Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
администрации г. Канска
от 20.01.2023 N 63
Программа
подготовки неработающего населения г. Канска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Настоящая программа является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Целью программы является подготовка неработающего населения (далее - население) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий.
Подготовка проводится как на плановых занятиях в учебно-консультационных пунктах ГОЧС (далее - УКП), так и путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий.
Руководители органов местного самоуправления рекомендуемую тематику занятий (темы и количество часов на их изучение) могут изменять с учетом:
территориальных особенностей;
отраслей производства;
степени подготовленности населения.
Основным планирующим документом для обучаемых является расписание занятий, составленное из расчета 12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени подготовленности обучаемых. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.
Работа учебно-консультационного пункта ГОЧС регламентируется годовым учебным планом, расписанием занятий и распорядком дня.
По окончании курса подготовки население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, должно:
а) знать:
основные средства и способы защиты от аварийно-химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), аварий и катастроф;
порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГОЧС на местах;
правила проведения эвакомероприятий в ЧС и военных конфликтах.
б) уметь:
пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
правильно действовать по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и речевым сообщениям органов управления ГОЧС в условиях ЧС, аварий и катастроф и военных конфликтах;
оказывать первую помощь;
защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.
При проведении занятий по всем темам программы серьезное внимание уделять выработке у слушателей психологической стойкости, уверенности в надежности средств и способов защиты от последствий чрезвычайных ситуаций, от опасностей военных конфликтов, готовности к выполнению задач в сложной обстановке и высокой ответственности за порученное дело.
Подготовку населения осуществлять:
путем проведения бесед, лекций, занятий согласно рекомендуемой тематике;
путем просмотра учебных видеозаписей и фильмов;
путем привлечения на учения и тренировки по месту жительства;
путем самостоятельного изучения пособий и памяток;
путем прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области гражданской обороны защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях большое место должны занимать видеофильмы. Они обладают широкими возможностями морально-психологического воздействия на людей, являются одним из эффективных средств пропаганды и подготовки населения. Видеоматериал раскрывает многие проблемы защиты населения и территорий, помогает в подготовке населения к осознанным действиям в сложных условиях. Руководитель занятий устанавливает последовательность демонстрации видеоматериала. Она может быть следующей:
изложение учебного материала перед демонстрацией видеороликов;
демонстрация с последующим объяснением (беседой) по содержанию записи и учебной теме;
чередование демонстрации отдельных частей и фрагментов с объяснением их содержания.
Кроме учебной программы для приобретения населением более глубоких и конкретных знаний необходимо систематически изучать:
памятки по действиям населения в ЧС и при военных конфликтах;
наставления по использованию индивидуальных и коллективных средств защиты;
инструкции по изготовлению и применению простейших средств защиты органов дыхания;
действия по сигналу оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и другие документы.
Для изучения указанного материала следует обратить внимание на самостоятельную работу населения. Однако, более предпочтительнее использовать разные формы обучения населения в учебно-консультационных пунктах ГОЧС.
Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям с населением.
Участие населения в тренировках позволяет практически отработать действия его в ЧС и при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Тренировки целесообразно организовывать с участием работников органов управления ГОЧС или членов КЧС и ПБ муниципального уровня.
Для качественной подготовки населения в учебно-консультационных пунктах ГОЧС целесообразно в их работу вносить:
практическую направленность;
спортивно-состязательный характер;
здоровую конкуренцию между учебными группами;
инициативное развитие обучаемых.
Занятия целесообразно проводить не только на собственной базе, но и на базах других организаций.
Учебные базы должны иметь необходимое имущество и оборудование, учебные и наглядные пособия. При этом предпочтение следует отдавать техническим средствам обучения, образцам защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной технике ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
На занятиях следует проводить дискуссии, обучающие игры, в том числе и компьютерные, использовать учебные кинофильмы, видео- и аудиоматериалы.
В процессе подготовки населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания в учебно-консультационных пунктах ГОЧС городов и районов края основное внимание необходимо обращать:
на выработку у населения точного представления о чрезвычайных ситуациях, характерных для мест их проживания, возможных реальных масштабов и последствий от них;
на отработку практических навыков по применению индивидуальных и коллективных средств защиты;
на воспитание чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций, от опасностей военных конфликтов;
на моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях;
на умение оказывать первую помощь.
Для поддержания учебно-консультационных пунктов ГОЧС на уровне современных требований необходимо постоянное их обновление и совершенствование. Это достигается применением современных форм и методов обучения, улучшением оснащения помещений УКП ГОЧС, оперативным отражением на стендах и в методических документах современных взглядов на теорию и практику ведения ГО и защиты от ЧС.
Общее руководство по подготовке населения в УКП ГОЧС осуществляют руководители органов местного самоуправления совместно с органами управления ГОЧС.
Учебно-тематический план
Цель обучения: формирование знаний и умений, навыков у неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий.
Категория обучаемых: неработающее население.
Продолжительность обучения: 12 часов - подготовка на базе учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС.
Режим занятий: по плану УКП ГОЧС.
