Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика", утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2018 г. N 522 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 мая 2019 г. N 150, от 10 июля 2019 г. N 287, от 12 декабря 2019 г. N 545, от 8 июля 2020 г. N 382, от 18 сентября 2020 г. N 523, от 21 декабря 2020 г. N 716, от 19 мая 2021 г. N 195, от 6 декабря 2021 г. N 619, от 30 декабря 2021 г. N 740, от 21 января 2022 г. N 6, от 29 апреля 2022 г. N 196, от 27 мая 2022 г. N 238, от 14 июля 2022 г. N 351, от 11 ноября 2022 г. N 584).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Кабинета Министров |
О. Николаев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 03.02.2023 N 67
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика"
1. Позицию "Объемы финансирования Государственной программы с разбивкой по годам реализации" паспорта государственной программы Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика" (далее - Государственная программа) изложить в следующей редакции:
2. Абзацы двадцать четвертый - двадцать седьмой раздела II Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Основное мероприятие 1 "Организационные мероприятия" включает в себя мероприятия по формированию информационной поддержки, проведению комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением.
Основное мероприятие 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в отдельных отраслях экономики" включает в себя мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в секторах экономики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основное мероприятие 3 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде" направлено на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде в сопоставимых условиях и предполагает наряду с реализацией энергосберегающих проектов проведение мероприятий по увеличению оснащенности интеллектуальными приборами учета и увеличению доли энергоэффективного капитального ремонта.
Основное мероприятие 4 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в организациях с участием государства или муниципального образования" включает в себя мероприятия, направленные на снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды организациями с участием государства или муниципального образования в сопоставимых условиях, увеличение оснащенности приборами учета, обучение ответственных за энергосбережение и ряд иных мероприятий.".
3. Раздел III Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Раздел III. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, этапам и годам реализации Государственной программы)
Расходы Государственной программы формируются за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
При реализации Государственной программы используются различные инструменты государственно-частного партнерства, в том числе софинансирование за счет собственных средств юридических лиц и привлеченных ими заемных средств.
Общий объем финансирования Государственной программы в 2019 - 2035 годах составляет 27374501,8 тыс. рублей, в том числе средства:
федерального бюджета - 620427,5 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 742921,7 тыс. рублей;
местных бюджетов - 221000,0 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 25790130,1 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования Государственной программы на 1 этапе (в 2019 - 2025 годах) составит 25290066,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2019 году - 5318818,3 тыс. рублей;
в 2020 году - 5047412,3 тыс. рублей;
в 2021 году - 5546402,6 тыс. рублей;
в 2022 году - 4236205,5 тыс. рублей;
в 2023 году - 2391520,9 тыс. рублей;
в 2024 году - 1306088,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 1443596,1 тыс. рублей;
из них средства:
федерального бюджета - 6204273,5 тыс. рублей (2,5 процента), в том числе:
в 2019 году - 60216,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 29680,4 тыс. рублей;
в 2021 году - 62855,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 189094,6 тыс. рублей;
в 2023 году - 189285,6 тыс. рублей;
в 2024 году - 89295,9 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 457117,1 тыс. рублей (1,8 процента), в том числе:
в 2019 году - 15862,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 18192,9 тыс. рублей;
в 2021 году - 74309,6 тыс. рублей;
в 2022 году - 108741,9 тыс. рублей;
в 2023 году - 138242,5 тыс. рублей;
в 2024 году - 51335,1 тыс. рублей;
в 2025 году - 50433,1 тыс. рублей;
местных бюджетов - 51000,0 тыс. рублей (0,2 процента), в том числе:
в 2023 году - 17000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 17000,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 17000,0 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 24161499,1 тыс. рублей (95,5 процента), в том числе:
в 2019 году - 5242740,3 тыс. рублей;
в 2020 году - 4999539,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 5409238,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 3938369,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 2046992,8 тыс. рублей;
в 2024 году - 1148457,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 1376163,0 тыс. рублей.
На 2 этапе (в 2026 - 2030 годах) объем финансирования Государственной программы составит 1179300,5 тыс. рублей, из них средства:
республиканского бюджета Чувашской Республики - 141261,5 тыс. рублей (12,0 процента);
местных бюджетов - 85000,0 тыс. рублей (7,2 процента);
внебюджетных источников - 953039,0 тыс. рублей (80,8 процента).
На 3 этапе (в 2031 - 2035 годах) объем финансирования Государственной программы составит 905135,1 тыс. рублей, из них средства:
республиканского бюджета Чувашской Республики - 144543,1 тыс. рублей (16,0 процента);
местных бюджетов - 85000,0 тыс. рублей (9,4 процента);
внебюджетных источников - 675592,0 тыс. рублей (74,6 процента).
Объем финансирования Государственной программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования Государственной программы приведены в приложении N 2 к Государственной программе.
Подпрограммы Государственной программы приведены в приложениях N 3-6 к Государственной программе.".
