В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию сохранения и развития индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан на период до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Управлению по охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обеспечить реализацию Стратегии во взаимодействии с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
3. Республиканским органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Республики Башкортостан и иных программных и плановых документов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Тажитдинова И.А.
Премьер-министр |
А.Г. Назаров |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 30 января 20 23 г. N 29
Стратегия
сохранения и развития индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан на период до 2035 года
1. Общие положения
1.1. Сохранение и возрождение объектов культурного наследия являются одной из областей культурной деятельности, направленной на реализацию ряда социально значимых задач. Основополагающая роль культуры в целом заключается в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов.
Современное общество осознало высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития территорий. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
1.2. Настоящая Стратегия сохранения и развития индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные приоритеты, критерии и направления сохранения и возрождения индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан.
1.3. Комплексный подход к решению стратегических задач предусматривает реализацию системы экстренных и защитных мер, направленных на преодоление негативных факторов и неблагоприятных последствий процессов глобализации, влияющих на индустриальное наследие, реализацию системы перспективных мер, закладывающих основы долговременного устойчивого сохранения и развития объектов индустриального наследия в современных социально-экономических условиях.
1.4. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, федеральных законов и законов Республики Башкортостан, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
1.5. Разработчиком и ответственным исполнителем Стратегии является Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
2. Оценка историко-культурного потенциала территории Республики Башкортостан
2.1. Под историко-культурным потенциалом Республики Башкортостан понимается совокупность богатого материального культурного и нематериального духовного наследия, которое необходимо максимально использовать для устойчивого территориального развития республики.
2.2. Культурное наследие народов Республики Башкортостан является частью наследия народов Российской Федерации и общего наследия человечества, средством сближения народов России и этнических групп, а также утверждения их культурной самобытности. Наследие народов Республики Башкортостан включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения населения республики.
2.3. Место культуры Республики Башкортостан в культуре мира, Евразии и России обусловлено выгодным физико-географическим положением ее территории - в центре Евразии, на Южном Урале. Здесь соединяются черты Запада и Востока в культурном, историческом, экономическом смыслах. Многие торговые пути из Европы в Азию проходили через территорию Республики Башкортостан.
2.4. Республика Башкортостан - один из крупных субъектов Российской Федерации. Здесь проживают представители более 160 национальностей. Башкортостан отличается значительной насыщенностью объектов культурного наследия.
В Республике Башкортостан живут народы с разным историческим прошлым, богатым письменным наследием и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трех типов культурного взаимовлияния (тюркского, финно-угорского и славяно-русского), а также двух основных конфессий (ислама и христианства) определяет своеобразие культуры Республики Башкортостан. Модель сохранения и развития многообразия культур и конфессий в республике представляет огромный интерес для всего мира.
2.5. В Республике Башкортостан на этапе разработки настоящей Стратегии на государственной охране состоят более 5,7 тыс. объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия. Ежегодно выявляются порядка 20-30 новых объектов. 88 из 5,7 тыс. объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия являются объектами индустриального (промышленного) наследия (1,5% от всех объектов культурного наследия).
2.6. В республике накоплены масштабные источники и сведения по материальному наследию. В рамках единой государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия необходимо обеспечение сохранения культурного достояния нации и его передачи будущим поколениям.
2.7. Территория Республики Башкортостан характеризуется как место исторического заселения народов (концентрации историко-культурного ресурса), сохранившее высокий процент исторических поселений.
На территории Республики Башкортостан расположены 8 населенных пунктов, имеющих статус исторического поселения регионального значения: с. Николо-Березовка (Краснокамский район), с. Зилаир (Зилаирский район), с. Воскресенское (Мелеузовский район), с. Верхотор (Ишимбайский район) с. Темясово (Баймакский район), с. Кушнаренково (Кушнаренковский район), с. Кляшево (Чишминский район) и историческая часть города Стерлитамака Республики Башкортостан.
