Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 28.10.2022 N 54-16
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств
Рекомендации
по нормативному регулированию цифровизации в области образования
Образовательные системы государств - участников СНГ испытывали в 2020-2021 годах и продолжают испытывать влияние фактора пандемии коронавирусной инфекции. Наряду с осознаваемой необходимостью цифровой трансформации систем управления образованием вынужденный переход к дистанционному обучению школьников и студентов обусловил принятие нормативных правовых актов, направленных на оперативное регулирование образовательных отношений в дистанционном формате, в том числе на установление порядка обучения в смешанном (гибридном) формате. Примером такого акта является приказ Министра образования, науки, культуры и спорта Республики Армения от 20 мая 2020 года N 09-Н "Об утверждении порядка организации дистанционного образования в общеобразовательных учреждениях", который регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением дистанционного образования в общеобразовательных учреждениях, и определяет случаи его применения.
Вместе с тем в государствах - участниках СНГ продолжался процесс реализации ранее принятых программных документов, направленных на плановую трансформацию системы образования, и в этом аспекте задачами, нуждающимися в неотложном решении, оказались оснащение всей школьной сети высокоскоростным Интернетом и повышение уровня оплаты труда школьных учителей. Также общими проблемами являются низкая доступность каналов связи, недостаток оборудования и программного обеспечения в образовательных организациях, низкое качество телекоммуникационных услуг.
При всем разнообразии ситуаций, сложившихся в настоящее время в школьном, профессиональном и дополнительном образовании, можно выделить некоторые общие тенденции. Все государства - участники СНГ столкнулись с проблемой нехватки кадров, которые традиционно готовили образовательные организации среднего профессионального образования. В качестве одного из возможных решений сегодня рассматривается дуальное образование, предполагающее совмещение теоретических знаний и практических навыков непосредственно на рабочих местах. Такая модель активно прорабатывается в Азербайджанской Республике, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Молдова. В центре внимания остается вопрос о цифровых компетенциях обучающихся: так, в Республике Казахстан в школьную программу включены курсы "Цифровая грамотность" и "Медиаграмотность" (для старших школьников).
Как способ решения содержательных проблем дистанционного обучения рассматриваются образовательные платформы (интернет-платформы), с помощью которых качественный образовательный контент может стать доступным любому обучающемуся. Созданию образовательных платформ начали уделять внимание органы управления образованием ряда государств. Например, в Республике Казахстан уполномоченным органом в области образования определены платформы, на которых преподаватели ведут занятия в дистанционном формате. Развивают образовательные платформы также в Азербайджанской Республике (там была создана онлайн-платформа Академии знаний и обучающих фабрик), Республике Молдова, Республике Узбекистан (специальная электронная платформа "Непрерывное профессиональное образование").
В Российской Федерации Министерство просвещения РФ сформировало список рекомендуемых онлайн-ресурсов для обеспечения дистанционного обучения. К ним относятся, в частности, образовательные платформы "Российская электронная школа", "Московская электронная школа", "Яндекс.Учебник", "Платформа новой школы (Сбер)", телеканал "МособрTV" и др. В перечень рекомендуемых ресурсов включены как публичные, созданные за счет бюджетных средств, так и частные платформы, предлагаемые заинтересованными бизнес-структурами.
Государство целенаправленно создает цифровой инструмент развития общего образования. Им является федеральная государственная информационная система (ФГИС) "Моя школа", которая призвана обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории страны, предоставить возможность реализации образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и единого портала. Апробация системы началась 1 сентября 2022 года.
Происходит отказ от заочной формы обучения в высшем образовании как не обеспечивающей качественное образование (например, в Республике Казахстан), ставка делается на совершенствование дистанционных форм обучения. Все страны развивают смешанный (гибридный) формат, когда лекции проводятся онлайн, а практические занятия - в традиционной форме. Высшие учебные заведения, как правило, самостоятельно определяют формат проведения занятий (с учетом эпидемиологической ситуации).
