Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 28.10.2022 N 54-10
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств
Рекомендации
по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ по вопросам противодействия использованию радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях
1. Общие положения
Настоящие Рекомендации направлены на сближение и совершенствование законодательства государств - участников СНГ по вопросам противодействия использованию радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях.
Основными целями реализации настоящих Рекомендаций являются:
1) обеспечение эффективного механизма противодействия угрозам использования радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях;
2) развитие национальных правовых механизмов:
совершенствования общегосударственной системы мер, направленных на противодействие использованию радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях;
координации деятельности компетентных органов государств - участников СНГ по предупреждению террористических актов с использованием радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов или в отношении объектов, на которых они находятся;
минимизации неблагоприятных последствий, связанных с возможным использованием радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях;
установления мер ответственности за совершение преступлений, связанных с использованием радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях, а также деяний, создающих условия для их совершения.
Настоящие Рекомендации главным образом направлены на закрепление в национальном законодательстве государств - участников СНГ правовых механизмов противодействия двум основным возможным сценариям использования радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях.
Первый из них связан с использованием радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях без фактического завладения ими путем совершения террористических актов в отношении объектов, на которых находятся указанные опасные вещества. Противодействие данной угрозе в основном предусматривает реализацию комплекса предупредительных мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности таких объектов.
Второй возможный сценарий - хищение радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов с подобного рода объектов с последующим их использованием в террористических целях (например, путем рассеяния с помощью взрывных устройств) за пределами таких объектов, прежде всего в местах массового пребывания людей 1. В целях противодействия данной угрозе наряду с мерами по недопущению хищения опасных веществ с объектов, на которых они находятся, в значительной степени совпадающими с мерами по обеспечению антитеррористической защищенности таких объектов 2, должны предусматриваться меры, направленные на выявление опасных веществ, уже попавших в незаконный оборот и, следовательно, могущих быть использованными в различных противоправных (в том числе террористических) целях.
Настоящие Рекомендации разработаны с учетом положений основополагающих международных и национальных правовых актов в сфере противодействия терроризму, а также в сфере обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности. Кроме того, были учтены связанные с рассматриваемой тематикой документы рекомендательного характера, разработанные как международными организациями (в частности, Международным агентством по атомной энергии), так и компетентными национальными государственными органами, а также предложения научных организаций государств - участников СНГ.
Рекомендации не распространяются на ядерные материалы (то есть на материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся вещества), но в части, касающейся, применимы в отношении радиоактивных, опасных химических и биологических отходов, мест (пунктов) их хранения (захоронения), в том числе скотомогильников и иных мест захоронения останков животных, погибших от заболеваний, вызванных патогенными биологическими агентами.
2. Основные понятия
Правовая регламентация деятельности по противодействию использованию радиоактивных веществ, опасных химических веществ и патогенных биологических агентов в террористических целях предполагает применение единой терминологии. С учетом этого для целей настоящих Рекомендаций предлагается использовать следующие основные термины и их определения:
радиоактивные вещества (далее - РВ) - испускающие ионизирующее излучение вещества, имеющие активность, на которую распространяются требования по обеспечению радиационной безопасности (за исключением веществ, содержащих или способных воспроизвести делящиеся вещества);
опасные химические вещества (далее - ОХВ) - химические вещества, представляющие опасность для человека и окружающей среды, подтвержденную установлением недопустимости их содержания (или крайне низких предельно допустимых уровней их содержания) в производственных помещениях и в объектах окружающей среды;
патогенные биологические агенты (далее - ПБА) - бактерии, вирусы, хламидии, риккетсии, простейшие, грибы, микоплазмы, прионы, генно-инженерно-модифицированные организмы, яды биологического, в том числе растительного, происхождения (токсины), способные при попадании в организм человека, животного или в растение вызвать клинически выраженное заболевание или носительство;
антитеррористическая защищенность объектов нахождения РВ, ОХВ и ПБА - состояние защищенности зданий, строений, сооружений и иных объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, препятствующее совершению на них террористических актов;
категорирование РВ, ОХВ и ПБА - распределение РВ, ОХВ и ПБА на группы (категории) по уровню их потенциальной опасности для человека и окружающей среды, осуществляемое в соответствии с рекомендациями компетентных международных организаций;
контроль над РВ, ОХВ и ПБА - совокупность организационных, правовых, технических и технологических мероприятий, направленных на проверку и обеспечение соответствия фактического состояния РВ, ОХВ и ПБА требованиям, установленным нормативными правовыми актами;
лицензия (разрешение) на виды деятельности с РВ, ОХВ и ПБА - документально оформленное разрешение на право осуществления отдельных видов деятельности с РВ, ОХВ и ПБА, выдаваемое компетентным государственным органом юридическому лицу в установленном национальным законодательством порядке;
незаконный оборот РВ, ОХВ и ПБА - незаконные производство, переработка, использование, хранение, транспортирование, сбыт, приобретение и иные деяния, совершаемые с РВ, ОХВ и ПБА с нарушением действующего законодательства;
противодействие незаконному обороту РВ, ОХВ и ПБА - система организационных, правовых, научно-технических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА;
система физической защиты РВ, ОХВ и ПБА - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, направленных на предотвращение хищений РВ, ОХВ и ПБА, террористических актов и других несанкционированных действий с ними;
учет РВ, ОХВ и ПБА - определение наличия, фактического количества, физического состояния и местоположения РВ, ОХВ и ПБА, составление, регистрация, ведение учетных и отчетных документов.
3. Правовые основы противодействия использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях
Правовые основы противодействия использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях в государствах - участниках СНГ должны предусматривать определение полномочий и компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, администраций объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, а также механизмов их взаимодействия в целях такого противодействия.