4. В разделе "Подпрограмма "Инновационное развитие промышленности Чувашской Республики" приложения N 1 к Государственной программе:
пункты 10 и 11 изложить в следующей редакции:
пункт 14 изложить в следующей редакции:
5. В приложении N 2 к Государственной программе:
позицию "Государственная программа Чувашской Республики" изложить в следующей редакции:
позицию "Подпрограмма 1" изложить в следующей редакции:
позицию "Основное мероприятие 9" изложить в следующей редакции:
позицию "Основное мероприятие 12" изложить в следующей редакции:
позицию "Подпрограмма 2" изложить в следующей редакции:
позицию "Основное мероприятие 2" изложить в следующей редакции:
позиции "Основное мероприятие 1" - "Основное мероприятие 4" подпрограммы 4 изложить в следующей редакции:
6. В приложении N 3 к Государственной программе:
в паспорте подпрограммы "Инновационное развитие промышленности Чувашской Республики" Государственной программы (далее - подпрограмма):
позицию "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы" изложить в следующей редакции:
позиции "Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам реализации" и "Ожидаемые результаты реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:
в наименовании раздела I подпрограммы слова "муниципальных районов," исключить;
в разделе II подпрограммы:
абзацы девяносто девятый - сто первый изложить в следующей редакции:
"в 2023 году - 408,0 млн. рублей;
в 2024 году - 679,0 млн. рублей;
в 2025 году - 415,0 млн. рублей;";
абзацы сто пятый - сто седьмой изложить в следующей редакции:
"в 2023 году - 1161,0 млн. рублей;
в 2024 году - 2185,0 млн. рублей;
в 2025 году - 1374,0 млн. рублей;";
абзацы сто тринадцатый и сто четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"в 2024 году - 42,0 млн. рублей;
в 2025 году - 142,0 млн. рублей.";
в разделе IV подпрограммы:
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования подпрограммы в 2019 - 2035 годах составит 24002029,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 498721,4 тыс. рублей;";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"Прогнозируемый объем финансирования подпрограммы на 1 этапе (в 2019 - 2025 годах) составит 23863571,0 тыс. рублей, в том числе:";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"в 2023 году - 2126761,2 тыс. рублей;";
абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"федерального бюджета - 498721,4 тыс. рублей (2,1 процента), в том числе:";
абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
"в 2023 году - 150645,6 тыс. рублей;";
в приложении к подпрограмме:
позицию "Подпрограмма" изложить в следующей редакции:
позицию "Основное мероприятие 9" изложить в следующей редакции:
позицию "Мероприятие 9.10" изложить в следующей редакции:
позиции "Основное мероприятие 12", "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, увязанные с основным мероприятием 12", "Мероприятие 12.1", "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, увязанные с мероприятием 12.1", "Мероприятие 12.2" и "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, увязанные с мероприятием 12.2" изложить в следующей редакции:
позиции "Мероприятие 12.4" и "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, увязанные с мероприятием 12.4" изложить в следующей редакции:
7. В приложении N 4 к Государственной программе:
позицию "Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам реализации" паспорта подпрограммы "Качество" Государственной программы (далее - подпрограмма) изложить в следующей редакции:
в наименовании, абзаце четвертом раздела I подпрограммы слова "муниципальных районов," исключить;
в разделе IV подпрограммы:
в абзаце втором цифры "28922,0" заменить цифрами "28899,5";
в абзаце третьем цифры "24967,0" заменить цифрами "24944,5";
в абзаце девятом цифры "8993,0" заменить цифрами "8970,5";
в абзаце четырнадцатом цифры "20917,0" заменить цифрами "22894,5";
в абзаце восемнадцатом цифры "8783,0" заменить цифрами "8760,5";
в приложении к подпрограмме:
позицию "Подпрограмма" изложить в следующей редакции:
позицию "Основное мероприятие 2" изложить в следующей редакции:
позицию "Мероприятие 2.1" изложить в следующей редакции:
8. В наименовании раздела I подпрограммы "Внедрение композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры, спорта и других сферах экономики Чувашской Республики" (приложение N 5 к Государственной программе) слова "муниципальных районов," исключить.
9. В приложении N 6 к Государственной программе:
в паспорте подпрограммы "Энергосбережение в Чувашской Республике" Государственной программы (далее - подпрограмма):
позиции "Цель подпрограммы" и "Задачи подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Цель подпрограммы |
- |
энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве, передаче, потреблении энергетических ресурсов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду |
раздел I подпрограммы изложить в следующей редакции:
"Раздел I. Приоритеты и цель подпрограммы, общая характеристика участия органов местного самоуправления муниципальных округов и городских округов в реализации подпрограммы
1. Анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Чувашской Республики
Подпрограмма разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При разработке подпрограммы также учитывались положения следующих нормативных правовых актов:
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды";
постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения";
приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 августа 2014 г., регистрационный N 33449);
приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный N 33293);
приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 707 "Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 февраля 2020 г., регистрационный N 57630);
приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 августа 2021 г., регистрационный N 64515);
приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 июля 2021 г. N 419 "Об утверждении Порядка определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2021 г., регистрационный N 64667).
Комплексная направленность подпрограммы обусловлена необходимостью решения задач в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех сферах экономики Чувашской Республики.
Реализация подпрограммы на уровне региона будет определяться качеством исполнения программ энергосбережения государственных учреждений Чувашской Республики, муниципальных программ энергосбережения, а также выполнения мероприятий, указанных в настоящей подпрограмме, их своевременной и качественной актуализацией.
Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах взаимодействия, разделения полномочий и ответственности между всеми участниками и исполнителями подпрограммы.
Приоритетами политики Чувашской Республики в рамках настоящей подпрограммы являются:
создание надежной системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих разработке и реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования в реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
повышение информированности общества о состоянии и деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В качестве первичных энергетических ресурсов в Чувашской Республике используются природный газ, продукты нефтепереработки, уголь и прочее твердое топливо. Соответствующий топливно-энергетический баланс (далее также - ТЭБ) Чувашской Республики за 2021 год приведен в табл. 1.
Таблица 1
ТЭБ Чувашской Республики за 2021 год
(т усл. топл.)
