Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
Количество мероприятий, проведенных Комитетом в 2022 году
N п/п |
Мероприятия |
2022 год |
2021 год |
|
по плану |
проведено всего |
проведено всего |
||
1 |
Круглые столы |
3 |
2 |
9 |
2 |
Выездные и расширенные заседания Комитета |
22 |
36 |
48 |
3 |
Выездные семинары-совещания |
1 |
1 |
5 |
4 |
"Час Правительства Московской области" |
2 |
2 |
4 |
5 |
"Час территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" |
1 |
1 |
1 |
6 |
Иные мероприятия (выставки, конкурсы, акции, парламентские уроки, субботники, велофлешмоб, акции, экоуроки, посадка леса и т. д.) |
|
2 |
1 |
7 |
Заседания рабочих групп |
0 |
6 |
18 |
|
Всего |
29 |
50 |
86 |
За отчетный период Комитетом проведено 50 мероприятий различного формата. К наиболее значимым мероприятиям относятся:
1. Расширенное заседание на тему "Итоги реализации государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017 - 2026 годы в 2021 году и планы на 2022 год", на котором рассмотрены мероприятия, проведенные в рамках подпрограмм I "Охрана окружающей среды", II "Развитие водохозяйственного комплекса Московской области", III "Радиационная безопасность Московской области", V "Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами".
2. Расширенное заседание с участием Контрольно-счетной палаты Московской области, на котором были рассмотрены итоги контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, направленных на рекультивацию отдельных полигонов твердых коммунальных отходов, в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" (с элементами аудита в сфере закупок)" в городских округах Чехов, Балашиха, Долгопрудный, Пушкинский. С недобросовестных подрядчиков планируется взыскать и направить в бюджет Московской области более 31 млн. рублей.
По предложению Комитета в план работы Контрольно-счетной палаты Московской области на 2023 год включено контрольное мероприятие по проверке использования бюджетных средств, направленных на рекультивацию отдельных полигонов твердых коммунальных отходов, в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" в городских округах Наро-Фоминский, Ступино, Одинцовский, Сергиево-Посадский.
3. Выездное расширенное заседание на тему "Формирование системы обращения со смешанными строительными отходами в городском округе Домодедово".
В Московской области запущена в работу "Биржа" вторичных материальных ресурсов, полученных в результате переработки строительных отходов. Электронная площадка "Снова в дело" размещена по адресу - https://snovavdelo.ru. На площадке можно покупать и продавать вторичные материальные ресурсы на конкурентных условиях, что способствует улучшению экологической ситуации в регионе, так как стимулирует переработку строительных отходов и продажу вторичных материальных ресурсов, полученных от их переработки. Сейчас биржа вышла на федеральный уровень, ее кураторами стала публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор". Московская область уже разместила вторсырья и других лотов на сумму 158,2 млн. рублей.
4. Расширенное заседание на тему "Осуществление на территории Московской области государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля, регионального экологического контроля (надзора). Проблемы и пути решения".
В ходе мероприятия обсуждены вопросы реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В Московской области введена в промышленную эксплуатацию "Единая государственная информационная система обеспечения контрольно-надзорной деятельности Московской области", которая способствует организации процесса интеграции и обмена данных между информационной системой Единого реестра контрольно-надзорных мероприятий и регионального портала государственных и муниципальных услуг в части информирования контролируемых лиц о совершаемых в отношении их должностными лицами контрольных (надзорных) органов действиях и принимаемых ими решениях.
5. Расширенное заседание на тему "Реализация национального проекта "Экология" на территории Московской области в части регионального проекта "Сохранение лесов".
В рамках регионального проекта "Сохранение лесов" на 2022 год запланированы следующие мероприятия:
искусственное лесовосстановление - 1 300,0 га;
компенсационное лесовосстановление - 100,0 га;
дополнение лесных культур - 2 854,36 га;
обработка почвы под лесные культуры - 1 700,0 га;
лесоводственный уход за лесными культурами - 14 200,0 га.
В целях защиты лесов Московской области от болезней, вредителей и последствий их воздействия в рамках государственного задания в 2022 году запланированы санитарно-оздоровительные мероприятия на площади 3 293,0 га.
По итогам 2022 года работы по искусственному восстановлению проведены на площади 1 393,52 га, что составило 107 процентов от годового плана.
В 2022 году в рамках акций "Лес Победы" и "Наш лес. Посади свое дерево" по посадке деревьев на территории Московской области при участии 196 289 человек высажено 501,5 тыс. новых деревьев и кустарников на общей площади 424,2 га, в том числе 380,6 тыс. сеянцев на землях лесного фонда на площади 104,3 га.