Предметом первоочередного правового регулирования должна являться система государственного контроля над РВ, ОХВ и ПБА, которая обеспечивает гарантии того, что:
все РВ, ОХВ и ПБА производятся, перерабатываются, передаются, используются, хранятся, уничтожаются, экспортируются (импортируются) только юридическими лицами, имеющими лицензии (разрешения) на соответствующий вид деятельности;
указанные юридические лица принимают все необходимые меры по обеспечению физической защиты РВ, ОХВ, ПБА и объектов, на которых они находятся;
ведутся и своевременно обновляются национальные системы учета и контроля (национальные регистры) РВ, ОХВ и ПБА;
все РВ, ОХВ и ПБА передаются от одного юридического лица другому только по уведомлении компетентного государственного органа с передачей соответствующих сведений в национальные системы учета и контроля (национальные регистры) РВ, ОХВ и ПБА;
принимаются все необходимые меры по противодействию совершению террористических актов с использованием РВ, ОХВ и ПБА, их хищениям и незаконному обороту как на территории государства, так и за его пределами.
Правовое регулирование отдельных мер контроля над РВ, ОХВ и ПБА и установление требований по обеспечению физической защиты объектов, на которых они находятся, должны осуществляться с учетом категории опасности (активности, токсичности, патогенности, физико-химического состояния, уровня доступности и т.д.) РВ, ОХВ и ПБА, то есть те или иные меры правового регулирования должны распространяться на РВ, ОХВ и ПБА определенной категории опасности.
При этом с учетом различных возможных последствий совершения террористических актов на объектах использования РВ, ОХВ и ПБА также должно приниматься во внимание их количество на том или ином объекте. Соответственно, необходимый уровень физической защиты указанных объектов должен определяться как исходя из категории опасности самих опасных веществ, так и исходя из возможных последствий совершения террористических актов в отношении тех объектов, на которых они находятся.
Списки (перечни) РВ, ОХВ и ПБА с их распределением по категориям (группам) опасности, а также порядок осуществления мер контроля в отношении РВ, ОХВ и ПБА для каждой из категорий (групп) опасности подлежат установлению подзаконными нормативными правовыми актами.
Отнесение РВ к числу высокоактивных, а также определение уровня физической защиты объектов с учетом количества РВ на определенном объекте следует осуществлять в соответствии с рекомендациями Международного агентства по атомной энергии.
В качестве основы для распределения ОХВ по категориям опасности целесообразно использовать нормативы их содержания в воздухе рабочей зоны производственных помещений в виде пара (газа) или аэрозоля.
ПБА рекомендуется распределять по категориям опасности с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.
Также должны приниматься необходимые меры по противодействию финансированию терроризма с использованием РВ, ОХВ и ПБА, предусмотренные положениями модельного закона "О противодействии финансированию терроризма".
4. Основные направления совершенствования законодательства государств - участников СНГ по вопросам противодействия использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях
4.1. Правовое регулирование распределения компетенции государственных органов и организаций в сфере противодействия использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях
Для противодействия использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях на уровне правительства государства:
устанавливается система органов исполнительной власти и разграничивается их компетенция в части учета и контроля РВ, ОХВ и ПБА, обеспечения физической защиты объектов, на которых они находятся, выявления РВ, ОХВ и ПБА, находящихся в незаконном обороте, а также определяется порядок взаимодействия таких органов;
принимаются нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области контроля над РВ, ОХВ и ПБА, их учета, а также обеспечения физической защиты объектов, на которых они находятся;
устанавливается порядок перемещения РВ, ОХВ и ПБА внутри государства и через его государственную границу;
осуществляется организация учета РВ, ОХВ и ПБА и контроля над ними.
Государственные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией осуществляют:
разработку норм, правил и национальных стандартов в сфере обеспечения физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА;
государственный учет РВ, ОХВ и ПБА и контроль над ними;
участие в реализации системы мер по обеспечению физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, а также средств их транспортирования (перемещения);
меры по противодействию незаконному обороту РВ, ОХВ и ПБА;
меры по локализации (смягчению) последствий террористических актов с использованием РВ, ОХВ и ПБА.
В системе государственных органов исполнительной власти выделяется компетентный государственный надзорный орган (или несколько органов) со следующими полномочиями:
лицензирование отдельных видов деятельности (выдача разрешений на отдельные виды деятельности) с использованием РВ, ОХВ и ПБА;
надзор за соблюдением норм, правил, требований, условий действия лицензий (разрешений) на отдельные виды деятельности с использованием РВ, ОХВ и ПБА;
надзор за обеспечением физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, системами их государственного контроля и учета;
осуществление инспекторской деятельности, связанной с выполнением указанных полномочий;
применение мер административного воздействия по отношению к нарушителям законодательства в области учета РВ, ОХВ и ПБА и обеспечения физической защиты объектов, на которых они находятся.
Компетентный государственный надзорный орган должен по запросам правоохранительных органов направлять в их адрес информацию о деятельности объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, а также о сотрудниках, допущенных к работам с ними.
Администрация объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, обеспечивает их физическую защиту, а также законность осуществления деятельности, связанной с их использованием.
В указанных целях администрация объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА:
осуществляет внутренний учет РВ, ОХВ и ПБА;
допускает к непосредственной работе с РВ, ОХВ и ПБА только лиц, прошедших специальное обучение, отвечающих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний, а с высокоактивными РВ, а также с ОХВ и ПБА повышенной опасности - дополнительно прошедших в установленном порядке специальную проверку;
реализует меры, направленные на сохранение конфиденциальности информации, бесконтрольное распространение которой может существенно понизить уровень физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА;
заблаговременно информирует компетентный государственный надзорный орган о планируемых сделках с РВ, ОХВ и ПБА;
заключает сделки только с организациями и учреждениями, имеющими лицензию (разрешение) на соответствующий вид деятельности с РВ, ОХВ и ПБА;
поддерживает культуру безопасности на объекте;
информирует компетентный государственный надзорный орган и правоохранительные органы обо всех ставших известными фактах, свидетельствующих о попытках хищения РВ, ОХВ и ПБА или совершения террористических актов в отношении объектов, на которых они находятся.
