоящее из председателя и иных членов Правительства, количество которых устанавливается Губернатором Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, наделенным собственными полномочиями по исполнению Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Свердловской области, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области на территории Свердловской области.
Правительство Свердловской области принимает свои решения в форме постановлений или распоряжений на заседаниях (пункты 1, 3, 7 статьи 20 Закона N 31-ОЗ).
Правительство Свердловской области организует осуществление социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, принимает меры по реализации трудовых прав граждан на территории Свердловской области, участвует в реализации государственной политики в сфере содействия занятости населения на территории Свердловской области (статья 14 Закона N 31-ОЗ).
Отношения в сфере содействия занятости населения в Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" (далее - Закон о содействии занятости).
Подпунктом 8-1 пункта 3 статьи 3, пунктом 2 статьи 7 Закона о содействии занятости к полномочиям Правительства Свердловской области отнесены: определение порядка проведения предусмотренных федеральным законом специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда; установление порядка выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области.
Из изложенного следует, что определение Порядка выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области было отнесено к полномочиям Правительства Свердловской области.
28 июня 2021 года был принят Федеральный закон N 219-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
С 1 марта 2022 года Закон о занятости населения дополнен статьей 13.2, согласно которой работодатели обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов в соответствии с установленной квотой:
При этом оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13.2 Закона о занятости).
Во исполнение положений пункта 6 статьи 13.2 Закона о занятости Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 года N 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, которые вступили в силу с 01 сентября 2022 года.
Судом установлено, что в целях приведения законодательства Свердловской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о занятости, Правительство Свердловской области в пределах предоставленных ему полномочий с учетом положений части 3 пункта 1 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" приняло Постановление N 154-ПП, которое признало утратившим силу Порядок выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 31 мая 2016 года N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области", поскольку отпала правовая необходимость регионального регулирования спорного вопроса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Областном законе от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ часть 3 пункт 1 статьи 95 отсутствует
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 1 статьи 64 Устава Свердловской области установлено, что все законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в "Областной газете" (пункт 2 статьи 64 Устава).
Правительство Свердловской области настаивает на том, что им не нарушено правило о введении в действие Постановления N 154-ПП, вступающего силу на следующий день после его официального опубликования, поскольку Постановление N 154-ПП не является нормативным правовым актом по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а принято по вопросам социальной защиты, включая социальное обеспечение и занятости населения.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10 марта 2005 года N 71-О "По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункт 5 статьи 8) не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.
Законом Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" устанавливается порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Правительства Свердловской области.
Так пунктом 1 статьи 93 данного закона установлено, что Официальным опубликованием постановления Правительства Свердловской области нормативного характера считается первая публикация его полного текста в "Областной газете" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Постановления Правительства Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в "Областной газете" и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), а также официально опубликовываются на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Постановления Правительства Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в течение десяти дней со дня их принятия.
Согласно пункту 1 статьи 94 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" постановления Правительства Свердловской области нормативного характера по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Иные постановления Правительства Свердловской области нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.
Суд не может согласиться с доводом Правительства Свердловской области о том, что, оспариваемый административным истцом нормативный акт, не является нормативным правовым актом по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, несмотря на то, что в части 1 статье 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и социальная защиты отражены в разных пунктах, это не означает, что защита прав человека не предусмотрена в других областях, которые хотя и не имеют прямого отношения к вопросам защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, но в определенном смысле взаимосвязаны.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01 апреля 2008 года N 479-О-П, в Российской Федерации как социальном государстве охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации.
Поэтому, субъекты конституционного права, реализуя свое право принимать соответствующие законы и иные нормативные акты по любым составляющим сферу "совместного ведения" с Российской Федерацией вопросам, в том числе, в области социальной защиты инвалидов, должны руководствоваться установленным в Конституции Российской Федерации правилом защиты прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с принятием Постановления N 154-ПП утратил силу Порядок выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 31 мая 2016 года N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области", затрагивающий, по мнению суда, вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в социальной сфере, то нормативный акт должен был вступить в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования
Между тем оспариваемым пунктом 3 Постановления N 154-ПП нормативный правовой акт вступил в силу на следующий день после его официального опубликования, что противоречит пункту 5 статьи 8 Закона N 184-ФЗ, и расценивается судом как не соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности правила введения нормативного правового акта в действие.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", содержатся разъяснения о том, что судам следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не имеет юридической силы вследствие нарушения процедуры его принятия, то он подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административного иск Логинова Михаила Владимировича о признании не действующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим с 03 марта 2022 года пункт 3 Постановления Правительства Свердловской области от 03 марта 2022 года N 154-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 31 мая 2016 года N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области".
Сообщение о принятии данного судебного акта подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2022 года.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 14 сентября 2022 г. N 3а-883/2022 "О признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 03.03.2022 N 154-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 г. по делу N 66а-42/2023 настоящий документ отменен