Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 8 "Аленький цветочек" (ИНН 2629007822, ОГРН 1112651028676) и заинтересованного лица - государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову (ОГРН 1022603425525), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 17198 и 17199, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети "Интернет") и заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 8 "Аленький цветочек" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А63-8125/2012, установил следующее.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 8 "Аленький цветочек" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову (далее - пенсионный фонд) о признании недействительными решений от 28.12.2011 N 52 и от 10.01.2012 N 03602912 РК 0000207 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2012 (судья Филатов В.Е.) требования учреждения удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что представленный учреждением в установленный законом срок расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за III квартал 2011 года с ошибками не образует вменяемый состав правонарушения.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 24.08.2012 отменил решение суда в части признания недействительными решений от 28.12.2011 N 52 о привлечении к ответственности в виде 2 тыс. рублей штрафа и от 10.01.2012 N 03602912 РК 0000207 о привлечении к ответственности в виде 1 тыс. рублей штрафа, а также о взыскании 4 тыс. рублей государственной пошлины, в удовлетворении заявленных требований в этой части отказал. В остальной части суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции. Указав, что сведения, переданные учреждением пенсионному фонду с 14 по 18 ноября 2012 года содержали многочисленные ошибки информационного характера (неправильный расчет, противоречивые сведения), искажают достоверность необходимых реквизитов, что подтверждается протоколом отчетности пенсионного фонда и журналами форматно-голической проверки файла, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что ошибки допущены работниками учреждения при заполнении форм расчетов и сведений, что влечет наличие вины в действиях бюджетного учреждения в несвоевременном предоставлении документов и сведений. С учетом смягчающих ответственность обстоятельств (учреждение выполняет социально значимые функции, финансируется из бюджета, обладает недостаточным опытом по передаче сведений по средствам цифровых технологий, поскольку электронный документооборот введен недавно, правонарушение совершено впервые), суд апелляционной инстанции уменьшил размеры подлежащих взысканию штрафов по решению от 28.12.2011 N 52 до 2 тыс. рублей, по решению от 10.01.2012 N 03602912 РК 0000207 до 1 тыс. рублей.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за III квартал и 9 месяцев 2011 года направлен учреждением пенсионному фонду путем использования электронной системы "Контур-Экстерн" и программы "Крипто-про" в установленные пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сроки. В результате технических ошибок программы, был получен отрицательный статус протокола приема сведений. Данная отчетность отправлялась учреждением еще несколько дней - 15, 16, 17 и 18 ноября 2011 года. Только 18.11.2011 получен положительный статус протокола. Таким образом, учреждение предпринимало все меры для сдачи отчетности и исправления ошибок. Непредставление сведений в установленные сроки и представление неполных и (или) недостоверных сведений образуют два самостоятельных состава правонарушения. В действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ и пунктом 1 статьи 46 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Из резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции непонятно, в какой конкретно части отменено решение суда первой инстанции, не разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
В отзыве на кассационную жалобу пенсионный фонд просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению пенсионного фонда, документы, заполненные с нарушением постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (далее - постановление N 192п), в рамках законодательства об индивидуальном персонифицированном учете и о страховых взносах не считаются представленными. Учреждение представило сведения персонифицированного учета и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период - III квартал 2011 года только 18.11.2011, что образует состав правонарушение, за совершение которого учреждение привлечено к ответственности. То обстоятельство, что учреждение направляло указанные сведения по телекоммуникационным каналам связи в период с 14.11.2011 не может быть принято во внимание, поскольку сведения были представлены с нарушением требований постановления N 192п, не могли быть внесены в лицевые счета застрахованных лиц, в связи с чем учреждению отказано в приеме документов и ему направлен протокол контроля с указанием ошибок.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, пенсионный фонд провел камеральные проверки представленных учреждением в электронном виде расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за III квартал и 9 месяцев 2011 года.
По результатам проверки пенсионный фонд составил акты, на основании которых принял решения о привлечении учреждения к ответственности от 10.01.2012 N 03602912РК0000207 за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года по пункту 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания 14 161 рубля 40 копеек штрафа и от 28.12.2011 N 52 за представление с нарушением срока сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования за III квартал 2011 года по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 23 678 рублей 20 копеек штрафа.
Учреждение не согласилось с принятыми пенсионным фондом решениями и обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, сделал вывод о том, что допущенные учреждением ошибки при заполнении расчетов повлекли несвоевременное представление в пенсионный фонд указанных расчетов, что свидетельствует о наличии вины учреждения.
Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи - работодатели обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, поименованные в указанном пункте.
В целях персонифицированного учета организации подают сведения в пенсионный фонд по формам, утвержденным постановлением N 192п. Порядок представления сведений установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н).
Индивидуальные сведения и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования могут представляться организациями в электронном виде при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ, пункт 57 Инструкции N 987н).
После отправки отчета из Пенсионного фонда должно прийти извещение о доставке, которое подтверждает, что документы доставлены в пенсионный фонд, и протокол контроля, который содержит результаты проверки. Если ошибок в отчетности не обнаружено, то положительный протокол свидетельствует о принятии пакета документов. Если в документах есть ошибки либо несоответствия, то отрицательный протокол свидетельствует о том, что документы пенсионным фондом не приняты.
Организация имеет право при обнаружении ошибок в представленных отчетах по персонифицированному учету исправить либо дополнить представленные сведения (статья 15 Закона N 27-ФЗ, пункты 34 и 41 Инструкции N 987н).
Согласно пункту 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 46 Закона, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Сделав вывод о наличии вины учреждения в представлении пенсионному фонду в установленный срок ошибочных сведений и расчета, что, по мнению суда апелляционной инстанции, повлекло нарушение установленного срока направления указанных документов, суд апелляционной инстанции не учел, что, в соответствии с действующим законодательством, получив уведомление пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, учреждение вправе исправить недостатки в двухнедельный срок.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за III квартал и 9 месяцев 2011 года учреждение направило 14.11.2011 путем использования электронной системы "Контур-Экстерн" и программы "Крипто-про", т. е. в установленный законодательством срок. В результате технических ошибок программы учреждение получило отрицательный статус протокола приема сведений. Учреждение отправляло указанную отчетность пенсионному фонду еще несколько дней - 15, 16, 17 и 18 ноября 2011 года и только 18.11.2011 получило положительный статус протокола.
Кроме того, из содержания правовых норм содержащихся в статье 17 Закона N 27-ФЗ и пункта 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, а также расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Непредставление сведений в установленные сроки и представление неполных и (или) недостоверных сведений образуют два самостоятельных состава правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ и пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
Установив, что представленные учреждением сведения содержали ошибки, но фактически представлены в установленный законом срок, суд первой инстанции правомерно указал, что данные действия учреждения не образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ и пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ. При этом наличие в первоначально представленных сведениях ошибок не имеет правового значения.
Оценив в совокупности и взаимной связи фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях учреждения состава вменяемого ему нарушения пенсионного законодательства, поскольку первоначально учреждение представило сведения пенсионному фонду в установленный законом срок.
Поскольку суд первой инстанции установил все существенные для дела обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, при соблюдении норм процессуального права, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменив постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пользу учреждения с пенсионного фонда подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 тыс. рублей, а излишне уплаченная учреждением государственная пошлина в сумме 1 тыс. рублей (платежное поручение от 15.10.2012 N 734) подлежит возврату учреждению на основании статьи 333.40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 по делу N А63-8125/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2012 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 8 "Аленький цветочек" судебные расходы по кассационной жалобе в сумме 1 тыс. рублей.
Возвратить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 8 "Аленький цветочек" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 15.10.2012 N 734 государственную пошлину в сумме 1 тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.