Соответствующие меры должны быть отражены в ведущейся на каждом таком объекте документации по обеспечению его безопасности (паспорте безопасности объекта; плане обеспечения физической защиты объекта и т.п.).
Значимым условием эффективного противодействия угрозам использования РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях является налаженное взаимодействие всех компетентных в данной сфере государственных органов и администраций объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА. К приоритетным направлениям такого взаимодействия относятся:
разработка и дальнейшее совершенствование национальной правовой базы в сфере противодействия использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях, приведение ее в соответствие с нормами международного права;
совместное участие в разработке проектов управленческих решений по предупреждению совершения террористических актов с использованием РВ, ОХВ и ПБА;
координация усилий по разработке и внедрению эффективных механизмов, новых средств, форм, технологий и методов работы, направленной на своевременное выявление, устранение и нейтрализацию факторов, способствующих совершению террористических актов с использованием РВ, ОХВ и ПБА;
создание системы оперативного обмена информацией между субъектами противодействия использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях;
совершенствование организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения компетентных государственных органов, реализующих в пределах своей компетенции меры по противодействию использованию РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях;
совместная разработка системы мер по повышению физической защиты и информационной защищенности объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, включая моделирование возможных сценариев развития ситуаций на них и совершенствование систем мониторинга таких объектов.
4.2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности (выдачи разрешений на отдельные виды деятельности) с использованием РВ, ОХВ и ПБА
Деятельность с РВ, ОХВ и ПБА осуществляется только при наличии лицензии (разрешения) на соответствующий вид деятельности, то есть отдельные физические или юридические лица, не имеющие лицензии (разрешения), не могут использовать в своей деятельности РВ, ОХВ и ПБА.
Перечень видов деятельности с РВ, ОХВ и ПБА, для осуществления которых требуется получение лицензий (разрешений), рекомендуется устанавливать национальным законодательством, а порядок выдачи и прекращения действия лицензий (разрешений) - правительством государства.
Лицензии (разрешения) на отдельные виды деятельности с РВ, ОХВ и ПБА должны выдаваться компетентным государственным надзорным органом (органами).
Наличие у такого органа полной и достоверной информации обо всех организациях, имеющих лицензии (разрешения) на осуществление различных видов деятельности с использованием РВ, ОХВ и ПБА, обеспечивается путем передачи в компетентный государственный надзорный орган (органы) всех необходимых для получения лицензии (разрешения) документов, что позволяет ему (им) вести учет таких организаций.
В лицензии (разрешении) на деятельность с РВ, ОХВ и ПБА рекомендуется указывать полное наименование, фактический и юридический адрес владельца лицензии (разрешения), условия и срок действия лицензии (разрешения).
В условия действия лицензии (разрешения) должны включаться требования:
по минимальной компетентности организаций и лиц, работающих с РВ, ОХВ и ПБА;
к оборудованию и системам, используемым для обеспечения физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА;
по принятию необходимых мер реагирования на инциденты с РВ, ОХВ и ПБА;
к каналам связи, обеспечивающим незамедлительное информирование компетентных органов об инцидентах, связанных с РВ, ОХВ и ПБА, в соответствии с регламентом такого информирования;
по порядку допуска физических лиц к работе с высокоактивными РВ, а также с ОХВ и ПБА повышенной опасности с использованием специальных проверок через органы внутренних дел или органы безопасности;
к мерам по защите информации, касающейся физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА.
Объем и содержание лицензионных (разрешительных) требований должны соответствовать категории опасности и количеству используемых лицензиатом (обладателем разрешения) РВ, ОХВ и ПБА.
В лицензии (разрешении) рекомендуется делать отметку о том, что лицензиат (обладатель разрешения) ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные (разрешительные) требования и условия осуществления вида деятельности, на который выдана лицензия (разрешение).
Компетентному государственному надзорному органу следует:
вести учет лицензий (разрешений) и лиц, получивших разрешения на работу с РВ, ОХВ и ПБА, с указанием веществ (агентов), с которыми им разрешено работать (с защитой данной информации от несанкционированного доступа);
осуществлять надзор за соблюдением условий действия лицензий (разрешений) и применять административные санкции (приостановление действия лицензии (разрешения), штраф, аннулирование лицензии (разрешения) и т.д.) в случае выявления нарушений.
Национальным законодательством может допускаться деятельность с РВ, ОХВ и ПБА незначительной опасности без получения лицензии (разрешения) с обязательным уведомлением о ней компетентного государственного надзорного органа.
4.3. Правовое регулирование требований к системам учета и контроля РВ, ОХВ и ПБА
Порядок организации систем государственного учета и контроля (национальных регистров) РВ, ОХВ и ПБА должен определяться правительством государства.
Задачами государственного учета и контроля РВ, ОХВ и ПБА являются:
определение количества РВ, ОХВ и ПБА в местах их нахождения;
обеспечение своевременного выявления и предотвращения утрат, хищения и незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА;
предоставление в установленном законодательством порядке компетентным государственным органам информации в отношении РВ, ОХВ и ПБА, необходимой им для исполнения своих полномочий.
В рамках правового регулирования функционирования системы государственного учета и контроля (национального регистра) РВ, ОХВ и ПБА рекомендуется определить:
порядок и периодичность информирования о производстве, переработке, использовании, хранении, передаче и уничтожении (инактивации) РВ, ОХВ и ПБА;
формат накапливаемых баз данных;
формат и объем передаваемой в национальный регистр информации 3;
порядок проведения инвентаризаций РВ, ОХВ и ПБА;
порядок проведения инспекций систем учета на объектах, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА;
порядок информирования компетентных органов в тех случаях, когда результаты инвентаризации позволяют предположить утрату или хищение РВ, ОХВ и ПБА;
требования к защите содержащейся и передаваемой в национальный регистр информации от несанкционированного доступа;
порядок внутреннего учета, предусматривающий регулярное (не реже одного раза в год) проведение инвентаризации РВ, ОХВ и ПБА и информирование национального регистра о ее результатах.