N пп |
Наименование |
Номер строки баланса |
Уголь |
Сырая нефть |
Нефтепродукты |
Природный газ |
Прочее твердое топливо |
Гидроэнергия и НВИЭ |
Атомная энергия |
Электрическая энергия |
Тепловая энергия |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Производство энергетических ресурсов |
1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2516,00 |
256343,81 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
258859,81 |
2. |
Ввоз |
2 |
6677,64 |
0,00 |
522712,51 |
2771194,09 |
516,84 |
0,00 |
0,00 |
235170,11 |
0,00 |
3536271,19 |
3. |
Вывоз |
3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-127379,66 |
0,00 |
-127379,66 |
4. |
Изменение запасов |
4 |
1125,61 |
0,00 |
1623,80 |
0,00 |
-139,46 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2609,95 |
5. |
Потребление первичной энергии |
5 |
5552,03 |
0,00 |
521088,71 |
2771194,09 |
3172,30 |
256343,81 |
0,00 |
107790,45 |
0,00 |
3665141,39 |
6. |
Статистическое расхождение |
6 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. |
Производство электрической энергии |
7 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-286106,21 |
0,00 |
-256343,81 |
0,00 |
542450,02 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Производство тепловой энергии |
8 |
-5552,03 |
0,00 |
-5578,90 |
-1068034,99 |
-3172,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1082338,22 |
0,00 |
9. |
Теплоэлектростанции |
8.1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-606325,54 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
606325,54 |
0,00 |
10. |
Котельные |
8.2 |
-5552,03 |
0,00 |
-5578,90 |
-461709,45 |
-3172,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
476012,68 |
0,00 |
11. |
Электрокотельные и теплоутилизационные установки |
8.3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
12. |
Преобразование топлива |
9 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
13. |
Переработка нефти |
9.1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
14. |
Переработка газа |
9.2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
15. |
Обогащение угля |
9.3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
16. |
Собственные нужды |
10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-1840,64 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-1840,64 |
17. |
Потери при передаче |
11 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-8783,26 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-61838,43 |
-87181,79 |
-157803,48 |
18. |
Конечное потребление энергетических ресурсов |
12 |
0,00 |
0,00 |
515509,81 |
1406428,99 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
588402,04 |
995156,43 |
3505497,27 |
19. |
Сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство |
13 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
14256,11 |
0,00 |
14256,11 |
20. |
Промышленность |
14 |
0,00 |
0,00 |
224131,26 |
526270,95 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
162742,56 |
359472,03 |
1272616,80 |
21. |
Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение |
14.1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
18838,77 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
22249,65 |
0,00 |
41088,42 |
22. |
Агропромышленный комплекс |
14.2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
135177,87 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
13018,42 |
0,00 |
148196,29 |
23. |
Агрохимическая промышленность |
14.3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4025,34 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
56187,09 |
0,00 |
60212,43 |
24. |
Металлургическая промышленность |
14.4 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
710,18 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1356,01 |
0,00 |
2066,19 |
25. |
Нефтехимическая промышленность |
14.5 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
46936,76 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
46936,76 |
26. |
Электроэнергетика |
14.6 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
15650,83 |
0,00 |
15650,83 |
27. |
Прочая промышленность |
14.7 |
0,00 |
0,00 |
224131,26 |
320582,03 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
54280,56 |
359472,03 |
958465,88 |
28. |
Строительство |
15 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
11376,84 |
0,00 |
11376,84 |
29. |
Транспорт и связь |
16 |
0,00 |
0,00 |
100074,07 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
112953,93 |
0,00 |
213028,00 |
30. |
Железнодорожный |
16.1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
29609,61 |
0,00 |
29609,61 |
31. |
Трубопроводный |
16.2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
71073,23 |
0,00 |
71073,23 |
32. |
Автомобильный |
16.3 |
0,00 |
0,00 |
88504,81 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4679,11 |
0,00 |
93183,92 |
33. |
Прочий |
16.4 |
0,00 |
0,00 |
11569,26 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7591,98 |
0,00 |
19161,24 |
34. |
Сфера услуг |
17 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
207053,66 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
145399,81 |
203150,60 |
555604,07 |
35. |
Население |
18 |
0,00 |
0,00 |
191304,48 |
673104,38 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
141672,79 |
432533,80 |
1438615,45 |
36. |
Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды |
19 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Основную долю использования первичных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) составляет природный газ - 76 процентов.
Наиболее крупными потребителями ТЭР являются население (41 процент) и промышленный комплекс (36,3 процента).
1.1. Электрическая энергия
Основной объем электропотребления в Чувашской Республике приходится на промышленность (27,7 процента), население (24,17 процента), транспорт и связь (19,27 процента, из которых наибольшую долю занимают затраты на транспортировку ТЭР и электрифицированный общественный транспорт), сферу услуг (24,77 процента, включая бюджетный сектор).
Основной объем электропотребления приходится на гг. Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарский муниципальный округ (78 процентов).
Городской электрифицированный транспорт (ГЭТ) является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в городской инфраструктуре. В себестоимости услуг ГЭТ весьма существенную долю составляют затраты на электроэнергию. На конец 2021 года на балансе муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта (НМУПТТ) числилось 297 единиц техники.
Энергосистема Чувашской Республики входит в состав объединенной энергетической системы Средней Волги, расположена на территории Чувашской Республики и входит в операционную зону филиала АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики - Чувашии".
Энергосистема Чувашской Республики связана с энергосистемой Нижегородской области (входит в операционную зону филиала АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики - Чувашии"), энергосистемой Республики Марий Эл (входит в операционную зону филиала АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики - Чувашии"), энергосистемой Республики Татарстан (входит в операционную зону филиала АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Татарстан", энергосистемой Республики Мордовия (входит в операционную зону филиала АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Пензенской области и Республики Мордовия").
Основными субъектами электроэнергетики в энергосистеме Чувашской Республики являются:
филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики - Чувашии" (функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики);
филиал "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс" (производство электрической и тепловой энергии, транспортировка и реализация тепловой энергии);
филиал публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" - "Чебоксарская ГЭС" (далее - филиал ПАО "РусГидро" - "Чебоксарская ГЭС") (производство электрической энергии);
филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - Средневолжское предприятие магистральных электрических сетей (передача электрической энергии, оперативное управление, эксплуатация и услуги по присоединению к электрическим сетям напряжением 220, 500 кВ);
филиал ПАО "Россети Волга" - "Чувашэнерго" (передача электрической энергии, оперативное управление, эксплуатация и услуги по присоединению к электрическим сетям напряжением 110 кВ и ниже);
АО "Чувашская энергосбытовая компания" (сбыт электрической энергии потребителям Чувашской Республики).
По состоянию на 31 декабря 2022 г. деятельность осуществляют 38 территориальных сетевых организаций. Гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Чувашской Республики является АО "Чувашская энергосбытовая компания", а также представлены другие энергосбытовые компании.
