Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЁН
постановлением
Администрации города Твери
от "02" февраля 2023 года N 53
Бюджетный прогноз
города Твери на долгосрочный период до 2028 года
Бюджетный прогноз города Твери на долгосрочный период до 2028 года относится к документам стратегического планирования города Твери.
Бюджетный прогноз города Твери на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз до 2028 года) разработан в соответствии со статьёй 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 15 Положения о бюджетном процессе в городе Твери, утверждённого решением Тверской городской Думы от 02.06.2021 N 79, и постановлением Администрации города Твери от 06.05.2015 N 618 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Твери на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз сформирован на основе прогноза социально-экономического развития города Твери на долгосрочный период до 2028 года.
Базовой целью разработки Бюджетного прогноза до 2028 года является обеспечение предсказуемости развития бюджета города Твери, создание условий для принятия обоснованных решений при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Цели и задачи бюджетной политики города Твери на 2023 - 2028 годы.
На формирование бюджетной политики оказывают влияние следующие факторы:
- замедление темпов роста экономики в связи с изменением внутренних и внешнеполитических факторов;
- ограниченность собственных финансовых ресурсов;
- значительный объем расходных обязательств города Твери, установленных федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами;
- необходимость достижения целей и задач, определенных национальными проектами и указами Президента Российской Федерации;
- недопустимость наращивания муниципального долга.
Основная цель бюджетной и налоговой политики города Твери - обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета города Твери, сохранение стабильной социально-экономической ситуации в городе в условиях сдержанной динамики роста доходов и ограничений по показателям долговой нагрузки.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение качественного администрирования доходов городского бюджета участниками бюджетного процесса;
- мобилизация резервов доходной базы бюджета города Твери с целью увеличения доходного потенциала городского бюджета;
- повышение собираемости платежей в бюджет города Твери и совершенствование работы по взысканию задолженности;
- создание благоприятных условий для повышения уровня бюджетного потенциала города Твери;
- реализация взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот путем проведения мероприятий по их инвентаризации и оптимизации (оценка эффективности налоговых расходов города Твери);
- формирование реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития города Твери;
- бюджетное планирование расходов исходя из возможностей доходного потенциала;
- максимально эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов, обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, ответственный подход к принятию новых расходных обязательств с учетом ограниченных финансовых возможностей местного бюджета;
- обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, социальными гарантиями, создание благоприятных и комфортных условий для проживания при сохранении устойчивости бюджетной системы;
- полное замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами, поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет на экономически безопасном уровне;
- повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной и налоговой политики города Твери, являются:
изменение норм федерального и областного законодательства, влекущее за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов бюджета города Твери;
ухудшение общеэкономической ситуации, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Твери;
существенные кассовые разрывы между доходами и расходами бюджета города Твери вследствие неравномерного поступления налогов в бюджет города Твери, вызванного введением с 2023 года института единого налогового платежа (введение унифицированных сроков уплаты налогов; первоочередность распределения суммы единого налогового платежа в счет погашения недоимки по налогам).
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего следующие основные направления и мероприятия:
принятие мер, направленных на укрепление и развитие доходного потенциала города Твери, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, оптимизации существующей системы льгот по уплате обязательных платежей в бюджет города Твери, повышения эффективности управления муниципальными активами, укрепления налоговой дисциплины;
поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории города Твери;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости исполнения действующих расходных обязательств города Твери;
недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
участие в государственных (региональных) проектах исходя из возможностей бюджета города Твери, в целях сокращения нагрузки на бюджет города Твери и получения дополнительных средств на решение вопросов местного значения;
анализ осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа;
сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в городе Твери;
осуществление бюджетных инвестиций исходя из необходимости завершения начатых работ, финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств вышестоящих бюджетов;
проведение системной работы по оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга;
совершенствование системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Сценарные условия формирования Бюджетного прогноза до 2028 года.
Бюджетный прогноз до 2028 года сформирован в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития города Твери на долгосрочный период до 2028 года, предусматривающим применение базового варианта развития экономики города Твери.