В системе государственного учета и контроля РВ, ОХВ и ПБА должны быть предусмотрены:
требования по маркировке используемых веществ, а также по контролю за их передачей внутри объекта от одного лица другому;
накопление информации об организациях, осуществляющих техническое обслуживание приборов и установок, в которых используются РВ, ОХВ и ПБА, а также осуществляющих их перевозки (в том числе международные).
Направление в национальный регистр сведений о получении, передаче, экспорте (импорте), уничтожении (инактивации) РВ, ОХВ и ПБА заранее либо в течение определенного периода после получения (передачи, экспорта (импорта), уничтожения, инактивации) должно быть обязательным.
Порядок доступа к информации, содержащейся в системе государственного учета и контроля РВ, ОХВ и ПБА, и режим обращения с ней должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами государства.
Надзор за системой государственного учета и контроля РВ, ОХВ и ПБА осуществляется компетентным государственным надзорным органом (или органами).
4.4. Правовое регулирование требований по обеспечению физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА
Физическая защита объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, обеспечивается администрацией объектов совместно с уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством государства.
Запрещается проведение любых работ с РВ, ОХВ и ПБА до принятия мер, направленных на выполнение требований по обеспечению физической защиты объектов, на которых они находятся. При этом на каждом объекте должен быть организован и осуществляться объектовый контроль за соблюдением указанных требований.
Требования по обеспечению физической защиты объекта рекомендуется устанавливать в зависимости от принятого для него уровня физической защиты (см. Приложение), который должен определяться не только исходя из категории опасности находящихся на объекте РВ, ОХВ и ПБА, но и с учетом категории опасности самого объекта, установленной на основе анализа возможных последствий совершения в отношении него террористического акта. Данный подход обусловлен как разным количеством РВ, ОХВ и ПБА, находящихся на различных объектах, так и тем, что в силу тех или иных (в том числе конструкционных) особенностей возможные последствия совершения террористических актов в отношении объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, не всегда будут напрямую зависеть от категории опасности самих опасных веществ.
Таким образом, необходимый уровень физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, следует определять исходя из более высокой категории опасности (либо самих опасных веществ, либо возможных последствий совершения террористических актов в отношении объектов, на которых они находятся).
Требования по обеспечению физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, должны предусматривать комплекс инженерно-технических и организационных мер, а также действий персонала физической защиты, направленных:
на предотвращение несанкционированного проникновения на территорию объектов, несанкционированного доступа к РВ, ОХВ и ПБА и их хищения;
на своевременное обнаружение и замедление продвижения нарушителей, а также на пресечение любых посягательств с их стороны на РВ, ОХВ и ПБА;
на своевременное выявление и пресечение террористических актов и иных преступных действий, угрожающих безопасности объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА.
При проектировании систем физической защиты в целях реализации функций по обнаружению нарушителя, замедления его продвижения и пресечения его действий должна обеспечиваться их многоуровневость (первый уровень защиты - внешний периметр объекта; второй - система защиты здания и помещений, в которых находятся РВ, ОХВ и ПБА; третий - система контроля доступа непосредственно к тому месту (устройству, шкафу, аппарату, холодильнику и т.п.), где они находятся). При этом проект должен предусматривать независимые друг от друга возможности, с тем чтобы отказ одной из подсистем не означал потерю функций физической защиты в целом.
Так, в целях обнаружения несанкционированных действий могут использоваться как наблюдение за персоналом, так и электронные средства охранной сигнализации, позволяющие обнаруживать проникновение на объект или в контролируемую зону, в которой находятся РВ, ОХВ и ПБА.
В свою очередь, средства замедления продвижения нарушителя могут состоять из независимых и разнообразных физических барьеров (заборы, укрепленные здания, укрепленные двери и клетки), каждый из которых необходимо преодолеть для получения доступа к РВ, ОХВ и ПБА.
Пресечение несанкционированных действий в отношении РВ, ОХВ и ПБА может осуществляться как силами охраны на месте, так и органами внутренних дел.
В качестве общих для всех объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, рекомендуется устанавливать требования:
о назначении обладающего необходимой квалификацией лица, ответственного за обеспечение физической защиты объекта;
об организации и обеспечении пропускного и внутриобъектового режима на объекте;
о периодической проверке помещений, зданий и сооружений объекта, систем подземных коммуникаций, стоянок личного транспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта;
о том, что все входы (двери, ворота) в здания или помещения, в которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, в нерабочее время должны быть заперты на замки и опломбированы (при этом должен быть разработан порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей, пломбировочных устройств, используемых в системе физической защиты);
об организации самоохраны в зонах работы с РВ, ОХВ и ПБА.
Самоохрана должна осуществляться работниками объектов в рабочее время в целях предупреждения и своевременного обнаружения попыток несанкционированных действий в отношении РВ, ОХВ и ПБА.
Рекомендуется назначать работников объектов дежурными по самоохране в каждом из помещений, в которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, в порядке очередности. При этом следует определить перечень событий, контролируемых работниками при самоохране, последовательность их действий при обнаружении таких событий (немедленный доклад лицу, ответственному за обеспечение физической защиты объекта, с использованием средств связи; применение в экстренных случаях тревожно-вызывной сигнализации и т.п.).
Помещения, в которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, должны быть оборудованы средствами связи и тревожно-вызывной сигнализации, обеспечивающими передачу сигнала тревоги на пульт управления системы физической защиты при обнаружении ответственным лицом или работником, выполняющим обязанности по самоохране, несанкционированных действий с РВ, ОХВ и ПБА.
