Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
В 2022 году продолжилось совершенствование законодательства Московской области по вопросам местного самоуправления.
По вопросам, находящимся в ведении Комитета, в 2022 году Московской областной Думой принято 13 законов Московской области.
1. В сфере изменения законодательства о муниципальных выборах и местном референдуме.
Закон Московской области N 7/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О местном референдуме в Московской области" был разработан в целях приведения Закона Московской области N 148/2003-ОЗ "О местном референдуме в Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Статьей 1 Федерального закона внесены изменения в пункт 10 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с Федеральным законом закупки товаров, работ или услуг, связанных с подготовкой и проведением референдума осуществляются организующей соответствующий референдум комиссией или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а в части отношений, к которым указанный Федеральный закон не применяется, - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законом Московской области 76/2022-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере законодательства о выборах и референдумах" разработан в целях приведения положений Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" и Закона Московской области N 148/2003-ОЗ "О местном референдуме в Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, законопроектом закреплено, что список избирателей может составляться в электронном виде, а серия и номер паспорта избирателя, участника референдума могут быть внесены с использованием ГАС "Выборы" при составлении списка избирателей на основании решения соответствующей комиссии.
Законопроектом также установлено, что границы избирательных участков могут быть уточнены в случаях уменьшения числа избирателей до 100 и менее либо превышения более 3000 избирателей, при этом ранее предусмотренное ограничение по уточнению границ избирательных участков один раз в 5 лет упразднен.
С 1 января 2023 года институт избирательных комиссий муниципальных образований упразднен (полномочия по подготовки и проведению выборов в органы местного самоуправления и местного референдума возлагаются на территориальную избирательную комиссию либо на участковую избирательную комиссию).
Проектом закона также предусмотрено исключение нормативного регулирования в части назначения и осуществления полномочий членов территориальных, участковых комиссий с правом совещательного голоса.
Кроме того, законопроектом закреплено, что в случае непредставления необходимых документов для регистрации кандидата, комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, принимает решение о признании утратившим статуса кандидата.
Законопроект внесен Комитетом.
2. В сфере законодательства о муниципальной службе и по иным направлениям, находящимся в ведении Комитета.
Закон Московской области N 88/2022-ОЗ "О порядке участия финансового органа Московской области в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального образования Московской области квалификационным требованиям" был разработан в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как частью 5 статьи 52 федерального закона определено, что порядок участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального образования квалификационным требованиям устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Проектом закона определен перечень документов, который необходимо представить главе городского округа Московской области в финансовый орган Московской области для проведения проверки, способы проведения проверки, а также перечень принимаемых по результатам проверки решений.
Законопроект внесен Комитетом.
Закон Московской области N 101/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области" был подготовлен в связи с протестом прокурора Московской области на части 9 и 10 статьи 17.1 Закона Московской области N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области".
В части 8 статьи 56 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" особенности заключения договора о целевом обучении определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательства о муниципальной службе.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок заключения договора о целевом обучении урегулирован статьей 17.1 Закона Московской области. Однако части 9 и 10 статьи 17.1 Закона Московской области регламентируют, что порядок проведения конкурсных процедур, заседаний конкурсных комиссий, критерии оценки претендентов и принятия решений о заключении договоров о целевом обучении определяются муниципальными правовыми актами. Данные части не содержат норм, позволяющих определить срок либо периодичность заседаний конкурсной комиссии и принятия решений о заключении договоров о целевом обучении, а также критерии оценки и отбора претендентов на заключение договора о целевом обучении, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора.
Таким образом, Законом Московской области N 101/2022-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области" установлены порядок проведения конкурсных процедур, критерии оценки претендентов при прохождении тестирования, а также принятие решения конкурсной комиссией о заключении договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы.
Законопроект внесен Комитетом.
Закон Московской области N 49/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области" внесены изменения в Закон Московской области N 190/2017-ОЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области" в части уточнения подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, избирательных комиссий муниципальных образований Московской области (в части 5 статьи 8 слова "кадровые службы" заменены словами "подразделения, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений").
Законопроект внесен Губернатором Московской области.
Закон Московской области N 62/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" внесены изменения в Закон Московской области N 189/2017-ОЗ "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" в части уточнения подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципальных образований Московской области и установления обязанности указанных подразделений и должностных лиц осуществлять при приеме анализ сведений о доходах, расходах и иных материалов, представленных не только гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области, а также сведений о доходах, расходах их супругов и несовершеннолетних детей.
