Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СофтИнсайд-К" (ИНН 2308153966, ОГРН 1092308000553) - Ежак М.Р. (доверенность от 01.06.2012), от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) - Биланчук Ж.А. (доверенность от 01.01.2012), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СофтИнсайд-К" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2012 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 (судьи Захарова Л.А., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-34373/2011, установил следующее.
ООО "СофтИнсайд-К" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования, фонд) о признании недействительным решения фонда социального страхования от 27.12.2010 N 204 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем, вынесенного на основании акта камеральной проверки от 03.12.2010 N 3405с/с.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество искусственно создало условия в целях получения работниками общества Богатыревой М.Г. и Косьяненко Ю.В. необоснованно завышенного размера пособия по беременности и родам за счет средств фонда социального страхования.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. Общество ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и на неприменение судами пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", нарушение статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". По мнению заявителя жалобы, им представлены все установленные документы для получения компенсации выплаченных сумм пособия, поэтому выводы судов об отсутствии законных оснований для признания решения фонда социального страхования по непринятию к зачету 94 441 рубля 03 копеек расходов являются неверными.
В отзыве на кассационную жалобу фонд социального страхования просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2009 по 30.09.2010 общество выплатило пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее - пособие) двум сотрудникам - Богатыревой М.Г. в размере 138 964 рублей 50 копеек и Косьяненко Ю.В. в размере 113 952 рублей 66 копеек.
После выплаты пособия общество обратилось в фонд социального страхования по вопросу выделения средств на возмещение расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. На основании обращения общества о выделении необходимых средств фонд провел камеральную проверку представленных обществом документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования обществом средств на цели обязательного социального страхования.
По результатам проверки фонд составил акт от 03.12.2010 N 3405с/с и вынес решение от 27.12.2010 N 204 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем, применяющим общую систему налогообложения на цели обязательного социального страхования в сумме 94 441 рубля 03 копеек.
В связи с отказом фонда социального страхования произвести соответствующие выплаты в полном объеме общество обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работников трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 12, пункту 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статья 11 Закона N 165-ФЗ устанавливает, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособий по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом и иными федеральными законами. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе лица, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях данного Закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Из статьи 3 Закона N 255-ФЗ следует, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи. Согласно положениям пункта 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 Закона N 255-ФЗ. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Судебные инстанции установили, что основанием к отказу обществу в выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, послужило неподтверждение степени трудового участия Богатыревой М.Г. и Косьяненко Ю.В. в деятельности общества, а также отсутствие документального подтверждения размера выплаченной оплаты.
Между тем, суды не учли, что вышеуказанные нормы законодательства о страховании не ставят факт выплаты пособия в зависимость от степени трудового участия.
Суды не оценили доводы общества о том, что Богатырева М.Г. работала в обществе на момент наступления страхового случае 20 месяцев. Утверждение фонда о том, что взносы, уплаченные обществом за указанный период, несоразмерны сумме предъявленных к возмещению пособий, не подтверждено конкретными расчетами.
Суды установили, что Богатыревой М.Г. и обществом заключено трудовое соглашение, которым установлен режим гибкого рабочего времени с ненормированным рабочим днем.
Ссылаясь на то, что по условиям трудового соглашения Богатыревой М.Г. установлен режим гибкого рабочего времени с ненормированным рабочим днем, суды признали правомерным расчет фонда, основанный исключительно на факте установления гибкого рабочего времени. Такой расчет не отвечает условиям трудового соглашения, фактическому виду работы, осуществляемой Богатыревой М.Г. При этом сам факт осуществления работы руководителя данной сотрудницей фонд не оспаривает.
Статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусматривает, что ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Как установлено нормами части 4 статьи 91 Трудового кодекса, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Суды установили, что общество производило учет рабочего времени в табелях формы N Т-13, рекомендованной постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - указания) унифицированная форма N Т-13 применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени. При этом затраты рабочего времени учитываются в табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.).
Данные указания не содержат разъяснения о том, что при ненормированном рабочем дне в табеле обязательно отражается фактическое количество отработанного времени. Мера труда в случае, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса, определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом и объемом выполняемых работником обязанностей.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что фонд обоснованно не принял к зачету расходы, произведенные страхователем в сумме 66 461 рубля 60 копеек, являются недостаточно обоснованными.
Фонд также не принял к зачету 27 979 рублей 43 копеек по страховому случаю работника общества Косьяненко Ю.В.
Суды установили следующее. 01 декабря 2009 года в общество по трудовому договору на работу по совместительству приняло Косьяненко Ю.В. Согласно штатному расписанию на 2009 и 2010 годы оклад одной единицы по должности менеджера составляет 10 тыс. рублей. Основным местом работы Косьяненко Ю.В. является ООО "Данко-Диалог". В период с 01.12.2008 по 21.03.2010 по основному месту работы Косьяненко Ю.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Суды исходили из того, что Косьяненко Ю.В. не могла работать в обществе в режиме 8-часового рабочего дня с 40-часовой рабочей неделей, как установлено в трудовом договоре, поскольку согласно статье 284 Трудового кодекса продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.
Вместе с тем, суды не учли, что в период работы в обществе Косьяненко Ю.В. по месту основной работы пребывала в отпуске по уходу за первым ребенком. Доказательства того, что в указанном периоде Косьяненко Ю.В. трудилась по основному месту работы, в деле отсутствуют. В обществе в рассматриваемом периоде Косьяненко М.Ю. работала до наступления другого страхового случая - рождения второго ребенка.
Таким образом, вывод судов о том, что фонд правомерно рассчитал пособие Косьяненко Ю.В. исходя из 4 часового рабочего дня, основан на неверно установленных обстоятельствах дела.
При указанных обстоятельствах судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, в том числе связанные с осуществлением Богатыревой М.Г. и Косьяненко Ю.В. трудовых функций, с учетом изложенного проверить правильность расчетов фонда, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А32-34373/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что общество производило учет рабочего времени в табелях формы N Т-13, рекомендованной постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - указания) унифицированная форма N Т-13 применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени. При этом затраты рабочего времени учитываются в табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.).
Данные указания не содержат разъяснения о том, что при ненормированном рабочем дне в табеле обязательно отражается фактическое количество отработанного времени. Мера труда в случае, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса, определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом и объемом выполняемых работником обязанностей.
...
Суды исходили из того, что Косьяненко Ю.В. не могла работать в обществе в режиме 8-часового рабочего дня с 40-часовой рабочей неделей, как установлено в трудовом договоре, поскольку согласно статье 284 Трудового кодекса продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2012 г. N Ф08-6362/12 по делу N А32-34373/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34373/11
02.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6362/12
23.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6694/12
30.03.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34373/11