Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
муниципального образования
городской округ
город-курорт Сочи
Краснодарского края
от 11.11.2022 N 3812
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 24 декабря 2020 года N 74 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" с учетом итогов реализации налоговой и бюджетной политики в 2021 - 2022 годах.
При подготовке Основных направлений учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также прогноз социально-экономического развития города Сочи.
Бюджетная и налоговая политика в среднесрочном периоде сохраняет преемственность приоритетов предыдущего бюджетного цикла, целью которых являются принципы сохранения бюджетной стабильности и сбалансированности бюджета города Сочи, своевременного и безусловного исполнения социальных обязательств, эффективного решения текущих задач и задач дальнейшего развития города Сочи.
При формировании параметров бюджета города Сочи необходимо обеспечить финансированием действующие расходные обязательства. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности, возможных сроков и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Целью Основных направлений является сохранение преемственности реализуемых мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета города Сочи; развитие программно-целевых методов управления; нацеленность на реализацию национальных проектов в интересах горожан, рост экономической активности, развитие инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ), обеспечение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, осуществляемого на муниципальном уровне.
1. Итоги
реализации налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2021 году и 9 месяцев 2022 года
1.1. Реализация налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2021 году и за 9 месяцев 2022 года основывалась на налоговой политике Российской Федерации, Краснодарского края в этот период с учетом целей и задач, установленных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Налоговая политика в рассматриваемом периоде формировались под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых является преобразование муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и выделение федеральной территории "Сириус" начиная с 2022 года, а также введенные экономические и финансовые санкции западных стран.
В условиях внешнего санкционного давления на территории города Сочи в 2022 году утвержден план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, предусматривающий социально-экономические меры поддержки бизнеса.
В рамках исполнения мероприятий, утвержденных распоряжением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 30 августа 2022 года N 230-р "О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края по муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и бюджета муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2022 году" проводятся мероприятия, направленные на выявление неформальной (теневой) занятости, легализацию трудовых отношений, выявлению фактов нелегальной сдачи жилья в аренду физическим лицам, проводится информационно-разъяснительная работа налоговым органом и органом местного самоуправления о необходимости своевременной уплаты налогов, проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение поступлений неналоговых доходов.
1.2. В целях осуществления координации деятельности органов местного самоуправления, а также организации взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края по выполнению мероприятий, реализация которых позволит вовлечь в бюджет города Сочи дополнительные источники доходов, продолжает работу межведомственная комиссия по мобилизации доходов в бюджет города Сочи (постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2021 года N 707), которая координирует работу следующих рабочих групп:
а) рабочей группы по наполнению доходной части бюджета города Сочи;
б) рабочей группы по проведению мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации правообладателями гостиниц и иных средств размещения, расположенных на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, а также по увеличению доходной части бюджета города Сочи;
в) рабочей группы по принятию мер, направленных на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений.
1.3. За период 9 месяцев 2022 года проведено 24 рабочих встреч, заседаний рабочих групп по наполнению доходной части бюджета, межведомственных совещаний по вопросам увеличения доходного потенциала бюджета города Сочи и разработки предложений по внедрению новых источников доходов.
Дополнительно в бюджет города Сочи за 9 месяцев 2022 года вовлечено доходов в сумме 289,3 млн. рублей, в том числе за счет:
а) мероприятий по уточнению необходимых характеристик земельных участков 154,4 млн. рублей (изменение вида разрешенного использования, проведение переоценки в связи с истечением пятилетнего срока, проведение инвентаризации земельных участков, актуализация их кадастровой стоимости);
б) работы с хозяйствующими субъектами бюджетообразующих отраслей экономики города Сочи: санаторно-курортной, отрасли торговли, общественного питания - 21,8 млн. рублей (мероприятия по пресечению несанкционированной торговли, нарушения в сфере контрольно-кассовой техники, соблюдение трудовых отношений);
в) проведения работы по постановке на налоговый учет иногородних организаций, реализующих муниципальные контракты на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд и (или) реализующих инвестиционные проекты на сумму 57 тыс. рублей;
г) работы по погашению задолженности по налоговым и арендным платежам в сумме 96,4 млн. рублей. Проведено 125 заседаний межведомственных комиссий по погашению задолженности, на которых рассмотрена задолженность 2 632 должников.