В состав энергосистемы Чувашской Республики входят генерирующие мощности Чебоксарской ТЭЦ-2 и Новочебоксарской ТЭЦ-3 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс", филиала ПАО "РусГидро" - "Чебоксарская ГЭС".
Перечень электростанций энергосистемы Чувашской Республики с указанием собственника приведен в табл. 2.
Таблица 2
Перечень электростанций энергосистемы Чувашской Республики, их установленная мощность
Наименование электростанции |
Собственник |
Установленная мощность, МВт |
Чебоксарская ТЭЦ-2 |
ПАО "Т Плюс" |
460 |
Новочебоксарская ТЭЦ-3 |
ПАО "Т Плюс" |
351 |
Чебоксарская ГЭС |
ПАО "РусГидро" |
1370 |
Строительство и вывод из эксплуатации электрических станций, установленная мощность которых превышает 5 МВт, не предусмотрены.
Прогнозное потребление электрической энергии по направлениям, в том числе с учетом мероприятий настоящей подпрограммы, отражено в однопродуктовом топливно-энергетическом балансе электрической энергии до 2030 года (табл. 3).
Таблица 3
Однопродуктовый топливно-энергетический баланс электрической энергии до 2030 года
(т усл. топл.)
N пп |
Строка топливно-энергетического баланса |
Номер строки баланса |
Электрическая энергия |
||||||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Производство энергетических ресурсов |
1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2. |
Ввоз |
2 |
209098,39 |
235170,11 |
221832,48 |
221832,48 |
221832,48 |
221832,48 |
221832,48 |
221832,48 |
221832,48 |
221832,48 |
221832,48 |
3. |
Вывоз |
3 |
-169936,07 |
-127379,66 |
-73863,48 |
-128106,48 |
-133395,48 |
-109410,48 |
-82227,48 |
-80136,48 |
-80136,48 |
-80136,48 |
-80136,48 |
4. |
Изменение запасов |
4 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Потребление первичной энергии |
5 |
39162,32 |
107790,45 |
147969,00 |
93726,00 |
88437,00 |
112422,00 |
139605,00 |
141696,00 |
141696,00 |
141696,00 |
141696,00 |
6. |
Статистическое расхождение |
6 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. |
Производство электрической энергии |
7 |
555971,71 |
542450,02 |
501716,99 |
557928,01 |
566292,01 |
542061,00 |
516354,01 |
515739,00 |
515739,00 |
515739,00 |
515739,01 |
8. |
Производство тепловой энергии |
8 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9. |
Теплоэлектростанции |
8.1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
10. |
Котельные |
8.2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
11. |
Электрокотельные и теплоутилизационные установки |
8.3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
12. |
Потери при передаче |
11 |
-56597,79 |
-61838,43 |
-61600,35 |
-61601,59 |
-61706,62 |
-61498,36 |
-61452,15 |
-61405,64 |
-61221,43 |
-61037,76 |
-60854,66 |
13. |
Конечное потребление энергетических ресурсов |
12 |
538536,24 |
588402,04 |
588085,64 |
590052,42 |
593022,39 |
592984,64 |
594506,86 |
596029,36 |
596213,57 |
596397,24 |
596580,35 |
14. |
Сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство |
13 |
13047,93 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
14256,11 |
15. |
Промышленность |
14 |
148950,47 |
162742,56 |
177949,68 |
178119,49 |
178350,40 |
178485,28 |
178644,41 |
177465,51 |
177465,51 |
177465,51 |
177465,51 |
16. |
Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение |
14.1 |
20364,04 |
22249,65 |
24328,72 |
24351,93 |
24383,50 |
24401,94 |
24423,70 |
24262,52 |
24262,52 |
24262,52 |
24262,52 |
17. |
Агропромышленный комплекс |
14.2 |
11915,13 |
13018,42 |
14234,89 |
14248,48 |
14266,95 |
14277,74 |
14290,47 |
14196,16 |
14196,16 |
14196,16 |
14196,16 |
18. |
Агрохимическая промышленность |
14.3 |
51425,36 |
56187,09 |
61437,37 |
61496,00 |
61575,72 |
61622,29 |
61677,23 |
61270,21 |
61270,21 |
61270,21 |
61270,21 |
19. |
Металлургическая промышленность |
14.4 |
1241,09 |
1356,01 |
1482,72 |
1484,14 |
1486,06 |
1487,18 |
1488,51 |
1478,69 |
1478,69 |
1478,69 |
1478,69 |
20. |
Нефтехимическая промышленность |
14.5 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
21. |
Электроэнергетика |
14.6 |
14324,45 |
15650,83 |
17113,28 |
17129,61 |
17151,82 |
17164,79 |
17180,09 |
17066,72 |
17066,72 |
17066,72 |
17066,72 |
22. |
Прочая промышленность |
14.7 |
49680,40 |
54280,56 |
59352,70 |
59409,33 |
59486,35 |
59531,34 |
59584,41 |
59191,21 |
59191,21 |
59191,21 |
59191,21 |
23. |
Строительство |
15 |
10412,67 |
11376,84 |
12439,92 |
12451,79 |
12467,93 |
12477,36 |
12488,49 |
12406,07 |
12406,07 |
12406,07 |
12406,07 |
24. |
Транспорт и связь |
16 |
103381,34 |
112953,93 |
123508,65 |
123626,52 |
123786,79 |
123880,40 |
123990,84 |
123172,62 |
123172,62 |
123172,62 |
123172,62 |
25. |
Железнодорожный |
16.1 |
27100,26 |
29609,61 |
32376,41 |
32407,31 |
32449,32 |
32473,86 |
32502,81 |
32288,32 |
32288,32 |
32288,32 |
32288,32 |
26. |
Трубопроводный |
16.2 |
65049,93 |
71073,23 |
77714,51 |
77788,67 |
77889,52 |
77948,42 |
78017,91 |
77503,07 |
77503,07 |
77503,07 |
77503,07 |
27. |
Автомобильный |
16.3 |
4282,57 |
4679,11 |
5116,34 |
5121,22 |
5127,86 |
5131,74 |
5136,32 |
5102,42 |
5102,42 |
5102,42 |
5102,42 |
28. |
Прочий |
16.4 |
6948,58 |
7591,98 |
8301,39 |
8309,32 |
8320,09 |
8326,38 |
8333,80 |
8278,81 |
8278,81 |
8278,81 |
8278,81 |
29. |
Сфера услуг |
17 |
133077,50 |
145399,81 |
116841,76 |
117078,10 |
118195,54 |
116460,22 |
116227,49 |
118340,53 |
117020,86 |
115685,60 |
114334,60 |
30. |
Население |
18 |
129666,33 |
141672,79 |
143089,52 |
144520,41 |
145965,62 |
147425,27 |
148899,52 |
150388,52 |
151892,40 |
153411,33 |
154945,44 |
31. |
Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды |
19 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Потребление электрической энергии в натуральном выражении прогнозируется с небольшим ростом в силу следующих причин:
изменение потерь электрической энергии преимущественно в сетях 0,4 кВ;
высокая концентрация электробытовых приборов у населения;
увеличение объема использования электрозарядных станций для электроавтомобилей, что повлечет за собой увеличение количества автотранспортных средств, использующих электрическую энергию в виде топлива, на территории Чувашской Республики;
увеличение потребления электрической энергии промышленным комплексом за счет строительства промышленных предприятий, в том числе на территории особой экономической зоны в г. Новочебоксарске.