В качестве дополнительных требований к системам физической защиты объектов, на которых находятся высокоактивные РВ, а также ОХВ и ПБА повышенной опасности, рекомендуются:
создание службы безопасности как самостоятельного структурного подразделения, предназначенного для организации мероприятий по физической защите объекта и контроля за их выполнением;
создание пункта управления системой физической защиты, из которого персонал физической защиты будет управлять инженерно-техническими средствами физической защиты и иметь возможность осуществлять оперативное реагирование в целях пресечения несанкционированных действий с РВ, ОХВ и ПБА;
организация системы контроля доступа к РВ, ОХВ и ПБА, обеспечивающей непрерывное наблюдение за зонами, в которых они используются, внутреннюю охрану таких зон, возможность посещения таких зон только со специальной пропускной картой или персональным идентификационным жетоном (по возможности с определением биометрических данных входящих лиц на основе уникальных физических характеристик, таких как отпечатки пальцев или сетчатка глаза).
Доступ людей и транспортных средств на объект и в контролируемые зоны должен осуществляться через контрольно-пропускные пункты. Контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы:
средствами связи с пунктом управления системой физической защиты и персоналом охраны;
кнопками тревожно-вызывной сигнализации;
средствами обнаружения проноса взрывчатых веществ, металлических предметов, РВ и, по возможности, иных опасных веществ.
Для предотвращения несанкционированного проезда транспортных средств транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы противотаранными устройствами.
В целях обеспечения физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, персонал объектов и посещающие объекты граждане, а также их вещи и транспортные средства подлежат досмотру, в том числе с применением специальных средств, в установленном законодательством порядке.
К физической защите объектов, на которых находятся высокоактивные РВ, а также ОХВ и ПБА повышенной опасности, в соответствии с законодательством государства могут привлекаться правоохранительные органы, а к их непосредственной охране - подразделения вневедомственной охраны или имеющие соответствующую лицензию охранные предприятия.
В целях обеспечения физической защиты РВ, ОХВ и ПБА в процессе их транспортирования, ответственным за которую может быть определена организация поставщика, получателя или перевозчика, вводятся специальные требования, такие как:
охрана перевозимых РВ, ОХВ и ПБА;
специальные проверки сотрудников и ответственных лиц специализированных транспортных организаций;
защита информации о перевозках (в частности, об их времени и маршруте);
оборудование транспортных средств средствами связи, оповещения и тревожной сигнализации;
определение основного и запасных маршрутов с учетом предполагаемых условий в районах и на маршрутах движения (следует избегать движения по территории районов чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и со сложной криминогенной обстановкой, максимально ограничивать время транспортирования, количество перегрузок между транспортными средствами, остановок и стоянок в пути, а также число осведомленных о транспортировании лиц);
обеспечение взаимодействия организации, ответственной за физическую защиту, с подразделениями охраны и внешних сил реагирования на основании утвержденных планов такого взаимодействия;
определение порядка транспортирования РВ, ОХВ и ПБА и оформления необходимых для этого документов в соответствии с правилами, утверждаемыми в установленном национальным законодательством порядке;
принятие иных мер в соответствии с категорией опасности перевозимых веществ (агентов).
Надзор за обеспечением физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, а также за обеспечением физической защиты РВ, ОХВ и ПБА в процессе их транспортирования осуществляется компетентным государственным надзорным органом.
4.5. Правовое регулирование порядка уведомления о несанкционированных действиях в отношении РВ, ОХВ и ПБА
При обнаружении несанкционированных действий в отношении РВ, ОХВ и ПБА администрация объекта должна немедленно оценить ситуацию и проверить наличие и местонахождение соответствующих РВ, ОХВ и ПБА. При обнаружении пропажи РВ, ОХВ и ПБА должны немедленно приниматься меры по их розыску.
При выявлении хищения или попыток хищения РВ, ОХВ и ПБА, совершения или попыток совершения террористического акта администрация объекта должна незамедлительно уведомить об этом:
компетентный государственный надзорный орган, выдавший лицензию (разрешение) на виды деятельности с РВ, ОХВ и ПБА и осуществляющий государственный надзор за их физической защитой, а также его территориальное подразделение, которое непосредственно осуществляет надзор за объектом;
территориальные органы безопасности, внутренних дел и гражданской обороны по месту нахождения объекта.
В течение 10 суток с момента происшествия следует представить в указанные органы письменный доклад с приведением подробной информации о происшедшем, а в последующем направлять в их адрес всю дополнительную информацию, ставшую известной по истечении времени.
Информация, содержащаяся в первичном уведомлении, должна включать в себя следующие сведения:
об обстоятельствах и событиях, связанных с хищением (попытками хищения) РВ, ОХВ и ПБА или совершением (попытками совершения) террористического акта;
о виде, паспортных (заводских) характеристиках и количестве (активности) РВ, ОХВ и ПБА, в отношении которых были осуществлены несанкционированные действия или попытки их осуществления.
Факты несанкционированных действий подлежат документированию в журнале учета несанкционированных действий, который должен храниться на объекте не менее трех лет с даты последней записи в нем.
4.6. Правовое регулирование мер по защите информации в отношении РВ, ОХВ и ПБА
Информация, касающаяся вопросов обеспечения безопасности РВ, ОХВ и ПБА, в том числе содержащаяся на электронных носителях, является информацией для ограниченного использования и подлежит защите в соответствии с национальным законодательством.