Также совместно со службой судебных приставов города Сочи проведено 6 мероприятий по принудительному взысканию задолженности с использованием программного комплекса "Дорожный пристав". Мобилизовано доходов в сумме 564,2 тыс. рублей.
Проведено 73 рейда по выявлению фактов нелегальной сдачи жилья в аренду физическим лицам, выявлено 30 фактов нарушений, вся информация передана в налоговые органы города Сочи. Дополнительно удалось вовлечь в бюджет по данному направлению более 100 тыс. рублей.
Каждое рейдовое мероприятие освещается в средствах массовой информации, интернет каналах, социальных сетях. Количество самозанятых в городе Сочи увеличилось в 5 раз и составило 30 тыс. человек. Только за летние месяцы этого года количество самозанятых приросло на 5,9 тыс. человек.
Мониторинговыми группами проводится разъяснительная работа по соблюдению трудовых прав и снижению "неформальной занятости", заключено 1500 трудовых договоров, сумма дополнительных доходов, поступивших в бюджет города Сочи составляет 16 млн. рублей.
Организованы и действуют 3 горячие линии администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края: по вопросам отсутствия контрольно-кассовой техники, в том числе о предложениях оплаты за товары и услуги онлайн на банковскою карту физического лица, минуя ККТ, по вопросам нарушений в сфере трудовых отношений, неформальной занятости, случаях невыплаты заработной платы, выплаты зарплаты в "конвертах", по вопросам исчисления и уплаты местных налогов и сборов, допущенных нарушениях в сфере налогообложения.
1.4. Проводятся две агитационных компании:
а) по своевременной и в полном объеме уплате имущественных налогов физических лиц по сроку 1 декабря 2022 года;
б) о действующей горячей линии по вопросам нарушений в сфере использования контрольно-кассовой техники.
В целях повышения эффективности работы административных инспекций, сокращения времени обработки документов, увеличения количества фиксируемых правонарушений, роста поступлений в бюджет города Сочи штрафов на территории города Сочи реализован пилотный проект по внедрению программного продукта "Ангел: Административная комиссия".
1.5. За время использования программы в бюджет города Сочи поступило 2,7 млн. рублей, что составляет 23% от суммы всех поступлений от штрафных санкций с начала года.
По результатам работы административных комиссий (инспекций) до внедрения автоматического программного комплекса "Ангел: Административная комиссия" в среднем в день поступления штрафных санкций составляли 39,4 тыс. рублей, с автоматическим программным комплексом "Ангел: Административная комиссия" этот показатель составляет 93,8 тыс. рублей в день.
Проведены конкурсные отборы инициативных проектов в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2022 году, по итогам которых определены победители (постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 12 мая 2022 года N 1305 и от 11 июля 2022 года N 2090).
Разработан проект муниципального нормативного правового акта, предусматривающий установление начального размера ежегодной платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции исходя из рыночной оценки.
2. Итоги
реализации бюджетной политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2021 году и за 9 месяцев 2022 года
2.1. В 2021 году исполнение бюджета города Сочи проходило в условиях адаптации экономики города Сочи к новым обстоятельствам, вызванным продолжающейся пандемией новой коронавирусной инфекции. Перевыполнение плановых доходов в 2021 году и за 9 месяцев текущего года позволило с аккумулировать бюджетные средства и направить их на полное погашение муниципального долга.
2.2. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:
а) сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры;
б) обеспечения устойчивости бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-, долгосрочный потенциал экономики.
2.3. Реализация системных мер по наполняемости бюджета города Сочи, проведение ответственной бюджетной политики, в том числе в части оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, а также осуществление взвешенной долговой политики стали важными факторами обеспечения бюджетной устойчивости, безусловного выполнения всех социально значимых обязательств муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
На реализацию бюджетной политики в 2021 - 2022 годах оказали влияние изменившиеся внешние и внутренние экономические условия. Главными задачами в области бюджетной политики стало сохранение бюджетной стабильности, обеспечение своевременного исполнения расходных обязательств и реализация мер, направленных на поддержку социальной сферы и экономики.
