Постановление Правительства Московской области от 7 февраля 2023 г. N 34/5
"Об утверждении бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2036 года"
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 24.08.2015 N 716/32 "Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период до 2036 года.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Московской области от 14.03.2017 N 141/8 "Об утверждении бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2028 года";
2) постановление Правительства Московской области от 10.04.2018 N 217/14 "О внесении изменений в бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период до 2028 года";
3) постановление Правительства Московской области от 18.02.2019 N 68/4 "О внесении изменений в бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период до 2028 года";
4) постановление Правительства Московской области от 25.02.2020 N 71/5 "О внесении изменений в бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период до 2028 года";
5) постановление Правительства Московской области от 04.02.2021 N 68/4 "О внесении изменений в бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период до 2028 года";
6) постановление Правительства Московской области от 16.02.2022 N 125/5 "О внесении изменений в бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период до 2028 года".
3. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Первый Вице-губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 07.02.2023 N 34/5
Бюджетный прогноз
Московской области на долгосрочный период до 2036 года
I. Условия формирования бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2036 года в текущем периоде
Формирование бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2036 года осуществлено в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области N 20/2015-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области", постановления Правительства Московской области от 24.08.2015 N 716/32 "Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период".
Разработка бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2036 года осуществлена на основе прогноза социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период до 2036 года.
Бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период до 2036 года определен по двум вариантам развития экономики Московской области: базовому и консервативному.
Первый вариант (базовый) характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения внешних условий. Вариант бюджетного прогноза на долгосрочный период, сформированный на этой основе, в среднесрочной перспективе соответствует показателям бюджета Московской области, утвержденным Законом Московской области N 220/2022-ОЗ "О бюджете Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Второй вариант (консервативный) разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий.
В целом при формировании параметров консолидированного бюджета Московской области учтены следующие факторы:
параметры основных макроэкономических показателей (валовой региональный продукт, фонд заработной платы, прибыль, индекс потребительских цен), заложенные в прогнозе социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период до 2036 года, утвержденном постановлением Правительства Московской области от 26.12.2022 N 1444/47 "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период до 2036 года";
основные итоги исполнения консолидированного бюджета Московской области;
изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;
улучшение работы по администрированию налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Московской области.
II. Основные направления развития налоговой, бюджетной и долговой политики Московской области в долгосрочном периоде
Ориентиры региональной налоговой политики связаны с таким стратегическим документом, как Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, ежегодно утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации.
Ключевыми направлениями налоговой политики Московской области являются обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона и стимулирование экономической и инвестиционной активности.
Формирование налоговой политики Московской области ориентируется на стимулирование привлечения инвестиций, выравнивание социально-экономического положения городских округов Московской области, расширение доходной базы консолидированного бюджета Московской области и обеспечение установления региональных налоговых льгот с обязательной оценкой эффективности их применения, в том числе за счет:
поддержки субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления иностранных государств и международных организаций на экономику Российской Федерации;
стимулирования предпринимательской активности бизнеса; улучшения качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
налоговой поддержки проведения импортозамещения в критически важных отраслях экономики Московской области;
создания привлекательных условий налогообложения для резидентов особых экономических зон Московской области;
совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти Московской области, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления городских округов Московской области в части реализации мероприятий, направленных на снижение задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет Московской области; развитие электронных сервисов в части уплаты налогов.
В целях дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы региона, обеспечения устойчивого и сбалансированного роста налоговых доходов консолидированного бюджета Московской области на среднесрочную перспективу должны быть решены следующие задачи:
постоянный мониторинг правоприменительной практики налогового законодательства Московской области в целях его дальнейшего совершенствования;
дальнейшая реализация налоговых полномочий, предоставленных федеральным налоговым законодательством, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, на оптимизацию действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты;
совершенствование законодательства Московской области о льготном налогообложении и инвестиционном налоговом вычете;
мониторинг муниципальных правовых актов и оказание методической и консультативной помощи органам местного самоуправления городских округов Московской области в целях совершенствования законодательной базы по местным налогам.
Основные направления налоговой политики Московской области в долгосрочной перспективе должны быть направлены на реализацию долгосрочной бюджетной стратегии с целью обеспечения стабильности, предсказуемости бюджетной и налоговой политики.
