Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 28.10.2022 N 54-15
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств
Изменения в модельный закон
"О научной и научно-технической экспертизе"
Внести в модельный закон "О научной и научно-технической экспертизе" следующие изменения и дополнения:
1. Абзац пятый части 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"- прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий формирования и реализации государственной политики, программ и проектов, научно-исследовательских работ, проектов нормативных правовых актов и других стратегических документов, являющихся объектами экспертизы;".
2. Часть 1 статьи 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"- обеспечение и широкая реализация принципа научности при осуществлении нормотворческой деятельности, усиление роли науки в нормотворческом процессе и при принятии стратегических решений.".
3. Часть 2 статьи 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"- обеспечение конкуренции и конкурсного отбора исполнителей научной и научно-технической экспертизы с целью исключения конфликтов интересов и коррупции при ее проведении.".
4. Часть 2 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"- проекты нормативных правовых актов, устанавливающие принципиально новые подходы к правовому регулированию отношений в социально-экономической сфере либо изменяющие концептуальные положения законодательства (институтов, отраслей законодательства).".
5. Статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Субъекты научной и научно-технической экспертизы
1. Субъектами научной и научно-технической экспертизы являются заказчики и исполнители экспертизы, уполномоченный орган.
2. Заказчиками научной и научно-технической экспертизы могут быть государственные органы (организации), общественные и международные организации, юридические и физические лица, заинтересованные в проведении экспертизы.
3. Исполнителями научной и научно-технической экспертизы являются экспертные организации и эксперты соответствующих профиля или специализации, имеющие достаточные квалификацию и опыт для проведения научной и научно-технической экспертизы.
4. Подтверждение соответствия возможностей исполнителей научной и научно-технической экспертизы нормативным требованиям к обеспечению условий проведения экспертизы и качества ее результатов осуществляется в процессе их государственной аттестации (аккредитации).
5. Государственная аттестация (аккредитация) экспертных организаций и аттестация экспертов осуществляются в порядке, установленном национальным законодательством. В основу соответствующих национальных законов могут быть положены модельные законы "О государственной аттестации (аккредитации) субъектов научной и научно-технической деятельности" и "Об экспертизе и экспертной деятельности".".
6. Статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Статус эксперта
1. Эксперт - физическое лицо, которое имеет необходимые специальные знания, опыт и квалификацию для проведения научной и научно-технической экспертизы.
2. Статус эксперта, его права и обязанности определяются настоящим Законом и национальным законодательством, регулирующим проведение специальных видов научной и научно-технической экспертизы.
3. Подтверждение статуса (аттестация) эксперта осуществляется специализированными экспертными советами (комиссиями), созданными при органах и организациях, уполномоченных на организацию проведения научной и научно-технической экспертизы. Эксперту, прошедшему в установленном порядке аттестацию, присваивается статус эксперта определенной категории (ранга).".
7. Дополнить Закон статьями 6.1-6.3 следующего содержания:
"Статья 6.1. Статус экспертной организации
1. Под экспертной организацией для целей настоящего Закона понимается субъект научной и научно-технической деятельности, выполняющий научно-исследовательские (опытно-конструкторские и опытно-технологические) работы по соответствующим отраслям науки в зависимости от содержания рассматриваемого проекта, который прошел в установленном порядке государственную аттестацию (аккредитацию) и которому поручено проведение научной и научно-технической экспертизы либо присужден контракт.
2. Деятельность экспертных организаций по проведению экспертиз регулируется настоящим Законом, а также иными модельными законами в части, не урегулированной настоящим Законом.
3. Экспертная организация не вправе проводить экспертизу объектов, для которых в результате принятия управленческих и правовых решений может возникнуть конфликт интересов при участии государственных органов (организаций), в ведении (подчинении, составе) которых находится данная экспертная организация.
Статья 6.2. Уполномоченный орган
1. Организация проведения научной и научно-технической экспертизы осуществляется специально созданным уполномоченным органом либо иным органом (организацией), наделенным соответствующими полномочиями (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган осуществляет действия и юридические процедуры, связанные с подготовкой, назначением, проведением экспертизы, получением, оценкой и (или) утверждением заключения эксперта или экспертной организации.