2.4. В этой связи:
а) оптимизированы параметры муниципального долга муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и расходы на его обслуживание, в том числе в результате реструктуризации обязательств муниципального образования по бюджетным кредитам, а по состоянию на 1 июня текущего года муниципальный долг погашен полностью;
б) реализованы мероприятия по оптимизации, экономии средств бюджета города Сочи, в том числе при закупках за счет конкурсных процедур, расходов на энергопотребление и других материальных затрат, за счет реорганизации и ликвидации учреждений, оптимизации штатных расписаний;
в) осуществлен контроль за первоочередным направлением средств бюджета города Сочи на завершение строительства (реконструкции) объектов капитального строительства при планировании и утверждении мероприятий муниципальной программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Развитие инфраструктуры города Сочи";
г) внедрена практика вовлечения граждан в бюджетный процесс города Сочи - инициативное бюджетирование;
д) продолжен контроль в сфере закупок в пределах полномочий финансовых органов, предусмотренных частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.5. В результате принимаемых мер расходы бюджета города Сочи за 9 месяцев 2022 года были увеличены на 3 441,2 млн. рублей по сравнению к аналогичному периоду 2021 года.
Значительно выросла доля закупок, осуществленных конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - 94% от общей суммы всех закупок.
По сравнению с предыдущим периодом в 2022 году более чем в пять раз выросло количество проводимых закупок "малого объема" в электронной форме. Значительно выросла доля закупок в целом по заказчикам у субъектов среднего и малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - на 13% по сравнению с предыдущим годом и составила 42% от совокупного годового объёма закупок.
Принятые меры способствовали стабилизации экономики и позволили в полном объёме исполнять принятые обязательства, создавать условия для реализации задач бюджетной политики в последующие годы.
Работа, направленная на повышение эффективности налогового администрирования, оптимизацию расходов бюджета города Сочи, во многом определила финансовые итоги 2021 года и 9 месяцев 2022 года.
Были решены главные бюджетные задачи, в том числе обеспечено: выполнение всех действующих социальных обязательств; оказание населению бюджетных услуг в отраслях социальной сферы.
2.6. К итогам реализации бюджетной политики можно отнести следующее.
Исполнение бюджета города Сочи с учетом реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края позволяет гарантированно обеспечить финансовыми ресурсами действующие расходные обязательства, прозрачно и конкурентно распределить имеющиеся средства. Охват расходов бюджета города Сочи показателями муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края за 2021 год составил 91,9 процентов.
В целях дальнейшего развития программно-целевых методов деятельности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2021 году внесены изменения в нормативную базу по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 17 июня 2021 года N 1155 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края"). Проекты всех муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края проходят процедуру общественного обсуждения, финансово-экономическую экспертизу Контрольно-счетной палаты города Сочи.
В целях организации проектной деятельности в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, а также совершенствования работы по реализации приоритетных проектов или программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации и Краснодарского края издано постановление администрации города Сочи от 20 января 2020 года N 22 "О проектной деятельности в администрации города Сочи".
По состоянию на 1 октября 2022 года просроченная кредиторская задолженность отсутствует. Текущая кредиторская задолженность оплачивается в сроки согласно заключенным контрактам.
Была продолжена работа по повышению открытости и прозрачности бюджета города Сочи:
В формате электронных общественных обсуждений проведены публичные слушания по годовому отчету об исполнении бюджета города Сочи за 2021 год (18 мая 2022 года) и по проекту бюджета города Сочи на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов (3 декабря 2021 года);
разработаны и выпущены брошюры: исполнение бюджета города Сочи за 2021 год "Бюджет города Сочи и его жителей", проект решения о бюджете города Сочи на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов, бюджет для граждан к утверждённому решению о бюджете города Сочи на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов;
обеспечена доступность для внешних пользователей информации о деятельности 262 муниципальных учреждений города Сочи и их филиалов (плановые и фактические показатели деятельности, бухгалтерская отчетность и другая информация) на общероссийском сайте государственных и муниципальных учреждений.
2.7. В 2022 году продолжил работу официальный сайт департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, на котором размещены информационные ресурсы:
а) по ежемесячной бухгалтерской отчетности;
б) информация об объеме муниципального долга;
в) актуальные редакции решений Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о бюджете города Сочи;
г) нормативно-правовые документы, разработанные специалистами департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края;
д) информационные материалы для главных распорядителей бюджетных средств города Сочи.
2.8. Проведены организационные мероприятия, направленные на улучшение качества организации бюджетного процесса, определены полномочия по исполнению внутреннего финансового контроля. Принято постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 29 августа 2022 года N 2897 "Об определении функционального органа администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок" и решение Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 105 "Об утверждении положения об управлении финансового контроля администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края".
