Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (ИНН 2309095298, ОГРН 1052304983785) - Никитиной И.С. (доверенность от 01.01.2012), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 122301623684) - Мартюка В.П. (доверенность от 05.09.2012) и Юхно Е.Ю. (доверенность от 03.09.2012), рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 (судьи Иванова Н.Н., Захарова Л.А., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-1926/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 13.01.2012 N 82-140-11 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного приостановления деятельности газопровода ГУ Баракаевская-Мостовской ГРП сроком на 90 суток.
Решением суда от 04.05.2012 (судья Шкира Д.М.) в удовлетворении требований отказано на том основании, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и управлением соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2012 решение суда отменено, признано незаконным и отменено постановление управления от 13.01.2012 N 82-140-11 со ссылкой на неправильную квалификацию управлением допущенных обществом нарушений по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции сделал необоснованный вывод о неверной квалификации управлением совершенного обществом правонарушения по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд первой инстанции правильно исходил из того, что общество грубо нарушило требования промышленной безопасности опасного производственного объекта, что привело к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения от 14.12.2011 N 750/11-Р управление проверило соблюдение обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - газопровода ГУ Баракаевская-Мостовской Баракаевского месторождения, цеха добычи нефти и газа N 1, расположенного по адресу: Мостовской район, Баракаевское месторождение, и выявило грубые нарушения требований промышленной безопасности, а именно: нарушения статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 1.5.26 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 56, пункта 9.3.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПБ 03-585-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 N 80 (не проведены работы по оценке технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации газопровода ГУ Баркаевская-Мостовской ГРП, эксплуатируемого с 1956 года); пункта 9.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПБ 03-585-03), пункта 1.3.1 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03) (допущена эксплуатация газопровода с 1956 года без проектной и исполнительной документации); пунктов 8.2.7, 8.2.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПБ 03-585-03) (гидравлические испытания газопровода проведены с нарушением правил (не проведено испытание на прочность, неверно выдержано время, неправильно проведен осмотр и оформлены результаты испытаний); пунктов 9.3.1, 9.3.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПБ 03-585-03), пункта 3.5.4.206 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03) (в объем периодической ревизии газопровода не включены и не проведены работы по определению коррозионно-эрозионного состояния газопровода (методами неразрушающего контроля)).
По результатам проверки управление составило акт проверки от 23.12.2011 N 35-140-11, протокол об административном правонарушении от 26.12.2011 N 82-140-11 и приняло постановление от 13.01.2012 N 82-140-11 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде приостановления деятельности газопровода ГУ Баракаевская-Мостовской ГРП сроком на 90 суток.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований.
Частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В примечании к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Суд первой инстанции правильно применил Закон N 116-ФЗ, пункты 1.3.1, 1.5.26, 3.5.4.206 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 56, пункты 8.2.7, 8.2.8, 9.3.1, 9.3.8, 9.3.19, 9.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПБ 03-585-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 N 80, и сделал обоснованный вывод о том, что допущенные обществом нарушения требований промышленной безопасности несут непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, и угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
Законом N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. Деятельность опасного производственного объекта должна осуществляться в условиях максимальной гарантии безопасной эксплуатации, предупреждения аварий и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации их последствий.
Закон N 116-ФЗ регулирует деятельность опасных производственных объектов путем введения законов, правил, положений, принятых и утвержденных согласно действующему законодательству Российской Федерации, соблюдение которых призвано обеспечить промышленную безопасность опасных производственных объектов.
Суд первой инстанции установил, что общество нарушило эти правила: не провело работы по оценке технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации газопровода, эксплуатируемого с 1956 года; эксплуатировало газопровод без проектной и исполнительной документации; гидравлические испытания газопровода провело с нарушением правил; не провело работы по определению коррозионно-эрозионного состояния газопровода (методами неразрушающего контроля). Невыполнение и ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по контролю за техническим состоянием опасных производственных объектов влечет угрозу жизни и здоровью людей, и угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды,
Допущенные обществом нарушения подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении, и не опровергнуты документально.
Суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт грубого нарушения обществом требований промышленной безопасности опасного производственного объекта - газопровода ГУ Баракаевская-Мостовской ГРП.
Нарушение обществом требований промышленной безопасности фактически привело к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, поскольку невыполнение требований промышленной безопасности может привести к необратимым последствиям (возникновению техногенной катастрофы, гибели людей, утрате ими здоровья и т. д.), и именно от этих неблагоприятных последствий невыполнения требований промышленной безопасности законодатель предостерегает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, устанавливая правила, которые организация обязана выполнять.
Выводы суда апелляционной инстанции о неверной квалификации допущенных обществом нарушений по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не основаны на представленных в материалы доказательствах, а выводы о недоказанности управлением причинно-следственной связи между невыполнением обществом требований ПБ 03-585-03 и ПБ 08-624-03 и угрозой жизни и здоровью людей не основаны на нормах права и представленных в материалы дела доказательствах.
По смыслу примечания к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признание нарушения грубым не требует установления причинно-следственной связи между невыполнением организацией обязательных требований при эксплуатации опасного производственного объекта и причинением вреда жизни и здоровью людей. Невыполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей и наступление необратимых последствий в результате невыполнения этих требований необязательно для квалификации данного нарушения в качестве грубого.
Согласно пункту 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам и обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 и оставить в силе решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А32-1926/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012 по делу N А32-1926/2012 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы суда апелляционной инстанции о неверной квалификации допущенных обществом нарушений по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не основаны на представленных в материалы доказательствах, а выводы о недоказанности управлением причинно-следственной связи между невыполнением обществом требований ПБ 03-585-03 и ПБ 08-624-03 и угрозой жизни и здоровью людей не основаны на нормах права и представленных в материалы дела доказательствах.
По смыслу примечания к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признание нарушения грубым не требует установления причинно-следственной связи между невыполнением организацией обязательных требований при эксплуатации опасного производственного объекта и причинением вреда жизни и здоровью людей. Невыполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей и наступление необратимых последствий в результате невыполнения этих требований необязательно для квалификации данного нарушения в качестве грубого.
...
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам и обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 и оставить в силе решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2012 г. N Ф08-5356/12 по делу N А32-1926/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17648/12
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17648/12
20.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5356/12
25.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6815/12
18.05.2012 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6071/12
04.05.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1926/12