В Российской Федерации действуют Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В Азербайджанской Республике в 2021 году был запущен новый проект "Профессиональное образование и обучение для будущего: поддержка создания центров продвинутого ПОО в Азербайджане". Повышение эффективности профессионального обучения, интеграция работодателей в профессиональное образование и подготовка конкурентоспособных кадров для экономики страны являются одними из его главных приоритетов.
В Кыргызской Республике принята новая Концепция развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2030 годы, направленная на формирование цифровых навыков (компетенций). В модели выпускников включены цифровые компетенции различной "весовой" категории: для начальной школы - первичная компьютерная грамотность, для средней и старшей школы - умение работать с информационно-коммуникационными технологиями. На 2030 год запланировано начало работы электронных колледжей и лицеев, подключенных к информационной системе управления образованием.
Министерство народного образования Республики Узбекистан в период пандемии обеспечило телетрансляцию уроков для всех классов в соответствии с учебной программой. На официальном телеграм-канале министерства UZEDU и на его канале в видеохостинге YouTube стали публиковаться расписание и непосредственные записи ТВ-уроков для всех классов. Также оперативно Министерство высшего и среднего специального образования сформировало онлайн-ресурсы по стандартам высшего образования и запустило телеграм-канал EDUUZ, где стали размещаться материалы для самообразования. При этом продолжился процесс формирования более 3500 электронных учебников по различным дисциплинам на сайте "Инновацион кутубхона".
В Республике Беларусь и Туркменистане были внесены изменения в действующие национальные законы об образовании. В обновленном Кодексе Республики Беларусь об образовании дистанционное обучение определено как самостоятельная форма получения образования. Образовательные программы будут реализовываться с помощью сетевых форм взаимодействия между учреждениями. Министерством образования Республики Беларусь издано письмо "Об использовании современных информационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2020/2021 учебном году".
В Российской Федерации принят ряд стратегических документов, направленных на создание долгосрочной линии развития образования на цифровой основе в определенных сегментах: распоряжение Правительства РФ от 6 февраля 2021 года N 255-р "Об утверждении Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года", распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 года N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" и др. В частности, ключевым направлением развития общего образования в вышеупомянутом регионе было признано дистанционное обучение. Необходимо отметить, что цифровизация образования осуществляется на базе реализуемых национальных проектов - "Образование" (федеральный образовательный проект "Цифровая образовательная среда") и "Цифровая экономика" (федеральный проект "Кадры для цифровой экономики").
Таким образом, в государствах - участниках СНГ происходит реальная трансформация образовательных систем, вызванная объективными экономическими факторами и ускоренная эпидемиологическими факторами. Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о необходимости выработки общих подходов к регулированию процессов цифровизации в области образования, способствующих сохранению и развитию единого образовательного пространства.
Понятийный аппарат сферы цифровизации образования присутствует в ряде нормативных актов МПА СНГ. В их числе - модельный закон "Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования", модельный закон "О дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ", модельный закон "О трансграничном образовании". Целый ряд терминов, относящихся к процессам цифровизации, нашел отражение в Согласованном словаре терминов в области образования, принятом постановлением МПА СНГ от 27 ноября 2020 года N 51-20.
Взаимопонимание на уровне понятий, формирование приемлемого для всех государств - участников СНГ категориального аппарата в области применения высокотехнологичных цифровых технологий в сфере образования необходимы, во-первых, для обеспечения взаимодействия в вопросах организации управления национальными системами образования, во-вторых, для последующего взаимного признания результатов образования (документов об образовании и квалификации), в-третьих, для облегчения процессов формирования свободного рынка труда, в том числе в области образования, в-четвертых, для повышения привлекательности образования для осуществления частных инвестиций.
1. Система терминов и понятий
Система понятий, необходимых для функционирования единого образовательного пространства СНГ, должна основываться на максимальном использовании уже разработанных и принятых определений.
В целях достижения общего понимания процессов и явлений, а также использования уже признанных результатов нормативного регулирования в систему терминов и понятий должны быть включены базовые термины, отражающие особенности цифровой трансформации сферы образования.