В данном варианте среднесрочная линия развития российской экономики определяется сокращением импорта из-за санкционных ограничений и отказа иностранных партнеров от сотрудничества с Россией, потерей ряда экспортных рынков и ограничением возможности переориентации поставок, структурной перестройкой производственно-логистических цепочек в российской экономике. Вместе с тем для сглаживания санкционных последствий на федеральном уровне введены меры по поддержке экономики, включая программы льготного кредитования, активное снижение ключевой ставки Банком России вслед за инфляцией, достаточный для поддержания внутреннего спроса уровень бюджетных расходов. Эти меры позволят экономике адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту.
Учитывая объективные причины, оказывающие негативное влияние на показатели и темпы развития экономики, реальное исполнение прогнозных значений долгосрочного прогноза может быть скорректировано из-за расширения принимаемых "пакетов" санкций, итогов Всероссийской переписи населения на 1 октября 2021 года с изменениями численности россиян.
В 2023 году и в долгосрочном периоде продолжится процесс замещения на рынках товаров ушедших с российского рынка иностранных компаний продукцией отечественных производителей или организаций дружественных стран. Таким образом, общая неопределенная геополитическая ситуация и экономическая нестабильность будет нивелироваться поддержкой бизнеса Правительством Российской Федерации, что позволит рассчитывать на небольшой ежегодный рост объемов отрасли. При расчете показателей прогнозного периода учитывались рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации значения индексов-дефляторов по базовому варианту.
Рост среднесписочной численности работников крупных и средних организаций, дополнительное введение новых рабочих мест, отсутствие массовых сокращений на производствах свидетельствует о повышении уровня официальной занятости работников в городе Твери. Учитывая трудоустройство граждан на созданные рабочие места, тенденцию к сокращению количества безработных граждан, увеличение возрастного ценза (согласно Пенсионной реформе с 1 января 2019 года), численность работников экономики города Твери в 2028 году увеличится до 220 тысяч человек.
Фонд оплаты труда работников, занятых в экономике города Твери (далее - ФОТ), ежегодно увеличивается, обеспечивая рост объема налоговых поступлений в бюджетную систему. Ежегодный прирост ФОТ прогнозируется на уровне 7% - 8% до 143,2 млрд. рублей в 2028 году.
В дальнейшем прогнозные показатели ФОТ могут измениться в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации в разных секторах экономики и изменения уровня инфляции.
Основные показатели, используемые для формирования бюджетного прогноза города Твери на долгосрочный период до 2028 года, приведены в приложении 1 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2028 года.
3. Прогноз основных характеристик бюджета города Твери на 2023 - 2028 годы.
3.1. Основные подходы к формированию доходов бюджета города Твери на период до 2028 года.
Бюджет города Твери по доходам на период до 2028 года сформирован в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и законодательством об иных обязательных платежах с учетом приоритетов налоговой и бюджетной политики, реализуемой на территории городского округа города Твери, и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета города Твери по мобилизации доходов в 2023 - 2028 годах.
Определение основных прогнозных характеристик бюджета города Твери по доходам на долгосрочную перспективу осуществлено на основе показателей прогноза социально-экономического развития города Твери, мониторинга поступлений доходов в бюджет города Твери в текущем году, сведений, предоставленных главными администраторами доходов бюджета города Твери.
Прогноз доходов бюджета города Твери на период до 2028 года сформирован с учетом следующих ориентиров:
осуществление содействия среднему и малому бизнесу в целях развития предпринимательской деятельности;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и платежей, являющихся доходами бюджета города Твери, формирование максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;
сокращение и оптимизация задолженности по налоговым и неналоговым платежам;
улучшение качества администрирования главными администраторами доходов городского бюджета;
оптимизация налоговых и неналоговых льгот;
повышение собираемости налоговых и неналоговых платежей;
эффективное использование муниципального имущества (вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот; установление границ и оформление земельно-правовых отношений на земельные участки; осуществление регулярного контроля за использованием муниципального имущества и муниципального земельного контроля на территории города Твери и др.).
В целом в период до 2028 года основными источниками доходов бюджета города Твери будут являться налог на доходы физических лиц и доходы от аренды и продажи имущества.