Показателем эффективности работы объектов электроэнергетики в Чувашской Республике является повышение уровня энергобезопасности хозяйственного комплекса республики и социальной сферы.
Основными направлениями деятельности объектов электроэнергетики являются:
надежное энергоснабжение хозяйственного комплекса Чувашской Республики и социальной сферы в условиях прогнозируемого экономического развития и увеличения объемов энергопотребления;
создание технических основ надежного энергоснабжения и гарантированного доступа всех субъектов экономической деятельности к источникам электрической энергии, а источников - к сетям.
Основными задачами повышения эффективности объектов электроэнергетики в Чувашской Республике являются:
экономическая и энергетическая эффективность решений, основанная на оптимизации режимов работы энергосистемы Чувашской Республики;
координированное развитие в Чувашской Республике магистральной и распределительной электросетевой инфраструктуры, генерирующих мощностей, соответствующее инвестиционным программам развития субъектов электроэнергетики, расположенных на территории Чувашской Республики;
публичность и открытость государственных инвестиционных стратегий и решений.
1.2. Тепловая энергия
В 2021 году производство тепловой энергии на территории Чувашской Республики на нужды отопления, горячего водоснабжения и производственные нужды осуществляли 1223 источника теплоснабжения, из них 30 на твердом топливе и 2 - на жидком топливе. В общем числе источников теплоснабжения преобладают котельные мощностью до 3 Гкал/ч в количестве 1104 единиц.
Крупными объектами теплогенерации в Чувашской Республике являются Чебоксарская ТЭЦ-2 и Новочебоксарская ТЭЦ-3 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс".
Наибольшее потребление тепловой энергии в Чувашской Республике распределено между следующими направлениями использования: промышленностью (36,1 процента), населением (43,5 процента), сферой услуг (20,4 процента, включая бюджетный сектор).
В качестве основных проблем, которые требуют решения на ближайшую перспективу и которым уделяется повышенное внимание при развитии теплосетевого комплекса Чувашской Республики, необходимо отметить:
низкую энергоэффективность производства тепловой энергии;
сверхнормативный износ тепловых сетей;
недостаточную оснащенность котельных автоматизированными системами контроля и управления технологическим оборудованием, а также приборами контроля и учета выработки тепловой энергии;
сверхнормативные потери через ограждающие конструкции на стороне потребителя.
Прогнозное потребление тепловой энергии в составе однопродуктового топливно-энергетического баланса на территории Чувашской Республики представлено в табл. 4.
Изменение потребления тепловой энергии в сторону увеличения обусловлено ростом жилой застройки, заложенным в соответствующих градостроительных документах муниципальных образований, тогда как снижение потребления отражает введение в строй взамен существующего того или иного теплопроизводящего оборудования с повышенными с точки зрения энергоэффективности характеристиками в соответствии с производственными программами, концессионными соглашениями, реализацией энергосберегающих мероприятий.
Таблица 4
Однопродуктовый топливно-энергетический баланс тепловой энергии до 2030 года
(т усл. топл.)
N пп |
Строка топливно-энергетического баланса |
Номер строки баланса |
Тепловая энергия |
||||||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1. |
Производство тепловой энергии |
8 |
951101,74 |
1082338,22 |
1147871,18 |
1124733,73 |
1116317,37 |
1140535,42 |
1166239,80 |
1166832,18 |
1166805,29 |
1166791,49 |
1166768,52 |
2. |
Теплоэлектростанции |
8.1 |
733866,65 |
606325,54 |
670220,89 |
647026,01 |
638662,01 |
662893,01 |
688600,01 |
689215,01 |
689215,01 |
689215,01 |
689215,01 |
3. |
Котельные |
8.2 |
217235,09 |
476012,68 |
477650,29 |
477707,72 |
477655,36 |
477642,41 |
477639,79 |
477617,17 |
477590,28 |
477576,48 |
477553,51 |
4. |
Потери при передаче |
11 |
-76610,76 |
-87181,79 |
-92460,43 |
-90596,73 |
-89918,78 |
-91869,54 |
-93940,02 |
-93987,73 |
-93985,56 |
-93984,46 |
-93982,60 |
5. |
Конечное потребление энергетических ресурсов |
12 |
874490,98 |
995156,43 |
1055410,75 |
1034137,00 |
1026398,59 |
1048665,88 |
1072299,78 |
1072844,45 |
1072819,73 |
1072807,03 |
1072785,92 |
6. |
Промышленность |
14 |
315885,06 |
359472,03 |
381237,19 |
373552,65 |
370757,37 |
378800,80 |
387337,87 |
387534,62 |
387525,69 |
387521,10 |
387513,48 |
7. |
Сфера услуг |
17 |
178518,03 |
203150,60 |
215450,88 |
211108,07 |
209528,36 |
214073,99 |
218898,60 |
219009,79 |
219004,74 |
219002,15 |
218997,84 |
8. |
Население |
18 |
380087,89 |
432533,80 |
458722,68 |
449476,28 |
446112,86 |
455791,09 |
466063,31 |
466300,04 |
466289,30 |
466283,78 |
466274,60 |
1.3. Природный газ
Наибольшее потребление природного газа в Чувашской Республике приходится на промышленность (37,4 процента), население (47,9 процента), сферу услуг (14,7 процента, включая бюджетный сектор).
