Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Таштыпского района "Об утверждении
муниципальной программы "Сохранение,
изучение и развитие хакасского языка
на территории Таштыпского района"
Муниципальная программа
"Сохранение, изучение и развитие языков и культур народов на территории Таштыпского района"
Паспорт
Ответственный исполнитель |
МКУ "Управление образования администрации Таштыпского района" |
Основной разработчик Программы |
МКУ "Управление образования администрации Таштыпского района" |
Цель |
Создание условий для сохранения и развития языков и культур народов Таштыпского района |
Задачи |
- популяризация изучения хакасского языка в семьях; - развитие инновационной деятельности по сохранению и развитию родных языков; - создание условий повышения качества образования по родному языку и литературе; - развитие педагогического потенциала. Показатели результативности: - увеличение количества обучающихся, изучающих хакасский язык; - повышение уровня владения обучающимися хакасским языком; - повышение качества образования через урочную и внеурочную деятельность; - увеличение участия количества обучающихся в мероприятиях различного уровня (конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях). |
Целевые показатели |
- увеличение количества обучающихся, изучающих родные языки на 0,5% ежегодно: 2021 - на 0,5% 2022 - на 1,0% 2023 - на 1,5% 2024 - на 2,0% 2025 - на 2,5% 2026 - на 3,0% - повышение уровня владения обучающимися хакасским языком на 0,5% ежегодно; 2021 - на 0,5% 2022 - на 1,0% 2023 - на 1,5% 2024 - на 2,0% 2025 - на 2,5% 2026 - на 3,0% - повышение качества образования по родному языку и литературе на 0,5% ежегодно; 2021 - на 0,5% 2022 - на 1,0% 2023 - на 1,5% 2024 - на 2,0% 2025 - на 2,5% 2026 - на 3,0% - увеличение участия количества обучающихся в мероприятиях различного уровня (конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях) на 2% ежегодно: 2021 - на 2,0% 2022 - на 4,0% 2023 - на 6,0% 2024 - на 8,0% 2025 - на 10,0% 2026 - на 12,0% |
Этапы и сроки реализации |
2021 - 2026 годы |
Объем финансовых ресурсов |
Общая сумма финансирования за срок реализации муниципальной программы, 150,0 тысяч рублей, из них: 2021 - 50,0 тыс. рублей 2022 - 50,0 тыс. рублей 2023 - 50,0 тыс. рублей 2024 - 50,0 тыс. рублей 2025 - 50,0 тыс. рублей 2026 - 50,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации |
- увеличение количества обучающихся, изучающих родные языки на 3,0%; - повышение уровня владения обучающимися хакасским языком на 3,0%; - повышение качества образования по родному языку и литературе на 3,0%; - увеличение участия количества обучающихся в мероприятиях различного уровня (конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях) на 12%. |
1. Общая характеристика
Родной язык - духовное наследие народа. Уважительное отношение к родному языку - норма цивилизованного общества, категория национальной гордости.
Основной причиной, вызывающей тревогу общественности, стал факт неуклонного снижения количества носителей хакасского языка.
В своей деятельности по обеспечению этнокультурных потребностей обучающихся МКУ "Управление образования администрации Таштыпского района" руководствуется нормативно - правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровней:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия" (принят ВС РХ 20.10.1992);
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 2009, 2010, 2012;
- Примерные программы по хакасскому языку и литературе для учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов за 2017.
В школах реализуются стандарты по хакасскому языку и хакасской литературе для 1-11 классов общеобразовательных учреждений 2010.
Также реализуются программы для владеющих и слабо владеющих хакасским языком.
Изучение хакасского языка организовано на уровне дошкольного образования в форме кружковых занятий, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в трех формах: как учебный предмет, учебный курс и внеурочная деятельность. На изучение предметных областей "Хакасский язык и литература" в школах отводится 3 часа в неделю.