2. Основными функциями уполномоченного органа являются:
- составление графика проведения экспертиз;
- организация конкурса, отбор заявок и определение исполнителя экспертизы (присуждение контракта) в соответствии с критериями и показателями, установленными заказчиком в конкурсной документации, в случаях, предусмотренных национальным законодательством;
- отбор исполнителей научной и научно-технической экспертизы, направление объектов экспертизы эксперту или экспертной организации, заключение договора на проведение экспертизы;
- обеспечение надлежащего уровня и качества заключений по результатам проведения научной и научно-технической экспертизы;
- оценка и (или) утверждение заключений по результатам проведения научной и научно-технической экспертизы, а также оплата экспертных работ;
- иные функции, предусмотренные настоящим Законом и национальным законодательством.
Статья 6.3. Государственный реестр экспертов и экспертных организаций
1. На основе данных, полученных в результате государственной аттестации (аккредитации), уполномоченный орган ведет государственный реестр экспертов и экспертных организаций (далее - государственный реестр) в виде единой информационной системы, представляющей собой совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта в сети Интернет.
2. В государственном реестре аккумулируется следующая информация:
- об экспертах, прошедших аттестацию;
- об экспертных организациях, прошедших в установленном порядке государственную аттестацию (аккредитацию).".
8. Абзац второй части 2 статьи 8 исключить, абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами вторым и третьим.
9. Часть 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"3. Научная и научно-техническая экспертиза может осуществляться на конкурсной основе в случаях, предусмотренных настоящим Законом и национальным законодательством. В качестве модели для соответствующего национального закона может быть использован модельный закон "О контрактной системе в сфере исследований и разработок".
10. Статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Назначение научной и научно-технической экспертизы
1. Научная и научно-техническая экспертиза должна быть назначена в следующих случаях:
- выводы научной и научно-технической экспертизы могут иметь определяющее значение для принятия правовых решений по основным вопросам социально-экономического развития государства;
- необходима оценка научных, научно-технических, технологических, социально-экономических и гуманитарных программ и проектов, финансируемых из государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также оценка эффективности реализации указанных программ и проектов;
- заключение научной и научно-технической экспертизы не может быть заменено другими источниками управленческой или правовой информации.
В иных случаях вопрос о необходимости назначения экспертизы решается заказчиком экспертизы исходя из экономической целесообразности и других обстоятельств в соответствии с национальным законодательством.
2. Решение о проведении научной и научно-технической экспертизы должно содержать следующие сведения:
- дата и место его вынесения;
- основание назначения экспертизы;
- поставленные перед экспертной организацией (экспертом) вопросы;
- представленные экспертной организации (эксперту) объекты и материалы дела;
- особые условия обращения с объектами экспертизы, если они необходимы;
- наименование экспертной организации (реквизиты эксперта), которой поручается проведение научной и научно-технической экспертизы;
- иные сведения.
3. Назначение научной и научно-технической экспертизы оформляется в виде договора на проведение научной и научно-технической экспертизы.
4. В отношении назначения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов применяются положения, установленные частями 1-3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено статьей 12.1 настоящего Закона.".
11. Дополнить Закон статьей 11.1 следующего содержания:
"Статья 11.1. Сроки проведения научной и научно-технической экспертизы
1. Сроки проведения научной и научно-технической экспертизы определяются методиками (инструкциями, рекомендациями) организации проведения экспертиз с учетом требований национального законодательства для каждого вида экспертиз.
2. Конкретные сроки осуществления экспертизы могут определяться в договорах на проведение научной и научно-технической экспертизы.
3. Сроки проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов устанавливаются частью 12 статьи 12.1 настоящего Закона.".
12. Дополнить Закон статьей 12.1 следующего содержания:
"Статья 12.1. Особенности проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов
1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в соответствии с настоящим Законом и национальным законодательством.