К ней, в частности, могут быть отнесены сведения:
о практике и конкретных местах использования РВ, ОХВ и ПБА, об их количестве и форме;
о системе внутреннего учета РВ, ОХВ и ПБА;
о состоянии антитеррористической защищенности объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА;
о мерах безопасности и физической защиты, принятых в отношении РВ, ОХВ и ПБА, включая информацию о силах охраны и службе безопасности;
обо всех компьютерных системах, включая системы связи, контрольно-измерительные приборы и системы управления, которые обрабатывают, хранят или передают важную для обеспечения физической защиты РВ, ОХВ и ПБА информацию;
о порядке реагирования на инциденты с РВ, ОХВ и ПБА;
о сотрудниках, работающих с РВ, ОХВ и ПБА, их поставщиках и подрядчиках;
об уязвимостях системы физической защиты объекта;
о сроках перемещения (в том числе между различными площадками объекта) и замены используемых РВ, ОХВ и ПБА.
Указанные сведения не должны передаваться по телекоммуникационным сетям общего пользования и храниться на компьютерах, подключенных к таким сетям.
Порядок обеспечения защиты информации в отношении РВ, ОХВ и ПБА подлежит установлению правительством государства.
4.7. Правовое регулирование порядка допуска физических лиц к работам, связанным с использованием РВ, ОХВ и ПБА
Порядок допуска физических лиц к работам с РВ, ОХВ и ПБА подлежит установлению правительством государства в соответствии с национальным законодательством.
Лица, допускаемые к работе с РВ, ОХВ и ПБА, должны иметь соответствующую квалификацию, пройти специальную профессиональную подготовку и получить разрешение на работу с ними.
Организации, получившие лицензии (разрешения) на виды деятельности с РВ, ОХВ и ПБА, должны направлять списки лиц, допускаемых к работе с ними, в соответствующие подразделения органов внутренних дел или органов безопасности. В списках лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РВ, ОХВ и ПБА, следует указывать:
их должности;
разрешенное время работы (согласно установленному режиму рабочего времени и внутреннему трудовому распорядку);
места проведения работ (например, номер помещения).
К указанным спискам следует прилагать анкетные данные и отпечатки пальцев (в том числе в электронном виде) допускаемых лиц.
Лица, непосредственно допускаемые к работам с РВ, ОХВ и ПБА, должны проходить специальную процедуру допуска, которая включает в себя медицинское освидетельствование и психологическое тестирование.
Не допускаются к работам с РВ, ОХВ и ПБА лица:
с ограничениями по допуску к такой работе в соответствии с наличием у них медицинских противопоказаний согласно перечню, утвержденному органом государственной власти в области здравоохранения;
имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности.
Число лиц, допускаемых к работам с высокоактивными РВ, а также с ОХВ и ПБА повышенной опасности, должно быть минимально необходимым. При допуске к таким работам дополнительно осуществляется специальная проверка, проводимая правоохранительными органами. Специальная проверка включает в себя проверку личности и личных документов, а также оценку надежности работников.
Проверка личности используется для подтверждения подлинности личных данных конкретного человека.
Проверка личных документов используется для подтверждения подлинности сведений о трудовой биографии, образовании и наличии навыков, необходимых для выполнения работы. Проверка и подтверждение документов и квалификации могут быть осуществлены путем обращения к предыдущим работодателям или в учебные заведения.
Оценка надежности работников должна проводиться не только на стадии допуска к работе, но и периодически в процессе ее осуществления. При этом работникам, чья надежность снизилась в силу личных обстоятельств, может быть временно понижен уровень доступа к РВ, ОХВ и ПБА, либо они могут быть отстранены от выполнения определенных обязанностей до проведения повторной оценки. Особое внимание следует уделять временным работникам среди персонала объекта или субподрядчиков.
Результаты оценки надежности относятся к информации ограниченного распространения и подлежат защите в соответствии с национальным законодательством.
При выполнении работ с высокоактивными РВ, а также с ОХВ и ПБА повышенной опасности следует разграничивать обязанности занятых в них работников с целью ограничения их возможности получить значимый авторизованный доступ, необходимый для совершения несанкционированных действий с РВ, ОХВ и ПБА.
Для временных работников, а также для лиц, чья надежность не была определена или чьи обязанности не требуют оценки надежности (временный ремонтный персонал, административный персонал, обслуживающий персонал, строительные рабочие, посетители), целесообразно вводить процедуры сопровождения. Они должны сопровождаться в контролируемые зоны лицами, имеющими в них санкционированный доступ и осведомленными о разрешенных действиях сопровождаемых лиц (в том числе о том, к каким зонам и системам им разрешен доступ и какие действия они имеют право выполнять).
Надежности сотрудников объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, в значительной степени способствует поддержание на них высокого уровня культуры безопасности. Поэтому администрация объекта должна обеспечивать на нем высокий уровень культуры безопасности, способствующий тому, чтобы работники объекта сохраняли бдительность и принимали активное участие в реализации профилактических и защитных мероприятий, направленных на противодействие угрозам его безопасности. В частности, администрация объекта должна обращать внимание работников на необходимость сообщать о необычных действиях или подозрительном поведении других лиц.
4.8. Правовое регулирование прав и обязанностей должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль над РВ, ОХВ и ПБА
Должностные лица государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль над РВ, ОХВ и ПБА, имеют право:
проводить осмотр мест использования и хранения РВ, ОХВ и ПБА и перевозящих их транспортных средств;
требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов;
выдавать администрациям объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
осуществлять иные меры контроля.
Должностные лица указанных органов имеют право в установленном национальным законодательством порядке входить в помещения, в которых осуществляется деятельность, связанная с использованием РВ, ОХВ и ПБА, и проводить их досмотр с соблюдением мер радиационной, химической и биологической безопасности. При этом они обязаны принимать меры по пресечению выявленных ими преступлений или административных правонарушений, связанных с РВ, ОХВ и ПБА, и привлечению виновных лиц к ответственности.
Компетентным государственным надзорным органом с привлечением специалистов других государственных органов должны осуществляться регулярные плановые проверки состояния систем физической защиты и процедур внутреннего учета РВ, ОХВ и ПБА на поднадзорных объектах. Периодичность таких проверок должна зависеть от их категории.
