Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Голлоевой Е.С. (доверенность от 10.01.2012), в отсутствие заинтересованного лица - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) и третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Едаловой Тамары Петровны, Титовой Нины Кондратьевны, Коноваловой Екатерины Ивановны, Парковой Ритты Васильевны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2012 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-34133/2012, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к ФБУ "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю (реорганизовано в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю; далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) со следующими требованиями:
- признать незаконными решения кадастровой палаты от 01.06.2010 N 2343/5/10-167165 и от 01.03.2010 N 2343/5/10-62588 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512;
- обязать кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации путем снятия земельных участков с кадастрового учета (требования уточнены; т. 1, л. д. 40).
Требования мотивированы следующим. На земельном участке в Прикубанском округе города Краснодара ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - застройщик) предварительно согласовано место размещения социально значимого объекта (центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования). В осуществлении кадастрового учета сформированного для строительства земельного участка кадастровая палата отказала, сославшись на невозможность снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512. Отказы органа кадастрового учета не позволяют передать выделенный для строительства земельный участок в федеральную собственность для последующего его предоставления застройщику.
Определением от 15.03.2011 (судья Мазурова Н.С.) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), Едалова Т.П. и Паркова Р.В. (т. 1, л. д. 63).
Распоряжением председателя Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2011 N 37-р на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело передано для рассмотрения судье Тарасенко А.А. (т. 1, л. д. 123).
Определением от 10.10.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Титова Н.К. и Коновалова Е.И. (т. 1, л. д. 131).
В судебном заседании администрация заявила отказ от требований в части признания незаконными решений кадастровой палаты от 01.06.2010 N 2343/5/10-167165, от 01.03.2010 N 2343/5/10-62588 об отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков (т. 2, л. д. 51).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012, производство по требованиям о признании незаконными решений кадастровой палаты от 01.06.2010 и от 01.03.2010 прекращено в связи с принятием отказа администрации. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Судебные инстанции исходили из того, что снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Суды установили, что на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512 государственная регистрация прав не осуществлялась. Участки не являются преобразуемыми или временными и по смыслу статьи 45 Закона о кадастре относятся к ранее учтенным. Поэтому сведения о таких объектах недвижимости не могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости (статьи 24, 25 Закона о кадастре). Кроме того, муниципальное образование за осуществлением кадастрового учета спорных участков не обращалось. Отказ кадастровой палаты от 01.03.2010 N 2343/5/10-62588 предметом судебной проверки не является (администрация от соответствующего требования отказалась). Ссылку заявителя на статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суды отклонили. Суд первой инстанции исходил из недоказанности создания органом кадастрового учета препятствий в осуществлении администрацией правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению спорными земельными участками. Апелляционный суд указал, что статьи 304 и 305 Кодекса спорных отношений не регулируют; процедурные вопросы кадастрового учета объектов недвижимого имущества носят технический характер и лежат вне сферы регулирования норм о негаторной защите (т. 2, л. д. 62, 102).
Администрация обжаловала решение от 16.03.2012 и апелляционное постановление от 08.06.2012 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. Распоряжением Росимущества от 15.06.2007 N 18-12-р на земельном участке в Прикубанском округе города Краснодара застройщику предварительно согласовано место размещения Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования; осуществлен выбор участка площадью 4,1 га. Постановка на кадастровый учет сформированного для целей строительства земельного участка возможна в случае исключения из кадастра сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512, расположенных по ул. 1-го Мая, 147 и 1-го Мая, 145 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Расположенные на указанных участках объекты недвижимости (жилые дома) приобретены администрацией у граждан и впоследствии снесены. Обращение в суд обусловлено необходимостью решения муниципальных задач острой социальной значимости. Право администрации на заявление соответствующих требований вытекает из положений статей 11, 12, 209 и 304 Кодекса. Отказ в снятии с кадастрового учета указанных земельных участков препятствует в осуществлении администрацией прав владения и пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса, в суд кассационной инстанции не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела, решением кадастровой палаты от 01.03.2010 N 2343/5/10-62588 отказано в осуществлении кадастрового земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142044:512, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. 1-го Мая, 147 (т. 1, л. д. 6). Решение принято на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре и мотивировано тем, что с заявлением об осуществлении кадастрового учета обратилось ненадлежащее лицо. Кроме того, выявлены пересечения границ со смежными земельными участками.
Решением от 01.06.2010 N 2343/5/10-167165 кадастровая палата отказала в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142044:91, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. 1-го Мая, 145 (т. 1, л. д. 7). В обоснование отказа орган кадастрового учета указал, что земельный участок имеет статус ранее учтенного и в соответствии со статьями 24, 25 Закона о кадастре не может быть снят с кадастрового учета.
Полагая, что действия (решения) органа кадастрового учета не основаны на законе и нарушают права администрации (как собственника неразграниченных публичных земель), орган местного самоуправления обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений кадастровой палаты от 01.06.2010 и от 01.03.2010. Администрация просила также суд обязать кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации путем снятия земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512 с государственного кадастрового учета.
В ходе судебного разбирательства администрация заявила отказ от требования о признании незаконными решений кадастровой палаты. Отказ заявителя на основании статей 49 и 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят судом; производство по делу в соответствующей части прекращено.
Решение и апелляционное постановление в части прекращения производства по делу участвующими в деле лицами не обжалуются, поэтому судебные акты в указанной части кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Законом о кадастре.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
В статье 25 Закона о кадастре (часть 1) предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2).
В силу частей 4 и 5 статьи 24 Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили следующее. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142044:512 внесен в государственный кадастр недвижимости на основании Перечня ранее учтенных земельных участков по состоянию на 15.09.2005 (сведения об участке внесены в ГКН 13.10.2005). Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0142044:91 внесены в ГКН 27 сентября 2007 года. Государственная регистрация прав на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512 не осуществлялась. В подтверждение изложенного в дело представлены кадастровые паспорта земельных участков от 20.02.2012, сведения органа кадастрового учета, уведомления управления Росреестра от 02.06.2011 (т. 1, л. д. 68, 69, 75, 76; т. 2, л. д. 54 - 56). Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512 являются ранее учтенными (государственный кадастровый учет которых был осуществлен до 1 марта 2008 года).
Доказательства того, что спорные участки являются преобразуемыми или сведения о них носят временный характер, администрацией не представлены. С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что требование администрации о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0142044:91 и 23:43:0142044:512 не может быть удовлетворено, поскольку противоречит статьям 24, 25 и 45 Закона о кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы, заявлявшиеся им в судах первой и апелляционной инстанций. Эти доводы исследовались судебными инстанциями и правомерно ими отклонены как основанные на неправильном понимании (толковании) заявителем норм Кодекса и Закона о кадастре (статьи 24, 25 и 45). Апелляционный суд правомерно указал на невозможность применения норм Кодекса о негаторной защите (статьи 304, 305) к отношениям по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости.
Судебные инстанции при разрешении спора правильно применили нормы материального права, представленным сторонами доказательствам дали оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 по делу N А32-34133/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.