В целях снижения объемов сжигания порубочных остатков после проведения санитарных рубок и минимизации поступающих обращений граждан в 2022 году приобретено три единицы мульчерной техники.
6. Расширенное заседание на тему "Вопросы нормативно-правового регулирования накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Московской области".
По итогам проведения мероприятия Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области приняло распоряжение от 23.05.2022 N 172-РВ "О межведомственной рабочей группе по мониторингу количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Московской области", в состав которой вошел первый заместитель председателя Комитета Орлов А.В.
Определены 15 площадок по проведению мониторинга накопления ТКО, на которых проводятся натурные замеры объемов накопления ТКО по категории объектов "парикмахерские" и для предприятий торговли - по категориям объектов "киоски" и "павильоны".
7. Вопросам обращения с медицинскими отходами Комитет посвятил два мероприятия: расширенное заседание на тему "Вопросы законодательного регулирования правоотношений в сфере обращения с медицинскими отходами" и круглый стол на тему "Опыт обращения с медицинскими отходами в субъектах Российской Федерации".
По итогам мероприятия предложено продолжить работу по согласованию с Правительством г. Москвы проекта федерального закона "О проведении экспериментов по организации обращения с группами однородных отходов в отдельных субъектах Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также рассмотреть целесообразность заключения офсетного контракта по строительству в Московской области завода по утилизации медицинских отходов государственной системы здравоохранения Московской области.
АО "УК "РОСНАНО" предложено направить в Комитет результаты (заключение) об эффективности эксперимента по утилизации медотходов, проводимого в городском округе Жуковский, а также проработать вопрос о целесообразности разработки проекта федерального закона по проведению на территории Московской области эксперимента по созданию централизованной системы по обращению с медицинскими отходами.
Комитет принял решение направить в адрес руководителя рабочей группы по совершенствованию системы управления и правового регулирования в сфере обращения с медицинскими отходами, созданной при Комитете Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, предложение по включению в ее состав первого заместителя председателя Комитета Орлова А.В. и первого заместителя министра экологии и природопользования Московской области Мосина В.В.
8. Итогам реализации Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (гаражная амнистия) (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) Комитет также посвятил два мероприятия.
По итогам проведенного мероприятия:
принято постановление Правительства Московской области от 14.04.2022 N 374/13 "Об утверждении Порядка определения платы за использование земель или земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями";
Министерством имущественных отношений Московской области подготовлена инструкция для заявителей по оформлению прав на земельные участки под объектами гаражного назначения, которые Комитетом направлены депутатам Московской областной Думы для использования в работе в территориальных округах Московской области;
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подготовлены методические рекомендации по реализации Федерального закона N 79-ФЗ "Как оформить гараж?", которые размещены на официальном сайте Росреестра (rosreestr.gov.ru);
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области проводит вебинары "Гаражная амнистия: применяем на практике", на которых наряду с кадастровыми инженерами, принимают участие работники органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
ГБУ Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" разместило на своем официальном сайте страницу по вопросам "гаражной амнистии".
В муниципальных образованиях Московской области проделана следующая работа:
собрана предварительная информация о земельных участках, на которых расположены гаражные кооперативы;
на официальных сайтах администраций городских округов, а также в группах социальных сетей размещена информация о механизмах оформления прав на объекты гаражного назначения, определенных Федеральным законом N 79-ФЗ;
проведен ряд совещаний по вопросам практической реализации "гаражной амнистии" с участием представителей филиалов ГБУ Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области;
на постоянной основе проводится работа по поиску архивных документов, подтверждающих факты предоставления (выделения) земельных участков для строительства гаражей с дальнейшей передачей их гражданам и гаражно-строительным кооперативам для оформления права собственности на гаражи и земельные участки, на которых они расположены; организована работа по признанию утратившими силу муниципальных правовых актов, которыми были утверждены неактуальные проекты планировки территорий;
в ряде городских округов разработаны и приняты муниципальные нормативные правовые акты по утверждению Порядка определения платы за использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
9. Комитет провел два выездных заседания в рамках мониторинга рекультивации полигонов ТКО: полигона ТКО "Часцы" в Одинцовском городском округе и полигона ТКО "Съяново" в городском округе Серпухов.
На федеральном уровне протоколом от 21 декабря 2016 года N 3 проектного комитета по национальному проекту "Экология" утвержден проект "Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов" (далее - федеральный проект "Чистая страна").