Таблица 2
|
2017-2018 учебный год |
2018-2019 учебный год |
2019-2020 учебный год |
Общее количество обучающихся по району |
2079 |
2111 |
2203 |
Количество обучающихся хакасской национальности |
1104 |
1036 |
1119 |
Доля обучающихся хакасской национальности (%) |
53,1% |
49,0% |
50,8% |
Общая численность детей, изучающих хакасский язык |
1087 |
1197 |
1100 |
Из них детей хакасской национальности, изучающих хакасский язык |
924 |
952 |
957 |
Доля детей хакасской национальности, изучающих хакасский язык |
83,7% |
92% |
85,5% |
На базе МБОУ "Матурская СОШ", МБОУ "Верх-Таштыпская СОШ" ведется знакомство детей шорской национальности с культурой, ремеслом, языком шорцев.
В рамках Программы создаются условия для изучения и взаимообогащения национально-культурных центров, изучение опыта других регионов в решении проблем по сохранению, изучению и развитию языков.
Результатами деятельности Программы является увеличение количества детей, изучающих хакасский язык. Мониторинг результативности предметных олимпиад по хакасскому языку и литературе за последние три года свидетельствуют о росте числа призовых мест на республиканском уровне: 2018 - 1 место, 2019 - 1 место, 2020 - 5 мест. Активизировалось участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах районного, республиканского и межрегионального уровней. Имеются победители и призеры республиканских конкурсов "Ине тiлi", "Айтыс" (тахпахи), "Чылтызахтар" и др. Участвуют в межрегиональном фестивале интернациональной дружбы "Ынархас чоллары" ("Дороги дружбы") с международным участием (2019- 6 призеров). В Международном фестивале для учащихся и студентов по литературам народов России и тюркоязычных стран СНГ в г. Казани в 2018 1 призер.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по хакасскому языку показывают, что успеваемость стабильно высокая: 2017 - 100%; 2018 - 100%; 2019 - 100%.
В рамках Программы особое внимание уделяется кадровому обеспечению. Повышению профессионального мастерства учителей способствуют семинары, конкурсы и участие в республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях и педагогических чтениях.
Обучение хакасскому языку осуществляется 14 учителями хакасского языка и литературы, 24 учителями начальных классов, 9 педагогами дополнительного образования, реализующими программу по хакасскому языку в детских садах. Из них Почетные работники общего образования - 5 человек.
Педагогические работники участвуют в методических семинарах, мастер-классах, в форумах, в конференциях разных уровней. В своей деятельности учителя применяют современные педагогические технологии.
В 2018 1 учитель хакасского языка принял участие во Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский, языков в г. Москве и стал победителем в одной из номинаций.
Таким образом, программно-целевой подход к изучению хакасского языка, реализации мероприятий внеурочной деятельности, участие в конкурсах и конференциях, создание условий учебно-методического, материально-технического, финансово-экономического и кадрового обеспечения, взаимодействие с общественными организациями позволяет сказать об эффективности Программы, повышения качества образования по хакасскому языку
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для сохранения и развития родных языков и культур народов Таштыпского района.
Задачи Программы:
- популяризация изучения хакасского языка в семьях;
- развитие инновационной деятельности в образовательных организациях;
- создание условий повышения качества образования по родному языку и литературе;
- развитие педагогического потенциала.
Показатели результативности:
- увеличение количества обучающихся, изучающих хакасский язык;
- повышение уровня владения обучающимися хакасским языком;
- повышение качества образования через урочную и внеурочную деятельность;
- увеличение участия количества обучающихся в мероприятиях различного уровня (конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях).
3. Сроки реализации муниципальной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации
Сроки реализации муниципальной программы: с 2021 по 2026 год. Муниципальная программа реализуется в один этап, так как программные мероприятия будут выполняться в течение всего периода действия муниципальной программы.