Структура доходов бюджета города Твери на период до 2028 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура
доходов бюджета города Твери на период до 2028 года
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
|
Налоговые и неналоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
4 638 163 |
4 685 253 |
4 892 886 |
5 121 533 |
5 367 145 |
5 628 509 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
3 591 564 |
3 774 624 |
3 995 356 |
4 202 765 |
4 424 009 |
4 660 030 |
доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов, % |
77,4 |
80,6 |
81,7 |
82,1 |
82,4 |
82,8 |
- налог на доходы физических лиц (тыс. рублей) |
2 272 100 |
2 452 688 |
2 637 781 |
2 822 426 |
3 019 995 |
3 231 395 |
доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов, % |
49,0 |
52,3 |
53,9 |
55,1 |
56,3 |
57,4 |
Неналоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
1 046 599 |
910 629 |
897 530 |
918 768 |
943 136 |
968 478 |
доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов, % |
22,6 |
19,4 |
18,3 |
17,9 |
17,6 |
17,2 |
- доходы от аренды и продажи муниципального имущества (тыс. рублей) |
835 600 |
738 690 |
725 185 |
748 310 |
772 361 |
797 373 |
доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов, % |
18,0 |
15,8 |
14,8 |
14,6 |
14,4 |
14,2 |
3.2. Основные подходы к формированию расходов бюджета города Твери на период до 2028 года.
Предельный объем расходов бюджета города Твери на период до 2028 года сформирован исходя из ожидаемого прогноза поступлений доходов с учетом необходимости формирования бюджета города Твери без дефицита в целях соблюдения условий Соглашения, заключенного в 2022 году с Министерством финансов Тверской области, о предоставлении из областного бюджета Тверской области бюджетного кредита для погашения долговых обязательств города Твери по кредитам, полученным от кредитных организаций.
Прогноз расходов бюджета города Твери на период до 2028 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
В числе приоритетных направлений - расходы на социальную сферу, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, содержание инфраструктуры города Твери (они занимают 90% в функциональной структуре расходов).
С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации муниципальной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.
Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений города Твери с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального имущества города Твери.
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме.
3.3. Основные подходы к формированию долговой политики города Твери на период до 2028 года.
Долговая политика города Твери разрабатывается в единстве с налоговой и бюджетной политикой города Твери в целях обеспечения сбалансированности бюджета города Твери в среднесрочной и долгосрочной перспективе и определяется текущими особенностями развития экономики города Твери, Тверской области и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
К факторам, определяющим характер и направления долговой политики города Твери, относятся:
1) ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации по показателям долговой устойчивости муниципальных образований;
2) условия Соглашения, заключенного с Министерством финансов Тверской области, о предоставлении из областного бюджета Тверской области бюджетного кредита для погашения долговых обязательств города Твери по кредитам, полученным от кредитных организаций, в частности:
непривлечение в течение срока действия Соглашения (т.е. до 2027 года) кредитов кредитных организаций в местный бюджет;
непревышение в течение срока действия Соглашения уровня муниципального долга, сложившегося на 1 января 2022 года (т.е. формирование бездефицитного бюджета на очередной 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, а также на следующий бюджетный цикл).
3) необходимость обеспечения сбалансированности бюджета города Твери.
Целями долговой политики города Твери являются: обеспечение сбалансированности бюджета города Твери при минимизации затрат на обслуживание муниципального долга, поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, улучшение показателей долговой устойчивости, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, проведение взвешенной политики в области муниципальных заимствований, обеспечение положительной кредитной истории города Твери и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением и обслуживанием муниципального долга.
Задачи долговой политики города Твери:
- поддержание параметров муниципального долга в рамках, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- своевременное исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга, поддержание на высоком уровне деловой репутации города Твери как заемщика средств при привлечении кредитных ресурсов;
- оптимизация структуры муниципального долга города Твери по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания (в том числе путем привлечения бюджетного кредита на погашение долговых обязательств по рыночным заимствованиям);
- взаимодействие с Правительством Тверской области по вопросу привлечения бюджетного кредита на погашение долговых обязательств по рыночным заимствованиям;
- обеспечение финансирования дефицита бюджета города Твери за счет собственных источников (изменение остатков на едином счете бюджета, средства от продажи акций) без привлечения кредитных ресурсов.