Законопроект внесен Губернатором Московской области.
Закон Московской области N 262/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области" уточняется размер надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципального служащего (слова "до 70 процентов" в абзаце первом статьи 7 заменены словами "от 1 до 100 процентов") и устанавливается возможность выплаты премии лицу, замещающему муниципальную должность, в пределах фонда оплаты труда, по итогам работы за квартал (не только по итогам работы за год).
Законопроект внесен Губернатором Московской области.
3. В сфере законодательства об изменении статуса и границ городских округов.
Закон Московской области N 95/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Химки" и Закон Московской области "О границе городского округа Солнечногорск" был разработан в целях приведения законов Московской области в соответствие с решением Московского областного суда от 19.10.2021 по делу N 3а-1264/2021 о признании частично недействующими Закона Московской области N 50/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Химки" в части координат поворотных точек N 2272 и 2273 границы городского округа Химки и Закона Московской области N 38/2019-ОЗ "О границе городского округа Солнечногорск" в части координат поворотных точек N 4024 и 4025 границы городского округа Солнечногорск.
Законопроект внесен Комитетом.
Закон Московской области N 155/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Лобня" и Закон Московской области "О границе городского округа Мытищи" был разработан в целях приведения законов Московской области в соответствие с решением Московского областного суда от 14.02.2022 по делу N 3а-116/2022 о признании частично недействующими Закона Московской области N 21/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Лобня" в части координат поворотной точки N 175 границы городского округа Лобня и Закона Московской области N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" в части координат поворотной точки N 928 границы городского округа Мытищи. Законопроектом уточнены картографическое описание и согласованная система координат изменяемой границы.
Также проектом закона установлены координаты точек прохождения границы, которые ранее были признаны утратившими силу Законом Московской области N 91/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Лобня" и Закон Московской области "О границе городского округа Мытищи".
Законопроект внесен Комитетом.
Законом Московской области N 120/2022-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области" приводится описание прохождения границы городских округов Протвино, Серпухов, Чехов, а также Наро-Фоминского и Можайского городских округов в соответствие с картографическим и координатным описанием частей границы между субъектами Российской Федерации Московской областью и Калужской областью.
Законопроект внесен Губернатором Московской области.
Законом Московской области N 151/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О границе городского округа Солнечногорск" и Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Химки" внесены изменения в Закон Московской области N 38/2019-ОЗ "О границе городского округа Солнечногорск": в новой редакции изложены часть 1 статьи 2, предусматривающая перечень населенных пунктов, входящих в состав городского округа Солнечногорск, карта (схема) городского округа Солнечногорск, изменены площадь территории городского округа Солнечногорск, описание границы и геодезические данные городского округа Солнечногорск.
Законопроектом внесены изменения в Закон Московской области N 50/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Химки": изложены в новой редакции статья 2 с учетом присоединяемых к территории городского округа Химки населенных пунктов, а также указывается, что административным центром городского округа Химки является город Химки Московской области, карта (схема) и геодезические данные городского округа Химки.
Законопроект внесен Советом депутатов городского округа Химки Московской области.
Законом Московской области N 172/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О границе городского округа Мытищи" и Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Лобня" изменены границы муниципальных образований городского округа Мытищи Московской области и городского округа Лобня Московской области.
Законопроект внесен Советом депутатов городского округа Мытищи Московской области.
Законом Московской области N 179/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О границе городского округа Красногорск" и Закон Московской области "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород" изменены границы между муниципальными образованиями городской округ Красногорск Московской области и Одинцовский городской округ Московской области.
Законопроект внесен Советом депутатов городского округа Красногорск Московской области.
Законом Московской области N 251/2022-ОЗ "О преобразовании городского округа Павловский Посад Московской области и городского округа Электрогорск Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" объединены территории городского округа Электрогорск Московской области и городского округа Павловский Посад Московской области.
Законопроект внесен Советом депутатов городского округа Павловский Посад Московской области.
В январе 2022 года по итогам расширенных заседаний Комитета подготовлен проект постановления Московской областной Думы "О поправках к проекту федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".
В июне 2022 года Комитетом подготовлен проект постановления Московской областной Думы "О ежегодном докладе Ассоциации "Совет муниципальных образований Московской области" о развитии местного самоуправления на территории Московской области в 2021 году".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.