2.9. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2021 года N 727 "О создании муниципального центра управления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" создан центр, который объединит все цифровые системы города Сочи, в частности, "Инцидент-менеджмент", "Единую систему электронного документооборота", Единую дежурно-диспетчерскую службу и Платформу обратной связи.
2.10. В соответствии с приказом департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 4 октября 2021 года N 75 "Об организации работы по реализации приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации обеспечено размещение информации о бюджете города Сочи.
2.11. Внедрена система электронного документооборота, все отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края используют систему электронного документооборота "Дело-WEB".
3. Цели и задачи налоговой политики города Сочи на 2023 - 2025 годы
3.1. Основной целью бюджетной и налоговой политики города Сочи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Сочи. При этом сохраняется преемственность реализуемых задач налоговой политики, проводимой в предыдущий период, актуализированных с учетом текущей экономической ситуации, прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также исходя из оценки имеющегося доходного потенциала.
3.2. Основными задачами налоговой политики на 2023 - 2025 годы являются:
а) создание условий для дальнейшего развития экономического потенциала города Сочи;
б) обеспечения роста доходной части бюджета города Сочи, в том числе за счет повышения собираемости налогов и иных обязательных платежей, развития налогового потенциала, повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, снижение уровня задолженности перед бюджетом города Сочи;
в) продолжение работы по внедрению и наполнению единой муниципальной информационной системы на базе геоинформационных технологий города Сочи по учету, анализу и эффективному использованию муниципального имущества.
3.3. Налоговая политика в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края учитывает факторы и обстоятельства, связанные с негативными процессами, которые сегодня происходят в мировой экономике, изменения федерального и краевого законодательства.
3.4. Для достижения целей и реализации поставленных задач в среднесрочной перспективе необходима предельная концентрация усилий на следующих направлениях:
а) укрепление и дальнейшее развитие доходной базы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, исполнение доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края по городу Сочи в запланированных объемах;
б) поддержка реального сектора экономики, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края;
в) развитие патентной системы налогообложения и налога на профессиональный доход;
совершенствование системы администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета города Сочи и выполнение в полном объеме бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам бюджета города Сочи;
г) проведение систематического мониторинга платежей в разрезе доходных источников и бюджетообразующих хозяйствующих субъектов;
д) проведение оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам;
е) организация совместной работы главных администраторов доходов, правоохранительных органов, службы судебных приставов и других соответствующих контрольно-надзорных органов, направленной на повышение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города Сочи.
3.5. Введение в 2023 году института "единого налогового платежа", предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и других параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств поможет упростить процедуру оплаты налогов и избежать ранее допускаемых ошибок при заполнении реквизитов платежных поручений, позволит снизить вероятность просрочки оплат, снизит нагрузку на информационные системы.
3.6. Увеличению собираемости платежей в бюджет города Сочи также будут способствовать такие мероприятия, как:
а) проведение целенаправленной работы с налогоплательщиками, находящимися на территории муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края, в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению числа убыточных организаций;
б) проведение информационно-разъяснительной работы с руководителями организаций по вопросам снижения неформальной (теневой) занятости и легализации трудовых отношений, снижения налоговой базы, имеющих задолженность по заработной плате, а также выплачивающих заработную плату работникам ниже среднеотраслевого уровня, нарушающим действующее трудовое и налоговое законодательство;
в) выявление и проведение мероприятий по постановке на налоговый учет обособленных подразделений юридических лиц, зарегистрированных за пределами муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края и исполняющих на территории города Сочи контракты на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд и (или) реализующих инвестиционные проекты.
3.7. В целях обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью и увеличения доходов от ее использования необходимо сконцентрировать усилия на таких направлениях, как:
а) обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью и увеличения поступления доходов от ее использования;
б) инвентаризация имущества, находящегося в муниципальной собственности, инвентаризации договоров аренды земельных участков, имущества, продажи земельных участков, имущества;
в) усиление муниципального земельного контроля;
г) оптимизация системы налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости данных объектов, актуализации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, уточнение площади;
д) организация работы по выявлению земельных участков, не используемых правообладателями, используемых без правоустанавливающих документов или не по целевому назначению;
е) проведение работы по уточнению видов разрешенного использования земельных участков, по установлению категории земельных участков;
ж) оказание содействия в совершенствовании информационных ресурсов налоговых органов, иных федеральных и регистрирующих органов в части актуализации содержащейся в базе данных информации об объектах налогообложения и их правообладателях;
з) проведение информационной кампании, направленной на повышение налоговой грамотности населения, привлечение граждан к предоставлению информации о случаях нарушения земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации недвижимости, проведение разъяснительной работы с гражданами о регистрации надлежащим образом ранее учтенных объектов недвижимости и необходимости внесения изменений и уточнений недостающих характеристик объектов недвижимости, а также побуждение их к своевременному и в полном объеме уплаты обязательных платежей в бюджет.