При проведении проверок следует определять:
соответствие фактической и заявленной в лицензии (разрешении) сферы применения РВ, ОХВ и ПБА;
наличие на объекте РВ, ОХВ и ПБА в количестве, указанном в системе учета (национальном регистре);
соблюдение мер по обеспечению физической защиты объекта, на котором находятся РВ, ОХВ и ПБА;
соблюдение процедур допуска физических лиц к работе с определенными РВ, ОХВ и ПБА.
Компетентный государственный надзорный орган наделяется правом проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления.
Правоприменительные действия компетентного государственного надзорного органа могут включать:
зарегистрированное устное уведомление;
письменное уведомление;
введение дополнительных нормативных требований и условий;
письменное предупреждение;
штраф;
изменение, приостановление действия или отзыв лицензии (разрешения).
Регулирующее правоприменение также может повлечь за собой судебное преследование, особенно в тех случаях, когда администрация объекта своевременно не устраняет выявленные нарушения.
4.9. Правовое регулирование деятельности по выявлению РВ, ОХВ и ПБА, находящихся в незаконном обороте
Трансграничное перемещение РВ, ОХВ и ПБА подлежит регулированию национальным законодательством об экспортном контроле с учетом положений модельного закона "Об экспортном контроле".
Система государственного экспортного контроля предполагает установление и утверждение правительством государства специального порядка (положения) контроля за экспортом, импортом и транзитом РВ, ОХВ и ПБА, а президентом или правительством государства - также списков (перечней) РВ, ОХВ и ПБА, подлежащих экспортному контролю.
Поставщики РВ, ОХВ и ПБА должны иметь разрешения на их экспорт, выдаваемые в порядке, установленном законодательством государства.
Получателем РВ, ОХВ и ПБА могут быть только организации, имеющие лицензии (разрешения) на соответствующий вид деятельности и выполняющие все необходимые требования по безопасному использованию и обеспечению физической защиты РВ, ОХВ и ПБА.
Перемещение через государственную границу высокоактивных РВ, а также ОХВ и ПБА повышенной опасности должно осуществляться только при наличии письменного разрешения, выданного получателю компетентным государственным надзорным органом того государства, на территорию которого ввозятся РВ, ОХВ и ПБА, в порядке, установленном законодательством этого государства.
Перечень иных документов, необходимых для осуществления экспорта (импорта) РВ, ОХВ и ПБА, определяется нормативными правовыми актами государства.
Поставщики обязаны регистрировать каждую поставку с отражением типа направляемого товара, его регистрационного номера, метода и даты поставки, названия и адреса получателя.
РВ, ОХВ и ПБА, незаконно ввезенные на территорию государства, до принятия решения по факту нарушения подлежат контролю в соответствии с законодательством государства, на территории которого выявлено указанное нарушение.
Порядок возврата РВ, ОХВ и ПБА на территорию государства, из которого осуществлено их незаконное перемещение, устанавливается международными договорами и национальным законодательством государства, в котором выявлено нарушение. Возмещение затрат, связанных с устранением нарушения, осуществляется за счет средств организации, допустившей нарушение.
Предусматривается организация системы мониторинга перевозок РВ, ОХВ и ПБА, включая международные, и обнаружения РВ, ОХВ и ПБА, находящихся в незаконном обороте.
Выявление и пресечение незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА осуществляют компетентные органы, определяемые правительством государства. На них возлагаются планирование и реализация комплекса специальных мероприятий, предусматривающих осуществление контроля за оборотом РВ, ОХВ и ПБА.
Должностные лица компетентных органов вправе проводить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, товаров и транспортных средств при наличии достаточных оснований предполагать, что имеет место незаконный оборот РВ, ОХВ и ПБА.
В целях выявления незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА правоохранительными органами проводятся необходимые оперативно-розыскные и следственные действия.
Выявление незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА осуществляется с развертыванием специализированных постов контроля на автомобильных и железнодорожных магистралях, объектах транспорта и связи, в местах массового пребывания людей, а также в пунктах пропуска через государственную границу, в зонах таможенного контроля и на других контрольно-пропускных пунктах.
Оснащение постов контроля и других контрольно-пропускных пунктов специальными техническими средствами для обнаружения и идентификации РВ, ОХВ и ПБА осуществляется за счет средств государства.
В целях выявления и пресечения незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА осуществляется специальная подготовка сотрудников надзорных и правоохранительных органов, участвующих в соответствующих мероприятиях.
4.10. Правовое регулирование обеспечения готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с использованием РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях
Система обеспечения готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с использованием РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях, должна обеспечивать обнаружение и идентификацию РВ, ОХВ и ПБА, информирование населения и моделирование его поведения, управление ситуацией с использованием подготовленного и хорошо защищенного персонала, достаточность и своевременное применение лекарственных препаратов и средств защиты.
Реагирование на любое событие, связанное с использованием РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях, последствия которого наблюдаются за пределами объекта, на котором они находились, должно осуществляться на основе координации и взаимодействия компетентных органов и организаций. При этом требуются:
установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий террористических актов с использованием РВ, ОХВ и ПБА;
определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях совершенного террористического акта;
обоснование количества сил и средств, необходимых для ликвидации последствий террористического акта, их дислокации и привлечения специализированных профессиональных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований.
Головная роль в осуществлении системы мер, направленных на ликвидацию негативных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях, возлагается на органы по чрезвычайным ситуациям, органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, которые должны быть готовы к проведению профилактических, санитарно-токсикологических, противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий.
Нормативными актами органов здравоохранения устанавливаются лечебно-профилактические учреждения, в том числе с учетом перепрофилирования, предназначенные для госпитализации больных и пораженных. Предусматривается создание резервных объемов средств диагностики и лечения, включая антибиотики и средства защиты.