В настоящее время в Московской области закончена рекультивация 16 полигонов ТКО: "Электросталь" городской округ Электросталь, "Каширский" городской округ Кашира, "Быково" городской округ Павловский Посад, "Кучино" Городской округ Балашиха, "Дубна Левобережная" городской округ Дубна, "Аннино" Рузский городской округ, "Дубна Правобережная" городской округ Дубна, "Кулаковский" городской округ Чехов, "Долгопрудный" городской округ Долгопрудный, "Княжьи горы" городской округ Шаховская, "Царево" Городской округ Пушкинский, "Слизнево" Наро-Фоминский городской округ, "Вальцово" городской округ Ступино, "Парфеново" Сергиево-Посадский городской округ, "Каурцево" Наро-Фоминский городской округ, "Съяново" городской округ Серпухов.
В декабре 2022 года закончена рекультивация полигона ТКО "Часцы" в Одинцовском городском округе.
В 2023 году запланирована рекультивация полигонов ТКО: "Талдомский" Талдомский городской округ, "Заволенье" Орехово-Зуевский городской округ, "Поварово" городской округ Солнечногорск, "Ядрово" Волоколамский городской округ.
В 2024 году планируется окончить работы по рекультивации полигонов ТКО: "Сафоново" Раменский городской округ, "Воловичи" Городской округ Коломна, "Егорьевский" городской округ Егорьевск, "Лесная" городской округ Серпухов, "Шатурский" городской округ Шатура и "Непейно" Дмитровский городской округ.
По итогам мероприятий принято решение совместно с Министерством экологии и природопользования Московской области, Министерством экономики и финансов Московской области проработать вопрос подготовки Московской областной Думой обращения к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. о пролонгации действия федерального проекта "Чистая страна" в части ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.
10. Выездное расширенное заседание на тему "О ходе реализации Закона Московской области N 144/2021-ОЗ "Об определении муниципальных образований Московской области и установлении перечня специальностей для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование гражданам, которые работают по основному месту работы в государственных учреждениях здравоохранения Московской области, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства", который был принят в целях привлечения и сохранения высококвалифицированных кадров и повышения доступности и качества услуг в сфере здравоохранения, оказываемых населению Московской области (далее - Закон Московской области N 144/2021-ОЗ).
В рамках реализации Закона Московской области N 144/2021-ОЗ земельные участки предоставляются медицинским работникам 37 специальностей по профессии "врач" на территории 31 городского округа.
Земельные участки предоставляются медицинским работникам, которые работают по основному месту работы в государственных учреждениях здравоохранения Московской области на срок не более чем шесть лет.
По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, при условии его использования в соответствии с видом разрешенного использования, медицинские работники имеют право в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации осуществить приватизацию земельных участков.
Наибольшее количество участков получили врачи городских округов Воскресенск, Бронницы, Дмитровский, Луховицы, Можайский, Зарайск и Шатура.
В рамках исполнения решения Комитета Министерством имущественных отношений Московской проводится обучение сотрудников администраций городских округов Московской области по формированию земельных участков для предоставления медицинским работникам, учету медицинских работников, изъявивших желание получить земельные участки, и информированию их о порядке действий для получения земельного участка.
На официальных сайтах администраций городских округов Московской области размещены перечни земельных участков для предоставления медицинским работникам, а также пошаговая инструкция или блок-схема действий медицинских работников для выбора и получения земельных участков.
11. Расширенное заседание на тему "Создание на территории Московской области централизованной системы обращения с промышленными отходами (отходами производства)".
Согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы) на территории Московской области за 2020 год образовано порядка 9,6 млн. тонн отходов. По данным, содержащимся в Территориальной схеме обращения с отходами Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 N 984/47, объем образования отходов производства составляет ориентировочно 1,5 млн. тонн в год. Территориальная схема не содержит какой-либо информации о движении этих отходов, объектах их образования и объектах утилизации.
На расширенном заседании обсудили первоочередные шаги, которые необходимо предпринять для построения системы учета образования отходов производства и осуществления контроля за их транспортированием, обработкой, утилизацией и размещением. В первую очередь целесообразно проанализировать состояние отрасли обращения с отходами производства на территории Московской области, а также определить виды отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов, которые требуют дополнительного законодательного регулирования на федеральном уровне.
12. Выездное заседание на тему "Об организации взаимодействия с военными лесничествами, находящимися на территории Московской области, в части обеспечения пожарной безопасности и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе, на землях обороны и безопасности".
