Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Невинномысская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"" (ИНН 2631011826, ОГРН 1022603622656) - Кошлякова А.А. (и. о. начальника), Шевченко Ю.П. (доверенность от 01.10.2012), от ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) - Ялмамбетова Д.С. (доверенность от 06.07.2011), Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Роева А.А. (доверенность от 26.12.2011), от третьего лица - федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" - Роева А.А. (доверенность от 10.01.2012), в отсутствие ответчика - Военного комиссариата Ставропольского края (ИНН 2635031502, ОГРН 1022601975110), третьего лица - общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2012 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 (судьи Параскевова С.А., Винокурова Н.В., Жуков Е.В.) по делу N А63-11741/2011, установил следующее.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Невинномысская автомобильная школа общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России"" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Минфина России, Военному комиссариату Ставропольского края (далее - комиссариат), Минобороны России о взыскании 1 827 494 рублей расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу в 2008 - 2009 учебном году (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общероссийская общественно-государственная организация "ДОСААФ России" и ФКУ Объединенное стратегическое командование Южного военного округа".
Решением от 19.04.2012 (с учетом определения об исправления опечатки от 19.04.2012), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2012, в иске к комиссариату и Минобороны России отказано; с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу учреждения взыскано 1 827 494 рублей расходов.
Судебные акты мотивированы тем, что расходы учреждения, понесенные в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), являются расходным обязательством Российской Федерации и подлежат компенсации.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление апелляционного суда. По мнению заявителя, учреждением не соблюден порядок получения спорной компенсации, предусмотренный Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704). Поскольку учреждение не обращалось к соответствующему федеральному бюджетному учреждению с просьбой выделить деньги, спор о праве отсутствует. В силу названных Закона и Правил мероприятия по подготовке граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Минобороны России, поэтому оно как главный распорядитель средств федерального бюджета является надлежащим ответчиком. Учреждение пропустило срок исковой давности.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение, комиссариат, общероссийская общественно-государственная организация "ДОСААФ России" и Минобороны просят оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Подготовка 83 специалистов по военно-учетным специальностям проводилась в период с 01.10.2008 по 27.01.2009 в отсутствие государственного контракта, который не был заключен по не зависящим от учреждения причинам. Срок исковой давности не пропущен, поскольку услуги оказаны до 27.01.2009, акт приема-передачи услуг подписан 02.02.2009, а исковое заявление подано 24.11.2011. Доказательства выделения денежных средств на оплату данных услуг Минобороны России и перечисления их комиссариату не представлены, поэтому надлежащим ответчиком является Российская Федерация.
В судебном заседании представитель Минфина России поддержал доводы кассационной жалобы, представители учреждения, Минобороны России и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" просили оставить судебные акты в силе.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 07.08.2008 N 315К/5/52, приказа командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 07.04.2008 N 73, приказа военного комиссара Ставропольского края от 29.09.2008 N 146, плана подготовки граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил России в 2008 - 2009 учебном году, утвержденному Военным комиссариатом Ставропольского края от 22.09.2008 N 2/9263, приказом военного комиссара Ставропольского края от 29.09.2008 N 80 "О направлении граждан, подлежащих призыву на военную службу, в учреждение на обучение направлено 86 человек, что подтверждается именным списком граждан, отобранных Военным комиссариатом Ставропольского края в группу по обучению военно-учетной специальности "Водитель категории "С"". Успешно прошли обучение и дали экзамены 83 человека.
Поскольку оказанные услуги не были оплачены, учреждение обратилось к комиссариату с претензией о необходимости компенсации понесенных затрат, однако ответа не получило.
Ссылаясь на невозмещение затрат на подготовку 83 специалистов в размере 1 827 494 рублей, учреждение обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 15 Закона N 53-ФЗ подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы. Мероприятия, устанавливаемые названной статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Минобороны России.
В силу подпункта 4 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата. Компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России (пункт 3 Правил N 704).
Суды, исследовав обстоятельства дела, установили, что подготовка учреждением 83 специалистов подтверждается актом военной экзаменационной комиссии от 27.01.2009, актом сдачи-приемки подготовки 83 специалистов по военно-учетной специальности 837 "Водитель категории "С"" от 02.02.2009. Согласно калькуляции стоимости подготовки названной специальности расходы на подготовку одного специалиста по направлению Минобороны России в 2008 - 2009 учебном году составили 22 018 рублей, 83 специалистов - 1 827 494 рубля (83 х 1 827 494). Факт обучения ответчики не оспаривают.
Суды установили, что государственный контракт на обучение 83 специалистов не заключался. Денежные средства для компенсации данных расходов на лицевой счет комиссариата не поступали и Минобороны России не выделялись.
Доводы Минфина России о том, что учреждением не соблюден порядок получения средств, предусмотренный Правилами N 704, надлежащим ответчиком по делу является Минобороны, следует отклонить. Суды установили, что в 2010 году в связи с невозможностью освоения выделенных денежных средств на подготовку граждан, подлежащих призыву на воинскую службу, лимиты бюджетных обязательств по подготовке военно-учетным специальностям отозваны. Доказательства повторного выделения Минобороны России необходимых средств для компенсации понесенных учреждением расходов не представлены. Факт обращения учреждения к комиссариату за соответствующей компенсацией подтвержден материалами дела. Расходы учреждения подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом N 53-ФЗ. Источник необходимых для проведения данных мероприятий денежных средств - казна Российской Федерации.
Довод о пропуске срока исковой давности оценен судами и правомерно отклонен. Обучение осуществлялось до 27.01.2009, акт о передаче оказанных услуг по обучению 83 специалистов подписан 02.02.2009. Иск предъявлен 24.11.2011 (согласно штампу Арбитражного суда Ставропольского края). Определением от 28.11.2011 иск оставлен без движения и определением от 15.12.2011 принят к производству, т. е. в силу части 3 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд - 24.11.2011. Таким образом, срок исковой давности по заявленному требованию не пропущен.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А63-11741/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.