В современных условиях исторические поселения представляют значительный интерес с точки зрения познавательного туризма не только на республиканском уровне, но и на всероссийском и международном уровнях.
3. Теоретические аспекты и классификация объектов индустриального (промышленного) наследия
3.1. В последние десятилетия большую значимость и актуальность в мире и в России приобрели вопросы сохранения индустриального (промышленного) наследия. Движущими силами этих процессов стали стремительные изменения в производственной сфере, когда общество переходит от индустриальной к постиндустриальной стадии.
Республика Башкортостан является одним из центров индустриальной культуры России, где сохранилось большое количество промышленных памятников, нуждающихся в проведении работ по их сохранению, а в ряде случаев - перепрофилированию.
3.2. Под индустриальным (промышленным) наследием следует понимать определенные объекты недвижимости (или их совокупность), тесно связанные со становлением и развитием отдельных отраслей промышленности и имеющие ценность для последующего сохранения и популяризации в обществе.
4. Перечень основных объектов индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан, нуждающихся в организации мероприятий, направленных на их сохранение и развитие
4.1. В целях сохранения и развития индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан требуются:
реализация мер по сохранению объектов культурного наследия "Комплекс Воскресенского медеплавильного завода" (Мелеузовский район), "Комплекс Преображенского медеплавильного завода" (Зилаирский район), "Комплекс Верхоторского медеплавильного завода" (Ишимбайский район), "Комплекс Белорецкого металлургического завода" (Белорецкий район), "Комплекс Груздевского винокуренного завода" (Караидельский район), "Баймакский медеплавильный завод" (Баймакский район), "Инзерский железоделательный завод" (Белорецкий район), комплексов зданий Богоявленского медеплавильного завода (Гафурийский район), Нижнетроицкого Алафузовского суконного комбината (Туймазинский район), Кожевенной фабрики Евдокимова (г. Стерлитамак), Екатерининского спиртзавода (Бакалинский район), Спиртзавода Лансберга (Бирский район), спиртзавода (Белебеевский район), Казенного водочного завода (г. Стерлитамак), Видинеевского пивоваренного завода (г. Уфа), Пивоваренного завода Фон-Вакано (г. Уфа);
выявление и сохранение Первого Воскресенского завода (Гафурийский район), Солеварного городка (Гафурийский район), Кухтурского завода (Белорецкий район), Вознесенского завода (Бурзянский район), Покровского завода (Кугарчинский район).
5. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи Стратегии
5.1. Целью Стратегии является достижение сбалансированного решения вопросов сохранения индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан для обеспечения гуманитарной безопасности общества. Заявленный сбалансированный подход направлен на удовлетворение запросов и потребностей всех категорий населения: специалистов и широких слоев населения различных возрастных категорий.
5.2. Базовый принцип Стратегии - комплексное сохранение объектов культурного наследия, и данная деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Республики Башкортостан, в составе проектов перспективного планирования. Необходимо провести конкретные мероприятия по включению объектов индустриального (промышленного) наследия в социально-экономическую жизнь Республики Башкортостан, муниципальных районов и городов, населенных пунктов.
5.3. Приоритетами деятельности по реализации Стратегии являются:
научное изучение индустриального (промышленного) наследия профильными специалистами, в том числе его археологизированной части;
градостроительное регулирование интегрированного сохранения объектов индустриального (промышленного) наследия;
обеспечение безопасности и доступности объектов индустриального (промышленного) наследия;
реставрация, консервация, приспособление для современного использования и мониторинг объектов индустриального (промышленного) наследия;
формирование "туристских коридоров", где наследие, в том числе и индустриальное (промышленное), - основной элемент туристской инфраструктуры;
организация эффективного управления индустриальным (промышленным) наследием - долгосрочные меры и ежедневные действия по сохранению данных объектов;
внедрение новых информационных технологий в популяризацию индустриального (промышленного) наследия республики;
включение части объектов индустриального (промышленного) наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
усовершенствование правовых основ по выполнению международных обязательств в соответствии с Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года;
привлечение экспертов ЮНЕСКО при подготовке кадров, владеющих всеми аспектами сохранения индустриального (промышленного) наследия, с учетом строгих требований ЮНЕСКО;
подготовка кадров для разных видов деятельности по сохранению индустриального (промышленного) наследия;
социальное партнерство - привлечение широких слоев населения к сохранению индустриального (промышленного) наследия.