Темы, виды занятий, количество часов
|
Наименование тем |
кол-во учебных часов |
||||
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная подготовка |
||
1 |
Обязанности населения по ГО и действиям в ЧС. Оповещение о ЧС. Действия населения по сигналу "Внимание всем!" |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, возможные на территории края, города (района). |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Защита продуктов питания, воды от заражения РВ, ОВ, БС. Санитарная обработка людей. |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
Аварийно-химически опасные вещества, их воздействие на организм человека. Предельно допустимые и поражающие концентрации. |
1 |
1 |
|
|
|
5 |
Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивной пыли, ОВ и АХОВ. Выполнение противопожарных мероприятий. |
1 |
1 |
|
|
|
6 |
Средства индивидуальной и медицинской защиты. Средства коллективной защиты. |
1 |
|
|
1 |
|
7 |
Защита населения путём эвакуации. |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации. |
1 |
1 |
|
|
|
9 |
Морально-психологическая подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в военных конфликтах. |
1 |
1 |
|
|
|
10 |
Оказание первой помощи |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
Зачёт |
1 |
|
1 |
|
|
Всего часов |
12 |
9 |
1 |
2 |
|
Содержание тем занятий
Тема 1. Обязанности населения по ГО и действиям в ЧС. Оповещение о ЧС. Действия населения по сигналу "Внимание всем!"
Учебные вопросы:
1. Основные задачи РСЧС в проведении единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды в ЧС и при военных конфликтах.
2. Основные обязанности населения в выполнении мероприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий. Порядок оповещения населения.
3. Действия населения по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" при нахождении дома, на улице.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, возможные на территории края, города (района)
Учебные вопросы:
1. Классификация чрезвычайных ситуаций.
2. Географические социально-экономические предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций на территории края (на территории).
3. Экологическая обстановка в крае (на территории).
Тема 3. Защита продуктов питания, воды от заражения РВ, ОВ, БС. Санитарная обработка людей
Учебные вопросы:
1. Защита продуктов питания и воды в домашних условиях. Создание запасов воды и порядок ее хранения.
2. Использование металлической и стеклянной посуды, полиэтиленовых пленок и клеенки, картонной и деревянной тары.
3. Нормы расхода воды на человека в день для приготовления пищи, питья и санитарно-гигиенических мероприятий.
4. Частичная и полная санитарная обработка.
Тема 4. Аварийно-химически опасные вещества, их воздействие на организм человека. Предельно допустимые и поражающие концентрации
Учебные вопросы:
1. Аварийно-химически опасные вещества (АХОВ). Хлор, его физико-химические свойства. Аммиак, его физико-химические свойства.
2. Признаки отравления АХОВ, средства индивидуальной защиты.
3. Предельно допустимые и поражающие концентрации АХОВ.
Тема 5. Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивной пыли, ОВ и АХОВ. Выполнение противопожарных мероприятий.
Учебные вопросы:
1. Заделывание щелей в дверях и окнах, установка уплотнителей для повышения защитных свойств дома (квартиры).
2. Противопожарные профилактические мероприятия в доме (квартире), жилом секторе. Создание запасов огнетушащих средств (воды, песка, огнетушителей).
Тема 6. Средства индивидуальной и медицинской защиты. Средства коллективной защиты.
Учебные вопросы:
1. Противогаз ГП-5, ГП-7.
2. Изготовление простейших средств защиты органов дыхания.
3. Медицинские средства защиты.
4. Средства коллективной защиты.
Тема 7. Защита населения путём эвакуации.
Учебные вопросы:
1. Эвакуация, ее цели. Принципы и способы эвакуации.
2. Эвакуационные органы. Порядок оповещения о начале эвакуации.
3. Подготовка людей к следованию в безопасный район: подготовка вещей, документов, продуктов питания и воды. Работы, которые необходимо выполнять в квартире (доме) перед убытием.
Тема 8. Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации.
Учебные вопросы:
1. Обязанности взрослого населения по защите детей.
2. Действия родителей, персонала детских домов, дошкольных учреждений, образовательных учреждений по защите детей.
3. Защита детей при нахождении их дома, на улице.
4. Особенности размещения детей в защитных сооружениях.
Тема 9. Морально-психологическая подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в военных конфликтах.
Учебные вопросы:
1. Задачи и содержание морально психологической подготовки населения.
2. Организация, формы и методы повышения морально психологической подготовки населения к действиям в ЧС, в военных конфликтах.
Тема 10. Оказание первой помощи.
Учебные вопросы:
1. Первая помощь при ранениях, кровотечениях. Приемы и способы остановки кровотечения. Применение табельных и подручных средств.
2. Правила и приемы наложения повязок на раны и обожженные участки тела при помощи индивидуального пакета, бинтов, марли и подручного материала.
3. Помощь при ожогах и обморожениях. Оказание помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
4. Помощь утопающему. Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
5. Помощь при переломах, ушибах и вывихах.
6. Основы ухода за больными.
Рекомендуемая тематика
тренировок неработающего населения при учебно-консультационных пунктах ГОЧС
1. Действия по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"
2. Действия при стихийном бедствии, характерном для данного района.
3. Частичная санитарная обработка при заражении радиоактивными веществами.
4. Заполнение защитного сооружения и порядок выхода из него.
5. Сбор неработающего населения на сборном эвакуационном пункте.
6. Получение СИЗ на пункте выдачи СИЗ и подготовка их к использованию.
7. Пользование индивидуальными противохимическими пакетами ИПП-11.
8. Пользование перевязочным пакетом медицинским ППМ.
9. Оказание помощи при поражении АХОВ.
10. Герметизация жилых помещений.
11. Защита продуктов питания и воды.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1. Оказание первой помощи.
Начальник Управления по делам ГО и ЧС г. Канска |
С.А. Цындренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.