Общая площадь лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, достигает 4,7 млн. га (то есть 5 процентов всех территорий России, покрытых деревьями). Леса - это 40 процентов всех земель, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчиняется Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Московской области имеется два филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации: Московский и Костеревский филиалы (военные лесничества).
По итогам выездного заседания Комитета рекомендовано:
Комитету лесного хозяйства Московской области продолжить взаимодействие с военными лесничествами, находящимися на территории Московской области, с целью обеспечения пожарной безопасности.
Филиалам Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Московскому и Костеревскому военным лесничествам обеспечить выполнение мер пожарной безопасности военных полигонов, включая проведение опашки мишенных полей и директрис со стороны прилегающих к ним лесных массивов, обустройство минерализованных полос и противопожарных разрывов по периметру объектов и их территорий, граничащих с лесами Московской области.
13. По итогам проведенного на заседании Московской областной Думы "Часа Правительства Московской области" на тему "О готовности Комитета лесного хозяйства Московской области к пожароопасному сезону 2022 года", Председателем Московской областной Думы Брынцаловым И.Ю. поручено Комитету совместно с Комитетом лесного хозяйства Московской области и Контрольно-счетной палатой Московской области провести мероприятие по обсуждению результатов финансовой и коммерческой деятельности ГАУ МО "Центрлесхоз", выявить проблемы и определить пути решения, а также рассмотреть вопрос возможности личного страхования работников государственных учреждений Московской области, осуществляющих тушение пожаров в Московской области.
В рамках исполнения поручений Комитет провел три расширенных заседания, на которых обсуждались:
результаты контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой Московской области "Проверка использования бюджетных средств, направленных в 2021 году на финансовое обеспечение государственного задания государственного автономного учреждения Московской области "Центральное лесохозяйственное объединение" по реализации отдельных полномочий в области лесных отношений, а также на воспроизводство лесов в Московской области в рамках реализации Федерального проекта "Сохранение лесов" Национального проекта "Экология", в результате которых составлены: "дорожная карта" по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия, и план реструктуризации долга ГАУ МО "Центрлесхоз" в 2023 году;
возможность личного страхования работников государственных учреждений Московской области, осуществляющих тушение пожаров в Московской области (далее - лесные пожарные), к которым относятся 1367 человек: 510 лесных пожарных ГАУ МО "Центрлесхоз" и 857 лесных пожарных ГКУ МО "Мособллес". По итогам мероприятия принят Закон Московской области N 229/2022-ОЗ "О предоставлении дополнительной меры поддержки работникам государственных учреждений Московской области, осуществляющим тушение лесных пожаров в Московской области".
14. Круглый стол на тему "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
Одной из важнейших проблем в области лесных отношений является отсутствие ясного правового статуса у лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн. га заброшенных сельскохозяйственных земель, в том числе:
примерно 40 млн. га бывших колхозных и совхозных лесов, чаще всего имеющих спорный (неопределенный, двойной) статус;
примерно 60 млн. га лесов, образовавшихся или образующихся на заброшенных сельхозземлях, не имеющих вообще никакого статуса.
В соответствии со статьей 123 Лесного кодекса Российской Федерации, на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
В соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 (далее - Положение), правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
По информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области за последние два года от граждан и юридических лиц поступили уведомления об использовании лесов на землях сельскохозяйственного назначения на территории Московской области в отношении 1 405 земельных участков общей площадью 63 639,9 га. При этом, в представленных уведомлениях отсутствуют сведения: о залесенности земельных участков сельскохозяйственного назначения, площади залесенности и ее границах, видах использования лесов, расположенных в границах земель сельскохозяйственного назначения, а также о площадях, планируемых к проведению культуртехнической мелиорации, в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот, что не позволяет достоверно оценить целесообразность и возможность принятия решения по недопущению выбытия земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для сельскохозяйственного производства, или принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
В целях недопущения выбытия из оборота земель пригодных для сельскохозяйственного производства и проведения комплексного анализа целесообразности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области в 2022 году начата работа по оцифровке земель сельскохозяйственного назначения и внесению информации об их залесенности.
15. Расширенное заседание на тему "Современные решения по утилизации строительных отходов, образующихся при сносе аварийных зданий и сооружений".
Одной из актуальных задач, стоящих перед Московской областью, является реализация мероприятий по созданию современной высокотехнологичной системы по обращению со смешанными (не сортированными) отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами (далее - ОССиГ).
Приоритетом для юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с ОССиГ, является обеспечение раздельного сбора образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками.
