Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением
министерства охраны
окружающей среды
Кировской области
от 27.01.2023 N 2
Порядок
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Кировской области
1. Общие положения
1.1. Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Кировской области (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и порядку накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Кировской области.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Кировской области от 06.06.2007 N 131-ЗО "Об отходах производства и потребления в Кировской области" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.
1.3. Настоящий Порядок обязателен для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, находящимися и осуществляющими любые виды деятельности на территории Кировской области, в результате которых образуются твердые коммунальные отходы (далее - ТКО).
Нарушение требований настоящего Порядка и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Кировской области и законодательством Российской Федерации.
1.4. В настоящем Порядке используются определения, термины и понятия, определенные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.5. Цели настоящего Порядка:
предотвращение образования несанкционированных мест накопления ТКО на территории Кировской области;
предотвращение вредного воздействия ТКО на окружающую среду;
использование ТКО (отдельных компонентов ТКО) в хозяйственной деятельности;
сокращение количества ТКО, поступающих на захоронение.
1.6. Действие настоящего Порядка распространяется на правоотношения, возникающие при накоплении ТКО.
1.7. Действие настоящего Порядка не распространяется на реализацию пилотных проектов по внедрению раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области.
2. Общие требования к накоплению ТКО
2.1. Накопление ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды и должно осуществляться с учетом требований экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.2. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
2.3. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует Информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в уполномоченный орган исполнительной власти, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Также региональный оператор может направлять данную информацию в соответствующий орган местного самоуправления Кировской области для включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО соответствующего муниципального образования.
2.3.1 Собственники отходов осуществляют раздельное накопление ТКО в населенных пунктах Кировской области. Установку в местах накопления ТКО контейнеров, бункеров для раздельного накопления ТКО, пунктов приема вторичного сырья и опасных отходов обеспечивают собственники отходов, региональный оператор, операторы по обращению с ТКО, органы местного самоуправления иные организации, осуществляющие установку пунктов приема вторичных ресурсов.
Контроль за деятельностью участников накопления ТКО (собственников отходов, операторов по обращению с отходами) в зоне своей Деятельности осуществляет региональный оператор по обращению с ТКО.
2.4. Ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО осуществляется в соответствии с Правилами.
2.5. Вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) или уполномоченным им лицом в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО с использованием специализированных транспортных средств.
Изъятие ТКО из мест (площадок) накопления ТКО иными лицами, не указанными в пункте 2.5 настоящего Порядка, запрещается.
2.6. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и перечень документов, необходимых для его заключения с потребителями, в том числе физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории Кировской области, в результате которой образуются ТКО, содержится в разделе I(1) Правил.
2.7. Частота вывоза ТКО определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Время вывоза ТКО определяется региональным оператором, который обязан проинформировать потребителей о графике вывоза ТКО.
2.8. Уборка ТКО, просыпавшихся при погрузке (выгрузке) ТКО в мусоровоз, производится персоналом регионального оператора ИЛИ уполномоченного им лица, осуществляющего транспортирование ТКО, незамедлительно.
2.9. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО складирование ТКО в местах накопления ТКО осуществляется потребителями следующими способами;
в контейнеры, расположенные в мусоросборных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором;
в пунктах приема вторичного сырья и опасных отходов I класса опасности (ртутьсодержащие лампы, стеклянный бой ртутных ламп и термометров о остатками ртути, отходы термометров ртутных).
3. Накопление ТКО в контейнерах, расположенных в мусоросборных камерах
3.1. Накопление ТКО в контейнерах, расположенных в мусоросборных камерах, осуществляется в многоквартирных домах, иных зданиях, оборудованных соответствующей внутридомовой инженерной системой (далее - мусоропровод).
3.2. В многоквартирных домах с мусоропроводами использование мусоропровода предусмотрено для накопления ТКО, не подлежащих сортировке. В случае организации раздельного накопления ТКО в многоквартирных домах с мусоропроводами устанавливается указатель места накопления ТКО, подлежащих сортировке. Дополнительно в многоквартирных домах могут устанавливаться указатели об отходах, запрещенных к сбрасыванию в мусоропровод.
3.3. Сбрасывание ТКО в загрузочный клапан должно производиться небольшими порциями; крупные части должны быть измельчены для свободного прохождения через загрузочный клапан; Мелкие и пылевидные фракции перед сбрасыванием в мусоропровод рекомендуется завернуть в пакеты, свободно размещающиеся в ковше клапана. Отходы, не поддающиеся измельчению, должны быть вынесены в сборник (контейнер) для дворового смета.