Муниципальные заимствования города Твери осуществляются в рамках ежегодно утверждаемой программы, которая формируется исходя из условий:
- действующих муниципальных контрактов ("кредитных договоров"),
- соглашений о предоставлении бюджету города Твери бюджетных кредитов, привлеченных и планируемых к привлечению для погашения долговых обязательств города Твери по рыночным заимствованиям (планируется полное замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами),
- соглашений о предоставлении бюджету города Твери бюджетных кредитов планируемых к привлечению на пополнение остатков средств на едином счете бюджета города Твери.
Прогноз основных характеристик бюджета города Твери на 2025 - 2028 годы приведен в приложении 2 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2028 года.
4. Показатели финансового обеспечения муниципальных программ.
Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" муниципальные программы отнесены к документам стратегического планирования.
Распоряжением Администрации города Твери от 04.07.2014 N 521 утверждён перечень муниципальных программ города Твери, в соответствии с которым разработаны и утверждены постановлениями Администрации города Твери 14 муниципальных программ.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Твери приведены в приложении 3 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2028 года.
5. Оценка и минимизация бюджетных рисков.
Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности бюджета города Твери является одной из ключевых задач долгосрочного Бюджетного прогноза до 2028 года.
На развитие муниципального образования и его обеспеченность финансовыми ресурсами оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Из внешних факторов необходимо выделить макроэкономическую ситуацию в Российской Федерации (общеэкономический фактор риска) и действия органов законодательной власти, оказывающие влияние на наполняемость бюджета города Твери:
1. Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. Основными рисками реализации бюджетного прогноза являются развитие кризисных явлений в мировой экономике, и, как следствие:
- сокращение темпов социально-экономического развития,
- конъюнктурное изменение спроса на товары, работы и услуги основных налогоплательщиков. Так, с учетом общей стагнации рынка недвижимости и низкой покупательной активности потенциальных приобретателей, велики риски по продаже объектов муниципального имущества;
- увеличение инфляционных рисков, выражающихся в превышении прогнозируемого уровня инфляции, приводящих к уменьшению доходов;
- сокращение доступности и увеличение стоимости кредитных ресурсов.
2. Другим внешним фактором риска несбалансированности бюджета города Твери является изменение или отсутствие норм законодательства.
Изменения федерального и регионального законодательства, влияющие на параметры бюджета города Твери (новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов, передача дополнительных полномочий без должного финансового обеспечения), также приводят к возникновению рисков неисполнения бюджетного прогноза.
Так, в соответствии с Федеральными законами от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 04.11.2022 N 432-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" с 1 января 2023 года уплата налогов юридическими и физическими лицами осуществляется единым налоговым платежом (ЕНП).
Введение института ЕНП предусматривает уплату налогов одним платежным поручением с последующим распределением в счет причитающихся налоговых обязательств при наступлении унифицированных сроков уплаты налогов.
К основным рискам для бюджета города Твери, которые могут возникнуть в ходе введения института ЕНП, можно отнести возможное образование существенных кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета вследствие неравномерного поступления налогов в бюджет города Твери.
К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие:
1. Демографические риски.
В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих налоги и взносы.
2. Снижение конкурентоспособности экономики муниципального образования.
Влияние данного фактора носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности и, в конечном счете, дальнейшее замедление экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда.
3. Сокращение инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста территории.
Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будет являться реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.
Также актуальными внутренними факторами риска остаются:
- использование недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды;
- неэффективность налогового администрирования.
В случае возникновения рисков, влияющих на бюджетную сбалансированность города Твери, минимизировать их последствия предполагается за счет:
- максимального наполнения (повышения собираемости) доходной части бюджета города Твери, в том числе посредством реализации Плана
мероприятий по мобилизации доходов бюджета города Твери, продолжения работы межведомственной комиссии по легализации теневой заработной платы и укреплению налоговой дисциплины;
- ограничения роста расходных обязательств при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов.
Начальник департамента финансов администрации города Твери |
О.И. Слобода |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.