3.8. Основными направлениями по мобилизации доходов в бюджет города Сочи на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов являются:
а) вовлечение задолженности по налоговым и неналоговым платежам, усилению претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и осуществлению мер принудительного взыскания задолженности;
б) создание и дальнейшее использование парковочных мест на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего использования местного значения;
в) организация перехода на модель транспортного обслуживания населения посредством брутто-контракта;
г) развитие муниципальной услуги по присоединению объектов придорожного сервиса к дорогам местного значения;
д) проведение работы по принятию полномочий по организации работы службы эвакуации автотранспорта на местный уровень и осуществление эвакуации муниципальным предприятием;
е) проведение мероприятий по выявлению хозяйствующих субъектов, допускающих оплату посредством онлайн-перевода минуя терминалы для безналичного расчета;
ж) проведение работы по содействию выхода местных субъектов малого и среднего предпринимательства на онлайн-платформы (агрегаторы торговли);
з) проведение работы по выявлению фактов нелегальной сдачи в аренду физическими лицами объектов жилой недвижимости и привлечению граждан к уплате налогов от полученных доходов по вышеуказанной деятельности;
и) установление минимальной цены договора на право размещения НТО в размере оценочной стоимости, расширению ассортимента товаров, реализуемых на НТО, с учетом сезонности, территории размещения объекта и потребностей жителей, проведение мониторинга НТО, в том числе на пляжных территориях, с целью выявления несанкционированного размещения НТО;
к) современных видов рекламных конструкций, инвентаризация мест размещения рекламных конструкций на предмет выявления находящихся на бездоговорной основе, принятие мер по взысканию неосновательного обогащения и демонтажу;
л) принятие мер по обеспечению своевременного и в полном объеме поступления платы за компенсационное озеленение, выявления лиц, виновных в незаконном уничтожении зеленых насаждений;
м) проведение работы по вовлечению максимально возможного количества хозяйствующих субъектов по плате за негативное воздействие на окружающую среду; принятие мер по устранению фактов нарушения платежной дисциплины природопользователями по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
н) внедрение и развитие муниципальной услуги, предусматривающей платное размещение непрофильных объектов на опорах наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности;
о) внедрение и развитие платной муниципальной услуги по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам водоотведения поверхностных сточных вод новых абонентов.
3.9. Реализация налоговой политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2023 - 2025 годах должна способствовать достижению стабильного социально-экономического развития города Сочи, высокому уровню его налогового потенциала и повышению уровня жизни населения.
4. Цели и задачи бюджетной политики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2023 - 2025 годы
4.1. Преодолев последствия распространения новой коронавирусной инфекции, несмотря на новые беспрецедентные вызовы, связанные с влиянием геополитических и внешнеэкономических факторов, меры бюджетной политики должны быть направлены на поддержание устойчивости отраслей экономики с обеспечением возможности оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Ключевыми задачами бюджетной политики в сложившихся условиях должны стать проведение оценки имеющихся ресурсов, необходимых для выполнения принятых расходных обязательств, выполнения в полном объёме социальных обязательств, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Сочи.
Этому будет содействовать проведение бюджетной политики, ориентированной на обеспечение устойчивой и предсказуемой экономической среды, ускорение структурных изменений за счет концентрации ресурсов на наиболее эффективных программах развития.
Направленность на новые возможности финансирования строительства (реконструкции) объектов городской инфраструктуры через внедрение практики вовлечения средств за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов, инфраструктурных облигаций, привлечение частного капитала, будет способствовать развитию города Сочи, не отвлекая бюджетные средства.
Максимальное привлечение средств из вышестоящих бюджетов для реализации государственных программ на территории города Сочи является важным решением в бюджетной политике города Сочи.
