Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристики и анализ текущего состояния сферы социально-экономического развития Ирбитского муниципального образования
Совершенствование правовых основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов власти является закономерным этапом в развитии органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации.
Механизмом и инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба. В связи с этим развитие и совершенствование муниципальной службы является одним из условий повышения эффективности взаимодействия общества и власти.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определены основные принципы и направления дальнейшего совершенствования системы государственного управления и развития кадрового потенциала Российской Федерации.
Основой реформирования муниципальной службы области явилась областная государственная программа Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1276-ПП (ред. от 27.09.2022) "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области до 2027 года", направленная на обеспечение непрерывности процесса совершенствования муниципальной службы в Свердловской области, формирование кадрового обеспечения реформы местного самоуправления.
Выработка единого подхода в развитии кадровой политики и создание эффективной целостной системы формирования кадрового потенциала в Свердловской области являются важнейшими ресурсами регионального развития. Целенаправленное формирование кадрового состава влияет на эффективность государственного и муниципального управления, успешность социально-экономического развития региона.
Развитие муниципальной службы обеспечивается, в том числе, муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми за счет средств местных бюджетов (ст. 35 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Фактическая численность муниципальных служащих в Ирбитском муниципальном образовании составляет на 1 июля 2022 года 108 человек. За период с 2019 года по 2022 года произошло качественное улучшение состава муниципальных служащих по большинству показателей. Это обусловлено проведением реформы муниципальной службы, применением современных кадровых технологий, соблюдением законодательства о муниципальной службе.
Одним из основных условий поступательного развития муниципального образования является повышение профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
По состоянию на 1 июля 2022 года высшее профессиональное образование имеют 94 муниципальный служащий, или более 87 процентов от их общего количества; среднее профессиональное образование имеют 14 человек, или около 13 процентов служащих. 2 процента (3 муниципальных служащих) в Ирбитском муниципальном образовании имеют два высших образования. При этом количество муниципальных служащих, не соответствующих квалификационным требованиям к уровню образования для замещения должностей муниципальной службы, снизилось: на 1 января 2019 года - около 1 процентов, на 1 июля 2022 года-0 процентов.
Улучшение качественного состава муниципальных служащих по уровню образования во многом вызвано активной работой по контролю за соблюдением квалификационных требований к должностям муниципальной службы, специалистом ответственным за кадровую политику и муниципальную службу.
В распределении по возрасту состав муниципальных служащих Ирбитского муниципального образования выглядит следующим образом (по состоянию на 1 июля 2022 года):
до 30 лет - 5 человек, или 4,6 процентов;
от 30 до 39 лет - 20 человек, или 18,5 процентов;
от 40 до 49 лет - 42 человек, или 38,8 процентов;
от 50 до 59 лет - 31 человека, или 28,7 процентов;
от 60 лет и старше - 10 человек, или 9,5 процента.
Среди муниципальных служащих органов местного самоуправления Ирбитского муниципального образования по состоянию на 1 июля 2022 года в основном преобладают женщины - 91 человек, или более 84%.
В распределении по стажу муниципальной службы состав муниципальных служащих выглядит следующим образом:
до 1 года - 5 человек, или 4,6 процента служащих;
от 1 года до 5 лет - 17 человек, или 15,7 процента служащих;
от 5 до 10 лет - 19 человек, или 17,6 процента служащих;
от 10 до 20 лет - 37 человек, или 34,3 процента служащих;
от 20 до 25 лет - 13 человек, или 12,1 процента служащих
более 25 лет -17 человек или 15,7 процента служащих.
На 8 человек по сравнению с 2019 годом увеличилось количество служащих с опытом работы в органах местного самоуправления Ирбитского муниципального образования более 20 лет, это свидетельствует о стабильности и преемственности системы управления.
Одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления является подготовка кадров, формирование резерва управленческих кадров для органов местного самоуправления.
Повышение уровня знаний и овладение профессиональными навыками муниципальных служащих оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность принимаемых решений. Поступление на муниципальную службу с требованием обязательного высшего образования для всех должностей, начиная со старшей группы и выше, стимулировало многих работников к повышению своего образовательного уровня. Муниципальные служащие стремятся получить высшее образование, второе высшее образование, повышают свою квалификацию в Государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. На сегодняшний день в Ирбитском муниципальном образовании сложилась определенная система обучения и повышения квалификации муниципальных служащих. В период за 2019 - 2022 годы ежегодно за счет средств областного и местного бюджетов более 35% муниципальных служащих Ирбитского муниципального образования обучились на курсах повышения квалификации, в т.ч. 25% из них за счет средств местного бюджета. Так в соответствии с программой необходимо было обучить в 2019 году -45 муниципальных служащих, обучение прошли 45, в 2022 году -30 муниципальных служащих, обучение прошли 51 человек.