3.4. Не допускается сбрасывать в мусоропровод:
горящие, раскаленные или горячие отходы;
жидкие вещества, снег и лед;
крупногабаритные отходы, а также отходы, требующие усилий при их загрузке в ковш клапана мусоропровода;
биологические и медицинские отходы;
осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть;
отработанные элементы питания (батареи и аккумуляторы);
отходы, подлежащие утилизации или сортировке при организации раздельного накопления ТКО;
взрывоопасные вещества;
отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью человека, повредить или нетипичным образом загрязнить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО.
3.5. Содержание мусоропровода, включая мусоросборные камеры, контейнеров, расположенных в мусоросборных камерах, обеспечивается:
в многоквартирных домах - в зависимости от способа управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
в иных зданиях, оборудованных мусоропроводом, - собственниками таких зданий.
3.6. Мусоропровод, включая мусоросборные камеры, и контейнеры, расположенные в мусоросборных камерах, должны содержаться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эксплуатации мусоропроводов, в том числе в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
4. Накопление ТКО в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках
4.1. Контейнерные площадки должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления ТКО создаются:
органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
управляющими организациями (при создании контейнерной площадки как общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на земельном участке, являющемся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а также на земельном участке, принадлежащем управляющей организации на правах аренды, безвозмездного пользования);
собственниками помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме и указанные места (площадки) расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в доме.
юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями (контейнерная площадка принадлежит на праве частной собственности, создается на собственном (арендованном) земельном участке);
иными лицами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
4.2. Места накопления и сбора ТКО определяются схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО, утвержденной органом местного самоуправления, и учитываются органом местного самоуправления в реестре мест (площадок) накопления ТКО.
4.3. При организации контейнерных площадок, помимо требований, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Порядка, рекомендуется соблюдать следующие условия:
4.3.1. Предусматривать свободный подъездной путь к контейнерной площадке для мусоровозов шириной не менее 3,5 метра, пригодный для свободного проезда и маневрирования мусоровозов, в том числе исключающего движение задним ходом в жилых зонах и на придомовых территориях.
4.3.2. Располагать контейнерную площадку на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, способном выдерживать установку и выкатывание контейнеров без его повреждения, и таким образом, чтобы на контейнерной площадке не скапливались поверхностные воды. Предусматривать освещение (включая освещение подъездных путей) и ограждение с трех сторон контейнерной площадки высотой не менее 1 метра.
4.3.3. В случае если на контейнерной площадке установлены контейнеры без крышки, контейнерную площадку следует оборудовать ограждением по периметру с входом, позволяющим выкатывать контейнеры, и крышей для предотвращения раздувания ТКО ветром, попадания в контейнеры атмосферных осадков, а также доступа в них животных.
4.3.4. Контейнерная площадка должна иметь информационный указатель, содержащий сведения о периодичности (графике) вывоза ТКО, наименование и контактные данные организации, осуществляющей транспортирование ТКО, а также контакты лица, ответственного за содержание контейнерной площадки.
Контейнерная площадка может дополнительно оборудоваться указателями о местах Накопления биологических и химически активных отходов, осветительных приборов и электрических ламп, содержащих ртуть, батарей и аккумуляторов, медицинских отходов, в том числе находящихся на близлежащих контейнерных площадках, если площадка не оборудована контейнерами для накопления указанных отходов.
4.4. Контейнерная площадка должна регулярно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров (бункеров), а также подвергаться уборке, в том числе санитарной обработке.
Лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки, обеспечивает регулярную уборку контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, свободный доступ потребителей к контейнерам.
4.5. Контейнеры приобретаются лицами, указанными в п. 4.1 настоящего Порядка, региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также могут приобретаться операторами, оказывающими услугу по транспортированию ТКО.
Контейнеры, если иное не предусмотрено настоящим Порядком, должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую раздувание ТКО ветром, попадание в контейнер атмосферных осадков и доступ в него животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована ограждением и крышей (в этом случае контейнеры рекомендуется оборудовать колесиками).
Конструкция и технические характеристики контейнеров и бункеров должны обеспечивать возможность механизированной выгрузки контейнеров посредством применения специализированной техники.