Проект бюджета города Сочи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сформирован в разрезе муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей стратегического и социально-экономического развития.
Основным приоритетом бюджетной политики, как и прежде, является обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресного решения социальных вопросов, создания благоприятных и комфортных условий для проживания.
4.2. Основными задачами бюджетной политики являются:
а) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Сочи;
б) повышение качества управления бюджетным процессом главными распорядителями бюджетных средств;
в) ведение эффективной долговой политики;
г) повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации закупок, максимально эффективного использования субсидий.
4.3. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Сочи будет осуществляться комплекс мер, включающих мероприятия, направленные на рост доходной части бюджета города Сочи, оптимизацию расходов бюджета города Сочи и сохранения умеренной долговой нагрузки.
В трехлетием периоде сохраняется преемственность приоритетного финансового развития социальной сферы.
Отдельное внимание необходимо уделить содействию развития экономики муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, особенно тем направлениям, развитие которых даст экономический эффект, включая перспективные проекты по поддержке малого и среднего бизнеса, санаторно-курортного комплекса, по повышению инвестиционной привлекательности города Сочи.
4.4. Основным инструментом системного решения экономических и социальных вопросов развития города Сочи, как и в предыдущие годы, будут муниципальные программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Приоритетами бюджетных расходов на предстоящий период остаются мероприятия муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, внедрение и реализация муниципальных проектов, направленных на развитие социально-культурной сферы, безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами и непосредственно оказывающих влияние на качество жизни населения города Сочи.
4.5. Реализация муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края будет осуществляться на основе взвешенных и обоснованных оценок их выполнения и соответствующего ресурсного обеспечения. При этом достижение максимального результата и обеспечение эффективного расходования бюджетных средств будет осуществляться за счет:
а) приоритизации мероприятий, реализуемых в рамках муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края;
б) совершенствования программно-целевых методов планирования с учетом ориентации на развитие механизма проектного управления.
4.6. Учитывая реализацию в предыдущие годы мероприятий, направленных на оптимизацию и повышение эффективности расходов бюджета города Сочи, в 2023 - 2025 годах данная работа будет продолжена по следующим основным направлениям:
а) развитие программно-целевых методов управления;
б) продолжение работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения, в том числе путем участия в федеральных или региональных проектах и программах;
в) повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
г) оптимизация расходов на муниципальное управление;
д) развитие муниципального-частного партнерства, в том числе при реализации социально значимых проектов;
е) привлечение к сфере оказания муниципальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, способных гарантировать своевременность и качество их предоставления;
ж) совершенствование системы мер социальной поддержки населения;
з) усиление контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок, правил нормирования, обоснования начальной максимальной цены контрактов и исполнением контрактов, увеличение проведения количества совместных закупок, заключение контрактов жизненного цикла, проведение централизованных закупок, проведение оценки эффективности осуществления закупок муниципальными заказчиками;
и) повышение эффективности и оптимизация инвестиционных расходов, обращая внимание на необходимость контроля за первоочередным направлением средств на завершение строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, на наличие установленной документации и заключений при подготовке предложений о включении объектов капитального строительства в муниципальную программу муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Развитие инфраструктуры города Сочи";
к) совершенствование организации кассового исполнения бюджета города Сочи;
л) усиление контроля эффективности использования бюджетных средств, достоверности отчетности о результатах реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, выполнения муниципальных заданий;
м) совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края;
н) повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
о) переход к федеральным стандартам бухгалтерского учета и их дальнейшее применение;
п) продолжение работы по вовлечению институтов гражданского общества в бюджетный процесс, в том числе обеспечение доступности информации о муниципальных финансах широкому кругу пользователей посредством проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Сочи и отчета о его исполнении, а также дальнейшего развития информационного ресурса "Бюджет для граждан".
р) развитие практики применения на территории города Сочи инициативного бюджетирования.
5. Основные характеристики бюджета города Сочи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
5.1. Основные характеристики бюджета города Сочи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и приведены в таблице N 1.