Уровень газификации Чувашской Республики, по данным технического паспорта газового хозяйства АО "Газпром газораспределение Чебоксары", по состоянию на 1 января 2022 г. составил 78,4 процента.
Основным видом топлива для предприятий топливно-энергетического комплекса, снабжающих потребителей тепловой энергией, является природный газ. Доля других видов топлива несущественна.
Основными субъектами газоснабжения в Чувашской Республике являются:
АО "Газпром газораспределение Чебоксары" - газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку природного газа по распределительным сетям до потребителей и эксплуатацию объектов газового хозяйства.
ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" - региональная компания, обеспечивающая реализацию природного газа всем категориям потребителей, надежное и бесперебойное газоснабжение и оперативное управление режимами газоснабжения.
Основными факторами, влияющими на увеличение потребления газа, являются строительство автоматизированных блочно-модульных котельных на территории Чувашской Республики, а также газификация населенных пунктов Чувашской Республики, предусмотренные подпрограммой "Газификация Чувашской Республики" государственной программы Чувашской Республики "Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 588, что предполагает до 2030 года увеличение уровня газификации Чувашской Республики до 78,97 процента, а с учетом природного газа и сжиженного углеводородного газа - до 79 процентов, в том числе с учетом замещения используемых населением твердых и иных альтернативных видов топлива, что в свою очередь повлечет за собой увеличение расхода газа.
Прогнозное потребление природного газа по годам в разрезе направлений использования ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" приведено в табл. 5.
Таблица 5
Прогнозное потребление природного газа по годам в разрезе направлений использования
(тыс. куб. метров)
N пп |
Направление использования |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение |
16324,8 |
21481,4 |
35710 |
35710 |
35710 |
35710 |
35710 |
35710 |
35710 |
35710 |
2. |
Агропромышленный комплекс |
117139 |
124356 |
120956 |
120956 |
120956 |
120956 |
120956 |
120956 |
120956 |
120956 |
3. |
Агрохимическая промышленность |
3488,16 |
3901,6 |
4944 |
4944 |
4944 |
4944 |
4944 |
4944 |
4944 |
4944 |
4. |
Коммунально-бытовые потребители |
273281 |
167592 |
140027 |
141527 |
141527 |
141527 |
141527 |
141527 |
141527 |
141527 |
5. |
Металлургическая промышленность |
615,41 |
1072,8 |
1190 |
1190 |
1190 |
1190 |
1190 |
1190 |
1190 |
1190 |
6. |
Население |
583279 |
546730 |
556070 |
557500 |
557500 |
558000 |
558000 |
559000 |
560000 |
561000 |
7. |
Нефтехимическая промышленность |
500785 |
40673,1 |
45651 |
45651 |
45651 |
45651 |
45651 |
45651 |
45651 |
45651 |
8. |
Собственное потребление (прочее) |
16506,8 |
17269,3 |
28800 |
28800 |
28800 |
28800 |
28800 |
28800 |
28800 |
28800 |
9. |
Оборонная промышленность |
1054,2 |
1113,5 |
1296,4 |
1296,4 |
1296,4 |
1296,4 |
1296,4 |
1296,4 |
1296,4 |
1296,4 |
10. |
Прочие отрасли |
260240 |
323710 |
237902 |
239902 |
240402 |
240402 |
240402 |
240402 |
240402 |
240402 |
11. |
Электроэнергетика |
219367 |
789049 |
820324 |
820324 |
820324 |
820324 |
820324 |
820324 |
820324 |
820324 |
12. |
Итого |
1992080 |
2036949 |
1992870 |
1997800 |
1998300 |
1998800 |
1998800 |
1999800 |
2000800 |
2001800 |
В табл. 5 не отражены объемы, поставляемые иными поставщиками на территории Чувашской Республики. Соответствующие базовые объемы потребления природного газа на 2021 год составили 409 301 тыс. куб. метров.
2. Цель, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Чувашской Республики
Основной целью подпрограммы являются энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве, передаче, потреблении энергетических ресурсов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Достижению поставленной в подпрограмме цели способствует решение следующих задач:
снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды организациями с участием государства или муниципального образования в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета;
снижение потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде в сопоставимых условиях с проведением мероприятий по увеличению оснащенности интеллектуальными приборами учета и увеличением доли энергоэффективного капитального ремонта;
реализация мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отдельных секторах экономики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и замещение транспортных средств и оборудования, работающих на традиционных видах топлива, транспортными средствами и оборудованием, работающими на сжиженном природном газе и электрической энергии;
проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению и информационной поддержке энергосбережения, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Приоритетами в области реализации настоящей подпрограммы являются:
создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих разработке и реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования, ресурсоснабжающих организациях, жилищном фонде, организациях топливно-энергетического комплекса, промышленности, на транспорте;
стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования в реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
повышение информированности общества о состоянии и деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организация полного учета топливно-энергетических ресурсов и воды, потребляемых на выработку, учет потребления конечным потребителем и учет топливно-энергетических ресурсов и воды, отпускаемых в распределительную сеть.
3. Основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Чувашской Республики
Основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в разрезе потребления представлены ниже.
3.1. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования
Без наличия соответствующего обеспечения приборами учета потребляемых энергоресурсов невозможна реализация комплексной программы по энергосбережению, поэтому первым направлением ее выполнения является полное оснащение приборами учета оплачиваемых топливно-энергетических ресурсов.