С учетом планируемой масштабной реализации программ по сносу аварийного и ветхого жилья, зданий и сооружений на территории Московской области и ведущихся работ по реновации жилья в г. Москве важным требованием, направленным на сокращение затрат на переработку ОССиГ, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в процессе транспортировки ОССиГ с площадок сноса, является сортировка отходов на строительной площадке. Это позволит снизить стоимость дальнейшей обработки ОССиГ и уменьшить их объем. Внедрение современных технологий и механизмов будет способствовать переходу строительной отрасли на экономику замкнутого цикла.
Утилизация ОССиГ на площадках сноса позволит максимально переработать отходы и получить вторичные продукты для использования в качестве вторичных материальных ресурсов, что позволит сэкономить природные ресурсы и сократить негативное воздействие отходов на окружающую среду.
Участники обсудили вопрос необходимости лицензирования деятельности по приему и дальнейшей переработке ОССиГ на сборно-разборных и мобильных (передвижных и самоходных) дробильно-сортировочных установках, установленных непосредственно на площадках сноса аварийных зданий и сооружений, а также необходимость прохождения государственной экологической экспертизы на технику и технологию, позволяющую осуществлять деятельность на сборно-разборных и мобильных (передвижных и самоходных) дробильно-сортировочных установках, в целях обеспечения нормативных параметров акустической среды на территории осуществления переработки ОССиГ.
По итогам мероприятия Комитета принят Закон Московской области N 136/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", которым центральный исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере содержания территорий Московской области, наделен полномочием по контролю за обращением с ОССиГ в границах населенных пунктов.
16. Расширенное заседание на тему "О ходе реализации на территории Московской области проекта по предоставлению земельных участков в аренду за один рубль".
В Московской области установлена льготная арендная плата за земельные участки, предоставляемые для реализации проектов в целях обеспечения импортозамещающего производства, в размере одного рубля.
Постановлением Правительства Московской области от 22.03.2022 N 270/11 утвержден Порядок определения случаев установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков на территории Московской области, государственная собственность на которые не разграничена, в целях обеспечения импортозамещения для преодоления негативных последствий введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.
Льготная арендная плата устанавливается на 1 год и предоставляется гражданам или российским юридическим лицам, зарегистрированным на территории Московской области.
Полный перечень отраслей, для развития которых выделяются земельные участки с льготной арендной платой, определен Законом Московской области N 32/2022-ОЗ "О перечне видов экономической (предпринимательской) деятельности, осуществляемой в целях обеспечения импортозамещения для преодоления негативных последствий введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций", в который включено 27 видов экономической деятельности, в том числе: сельское хозяйство, производство пищевых продуктов и одежды, химических веществ, лекарств, компьютеров, электроники, оптических и пластмассовых изделий и др.
На Инвестпортале размещена инвестиционная карта https://investmo.ru/investor/map, где предприниматель может выбрать земельный участок, наиболее подходящий для реализации его проекта.
Услуга по предоставлению земельных участков в аренду без проведения торгов в целях обеспечения импортозамещения оказывается на портале государственных услуг Московской области. Максимальный срок оказания услуги составляет 20 рабочих дней. В личный кабинет заявителя поступит уведомление и проект договора аренды.
Участники заседания признали целесообразным предложить депутатам Московской областной Думы взять под личный контроль инвестиционные проекты, реализуемые в их территориальных округах.
17. Выездное заседание на тему "Создание на территории Московской области государственной информационной системы "Система экологического мониторинга окружающей среды Московской области".
Указом Президента России от 21 июля 2021 года N 474 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года. В рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" установлен целевой показатель по снижению в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа Президента России N 474 вместо "от 21 июля 2021 года" следует читать "от 21 июля 2020 года"
Правительством Российской Федерации принято решение о выделении в рамках Национального проекта "Экология" отдельного федерального проекта "Комплексная система мониторинга качества окружающей среды".
Система экологического мониторинга должна обеспечить сбор информации о состоянии окружающей среды по всей стране и к 2030 году свяжет в единую информационную систему данные, находящиеся в разных информационных системах: о воде, почве, воздухе, недрах, выбросах и поглощении парниковых газов, а также источниках негативного воздействия на окружающую среду и объектах накопленного экологического вреда.
Ответственным за реализацию проекта по созданию единой информационной системы "Экомониторинг" определена публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор".
Предстоит сформировать нормативную основу информационной системы, а также запустить пилотный сервис, включающий функционал для мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах и обеспечивающий апробацию наилучших технологических решений по передаче данных о состоянии воздуха в онлайн-режиме, с последующим расширением отработанных принципов и технологий на иные города - участники федерального проекта "Чистый воздух".