4. Перечень основных мероприятий
Таблица 3
Наименование мероприятий |
Объем финансирования по годам, тыс. руб. |
|||||
|
Всего |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
Популяризация изучения хакасского языка в семьях | ||||||
Муниципальный этап республиканского семейного фестиваля "Родной язык - душа народа" |
15,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Муниципальный конкурс для первоклассников, владеющих хакасским языком |
25,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Итого: |
40,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
Развитие инновационной деятельности по сохранению и развитию родных языков | ||||||
Разработка инновационных программ и проектов по развитию и сохранению языков народов, проживающих в Таштыпском районе |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Открытие и реализация республиканской инновационной площадки по сохранению и развитию хакасского языка и культуры на базе МБОУ "Бутрахтинская СОШ" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Реализация республиканской инновационной площадки "Театральное искусство Республики Хакасия как основа развития художественно-эстетических способностей" на базе МБДОУ детский сад "Рябинушка", с. Таштып |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Создание условий повышения качества образования по родному языку и литературе | ||||||
Укрепление материально-технической базы кабинетов хакасского языка в муниципальных общеобразовательных организациях |
1010,1 |
- |
1 010,1 |
- |
- |
- |
Организация и проведение районных фестивалей, конкурсов: |
|
|
|
|
|
|
Проведение мероприятий, посвященных Дню хакасского языка |
10,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Муниципальный конкурс чтецов на хакасском языке "Родное слово - живое слово" |
15,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Муниципальный конкурс "Албыны" |
8,0 |
- |
4,0 |
- |
- |
4,0 |
Декада филологического образования |
15,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Проведение мероприятий, посвященных Дню родного языка |
15,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Районный конкурс рисунков для воспитанников ДОО |
15,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Детский фестиваль творчества учащихся 5-8 классов |
8,0 |
4,0 |
- |
- |
4,0 |
- |
Проведение районной научно-практической конференции учащихся |
4,0 |
- |
- |
4,0 |
- |
- |
Муниципальный фестиваль творчества |
25,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Мероприятия по популяризации родного языка и культуры |
50,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Проведение Дней тюркской письменности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Муниципальный этап региональной олимпиады школьников по хакасскому языку и литературе им. Боргоякова М.И. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Большой этнографический диктант |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
1175,1 |
33,0 |
1043,1 |
33,0 |
33,0 |
33,0 |
Развитие педагогического потенциала | ||||||
Муниципальный конкурс "Лучший кабинет хакасского языка" |
15,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Муниципальный этап всероссийского мастер-класса педагогических работников, реализующих образовательные программы по хакасскому языку |
30,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
Подготовка и переподготовка педагогических кадров на базе Хакасского института развития образования и повышения квалификации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Участие в семинарах, мероприятиях разных уровней |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Участие в международных научно-практических конференциях по культуре народов РФ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
45,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
Всего: |
1260,1 |
50,0 |
1060,1 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
5. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансирование мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Таштыпский район.
В целом на реализацию муниципальной программы в период 2021 - 2026 годов планируется затратить 1310,1 тыс. рублей, из них 310,1 тыс. рублей из бюджета муниципального образования Таштыпский район, 1000,0 тыс. рублей из бюджета Республики Хакасия.
2021 - 50,0 тыс. рублей
2022 - 50,0 тыс. рублей
2023 - 1060,1 тыс. рублей
2024 - 50,0 тыс. рублей
2025 - 50,0 тыс. рублей
2026 - 50,0 тыс. рублей.
6. Перечень целевых показателей
Достижение цели, установленной муниципальной программой, обусловлено решением комплекса задач, обеспечивающего достижение целевых показателей в области сохранения и развития языков и культур народов Таштыпского района.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) реализации муниципальной программы и их значениях отражены в таблице 4.
Таблица 4
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
Итоговое значение |
||||||
Значение 2020 года |
Планируемые показатели по годам |
|||||||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Количество обучающихся, изучающих хакасский язык |
% |
85,5 |
86,0 |
86,5 |
87,0 |
87,5 |
88,0 |
88,5 |
88,5 |
2. |
Уровень владения обучающимися хакасским языком |
% |
26,5 |
27,0 |
27,5 |
28,0 |
28,5 |
29,0 |
29,5 |
29,5 |
3. |
Качество образования по родному языку и литературе |
% |
81,0 |
82,0 |
83,0 |
84,0 |
85,0 |
86,0 |
87,0 |
87,0 |
4. |
Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня (конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях) |
% |
80,0 |
82,0 |
84,0 |
86,0 |
88,0 |
90,0 |
92,0 |
92,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Таштыпского района Республики Хакасия от 27 октября 2022 г. N 465 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.