4.6. Контейнеры и бункеры должны быть в технически исправном состоянии. Металлические контейнеры и бункеры, за исключением оцинкованных, должны быть окрашены.
4.7. В случае невозможности осуществления вывоза ТКО в результате нарушения требований к содержанию контейнерной площадки, установленных настоящим Порядком и законодательством Российской Федерации, региональный оператор или уполномоченное им лицо в течение одного рабочего дня информирует об этом ответственное за содержание контейнерной площадки лицо с приложением материалов фото- и (или) видеофиксации нарушения с указанием даты и времени, подтверждающих факт невозможности осуществления вывоза ТКО.
4.8. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из объема ТКО, образуемого потребителями, закрепленными за данной контейнерной площадкой, и установленных нормативов накопления ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
Количество и (или) объем контейнеров могут быть изменены по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме и (или) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при этом уменьшение количества и (или) вместимости контейнеров для несортированных ТКО допускается только при условии осуществления потребителями раздельного накопления ТКО.
4.9. Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО, образующихся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются собственником ТКО исходя из установленных нормативов накопления ТКО и (или) в соответствии с условиями заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
4.10. В контейнерах для ТКО запрещается размещать:
горящие, раскаленные или горячие отходы;
крупногабаритные отходы;
снег и лед;
биологические и медицинские отходы;
осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть;
батареи и аккумуляторы;
отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью человека, повредить или нетипичным образом загрязнить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию и размещению отходов.
4.11. Запрещается прессовать или уплотнять ТКО в контейнере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.
4.12. В случае систематического переполнения контейнеров лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки, извещает об этом регионального оператора для принятия мер по недопущению дальнейшего систематического переполнения контейнеров.
В случае если региональным оператором будет установлено, что систематическое переполнение контейнеров происходит по причине недостаточного количества установленных контейнеров, определенного в соответствии с пунктами 4.8 и 4.9 настоящего Порядка, региональный оператор не позднее 30 календарных дней с момента получения извещения о систематическом переполнении контейнеров уведомляет лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по приобретению и установке контейнеров, о необходимости увеличения числа контейнеров и (или) их объема.
Лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по приобретению и установке контейнеров, в течение 7 рабочих дней обеспечивает увеличение числа контейнеров и (или) их объема.
4.13. Потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО вправе приобретать контейнеры с учетом их соответствия техническим требованиям указанным в договоре на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Контейнеры потребителям коммунальной услуги по обращению с ТКО могут предоставляться региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО по соглашению сторон на основании соответствующих договоров.
В случае выявления повреждения или пропажи контейнеров лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки, и (или) оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию ТКО в зоне деятельности регионального оператора, уведомляют об этом регионального оператора не позднее 3 рабочих дней с момента выявления указанных обстоятельств.
Региональный оператор производит замену (ремонт) поврежденных и (или) пропавших контейнеров, принадлежавших ему на праве собственности или ином законном основании, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения уведомления о повреждении и (или) пропаже контейнеров.
Региональный оператор в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения уведомления о повреждении и (или) пропаже контейнеров уведомляет собственника или пользователя поврежденных и (или) пропавших контейнеров, не принадлежащих региональному оператору на праве собственности или ином законном основании, о необходимости замены (ремонта) или предоставления контейнеров.
Собственник (или пользователь) поврежденных контейнеров, не принадлежащих региональному оператору на праве собственности или ином законном основании, производит замену (ремонт) поврежденных и (или) пропавших контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в срок не позднее 7 рабочих дней с момента получения уведомления о повреждении и (или) пропаже контейнеров от регионального оператора.
4.14. Ответственность за обустройство (создание) и надлежащее содержание контейнерных площадок для накопления ТКО, приобретение контейнеров несут лица, установленные в п. 4.1 настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Накопление ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором
5.1. Накопление ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором и предназначенные для накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО, осуществляется на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО в местах, установленных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в случаях отсутствия технической возможности накопления ТКО иными способами, предусмотренными пунктом 10 Правил.
5.2. Региональный оператор предоставляет потребителю пакеты или Другие емкости, предназначенные для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, в порядке, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Накопление ТКО в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором и предназначенных для накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО, осуществляется в соответствии с условиями, определенными договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
7. Накопление крупногабаритных отходов
7.1. Накопление крупногабаритных отходов осуществляется:
в бункерах для накопления крупногабаритных отходов (далее - бункер), расположенных на контейнерных площадках;
на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальная площадка).