2. Национальным законодательством может быть предусмотрено проведение научной правовой, научной экономической, научной антикоррупционной, научной лингвистической и иных видов научной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Порядок проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов устанавливается настоящим Законом, иными модельными законами и национальным законодательством.
Методика (инструкция, рекомендации) проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов и (или) отдельных ее видов утверждается уполномоченным органом либо органом государственной власти.
3. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов осуществляется на основе размещения государственного заказа на исследования и разработки. Организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по проведению научной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляет уполномоченный орган, обеспечивающий организацию конкурса, иных способов закупки исследований и разработок и заключение контракта, в соответствии с национальным законодательством. В качестве модели для соответствующего национального закона может быть использован модельный закон "О контрактной системе в сфере исследований и разработок".
4. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в целях оценки соответствия их положений общепризнанным новейшим достижениям определенной отрасли науки, научного прогнозирования последствий принятия (издания) акта и обоснования оптимального варианта правового регулирования соответствующих общественных отношений.
5. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится государственными научными организациями, высшими учебными заведениями, выполняющими научно-исследовательские (опытно-конструкторские и опытно-технологические) работы по соответствующим отраслям наук в зависимости от содержания рассматриваемого проекта и прошедшими государственную аттестацию (аккредитацию) (далее - научные организации).
Требования к научным организациям и порядок их включения в государственный реестр для проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов устанавливаются национальным законодательством.
При проведении научной экспертизы проектов нормативных правовых актов научные организации независимы и не связаны позицией государственного органа (организации), ответственного за подготовку проекта, и нормотворческого органа, направившего проект для проведения научной экспертизы.
6. Научной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, устанавливающие принципиально новые подходы к правовому регулированию отношений в социально-экономической сфере либо изменяющие концептуальные положения законодательства (институтов, отраслей законодательства). По решению нормотворческого органа проект нормативного правового акта может быть подвергнут научной экспертизе в иных случаях.
Научная экспертиза не проводится в отношении проектов:
- ненормативных правовых актов;
- актов, оформляющих решения в отношении международных договоров;
- локальных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;
- нормативных правовых актов, касающихся создания государственных органов (организаций) и (или) утверждающих положения об этих органах (уставы этих организаций);
- нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты;
- иных проектов в соответствии с национальным законодательством.
7. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта проводится до направления его на обязательную юридическую экспертизу, предусмотренную национальным законодательством.
8. Заказчиками научной экспертизы проектов нормативных правовых актов выступают нормотворческие органы. Направление в уполномоченный орган проекта нормативного правового акта для организации и проведения научной экспертизы осуществляется субъектом права законодательной инициативы, государственным органом (организацией), вносящим данный проект на рассмотрение главы государства, правительства.
9. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов имеет плановый характер и осуществляется уполномоченным органом на основе заказов, сформированных и обоснованных заказчиками. План закупок, связанных с проведением научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, размещается уполномоченным органом в единой информационной системе.
10. Проект нормативного правового акта, направляемый для организации и проведения научной экспертизы, должен соответствовать требованиям, установленным национальным законодательством. К проекту прилагаются:
- сопроводительное письмо;
- обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование;
- сведения о согласовании и визировании проекта, в том числе о неучтенных замечаниях и предложениях, если они имеются;
- иные материалы.
11. Проект нормативного правового акта и сопроводительные материалы к нему представляются в уполномоченный орган для проведения конкурса на определение научной организации. В случае если проект содержит нормы, которые необходимо оценить по нескольким научным направлениям, научная экспертиза может проводиться несколькими научными организациями.
Уполномоченный орган осуществляет отбор заявок и определяет исполнителя научной экспертизы проекта нормативного правового акта (присуждает контракт) в соответствии с критериями и показателями, установленными заказчиком в конкурсной документации. Количество исполнителей определяется по итогам проведения конкурса и обозначается в конкурсной документации.
12. Срок организации конкурса, определения исполнителя научной экспертизы проекта нормативного правового акта и заключения контракта с исполнителем составляет не более 15 рабочих дней. По общему правилу срок проведения научной экспертизы составляет 10 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта в научную организацию, для проектов кодифицированных нормативных правовых актов - 15 рабочих дней с даты поступления проекта в научную организацию.