Вторым направлением развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования является реализация мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных учреждений, разработанных в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды", как в части организационных (беззатратных), так и в части конкретных мероприятий, направленных на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в сопоставимых условиях. В случае отсутствия финансирования на основании пункта 9 требований к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1289, предусмотрены мероприятия в части осуществления действий, направленных на заключение энергосервисного договора (контракта).
Третье направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования включает унификацию данных, представляемых в формах обязательной отчетности в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации", а также контроль сроков представления данных и корректности данных, вносимых в энергетические декларации в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 707 "Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 февраля 2020 г., регистрационный N 57630). Данное направление также предусматривает мероприятия по обучению лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
3.2. Развития энергосбережения и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде
Первое направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде определено необходимостью упорядочения расчетов за электрическую, тепловую энергию и воду, потребляемые в жилых домах, находящихся на территории Чувашской Республики. В целях стимулирования потребителей к сбережению тепловой, электрической энергии и воды устанавливаются общедомовые и индивидуальные приборы учета топливно-энергетических ресурсов, в том числе интеллектуальные.
Второе направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде включает увеличение количества объектов, подлежащих энергоэффективному капитальному ремонту, усиление контроля органов местного самоуправления над застройщиками и организациями, осуществляющими капитальный ремонт, с целью увеличения доли многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности "В" и выше. К данному направлению помимо контроля, присвоения класса энергетической эффективности относятся информационное обеспечение населения, пропаганда в области энергосбережения.
Третье направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде обусловлено необходимостью выработки системной политики в области энергосбережения в жилищном фонде, что подразумевает реализацию конкретных беззатратных мероприятий и разработку ряда нормативных документов. Предполагаются проведение энергетического мониторинга использования тепловой, электрической энергии, природного газа и воды в жилищном фонде, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов), ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности (конкретный перечень мероприятий приведен в приложении к подпрограмме).
3.3. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре и топливно-энергетическом комплексе
Первое направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре и топливно-энергетическом комплексе определено необходимостью энергосбережения, снижения потерь топливно-энергетических ресурсов и воды на собственные нужды и при транспортировке. Данное направление реализуется в рамках действующих программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также инвестиционных и производственных программ.
Вторым направлением развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре и топливно-энергетическом комплексе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" является постоянная работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, и по организации управления данными объектами.
Третье направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре и топливно-энергетическом комплексе способствует повышению энергетической эффективности источников теплоснабжения, водоснабжения, а также снижению удельных затрат электрической энергии на подготовку, транспортировку воды, водоотведение.
Четвертое направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре и топливно-энергетическом комплексе характеризуется увеличением количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии, в том числе увеличением количества подключений объектов микрогенерации в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также внедрением когенерации (совместная выработка тепловой и электрической энергии), что позволит максимально энергоэффективно использовать топливно-энергетические ресурсы, направленные на получение тепловой энергии.
3.4. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в промышленности
Данное направление ориентировано на оценку потенциала в области энергосбережения на основании энергетического обследования специализированными организациями промышленных предприятий с формированием конкретного перечня мероприятий, реализация которых позволит снизить энергоемкость производимой продукции.
3.5. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Первое направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе ориентировано на переход на использование альтернативных видов моторного топлива - природного газа, газовых смесей, сжиженного углеводородного газа, электрической энергии вместо бензина и дизельного топлива.
Второе направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе включает в себя строительство автомобильных станций для зарядки автотранспортных средств с автономным источником электрического питания.
3.6. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в уличном освещении
Данное направление ориентировано на целевую замену всех источников уличного освещения на энергоэффективные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения".";
раздел III подпрограммы изложить в следующей редакции:
"Раздел III. Характеристики основных мероприятий, мероприятий подпрограммы с указанием сроков и этапов их реализации
Программные мероприятия представляют собой систему мероприятий, которые сгруппированы по направлениям реализации и скоординированы по срокам.
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных цели и задач подпрограммы и Государственной программы в целом и представляют собой систему мер, сгруппированных по сферам реализации, скоординированных по срокам и ответственным исполнителям, и обеспечивают комплексный подход и координацию работы всех участников подпрограммы с целью достижения намеченных результатов.
Подпрограмма объединяет четыре основных мероприятия.
Основное мероприятие 1 "Организационные мероприятия".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению и информационной поддержке энергосбережения, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинг, а также сбор и анализ информации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 1.1 "Мониторинг и разработка нормативных правовых актов Чувашской Республики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Мероприятие 1.2 "Организация и проведение обучающих семинаров, конкурсов, конференций по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Мероприятие 1.3 "Информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Чувашской Республики".
Мероприятие 1.4 "Разработка и корректировка муниципальных программ энергосбережения, программ энергосбережения организаций, подведомственных исполнительным органам Чувашской Республики, органам местного самоуправления".
Мероприятие 1.5 "Обеспечение деятельности государственных учреждений, осуществляющих функции в сфере энергетики".
Мероприятие 1.6 "Содействие заключению энергосервисных договоров (контрактов) государственными учреждениями Чувашской Республики (муниципальными учреждениями), исполнительными органами Чувашской Республики, органами местного самоуправления".
Мероприятие 1.7 "Реализация мероприятия по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Чувашской Республики".
Мероприятие 1.8 "Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организация постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующее признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества".
Мероприятие 1.9 "Организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определение источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Основное мероприятие 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в отдельных отраслях экономики".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: реализация мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отдельных секторах экономики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и замещение транспортных средств и оборудования, работающих на традиционных видах топлива, транспортными средствами и оборудованием, работающими на сжиженном природном газе и электрической энергии.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 2.1 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности".
Мероприятие 2.2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в топливно-энергетическом комплексе".
Мероприятие 2.2.1 "Реализация мероприятий, отраженных в разработанных в установленном законодательством порядке инвестиционных и производственных программах и программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности".
Мероприятие 2.2.2 "Реализация мероприятий, направленных на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды".
Мероприятие 2.2.3 "Мероприятия по модернизации оборудования, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и энергосберегающих технологий, в том числе энергоэффективной нанотехнологичной продукции".