В этих целях долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить на региональном уровне:
проведение сбалансированной налоговой политики, соблюдающей интересы бизнеса и поддержку социального сектора экономики, при условии обеспечения преемственности налоговой политики в части социальной и инвестиционной направленности;
создание стабильных и предсказуемых условий для применения специальных налоговых режимов, призванных обеспечить баланс между поддержкой роста предпринимательской активности и пополнением доходной части консолидированного бюджета Московской области;
совершенствование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики, направленной на развитие инфраструктуры Московской области;
проведение оценки эффективности налоговых расходов в целях совершенствования мер налогового стимулирования;
содействие в обеспечении реализации потенциала имущественных налогов с физических лиц как фактора укрепления финансовой основы местного самоуправления.
Основные направления бюджетной политики Московской области на долгосрочный период до 2036 года ориентированы на обеспечение устойчивого функционирования бюджетной системы Московской области и расширение потенциала сбалансированного развития региона в условиях внешнего санкционного давления.
При сохранении социальной направленности бюджетных расходов приоритеты бюджетной политики Московской области будут направлены на:
достижение целей, показателей и результатов национальных проектов, финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Московской области;
государственную поддержку базовых отраслей экономики и информационно-технологической инфраструктуры региона;
безусловное выполнение действующих социальных обязательств, повышение адресности предоставляемых льгот и мер социальной поддержки населения;
содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в отраслях агропромышленного комплекса;
развитие дорожно-транспортного комплекса, сохранение на достаточном уровне доли инвестиционных расходов;
эффективное функционирование всех объектов инженерной, социальной и коммунальной инфраструктуры;
формирование качественной, комфортной и безопасной среды проживания;
совершенствование финансовых взаимоотношений с городскими округами Московской области;
поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.
В целях обеспечения сбалансированного развития региона будут реализовываться меры по предотвращению бюджетных последствий введенных санкций, оказанию поддержки стратегически важным отраслям экономики и ее адаптации к изменившимся условиям, предоставлению дополнительной социальной помощи наиболее незащищенным категориям граждан, обеспечению занятости населения.
Будет проводиться работа по совершенствованию организации государственных и муниципальных закупок, анализу эффективности и приоритетности бюджетных расходов, повышению и качества управления региональными финансами, обеспечению открытости бюджетного процесса.
В целях обеспечения финансовой устойчивости Московской области и поддержания кредитных рейтингов Московской области, характеризующих регион как надежного заемщика, государственная долговая политика Московской области в долгосрочном периоде будет направлена на оптимизацию структуры и объема государственного долга Московской области и муниципального долга, поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области, снижение стоимости заимствований и сокращение расходов на обслуживание государственного долга Московской области (замещение и погашение долговых обязательств с высокими процентными ставками, привлечение из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Московской области).
Верхний предел государственного внутреннего долга Московской области не превысит предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
III. Основные характеристики бюджета Московской области (консолидированного бюджета Московской области), показатели объема государственного долга Московской области и муниципального долга, основные показатели, характеризующие управление государственным долгом Московской области
Прогноз основных характеристик бюджета Московской области (консолидированного бюджета Московской области), государственного долга Московской области и муниципального долга и основные показатели, характеризующие управление государственным долгом Московской области, по двум вариантам бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2036 года представлены в приложениях 1, 2.
С учетом безвозмездных поступлений общий объем доходов консолидированного бюджета Московской области прогнозируется увеличить к 2036 году по базовому варианту до 3 669,8 млрд рублей, по консервативному варианту - до 2 943,4 млрд рублей.
Расходы консолидированного бюджета Московской области сформированы с учетом привлечения всех возможных источников финансирования расходных обязательств Московской области и городских округов Московской области, в том числе налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, а также источников финансирования дефицита бюджета, в том числе заемных средств.
При этом уровень государственного долга Московской области и муниципального долга на долгосрочный период запланирован на безопасном уровне с учетом анализа макроэкономических показателей, обеспечения минимизации стоимости заимствований и выполнения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации. Это позволяет обеспечить уровень расходов на обслуживание государственного долга Московской области и муниципального долга в пределах установленных законодательством ограничений.
В результате на долгосрочный период сформирован сбалансированный консолидированный бюджет Московской области, обеспечивающий исполнение расходных обязательств Московской области и городских округов Московской области с учетом решения приоритетных задач региона по повышению уровня жизни населения и развитию территории.
IV. Анализ основных рисков, связанных с управлением государственным долгом Московской области, и механизмов управления рисками
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом Московской области, являются:
риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим или более низким) или рефинансировать текущие долговые обязательства вообще;
риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке по вновь привлекаемым заимствованиям;
риск недостаточного поступления доходов консолидированного бюджета Московской области на своевременное погашение имеющихся долговых обязательств;
операционный риск - риск финансовых потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате несоответствия законодательству установленных порядков и процедур совершения операций и других сделок, несоответствия или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и других систем.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления риском рефинансирования, является осуществление планирования государственных заимствований Московской области.