До 2024 года будет создана единая информационная система и проведена ее интеграция с другими системами государственных органов. Также на данном этапе будет обеспечен доступ к данным для граждан и юридических лиц.
По поручению Губернатора Московской области разработана "дорожная карта" создания системы экологического мониторинга в Московской области, а также создано ГКУ МО "Мособлэкомониторинг", внесены изменения в государственную программу Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья на 2017 - 2026 годы". ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" наделено полномочиями по созданию территориальной системы государственного экологического мониторинга окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, донных отложений, почв, радиационной обстановки в регионе, оценке физических факторов воздействия), с правом формирования и обеспечения функционирования информационных банков данных территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Московской области, анализу полученной информации и обеспечению органов государственной власти и населения достоверной экологической информацией. На базе ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" создано структурное подразделение - Аналитическая лаборатория, которая прошла аккредитацию и получила необходимые разрешительные документы. В область аккредитации включены 67 показателей по определению уровня загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных природных вод, сточных вод и шума. В настоящее время ведется работа по расширению области аккредитации на промышленные выбросы.
В рамках реализации "Соглашения о сотрудничестве между Правительством Москвы и Правительством Московской области в сфере охраны окружающей среды на территории Москвы и территории Московской области" от 10 апреля 2020 N 77-1205 государственным природоохранным бюджетным учреждением "Мосэкомониторинг" во взаимодействии с ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в 2021 году установлено 19 автоматизированных станций контроля загрязнения атмосферного воздуха (далее - АСКЗА) в зоне влияния полигонов TKO и комплексов по переработке отходов (KПO), установлено и введено в эксплуатацию 36 постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния полигонов TKO "Ядрово", "Аннино", "Царево", "Малая Дубна", "Парфеново", "Часцы", "Съяново", "Вальцово", "Каурцево", KПO "Прогресс" и "Тимохово". АСКЗА устанавливают в районах, где Московская область и Москва имеют общие проблемы в сфере защиты окружающей среды. В 2023 году планируется установить 300 объектов наблюдения за качеством воздуха. Это первый опыт в России, при котором создается межрегиональная система мониторинга.
В рамках исполнения решения Комитета, принятого по итогам проведенного выездного заседания, Министерство экологии и природопользования Московской области подготовило проект закона Московской области "Об участии в осуществлении государственного экологического мониторинга в Московской области", который проходит процедуру согласования, а также направило предложения в Министерство экономики и финансов Московской области по проведению мероприятий, направленных на развитие территориальной системы наблюдений и установку датчиков контроля и стационарных постов на территории Московской области.
18. Выездное заседание на тему "Переход Московской области к экономике замкнутого цикла через вовлечение во вторичный оборот материальных ресурсов".
Участники мероприятия на примере компании ООО "Орис-Пром", которая занимается переработкой отходов, в том числе шин и пластика, обсудили вопросы, связанные с развитием индустрии переработки отходов в Московской области.
Комитет рекомендовал Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области проработать вопрос о целесообразности размещения на территории Московской области предприятия (предприятий) по переработке отходов упаковки Тетра-Пак.
19. Выездное заседание на тему "О ходе реализации на территории Московской области проекта "Парки в лесу".
В 2021 году в своем ежегодном обращении к жителям Московской области Губернатор Московской области Воробьев А.Ю. отметил, что половина территории Подмосковья - это леса и лесопарки, которые востребованы жителями Подмосковья, и дал старт реализации проекта "Парки в лесу", целью которой является благоустройство в 2021 - 2025 годах 50 лесопарков в городских округах Московской области.
Создание парковых зон на лесных участках, отведенных для осуществления рекреационной деятельности, является системным решением, принятым с учетом высокой востребованности комфортных рекреационных зон для отдыха и укрепления здоровья жителей, занятий физической культурой и спортом на свежем воздухе.
В 2021 году были благоустроены 9 парков в лесу общей площадью 870 га.
На период 2022 - 2024 годов для работ по благоустройству отобрано 17 лесопарков: Фрязинский лесопарк (г.о. Фрязино), Истринский лес и Павловская Слобода (г.о. Истра), лесопарк Шариха (г.о. Клин), лесопарк Опалиха (г.о. Красногорск), лесопарк Волкуша (г.о. Лыткарино), Томилинский лесопарк (г.о. Люберцы), лесопарк Апрелевка (Наро-Фоминский г.о.), Дубровицкий лес (Г.о. Подольск), лесопарк Северный (Г.о. Пушкинский), Химкинский лесопарк (г.о. Химки), Губернский лес (г.о. Чехов), Видновский лес (Ленинский г.о.), лесопарк Загорское море (Сергиево-Посадский г.о.).