В модельном законе "О дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ" (принятом постановлением МПА СНГ от 16 мая 2011 года N 36-5) была предпринята первая попытка формирования понятийного аппарата и даны следующие определения:
дистанционное обучение - целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение не является отдельной формой обучения;
технология дистанционного обучения - совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий;
дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника и применяемые при реализации образовательных программ всех уровней образования;
центры доступа - места, где обучающиеся имеют доступ к образовательным ресурсам образовательного учреждения/организации, включая сами образовательные учреждения/организации, их обособленные подразделения, библиотечные, корпоративные, школьные, семейные и индивидуальные центры и другие места коллективного и индивидуального доступа;
электронный учебно-методический комплекс - совокупность учебных материалов и электронных средств обучения, позволяющих обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;
информационно-образовательные ресурсы - образовательные ресурсы (учебные, методические, научные, справочные, виртуальные лабораторные, интеллектуальные роботы и др.), доступные обучающимся в электронном виде.
Некоторые понятия определены в модельном законе "Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования" (принятом постановлением МПА СНГ от 18 апреля 2014 года N 40-15):
информационная система - имущественный комплекс, предназначенный для поиска, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи (распространения) информации и состоящий из необходимого технического оборудования и программного обеспечения (включая информацию, средства ее представления и организации);
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации;
информационно-образовательная среда - система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;
информационно-телекоммуникационная сеть - система передачи данных, предназначенная преимущественно для передачи информации, доступ к которой осуществляется с использованием компьютерных и других технических устройств;
электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них;
Определения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), информационно-образовательных ресурсов и электронного учебно-методического комплекса были даны те же, что в модельном законе "О дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ".
Модельный закон "О трансграничном образовании" (принятый постановлением МПА СНГ от 28 ноября 2014 года N 41-24) определил следующие термины:
трансграничное образование - образование граждан государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, получаемое ими непосредственно по месту нахождения в своей стране, без пересечения государственной границы, на основании соответствующих договоров об образовании, заключенных с образовательными организациями высшего образования, находящимися за пределами страны нахождения обучающегося, посредством использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе в рамках сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями-партнерами;
дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
сетевая форма реализации образовательных программ - освоение обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
центры доступа - места, где обучающиеся имеют возможность территориально удаленного индивидуального доступа через информационно-коммуникационные системы к информационным образовательным ресурсам образовательных организаций высшего образования, реализующих трансграничное образование, и их партнеров по сетевой форме реализации образовательных программ;
информационная образовательная среда - совокупность информационных систем, используемых образовательной организацией для создания и управления процессом образовательной деятельности, электронных образовательных ресурсов, технических и технологических средств обучения;
электронный контент - структурированное содержание информационно-образовательного ресурса, используемое в образовательном процессе посредством электронных носителей информации;
инфокоммуникационные аналоги аудиторных занятий - опосредованные учебные занятия, основанные на использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и выполняющие такие же функции и задачи, как и традиционные аудиторные занятия.
Определение электронного обучения не претерпело изменений по сравнению с определением из модельного закона "Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования". Определения электронного учебно-методического комплекса и информационно-образовательных ресурсов были даны те же, что в модельном законе "О дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ".
Часть необходимых терминов получили содержательное наполнение в Согласованном словаре терминов в области образования (приложение к постановлению МПА СНГ от 27 ноября 2020 года N 51-20), в том числе:
веб-портфолио (веб-портфель, web portfolio) - веб-базированный ресурс, отражающий рост учебных или профессиональных достижений его владельца. Веб-портфолио школьника и студента представляет собой веб-сайт, на котором отражаются образовательные результаты, включая результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий, совместной деятельности;
дистанционное образование - форма получения образования, при которой учебный процесс или целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения организован на основании электронных, телекоммуникационных, программно-технических технологий (на расстоянии);
единое образовательное пространство - пространство, характеризуемое общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне, положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в государственной и местной образовательной организации (учреждении) на территории государств, участвующих в создании пространства;
информационно-образовательные ресурсы - совокупность технических, программных, методических и телекоммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, обеспечивающих доступ учащихся к источникам информации в электронном виде и способствующих обмену учебными, научными и другими данными.