Таблица 1
Основные характеристики бюджета города Сочи на 2023 - 2025 годы
|
|
|
(млн. рублей) |
|||
Показатель |
2021 год (отчет) |
2022 год (план) |
проект |
|||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||
Решение о бюджете города Сочи от 23.12.2021 N 145 |
Решение о бюджете города Сочи от 11.08.2022 N 115 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы, всего |
19 467,0 |
16 178,7 |
20 940, 2 |
35 920,8 |
24 375,4 |
25 240,2 |
Налоговые доходы |
7 933,1 |
6 309,2 |
7 431,2 |
8 464,5 |
8 611,3 |
8 742,4 |
Неналоговые доходы |
3 231,1 |
2 248,8 |
3 253,6 |
3 355,5 |
3 889,2 |
3 993,6 |
Безвозмездные поступления |
8 302, 8 |
7 620,7 |
10 255,4 |
24 100,8 |
14 874,9 |
12 504,2 |
Расходы, всего |
17 141,0 |
17 028,7 |
24 028,2 |
36 270,8 |
27 375,4 |
25 240,2 |
Дефицит (-)/профицит |
2 326,0 |
- 850,0 |
-3 088,0 |
-350,0 |
0 |
0 |
Источники финансирования дефицита городского бюджета |
-2 326,0 |
850,0 |
3 088,0 |
350,0 |
0 |
0 |
5.2. В основе расчетов формирования доходной базы бюджета города Сочи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов учтены прогнозные данные по социально-экономическому развитию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на среднесрочную перспективу, индексы потребительских цен, объем фонда заработной платы и прибыль прибыльных организаций, показатели собираемости налогов в динамике за предшествующие годы, ряд других параметров, влияющих на изменение налогооблагаемой базы.
5.3. При формировании прогнозных характеристик доходной части бюджета города Сочи на 2023 - 2025 годы учтено изменение дифференцированного норматива отчислений в бюджет города Сочи от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации на 2023 год в размере - 0,4993 (на 2022 год норматив составляет - 0,4945).
В таблице 2 представлен прогноз по основным видам доходов бюджета города Сочи на 2023 - 2025 годы.
Таблица 2
|
|
|
(млн. рублей) |
|||
|
2021 год (отчет) |
2022 год (план) |
прогноз |
|||
Решение о бюджете от 23.12.2021 года N 145 |
Решение о бюджете от 11.08.2022 года N 115 |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
Доходы, всего |
19 467,0 |
16 178,7 |
20 940,2 |
35 920,8 |
24 375,4 |
25 240,2 |
Налоговые и неналоговые доходы |
11 164,2 |
8 558,0 |
10 684,8 |
11 820,0 |
12 500,5 |
12 736,0 |
Налог на прибыль организаций |
553,8 |
289,0 |
354,6 |
389,9 |
394,7 |
397,0 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
5,0 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
Налог на доходы физических лиц |
3 106,9 |
2 642,0 |
2 996,4 |
3 338,9 |
3 439,2 |
3 533,3 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
27,8 |
30,9 |
28,0 |
28,2 |
27,5 |
27,7 |
Доходы от акцизов |
111,5 |
114,0 |
114,0 |
116,0 |
114,0 |
122,0 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
1,0 |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
Налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с |
2 427,0 |
1 562,2 |
2 264,2 |
2 868,3 |
2 888,7 |
2 899,9 |
применением упрощенной системы налогообложения) |
|
|
|
|
|
|
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
21,7 |
18,3 |
21,2 |
24,3 |
23,1 |
22,8 |
Налог на имущество организаций |
375,1 |
338,0 |
338,0 |
320,0 |
325,0 |
330,0 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
3,4 |
3,9 |
3,2 |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
Налог на имущество физических лиц |
591,1 |
576,0 |
576,0 |
610,0 |
616,0 |
620,0 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
5,3 |
6,7 |
5,4 |
5,2 |
4,9 |
4,9 |
Земельный налог |
654,7 |
670,0 |
670,0 |
700,0 |
710,0 |
715,0 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
5,9 |
7,8 |
6,3 |
5,9 |
5,7 |
5,6 |
Прочие налоговые доходы |
113,0 |
118,0 |
118,0 |
121,4 |
124,0 |
125,2 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
1,0 |
1,4 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Неналоговые доходы |
3 231,1 |
2 248,8 |
3 253,6 |
3 355,5 |
3 889,2 |
3 993,6 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
28,9 |
26,3 |
30,5 |
28,4 |
31,1 |
31,4 |
Безвозмездные поступления |
8 302, 8 |
7 620,7 |
10 255,4 |
24 100,8 |
14 874,9 |
12 504,2 |
5.4. Размер безвозмездных поступлений определен действующим законодательством в части распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Краснодарского края. Объем межбюджетных трансфертов из краевого бюджета может быть уточнен при рассмотрении проекта бюджета Краснодарского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также в ходе его текущего исполнения в 2023 году.