В конце 2022 года завершены работы по благоустройству на территориях Ольгинского лесопарка в Г.о. Балашиха, лесопарка "Авангард" в г.о. Электросталь, а также Лобненского лесопарка.
Участники мероприятия поддержали предложение Общественной палаты Московской области по созданию на территориях лесопарков площадок (учебно-материальных баз) для проведения юннатской и исследовательской работы по природоведению, изучению основ естественных наук учащимися общеобразовательных школ.
20. Выездные заседания Комитета в рамках акции "Чистый берег". В рамках мероприятий дан старт большому экологическому марафону - акции "Чистый берег". В рамках акции проведена расчистка берегов и прилегающей территории водоемов от мусора. Мероприятия с участием депутатов Московской областной Думы, представителей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, муниципальных образований Московской области, инициативных жителей прошли в 15-ти городских округах Московской области в период с 1 июля по 19 августа 2022 года.
21. Участие в проведении парламентской дискуссии с представителями Рязанской областной Думы на тему "Актуальные вопросы развития регионов".
Комитет организовал работу секции "Ликвидация и предотвращение лесных пожаров" (далее - Секция). Участники Секции обсудили вопросы организации охраны лесов от пожаров на территории Московской области и Рязанской области и наблюдения за комплексами гидротехнических сооружений систем обводнения торфоместорождений. Представители Комитета лесного хозяйства Московской области продемонстрировали работу системы мониторинга лесных пожаров.
По результатам поведения парламентской дискуссии "Актуальные вопросы развития регионов" подписано Соглашение о межпарламентском сотрудничестве между Московской областной Думой и Рязанской областной Думой, которое открывает новые возможности для совместной работы, в том числе продвижения законодательных инициатив на федеральный уровень.
22. Выездное заседание на тему "Предоставление земельных участков многодетным семьям".
Законом Московской области N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее - Закон Московской области N 73/2011-ОЗ) определены порядок, условия и нормы предоставления многодетным семьям земельных участков. Полномочиями по обеспечению многодетных семей бесплатными земельными участками в Московской области наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы МСУ МО). Всего с начала действия Закона Московской области N 73/2011-ОЗ поставлена на учет - 56 231 семья, обеспечено земельными участками - 32 659 семей (59 процентов).
В 2022 году в Московской области 2 873 многодетным семьям предоставлены земельные участки.
В Московской области сложилась различная практика предоставления земельных участков многодетным семьям.
Часть органов МСУ МО используют для этих целей собственные земельные ресурсы (Богородский г.о., Волоколамский г.о., г.о. Зарайск, Раменский г.о., г.о. Лотошино, г.о. Истра, г.о. Клин, Г.о. Коломна и т.д.), а часть органов МСУ МО, ввиду малоземельности, вынуждены предоставлять многодетным семьям земельные участки на территории других городских округов Московской области (г.о. Власиха, г.о. Восход (ЗАТО), г.о. Дзержинский, г.о. Долгопрудный, г.о. Жуковский, г.о. Королев, г.о. Котельники, г.о. Красногорск, г.о. Лыткарино, г.о. Люберцы и т.д.). Многие многодетные семьи не соглашаются на получение земельных участков, расположенных в другом городском округе.
Удаленность земельных участков от черты населенных пунктов создает проблемы в обеспечении их инженерной и транспортной инфраструктурой, при этом органы МСУ МО до 1 января 2026 года обязаны определить необходимые ресурсы и перечень мероприятий для решения этой проблемы, предусмотрев необходимое финансирование.
Участники выездного заседания Комитета отметили следующие проблемы, возникающие при предоставлении земельных участков многодетным семьям:
недостаток свободных земельных ресурсов в ряде городских округов;
постоянное увеличение очереди на получение земельных участков;
недостаток средств в местных бюджетах для обеспечения земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой.
Указанные проблемы характерны не только для Московской области, но и для многих регионов Российской Федерации.
В этой связи в ряде регионов установлена возможность получения многодетными семьями денежной компенсации (денежного сертификата) взамен земельного участка.
Размер компенсации субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно, и она составляет от 200 тыс. рублей до 457 тыс. рублей.
Комитет планирует в I квартале 2023 года провести расширенное заседание по вопросу целесообразности введения в Московской области денежной компенсации взамен земельного участка, на которое будут приглашены представители законодательных органов субъектов Российской Федерации, в которых данная норма уже установлена.