В целях минимизации возможных последствий и ликвидации угроз террористических актов непосредственно на объектах использования РВ, ОХВ и ПБА на них должны проводиться:
обучение работников способам защиты и действиям при поступлении информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, в том числе с использованием РВ, ОХВ и ПБА;
учения и тренировки работников объектов по безопасной и своевременной эвакуации, в том числе из зон поражения РВ, ОХВ и ПБА;
занятия с работниками объектов, направленные на минимизацию морально-психологических последствий совершения террористических актов.
На объектах использования РВ, ОХВ и ПБА должны размещаться наглядные пособия с информацией:
о действиях работников при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте;
о порядке действий работников при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте, в том числе с использованием РВ, ОХВ и ПБА.
4.11. Правовое регулирование вопросов международного сотрудничества в сфере контроля над РВ, ОХВ и ПБА и противодействия их использованию в террористических целях
Каждое государство принимает активное участие в международном сотрудничестве в сфере контроля над РВ, ОХВ и ПБА и противодействия их использованию в террористических целях.
Правовую основу международного сотрудничества в сфере контроля над РВ, ОХВ и ПБА составляют международные договоры, двусторонние и многосторонние соглашения и обязательства, основополагающие международные правовые акты в сфере обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности.
Основными направлениями международного сотрудничества являются: оказание взаимной правовой, методической, технической и иной помощи;
выработка согласованной политики по совершенствованию и сближению национальных законодательств;
совместная деятельность по предотвращению и устранению причин и условий, способствующих незаконному обороту РВ, ОХВ и ПБА и их использованию в террористических целях;
обмен информацией, в том числе с использованием автоматизированных систем обмена информацией, по вопросам контроля над РВ, ОХВ и ПБА и выявления РВ, ОХВ и ПБА, находящихся в незаконном обороте;
унификация форматов систем учета (национальных регистров) РВ, ОХВ и ПБА;
сближение регламентируемых процедур контроля за экспортом и импортом РВ, ОХВ и ПБА;
координация действий должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту РВ, ОХВ и ПБА и их использованию в террористических целях;
проведение совместных оперативных и иных мероприятий по выявлению и пресечению незаконного перемещения РВ, ОХВ и ПБА через государственные границы;
совместная деятельность по розыску похищенных РВ, ОХВ и ПБА и лиц, причастных к указанной противоправной деятельности, выявлению, в том числе с использованием инструментальных средств, незаконного перемещения РВ, ОХВ и ПБА в пунктах пропуска через государственную границу, в зонах таможенного контроля и в других стратегически важных пунктах;
совместное расследование фактов незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА, исполнение запросов по уголовным делам и делам оперативного учета в отношении объектов противоправной деятельности на территориях сотрудничающих сторон;
обмен в соответствии с национальными законодательствами информацией о специальных средствах, используемых в борьбе с незаконным оборотом РВ, ОХВ и ПБА, результатами научных исследований и опытом выявления и пресечения незаконного оборота РВ, ОХВ и ПБА, сотрудничество в сфере научно-технического обеспечения и подготовки квалифицированных кадров.
4.12. Правовое регулирование мер ответственности за совершение преступлений, связанных с использованием РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях, а также деяний, создающих условия для их совершения
Уголовная ответственность за использование представляющих повышенную угрозу для жизни и здоровья людей РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях должна устанавливаться национальным законодательством как за особо тяжкие преступления.
Физические лица, незаконно владеющие, передающие или использующие РВ, ОХВ и ПБА, также подлежат уголовной ответственности.
В соответствии с национальным законодательством предусматривается административная или уголовная ответственность за следующие нарушения норм и правил должностными лицами органов государственной власти и организаций, работающих с РВ, ОХВ и ПБА, а также отдельными гражданами:
деятельность с РВ, ОХВ и ПБА без соответствующей лицензии (разрешения);
неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний компетентных государственных органов;
нарушение условий действия лицензии (разрешения) на деятельность с РВ, ОХВ и ПБА;
выдача лицензий (разрешений) должностными лицами компетентного государственного надзорного органа с нарушением установленного порядка;
допуск к работе с РВ, ОХВ и ПБА без соответствующих документов и соблюдения установленного порядка;
создание препятствий для выполнения должностными лицами компетентных органов своих функций;
нарушение требований по обеспечению физической защиты объектов, на которых находятся РВ, ОХВ и ПБА;
нарушение установленного порядка учета РВ, ОХВ и ПБА;
передача РВ, ОХВ и ПБА без оповещения компетентного государственного надзорного органа и подразделений системы их учета и контроля (национального регистратора);
хищение, незаконные использование, приобретение, хранение, транспортирование, передача, продажа РВ, ОХВ и ПБА, сокрытие информации об известных готовящихся или совершенных указанных действиях;
требование совершения или принуждение к совершению определенных действий (бездействия), сопряженных с угрозой использования РВ, ОХВ и ПБА в террористических целях;
нарушение установленного порядка экспорта (импорта) РВ, ОХВ и ПБА.
------------------------------
1 Указанный сценарий маловероятен в отношении наиболее опасных химических веществ, так как подавляющее большинство из них в нормальных условиях представляет собой газ или жидкость.
2 В совокупности данные меры должны обеспечиваться системами физической защиты объектов.
3 Так, Международное агентство по атомной энергии рекомендует для каждой единицы РВ, содержащейся в национальном регистре, отображать следующую информацию: уполномоченное лицо (лицензиат) и соответствующая контактная информация; радионуклид; физическая/химическая форма; активность, вес/объем; дата измерения; категория опасности; уникальный идентификатор; местонахождение; тип (герметичный источник, негерметичный материал и т.д.); предназначение; устройство, в котором находится РВ, включая номер модели; серийный номер устройства; производитель устройства и соответствующая контактная информация; производитель и поставщик РВ и соответствующая контактная информация; дата поставки РВ; предполагаемый расчетный срок службы РВ и (или) устройства; фотография устройства и (или) РВ; номер и дата окончания действия лицензии.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.