5.5. Предельные объемы бюджетных ассигнований бюджета города Сочи на реализацию муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, на 2023 год сформированы на основе следующих основных подходов:
1) определение "базовых" объемов бюджетных ассигнований: в соответствии с положением о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований бюджета города Сочи, утвержденным приказом департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 4 июня 2021 года N 50 "О мерах по реализации постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 1 июня 2021 года N 987 "О порядке составления проекта бюджета города Сочи на очередной финансовый год и на плановый период" и о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований бюджета города Сочи";
2) уточнение "базовых" объемов бюджетных ассигнований с учетом:
а) уточнения объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия;
б) оптимизации расходов;
в) сокращение расходов по отдельным мероприятиям в целях обеспечения сбалансированности городского бюджета.
5.6. Сформированные предельные объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края доведены до их ответственных исполнителей, которые совместно с главными распорядителями средств бюджета города Сочи - с исполнителями и участниками муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на последующих этапах должны осуществить распределение указанных предельных объемов по конкретным мероприятиям муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (кодам бюджетной классификации). Таким образом, ответственные исполнители могут уточнять подходы к определению параметров финансового обеспечения конкретных мероприятий, самостоятельно определять расходные приоритеты в рамках соответствующих муниципальных программ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, неся ответственность за достижение целевых индикаторов и ожидаемых результатов их реализации.
6. Источники финансирования дефицита бюджета города Сочи
6.1. Долговая политика в 2023 - 2025 годах будет направлена на безусловное выполнение обязательств бюджета города Сочи, соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и нацелена на поддержание долговой нагрузки на бюджет города Сочи на уровне, относящим муниципальное образование к первой группе муниципальных образований Краснодарского края с высоким уровнем долговой устойчивости.
6.2. Цели долговой политики города Сочи:
а) обеспечение сбалансированности бюджета города Сочи;
б) поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет города Сочи;
в) минимизация расходов на обслуживание муниципального долга с учетом ситуации на финансовом рынке;
г) обеспечение прозрачности процессов управления муниципальным долгом и раскрытие информации о нем;
д) проведение эффективной долговой политики, ориентированной на среднесрочные заимствования, равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств, недопущение возникновения просроченной задолженности по погашению и обслуживанию долговых обязательств.
6.3. Задачи долговой политики города Сочи:
а) соблюдение ограничений по объему муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, при осуществлении заимствований;
б) исполнение обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга в полном объеме и в установленные сроки;
в) снижение рисков в сфере управления муниципальным долгом;
г) возможность привлечения в бюджет города Сочи кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
д) равномерное распределение платежей по долговым обязательствам по годам;
е) оптимизация расходов на обслуживание муниципальных долговых обязательств;
ж) обеспечение высокого уровня долговой устойчивости.
Объем муниципального долга муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
|
|
(млн. рублей) |
||
Показатель |
2022 год Решение о бюджете города Сочи от 23.12.2021 N 145 (в редакции от 29.09.2022 N 127) |
Проект |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем муниципального долга, всего (на конец периода) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в городской бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
0,0 |
306,3 |
0,0 |
0,0 |
Обслуживание муниципального долга |
0,0 |
7,5 |
29,8 |
29,8 |
6.4. Основными инструментами реализации долговой политики являются:
а) направление налоговых и неналоговых доходов, полученных в ходе исполнения бюджета города Сочи сверх утвержденного решением о бюджете города Сочи на очередной финансовый год и плановый период объема указанных доходов, на досрочное погашение долговых обязательств;
б) проведение операций по реструктуризации и (или) рефинансированию муниципального долга города Сочи;
в) мониторинг финансовых рынков в целях определения условия муниципальных заимствований;
г) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств.
6.5. Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики города Сочи, является осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета города Сочи и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Сочи, а также мониторинг конъюнктуры долгового рынка, принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
6.6. В целях обеспечения открытости и прозрачности информации об объеме и структуре муниципального долга (по состоянию на первое число каждого месяца) будет продолжена практика ежемесячной публикации информации о структуре муниципального долга, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. края.
Исполняющий обязанности |
Е.В. Волошина |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 11 ноября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.