7.2. Запрещается складирование крупногабаритных отходов в контейнерах для ТКО, вне бункеров, расположенных на контейнерных площадках, и на прилегающей к местам (площадкам) накопления ТКО территории, а также в других не предназначенных для накопления крупногабаритных отходов местах.
7.3. Места расположения специальных площадок определяются в соответствии с реестрами мест (площадок) накопления ТКО и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
7.4. Специальная площадка должна соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Размер специальной площадки определяется исходя из норматива накопления на расчетную единицу.
7.5. Размеры и количество бункеров, установленных на контейнерной площадке, определяются региональным оператором с учетом нормы накопления крупногабаритных отходов и периодичности их вывоза.
7.6. Вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления производится регулярно по графику, но не реже одного раза в неделю, а также по заявкам собственников крупногабаритных отходов.
7.7. Время вывоза крупногабаритных отходов по заявке собственников крупногабаритных отходов определяется региональным оператором, но не может превышать 5 рабочих дней со времени поступления заявки. Крупногабаритные отходы должны располагаться в день вывоза в месте, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
7.8. Крупногабаритные отходы должны находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья человека, а также не должны создавать угроз для целости и технической исправности мусоровозов. Предоставленные к вывозу крупногабаритные отходы не должны быть заполнены другими отходами.
8. Накопление отходов электронного оборудования
8.1. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с "ГОСТ Р 55102-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов", утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.11.2012 N 803-ст.
К отходам электронного оборудования относятся отходы, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства, техника бытовая электронная, утратившая потребительские свойства, техника бытовая электрическая, утратившая потребительские свойства.
Прием отработавшего электронного оборудования может осуществляться следующими предприятиями:
1) производителями электротехнического и электронного оборудования, импортерами указанного оборудования, их ассоциациями, другими юридическими лицами, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности;
2) предприятиями по переработке отработавшего электротехнического и электронного оборудования;
3) специализированными пунктами сбора и хранения отработавшего электротехнического и электронного оборудования;
4) пунктами сбора вторичного сырья.
8.2. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется путем:
складирования на специальных площадках для накопления электронного оборудования;
складирования на контейнерных площадках в порядке, установленном региональными оператором;
передачи потребителями региональному оператору или оператору по обращению с ТКО по индивидуальной заявке для транспортирования на объекты накопления, хранения и (или) утилизации;
передачи его в мобильных приемных пунктах, организованных региональным оператором, производителями и импортерами электронного и электрического оборудования, их объединениями.
Отработавшее электронное оборудование должно находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья персонала Регионального оператора (уполномоченного им лица), осуществляющего его транспортирование, а также не должно создавать угроз для технической исправности мусоровозов.
8.3. Накопленные отходы электронного оборудования передаются организациям, осуществляющим извлечение компонентов, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.
8.4. Вывоз электронного оборудования с мест его накопления в целях его последующей утилизации производится Региональным оператором или уполномоченным им лицом регулярно по графику, но не реже одного раза в неделю, а также по заявкам собственников отработавшего электронного оборудования, организаций розничной торговли, осуществляющих продажу электронного оборудования. Частота вывоза отработавшего электронного оборудования определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, условиями договора на оказание услуг,
9. Накопление ртутьсодержащих отходов, а также батарей и аккумуляторов (за исключением автомобильных), утративших потребительские свойства
9.1. Накопление ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических и ртутьсодержащих ламп.
9.2. Запрещается складировать ртутьсодержащие отходы, а также батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, в контейнер для накопления ТКО.
9.3. Складирование отработанных ртутьсодержащих ламп, батарей и аккумуляторов (за исключением автомобильных) осуществляется следующими способами:
в специализированные контейнеры, расположенные в местах накопления, определенных собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами;
в специализированные контейнеры, расположенные в местах, определенных органами местного самоуправления (в части отработанных ртутьсодержащих ламп).
9.4. Накопление ртутьсодержащих отходов должно выполняться методами, исключающими их бой и разгерметизацию.
9.5. Накопленные отработанные ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы подлежат передаче в специализированные организации для их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания.
<< Назад |
>> 6. Раздельное накопление ТКО |
|
Содержание Распоряжение Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 27 января 2023 г. N 2 "Об утверждении Порядка накопления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.