Не менее важным направлением повышения квалификации муниципальных служащих являются целевые курсы и семинары по конкретным темам и вопросам, относящимся как к деятельности отделов администрации Ирбитского муниципального образования, так и функционированию иных органов местного самоуправления, а значит и всего муниципального образования в целом.
В целях повышения результативности деятельности муниципальных служащих необходимо и в дальнейшем развивать систему обучения и повышения квалификации муниципальных служащих, сформировать единую систему профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров для органов местного самоуправления. В период с 2019 - 2022 годы сложилась хорошая тенденция, направлять на консультационно-практические семинары не менее 21% муниципальных служащих, от общего количества муниципальных служащих муниципального образования, ежегодно увеличивая долю данных муниципальных служащих на 1-2%.
Так же специалистами администрации Ирбитского муниципального образования проводятся правовые семинары в рамках "Правового всеобуча" данная форма семинаров необходима для более оперативного информирования муниципальных служащих Ирбитского муниципального образования об изменениях в законодательстве, касающихся различных сферах деятельности органов местного самоуправления. Необходимо продолжить дальнейшую работу в данном направлении увеличивая количество семинаров в течение года.
Для обеспечения органов местного самоуправления квалифицированными кадрами необходимо формирование резерва кадров и постоянная, целенаправленная работа с ним. Основные подходы к работе с кадровым резервом:
1. Планирование преемственности, то есть должности, на которые готовятся резервисты заранее определены.
2. Работа с группой высокопотенциальных, талантливых сотрудников, выделение их в отдельный "пул талантов" без привязки к конкретной должности.
Кадровый резерв формировался на основании решения аттестационной комиссии, на основании рекомендаций руководителей органов местного самоуправления Ирбитского муниципального образования. Начиная с 2014 года кадровый резерв может формироваться по итогам конкурсных процедур. По итогам конкурса в кадровый резерв в 2019 году были включены 2 человека.
Работа с кадровым резервом обеспечит органы местного самоуправления Ирбитского муниципального образования кадрами из внутренних источников (ведущие позиции быстро занимают подготовленные, успешные, хорошо владеющие информацией об Ирбитском муниципальном образовании и преданные ей сотрудники), мотивировав муниципальных служащих на то, что они видят свои перспективы в профессиональном развитии и карьерном росте.
Программы по работе с кадровым резервом тесно связаны с системами оценки и обучения.
В современных условиях развитие системы местного самоуправления и муниципальной службы осуществляется на основе комплексного подхода, который напрямую отражает цель реализации муниципальной программы - это повышение эффективности и результативности муниципальной службы в Ирбитском муниципальном образовании.
Данный подход подразумевает не только повышение образовательного и профессионального уровня муниципальных служащих, но и процедуру аттестации, и систему мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, организационно-методическому, методологическому и аналитическому сопровождению в сфере муниципальной службы, рациональное использование существующего кадрового потенциала, воспитание и подготовку нового. Все это способствует решению поставленных задач муниципальной программы.
Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, по-прежнему, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных институтов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает большую тревогу в гражданском обществе и порождает недоверие к государственным структурам и местной власти, создает их негативный имидж. Поэтому актуальность разработки и принятия мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее причин, становится очевидной.
В современных условиях развития общества вопросу организации борьбы с коррупцией уделяется первоочередное внимание. Коррупция оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие общества, препятствует реализации национальных проектов, разрушает систему управления, способствует снижению доверия граждан к местной власти.
В Ирбитском муниципальном образовании реализуется комплекс мер по противодействию коррупции.
Создана необходимая нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции, которая постоянно совершенствуется и развивается в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В целях выявления и устранения положений, создающих условия для проявления коррупции, проводится антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, в том числе Ирбитской межрайонной прокуратурой.
Организована работа по систематическому проведению мониторинга выполнения муниципальными служащими Ирбитского муниципального образования обязанностей, ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, требований к служебному поведению.
Проводится мониторинг эффективности функционирования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Ирбитского муниципального образования и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии).
В 2019 году количество нарушений, касающихся соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальных служащих, составляет 12 процентов от общего количества нарушений. Аналогичный показатель за 2020 год составляет 11 процентов, за 2021 год - 11 процентов, за 2022 год - 11 процентов.
В 2019 году 3 муниципальных служащих Ирбитского муниципального образования привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о муниципальной службе, что составляет 23 процента от общего количества лиц, допустивших нарушения. Аналогичный показатель за 2020 год составляет 66,6 процентов, за 2021 год - 41,6 процентов.
Наибольшее количество нарушений, выявленных комиссиями, связано с предоставлением неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Количество муниципальных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по итогам заседания комиссии, возросло. Количество муниципальных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по итогам заседания комиссии, также возросло с 23 процентов до 66 процентов, что свидетельствует об активизации деятельности комиссий и об усилении мер взыскания за несоблюдение законодательства о муниципальной службе.