Государственные заимствования Московской области должны носить планомерный характер, при этом объемы заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований.
Расширение инвесторской базы, перечня используемых долговых инструментов, увеличение сроков привлечения заемных средств и дюрации портфеля размещаемых ценных бумаг также способствует минимизации риска рефинансирования.
Управление процентным риском предполагает постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок.
При планировании государственных заимствований Московской области должны учитываться экономические возможности по мобилизации ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на финансовых рынках.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга Московской области предполагается использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете бюджета.
V. Предельные расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Московской области на период их действия, а также прогноз расходов бюджета Московской области на осуществление непрограммных направлений деятельности
Перечень государственных программ Московской области утвержден постановлением Правительства Московской области от 11.10.2022 N 1093/36 "О Перечне государственных программ Московской области".
Предельные расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Московской области на период их действия (далее - предельные расходы) представлены в приложении 3.
Предельные расходы на период, выходящий за пределы среднесрочной перспективы, сформированы на основании данных паспортов государственных программ Московской области и представлены в долгосрочном периоде за счет средств бюджета Московской области и консолидированного бюджета Московской области.
Доля расходов бюджета Московской области на финансовое обеспечение реализации государственных программ Московской области по итогам его исполнения ежегодно составляет более 97 процентов от общего объема расходов бюджета Московской области. Таким образом, расходы бюджета Московской области на осуществление непрограммных направлений деятельности по результатам исполнения бюджета в долгосрочном периоде не будут превышать 3 процентов от общего объема расходов бюджета Московской области.
VI. Основные направления регулирования межбюджетных отношений в Московской области
Построение системы межбюджетных отношений в Московской области призвано обеспечить достижение таких целей, как укрепление финансовой самостоятельности бюджетов городских округов Московской области, создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты городских округов Московской области, повышение прозрачности региональных и местных финансов, достижение показателей результативности использования межбюджетных трансфертов.
Вопросы развития межбюджетных отношений на долгосрочный период актуальны в свете задач, поставленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
При формировании целевых показателей, направленных на достижение соответствующих целей федеральных проектов (программ), будут учитываться как текущее состояние отрасли на конкретной территории и необходимость ее модернизации, так и возможности городского округа Московской области.
Межбюджетное регулирование с городскими округами Московской области осуществляется посредством предоставления из бюджета Московской области следующих межбюджетных трансфертов:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области из бюджета Московской области, в том числе заменяемых дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из бюджета Московской области; иных дотаций местным бюджетам из бюджета Московской области; субвенций местным бюджетам из бюджета Московской области; субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области; иных межбюджетных трансфертов.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе межбюджетные отношения с бюджетами городских округов Московской области и их совершенствование будут являться одними из приоритетных направлений бюджетной политики Московской области, сконцентрированные на:
содействии обеспечению сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов в связи со значительной дифференциацией по уровню бюджетной обеспеченности вследствие сложившейся структуры экономики муниципалитетов, размера территории, численности проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и иных факторов;
сохранении подходов к предоставлению финансовой помощи в форме субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области, в том числе на реализацию национальных проектов, реализуемых на федеральном уровне, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления городских округов Московской области по вопросам местного значения;
финансовом обеспечении государственных полномочий Российской Федерации и Московской области, переданных органам местного самоуправления городских округов Московской области, за счет субвенций местным бюджетам из бюджета Московской области.
Основным инструментом сглаживания диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности городских округов Московской области является предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области из бюджета Московской области, в том числе заменяемых дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, которые позволяют сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными городскими округами Московской области, обеспечить выравнивание финансовых возможностей по осуществлению органами местного самоуправления городских округов Московской области полномочий по решению вопросов местного значения.
Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления городских округов Московской области, соблюдение органами местного самоуправления городских округов Московской области требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 7 февраля 2023 г. N 34/5 "Об утверждении бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2036 года"
Вступает в силу с 9 февраля 2023 г.
Опубликование:
Интернет-портал Правительства Московской области (mosreg.ru) 8 февраля 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 8 февраля 2023 г. N 5000202302080008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 30 января 2024 г. N 61-ПП
Изменения вступают в силу с 31 января 2024 г.