23. Расширенное заседание на тему "О ходе реализации "дачной амнистии" на территории Московской области".
Московская область - регион-лидер по количеству загородной недвижимости среди субъектов Российской Федерации. Поэтому в Московской области "дачная амнистия" особенно актуальна.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с начала 2022 года в Подмосковье в рамках "дачной амнистии" в собственность зарегистрировано 54 666 тыс. объектов индивидуального жилищного строительства общей площадью 10,6 млн. кв. м.
По оценкам Министерства имущественных отношений Московской области 65 процентов жилой недвижимости в Подмосковье составляют жилые и садовые дома. При этом более 102 тыс. объектов еще не зарегистрированы.
Для оформления недвижимости заявителю необходимо: заполнить декларацию и пригласить к себе на земельный участок кадастрового инженера для проведения необходимых замеров всех объектов, подлежащих регистрации. Кадастровый инженер составит технический план, запишет данные на диск, и далее с этим диском заявителю необходимо обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях успешной реализации "дачной амнистии":
отменены ограничения при регистрации земельных участков, предназначенных для ведения ЛПХ, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах приаэродромной территории;
установлены требования по ускоренной регистрации объектов недвижимости, и постановка имущества на учет стала занимать до 3 рабочих дней. Ранее эта процедура занимала до 10 рабочих дней;
установлена возможность оформления в собственность земельных участков, расположенных во втором поясе санитарной охраны водных объектов. Ранее в указанных зонах существовала возможность только аренды земельных участков.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии разработаны Рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (письмо Росреестра от 28 мая 2021 года N 01-3974-ГЕ/21).
24. Расширенное заседание на тему "Об особенностях использования земель сельскохозяйственного назначения".
Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), а также могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В Московской области в целях наращивания объема произведенной сельскохозяйственной продукции и создания производств по импортозамещению проводится активная работа по вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
С начала 2022 года в оборот вовлечено более 40 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Министерству имущественных отношений Московской области совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Управлением Росреестра по Московской области, Управлением Россельхознадзора по Московской области, органам МСУ МО в целях недопущения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для сельскохозяйственного производства, рекомендовано провести анализ неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Московской области (140 тыс. га) с разбивкой по городским округам. По результатам анализа направить в Комитет информацию, в том числе о количестве земельных участков, которые невозможно ввести в сельхозоборот (с указанием причин) и количестве земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в залоге у банков.
Участникам мероприятия предложено направить в Комитет позицию о целесообразности подготовки законодательных инициатив по внесению изменений в федеральное законодательство:
в части исключения положений о возможности предоставления в качестве залога земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения;
увеличения административных штрафов, установленных статьей 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
повышения ставки земельного налога до 10 процентов в отношении неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
установления обязанности собственника земельных участков по переводу земельных участков из категорий земли сельскохозяйственного назначения в иные категории и изменению видов разрешенного использования при изменении генерального плана поселения, генерального плана городского округа.
После обобщения полученной информации Комитет примет решение о целесообразности разработки законодательных инициатив.
25. Расширенное заседание на тему: "О ходе исполнения мероприятий подпрограммы IV "Развитие лесного хозяйства в Московской области" государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017 - 2026 годы".
Комитету лесного хозяйства Московской области предложено:
подготовить изменения в постановление Губернатора Московской области от 21.03.2019 N 116-ПГ "Об утверждении Лесного плана Московской области на 2019 - 2028 годы" в части плановых показателей по искусственному лесовосстановлению и приведению его в соответствие с имеющимися на территории Московской области лесными участками, используемыми для этих целей;
разработать типовое техническое задание для муниципальных образований Московской области на заключение государственных контрактов с исполнителями, осуществляющими ликвидацию и транспортирование отходов с лесных участков в составе земель лесного фонда, и направить его в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
рассмотреть возможность использования общественными лесными инспекторами на территории Московской области проверочных листов для фиксации нарушений лесного законодательства;
рассмотреть возможность проведения обучающих семинаров для сотрудников органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в целях оказания им методической и консультационной помощи по осуществлению государственных полномочий в рамках реализации Закона Московской области N 245/2021-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, а также по транспортированию, обработке и утилизации таких отходов";
рассмотреть возможность заключения соглашения либо организовать иные формы сотрудничества и взаимодействия с Управлением лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации в целях проведения совместных мероприятий по контролю за санитарным состоянием лесных участков в границах лесов, расположенных на землях обороны и безопасности на территории Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.