5.4. Задачи Стратегии:
расширение изучения индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан, в том числе его археологизированной части:
совершенствование градостроительного регулирования,
интегрированного сохранения объектов индустриального (промышленного) наследия;
обеспечение доступности и безопасности объектов индустриального (промышленного) наследия;
реставрация, консервация и мониторинг объектов индустриального (промышленного) наследия;
формирование "туристских коридоров", где индустриальное (промышленное) наследие - основной элемент туристской инфраструктуры;
организация эффективного управления индустриальным (промышленным) наследием - долгосрочные меры и ежедневные действия по его сохранению;
подготовка кадров для разных видов деятельности по сохранению культурного наследия;
развитие социального партнерства, привлечение широких слоев населения к вопросам охраны памятников истории и культуры;
поддержка мастеров - носителей материальных и духовных традиций, технологий народной культуры.
6. Правовые нормы, направленные на сохранение индустриального (промышленного) наследия
6.1. Основой сохранения индустриального (промышленного) наследия является соответствующая нормативная правовая база.
Правовой каркас сферы охраны памятников формируют:
Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия;
Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная);
Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации";
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности";
отдельные нормы законодательства, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержащиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества", законодательстве, регулирующем бюджетные отношения;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 504 "Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов. Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 года N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Закон Республики Башкортостан "О культуре";
Закон Республики Башкортостан "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан";
Закон Республики Башкортостан "О музеях в Республике Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года N 4 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 августа 2016 года N 330 "Об утверждении Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2019 года N 97 "Об утверждении перечня исторических поселений регионального значения Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2021 года N 567 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан".
7. Механизмы реализации и исполнители Стратегии
7.1. Механизмами реализации Стратегии являются:
1) включение сохранения и изучения индустриального (промышленного) наследия в число приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан;
2) применение международных норм в области сохранения культурного наследия, переход к комплексному подходу в сохранении индустриального (промышленного) наследия, законодательное обеспечение сохранности, целостности и подлинности объектов индустриального (промышленного) наследия, а также популяризация индустриального (промышленного) наследия в мировом культурном пространстве;
3) создание единой научно-информационной системы пространственных данных обо всем многообразии объектов индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан, базирующейся на современных исследованиях, проводящихся на целевой основе;
4) привлечение частных инвестиций, пожертвований крупного бизнеса для восстановления и более эффективного использования объектов индустриального (промышленного) наследия, содействие созданию и деятельности эффективных государственно-частных партнерств, внедрение в экономическую деятельность стимулов, направленных на привлечение средств частных инвесторов для содержания и реставрации объектов индустриального (промышленного) наследия;
5) расширение форм и практики передачи памятников в частную собственность из государственной и муниципальной собственности при наличии механизмов строгой ответственности инвесторов за выполнение взятых обязательств;
6) рассмотрение возможности предоставления субсидий для проведения работ по сохранению объектов индустриального наследия;
7) реорганизация структуры государственного и муниципального управления индустриальным (промышленным) наследием, создание системы эффективных органов охраны объектов культурного наследия в органах местного самоуправления, разработка механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научно-исследовательских, образовательных организаций и средств массовой информации по сохранению, возрождению и изучению объектов культурного и индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан;
8) разработка проектов зон охраны объектов индустриального (промышленного) наследия;
9) обеспечение процесса оценки объектов индустриального (промышленного) наследия как объектов недвижимости до и после реставрации;
10) применение IT-технологий, компьютеризация процесса документооборота по вопросам охраны памятников;
11). разработка и внедрение специальных мер по обеспечению доступности объектов индустриального (промышленного) наследия для инвалидов с учетом требований законодательства, а также мнения общественных организаций инвалидов;
12) координация деятельности образовательных организаций по подготовке кадров в области сохранения индустриального (промышленного) наследия, координация системы общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, ориентированного на изучение индустриального (промышленного) наследия с использованием новых технологий;
13) укрепление общественно-государственного партнерства в области сохранения культурного наследия, выделение средств на систему государственных грантов на разработку программ и проектов по сохранению комплексов индустриального (промышленного) наследия, проведение общественной экспертизы наиболее социально значимых проектов в области сохранения индустриального (промышленного) наследия;
14) привлечение муниципальных органов, районных музеев, библиотек, краеведческих организаций, школьников, средств массовой информации к сбору материалов по каждому историческому поселению Республики Башкортостан;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
16) организация и проведение международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров по актуальным проблемам сохранения культурного и индустриального (промышленного) наследия.