Эффективным механизмом профилактики коррупционных проявлений является регламентация муниципальных услуг. Административные регламенты оптимизируют и конкретизируют полномочия органов местного самоуправления в сфере услуг, закрепляют прозрачные и ясные процедуры при их предоставлении, четкие критерии принятия решений.
Утвержден 51 административный регламент исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг. Все регламенты прошли антикоррупционную экспертизу.
Формируется эффективная система оказания муниципальных услуг с помощью информационно-коммуникационной сети Интернет.
В целях обеспечения открытости и прозрачности предоставляемых населению услуг продолжается их перевод в электронный вид. Из них предоставлена возможность получения в электронном виде 51 муниципальной услуги.
Развивается система "единого окна" для решения задачи по упрощению процедур согласования и получения разрешительной документации, минимизации личного общения граждан с сотрудниками государственных органов и органов местного самоуправления (прием всех требуемых в соответствии с законодательством документов в одном месте, а также взаимодействие от имени обратившегося за услугой с согласующими инстанциями - органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственными органами Свердловской области и учреждениями, вовлеченными в процесс выдачи разрешений и согласований).
Несмотря на то, что принимаемые в Ирбитском муниципальном образовании антикоррупционные меры дают положительные результаты как в сфере борьбы с коррупцией, так и в сфере устранения условий, способствующих проявлениям коррупции, уровень коррупции продолжает оставаться высоким.
Результаты проведенного в 2021 году анкетирования среди населения для определения восприятия состояния коррупции на территории Ирбитского муниципального образования, свидетельствуют, что проблема противодействия коррупции остается достаточно острой.
Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", одной из основных мер по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. К основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.
Согласно Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 года N 478, мероприятия по противодействию коррупции направлены на решение следующих основных задач:
совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
Согласно статье 5 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области о противодействии коррупции) мерами по профилактике коррупции в Свердловской области являются:
1) формирование и реализация государственных программ Свердловской области по профилактике коррупции в Свердловской области;
2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Свердловской области и проектов нормативных правовых актов Свердловской области;
3) антикоррупционный мониторинг;
4) совершенствование особенностей организации и прохождения государственной гражданской службы Свердловской области;
5) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
6) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Свердловской области и о противодействии коррупции в Свердловской области;
7) общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области о противодействии коррупции;
8) иные меры, предусмотренные федеральными законами и настоящим Законом.
Согласно статье 10 Закона Свердловской области о противодействии коррупции формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению осуществляется посредством организации просветительской работы, направленной на укрепление доверия к власти, включающей:
1) издание и распространение печатной продукции о противодействии коррупции в Свердловской области, в том числе учебных пособий и материалов;
2) выпуск передач государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания о противодействии коррупции в Свердловской области;
3) производство и распространение социальной рекламы о противодействии коррупции в Свердловской области;
4) организацию творческих конкурсов в сфере противодействия коррупции в Свердловской области;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Свердловской области.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 03.11.2010 N 971-УГ "О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области", Постановлением главы Ирбитского муниципального образования от 15.05.2014 N 213-ПГ "О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в границах Ирбитского муниципального образования" с целью обеспечения непрерывного наблюдения за реализацией мер по профилактике коррупции в Свердловской области и Ирбитском муниципальном образовании и осуществления мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, осуществляется мониторинг состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционный мониторинг) в границах Ирбитского муниципального образования.
В качестве основных задач антикоррупционного мониторинга определены:
1) комплексное наблюдение за изменением состояния и уровня коррупции в границах Ирбитского муниципального образования;
2) непрерывное наблюдение за осуществлением органами местного самоуправления деятельности, связанной с коррупционными рисками;
3) своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на уровень коррупции в органах местного самоуправления Ирбитского муниципального образования;
4) оценка эффективности проводимых в границах Ирбитского муниципального образования мероприятий по противодействию коррупции;
5) информирование о состоянии и эффективности противодействия коррупции в границах Ирбитского муниципального образования.
Одним из основных направлений антикоррупционного мониторинга является изучение общественного мнения о состоянии коррупции в Ирбитском муниципальном образовании.
Изучение общественного мнения о состоянии коррупции в Ирбитском муниципальном образовании проводится в соответствии с Постановлением Главы Ирбитского муниципального образования от 30.12.2010 N 484-ПГ "Об утверждении порядка проведения ежегодного социологического опроса уровня восприятия коррупции в Ирбитском муниципальном образовании".
Социологический опрос является одним из основных инструментов исследования уровня коррупции в Ирбитском муниципальном образовании и состоит из трех компонентов: опрос граждан, опрос предпринимателей и опрос сотрудников органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.