Мероприятие 2.2.4 "Внедрение/реконсервация возобновляемых источников энергии".
Мероприятие 2.2.5 "Использование биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, коммунальных отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии".
Мероприятие 2.3 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в агропромышленном комплексе".
Мероприятие 2.4 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в транспортном комплексе".
Мероприятие 2.4.1 "Создание зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств".
Мероприятие 2.4.2 "Разработка схемы перспективного развития зарядной инфраструктуры электрического транспорта на территории Чувашской Республики".
Мероприятие 2.4.3 "Мероприятия по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования".
Основное мероприятие 3 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: снижение потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде в сопоставимых условиях с проведением мероприятий по увеличению оснащенности интеллектуальными приборами учета и увеличением доли энергоэффективного капитального ремонта.
Мероприятия позволят также снизить вероятность возникновения аварий за счет обновления и модернизации электрооборудования, газового оборудования, системы тепло-, водоснабжения и канализации, а также создадут комфортные условия для проживания и снизят расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 3.1 "Оснащение интеллектуальными приборами учета энергетических ресурсов с внедрением автоматизированных систем, систем диспетчеризации".
Мероприятие 3.2 "Мероприятия, направленные на проведение энергоэффективного капитального ремонта".
Мероприятие 3.3 "Мероприятия по модернизации оборудования, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и энергосберегающих технологий, в том числе энергоэффективной нанотехнологичной продукции".
Мероприятие 3.4 "Проведение энергетических обследований для выявления первоочередных мер сокращения потерь с составлением энергетического паспорта зданий".
Мероприятие 3.5 "Автоматизация потребления тепловой энергии многоквартирными домами (автоматизация тепловых пунктов, пофасадное регулирование)".
Мероприятие 3.6 "Размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности".
Основное мероприятие 4 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в организациях с участием государства или муниципального образования".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды организациями с участием государства или муниципального образования в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 4.1 "Утепление ограждающих конструкций строений, сооружений в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
В рамках данного мероприятия предусматривается проведение работ по утеплению ограждающих конструкций, в том числе чердачных и подвальных перекрытий. Мероприятие довольно затратное и долгоокупаемое, поэтому его реализация отражена в том числе с учетом необходимости капитального ремонта учреждений.
Мероприятие 4.2 "Замена устаревших систем освещения на светодиодные".
В мероприятии отражена постепенная замена систем освещения на энергоэффективные, что позволит существенно уменьшить потребление электрической энергии, повысить световую эффективность освещения, увеличить устойчивость к колебанию сетевого напряжения. Замена систем освещения на энергоэффективные предусматривается на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения".
Мероприятие 4.3 "Оснащение приборами учета бюджетных учреждений".
Результатом данного мероприятия должно стать полное оснащение потребляемых ТЭР и воды, расчеты за которые осуществляются за счет бюджетных средств. Мероприятием предусмотрена установка средств технического/индивидуального учета в случае использования одного прибора учета на нескольких объектах для отражения реальной энергоэффективности каждого конкретного объекта для целей применения положений приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды". Дополнительно предусматривается замена или установка интеллектуальных приборов учета.
Мероприятие 4.4 "Автоматизация системы теплоснабжения и горячего водоснабжения с регулированием подачи тепла".
Внедрение автоматизированных систем теплоснабжения и регулирования горячего водоснабжения позволит повысить безопасность режимов работы тепловой сети, эксплуатационную надежность системы с уменьшением эксплуатационных затрат и непосредственной экономией тепловой энергии в случае автоматического регулирования теплоснабжения в зависимости от температуры внешней среды.
Мероприятие 4.5 "Обучение специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности".
Итогом реализации данного мероприятия является выделение штатной единицы в структуре учреждения с последующим обязательным обучением специалиста в области энергосбережения и энергетической эффективности. В круг обязанностей данного специалиста входят контроль за использованием энергоносителей, расходом средств на топливно-энергетические ресурсы и воду, заполнение энергетических деклараций, формирование ежеквартальной и годовой отчетности по направлению энергосбережения, контроль и организация мероприятий по реализации программы энергосбережения соответствующего учреждения. В конечном счете все это приведет к упорядочению процесса контроля и отчетности в учреждении при использовании энергоносителей.
К основным затратам на данное мероприятие относятся затраты на обучение ответственного за энергосбережение на курсах повышения квалификации по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Мероприятие 4.6 "Разработка и корректировка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" государственным (муниципальным) учреждениям необходимо актуализировать/разрабатывать программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности каждые три года, в том числе для достижения целевых уровней снижения потребления топливно-энергетических ресурсов и воды, установленных на основании расчетов в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды", с последующим представлением ежегодной отчетности в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 июля 2021 г. N 419 "Об утверждении Порядка определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях".
Данное мероприятие направлено на своевременное обновление программ энергосбережения муниципальными учреждениями в соответствии с нормативными правовыми актами и контроль за их исполнением.
Мероприятие 4.7 "Заполнение энергетических деклараций потребления топливно-энергетических ресурсов и воды".
Подпрограмма реализуется в период с 2019 по 2035 год в три этапа:
1 этап - 2019 - 2025 годы;
2 этап - 2026 - 2030 годы;
3 этап - 2031 - 2035 годы.";
приложение к подпрограмме изложить в следующей редакции:
"Приложение
к подпрограмме "Энергосбережение
в Чувашской Республике"
государственной программы
Чувашской Республики
"Развитие промышленности и
инновационная экономика"
Ресурсное обеспечение
реализации подпрограммы "Энергосбережение в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика" за счет всех источников финансирования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На 1038,5 тыс. рублей увеличено финансирование госпрограммы Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика".
В связи с этим частично пересмотрены данные об объемах и источниках финансирования Программы, в т. ч. по ее приоритетным направлениям.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2023 г. N 67 "О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика"
Вступает в силу с 6 февраля 2023 г.
Опубликование:
сетевое издание "право21.рф" 6 февраля 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 февраля 2023 г. N 2100202302070004