7.2. Субъектами реализации Стратегии являются:
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство культуры Республики Башкортостан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан;
Министерство образования и науки Республики Башкортостан;
Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан;
Министерство финансов Республики Башкортостан;
Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан;
Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан;
Министерство предпринимательства и туризма Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике;
Управление по делам архивов Республики Башкортостан;
государственное бюджетное учреждение Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан;
государственные музеи-заповедники Республики Башкортостан;
высшие образовательные учреждения Республики Башкортостан;
некоммерческие организации;
иные организации.
7.3. Стратегия также предназначена для следующих потенциальных соисполнителей:
специалисты в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
государственные и муниципальные органы, ответственные за сохранение объектов культурного наследия;
музеи;
студенты и профессорско-преподавательский состав высших образовательных учреждений Республики Башкортостан;
широкие слои населения, в том числе ветераны, студенты и школьники.
8. Индикаторы эффективности реализации Стратегии
8.1. Индикаторами эффективности реализации Стратегии являются:
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, зарегистрированных в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, для которых разработаны проекты зон охраны и требования к режиму использования земель в границах данных зон;
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии (не требуется проведение капитального ремонта);
увеличение количества проведенных мероприятий, направленных на популяризацию индустриального (промышленного) наследия;
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, на которые подготовлена документация для регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
увеличение количества выявленных объектов культурного и индустриального (промышленного) наследия, на которые подготовлена документация для их постановки на государственную охрану;
увеличение количества отреставрированных объектов индустриального (промышленного) наследия;
увеличение количества информационных сервисов и баз данных по объектам индустриального (промышленного) наследия;
совершенствование системы навигации для туристских маршрутов, проходящих по историческим территориям и достопримечательным местам;
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, в отношении которых проведена работа по определению предмета охраны;
увеличение количества обследованных объектов индустриального (промышленного) наследия;
увеличение количества проведенных государственных историко-культурных экспертиз проектной документации по сохранению объектов индустриального (промышленного) наследия.
9. Ожидаемые результаты Стратегии
9.1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
сохранение индустриального (промышленного) наследия и обеспечение доступа населения к объектам индустриального (промышленного) наследия;
развитие системы органов охраны культурного наследия на государственном и муниципальном уровнях;
создание благоприятных условий для инвесторов при реставрации и приспособление для современного (туристского) использования объектов индустриального (промышленного) наследия;
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения;
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;
увеличение количества объектов индустриального (промышленного) наследия, обследованных неразрушающими геофизическими методами;
ориентированная на инновационное развитие республики система кадрового обеспечения охраны и сохранения объектов культурного и индустриального (промышленного) наследия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 января 2023 г. N 29 "Об утверждении Стратегии сохранения и развития индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан на период до 2035 года"
Вступает в силу с 30 января 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 3 февраля 2023 г. N 202302030015
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 февраля 2023 г. N 0200202302060003
Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан от 2 мая 2023 г. N 13, ст. 820