13. При проведении научной экспертизы проекта нормативного правового акта осуществляются научный анализ и оценка:
- принципиальной новизны регулируемых проектом общественных отношений, необходимости изменения законодательства, научной и практической значимости результатов, ожидаемых от реализации проекта;
- соответствия проекта современному уровню научных знаний, научному и (или) научно-техническому уровню развития технологий и возможностей их применения при реализации проекта;
- значения проекта для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений;
- экономической и (или) социальной значимости проекта;
- потребности государства в результатах, получение которых запланировано в ходе применения проекта.
Национальным законодательством могут быть предусмотрены дополнительные критерии (показатели) научного анализа и оценки проекта нормативного правового акта в зависимости от вида научной экспертизы проекта нормативного правового акта.
14. По результатам проведения научной экспертизы научной организацией составляется заключение, в котором должны содержаться: - информация о том, когда и кем проект представлен для проведения научной экспертизы;
- научная оценка проекта;
- обоснованные выводы по вопросам, указанным в части 13 настоящей статьи;
- предложения о возможности доработки проекта.
Руководители научных организаций несут персональную ответственность за своевременное проведение научной экспертизы и ее результаты.
Форма заключения по результатам проведения научной экспертизы устанавливается уполномоченным органом.
Заключение подписывается руководителем научной организации, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, и представляется в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня представления научной организацией заключения по результатам проведения научной экспертизы направляет его государственному органу (организации), представившему данный проект для проведения научной экспертизы.
15. Заключение научной организации носит рекомендательный характер. Государственный орган (организация), направивший проект для проведения научной экспертизы, обязан рассмотреть такое заключение.
Решение о необходимости доработки проекта с учетом предложений, содержащихся в заключении, принимается государственным органом (организацией), направившим проект для проведения научной экспертизы, самостоятельно.
Сведения о проведении научной экспертизы проекта и о ее результатах включаются в обоснование необходимости принятия нормативного правового акта. Заключение научной организации прилагается к проекту, представляемому для проведения обязательной юридической экспертизы.".
13. Абзац третий статьи 15 изложить в следующей редакции:
"- условиями проведения государственной аттестации (аккредитации) исполнителей научной и научно-технической экспертизы;".
14. Дополнить статью 17 частью 9 следующего содержания:
"9. Особенности содержания, формы и порядка составления заключения по результатам проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов установлены частями 14 и 15 статьи 12.1 настоящего Закона и национальным законодательством.".
15. Дополнить Закон статьей 17.1 следующего содержания:
"Статья 17.1. Защита прав и законных интересов субъектов научной и научно-технической экспертизы
1. Заказчик и исполнитель научной и научно-технической экспертизы имеют право обжаловать в порядке, установленном национальным законодательством, действия (бездействие) уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают их права и законные интересы.
2. Порядок и сроки обжалования, требования к содержанию жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа, порядок рассмотрения жалоб по существу устанавливаются национальным законодательством.".
16. Дополнить статью 19 частями 4-6 следующего содержания:
"4. Настоящий Закон регулирует также организацию и проведение экспертными организациями и экспертами государств - участников СНГ совместных научных и научно-технических экспертиз.
5. Государства - участники СНГ стремятся к обеспечению единства и гармонизации правового регулирования организации и проведения научной и научно-технической экспертизы.
6. Государство - участник СНГ предоставляет равные возможности исполнителям для участия в проведении научной и научно-технической экспертизы, за исключением случая, когда заказчик может предусмотреть в конкурсной документации преференциальную поправку для отдельных категорий исполнителей.".
17. Статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Ответственность за нарушение национального законодательства о научной и научно-технической экспертизе
За совершение умышленного нарушения национального законодательства о научной и научно-технической экспертизе субъекты научной и научно-технической экспертизы несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.".
Приняты на пятьдесят четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 54-15 от 28.10.2022)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 28 октября 2022 г. N 54-15 "Об изменениях в модельный... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.