Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Буденовскгазпромбытсервис" (ИНН 2624000340, ОГРН 1022603221486) -Надеиной А.Н. (доверенность от 17.10.2012), в отсутствие заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденновскому району Ставропольского края (ИНН 2624025994, ОГРН 1022603222597), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденновскому району Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2012 (судья Костюков Д.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Семенова М.У.) по делу N А63-12351/2011, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Буденновску и Буденновскому району Ставропольского края (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о взыскании с ОАО "Буденовскгазпромбытсервис" (далее - общество) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 495 786 рублей 82 копеек финансовой санкции за предоставление недостоверных индивидуальных сведений.
Решением суда от 28.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2012, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что у фонда отсутствовали правовые основания для начисления обществу санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные фондом ошибки.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение от 28.02.2012 и постановление апелляционной инстанции от 28.05.2012, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суды применили нормы права, не подлежащие применению. Законодательство не содержит положений, освобождающих от ответственности за предоставление недостоверных сведений о персонифицированном учете. Двухнедельный срок, установленный статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не исключает применение штрафных санкций, а определяет порядок корректировки данных лицевого счета застрахованного лица в целях обеспечения достоверности сведений и не применяется при выявлении ошибок во время выездной проверки. Кроме того, общество представило достоверные сведения с пропуском установленного законом срока. Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" составлено на основании нормативных актов, утративших силу. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 22.10.2012, после завершения которого судебное заседание продолжено.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании решения от 30.05.2011 N 72 фонд провел плановую выездную проверку общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, в целях проверки сведений индивидуального учета за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 и проверки документов по администрированию страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В ходе проверки фонд установил:
1) в нарушение пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" общество не в полном объеме включило выплаты, начисляемые работодателем в пользу физических лиц в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, чем занизило базу для начисления страховых взносов на 179 028 рублей:
- не включило суммы единовременных выплат в виде премий, выплаченных работникам в связи с профессиональным праздником в апреле 2010 года, - 12 тыс. рублей (приказ от 07.04.2010 N 84), в сентябре 2010 года - 165 тыс. рублей (приказ от 01.09.2010 N 256);
- нарушило условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности в размере 2028 рублей по больничным листам Бондарева Д.А. от 12.01.2010 ВЦ N 2173402, Логачева М.Н. - от 25.01.2010 ВШ N 8823201, Рудакова Д.И. - от 20.03.2010 N 8826167, Подлиняева С.И. от 05.05.2010 N ВШ N 8931437, которые подлежали обложению страховыми взносами.
2) в части предоставления индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц выявлены расхождения в периодах фактической работы (общего трудового стажа) застрахованных лиц, отраженных в индивидуальных сведениях, с периодами, отраженными в первичных учетных документах.
По результатам проверки фонд составил справку о проведенной выездной проверке от 31.05.2011 N 75 и акт от 07.07.2011 N 96.
27 июля 2011 года в соответствии с Законом N 27-ФЗ общество направило в адрес фонда корректирующие сведения.
Решением от 12.08.2011 N 27 фонд начислил обществу 41 173 рубля 47 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, 2599 рублей 34 копейки пеней, 495 906 рублей 69 штрафа по абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В письме от 04.10.2011 N 07-13/4148 отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю указало, что недостоверные сведения выявлены в ходе выездной проверки, поэтому отсутствуют основания для освобождения страхователя от ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю уменьшило сумму штрафа до 495 786 рублей 82 копеек.
Фонд выставил обществу требование от 05.10.2011 N 13 об уплате 495 786 рублей 82 копеек штрафа, которое не исполнено. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о страховом стаже.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Нормы, освобождающей от ответственности за предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ нарушения, данный Закон не предусмотрел.
Между тем, разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (далее - письмо N КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность (статья 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах).
Статьей 42 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, исключающими вину страхователя, является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу страхователей.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что выявленные фондом ошибки исправлены обществом в установленный законом двухнедельный срок. Доказательств, опровергающих соблюдение обществом двухнедельного срока с момента получения акта проверки, фонд в материалы дела не представил.
Судебные инстанции оценили довод фонда о том, что исправление ошибок, выявленных в ходе выездной проверки, не исключает применение штрафных санкций, и обоснованно его отклонили, поскольку сформированный в письме N КА-09-25/13379 подход к освобождению от ответственности не дифференцирован в зависимости от вида проверки, которой выявлены ошибки, подлежащие исправлению.
Довод жалобы о том, что в письме N КА-09-25/13379 комментируются положения утративших силу нормативных актов, отклонен. Разъяснения, приведенные в письме, по-прежнему актуальны. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена новая Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (применяется страхователями с 01.06.2010), предусматривающая аналогичные сроки для исправления ошибок.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали фонду во взыскании с общества финансовых санкций.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что не входит в круг полномочий кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А63-12351/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.