информационно-образовательный портал - сетевой телекоммуникационный узел, обладающий быстродействующим доступом, развитым пользовательским интерфейсом и широким диапазоном разнообразного содержимого, услуг и ссылок; предоставляет единый доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на образовательное сообщество, является функциональной структурированной средой, в которой имеется ряд классификаторов и баз данных, наращиваемых по модульному принципу; включает веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы, единую систему навигации и поиска информации, а также возможность расширения всех частей портала и увеличения его масштабности в целом;
образование цифровое - 1) комплексный институт, ориентированный на развитие и расширение перечня компетенций и совокупности знаний индивида путем реализации широкого спектра образовательных услуг через онлайн-курсы; 2) условия, созданные для непрерывного образования на базе цифровой платформы онлайн-образования;
среда цифровая образовательная - информационный ресурс (портал), доступный всем категориям граждан и обеспечивающий для каждого пользователя принцип "одного окна": доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанных и реализуемых разными организациями на разных платформах онлайн-обучения;
технология дистанционного обучения - совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий;
технология сетевого обучения (сетевая форма реализации образовательных программ) - технология обучения, базирующаяся на использовании Интернета при создании, передаче информации и приобретении знаний, формировании навыков, умений и контроля за их формированием в процессе обучения и взаимодействия между преподавателем и обучаемым, а также администратором сети; включает формы телекоммуникации (электронная почта, чат, форум, веб-конференция) и информационные ресурсы (аудиовидеоматериалы, учебные тексты по различной тематике);
цифровая грамотность - готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности; набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета;
цифровая трансформация - процесс информатизации, который касается всех сфер жизни современного общества, в том числе образования;
цифровизация образования - расширение с помощью цифровых решений и информационных систем доступа обучающихся к образовательным ресурсам; перевод содержания образовательных программ в электронную форму и создание онлайн-курсов, позволяющих обучающимся самостоятельно получать знания; переподготовка педагогов для эффективного применения электронного образовательного контента в учебном процессе; оснащение образовательных организаций необходимой инфраструктурой, позволяющей субъектам образовательного процесса использовать электронный образовательный контент.
Определение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) было дано в том же виде, что в модельном законе "О дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ".
Приведенные определения создают базу для формирования единого понимания процессов цифровизации в сфере образования. Тем не менее остается ряд терминов, активно используемых в нормативном регулировании государствами - участниками СНГ и нуждающихся в согласованной интерпретации. К таковым относятся: "дистанционное обучение", "электронное обучение", "цифровая компетенция", "онлайн-курс", "электронный курс", "цифровая образовательная платформа", "электронные образовательные ресурсы".
Понятия "дистанционное обучение" и "дистанционное образование", согласно трактовке, представленной в Согласованном словаре терминов в области образования, не являются идентичными. Если дистанционное образование - это форма получения образования, то дистанционное обучение - это процесс получения дистанционного образования, акцент делается на организации учебного процесса.
Поскольку проявление дистанционности в характеристике образовательных процессов относится к организационной составляющей, а не к содержательной, представляется наиболее рациональным использование термина "дистанционное обучение". Термин "дистанционное образование" должен применяться в специально оговоренных случаях.
Разграничить "дистанционное обучение" и "электронное обучение" значительно сложнее. Если сравнивать подходы модельного закона "О дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ", модельного закона "Об использовании информационно-коммуникативных технологий в системе образования", модельного закона "О трансграничном образовании" и Согласованного словаря терминов в области образования, то можно заметить, что в определении электронного обучения присутствует акцент на передаче информации, содержащейся в базах данных, однако этот нюанс никак не противоречит содержанию понятия "дистанционное обучение". Таким образом, пока не просматриваются юридические предпосылки к категоричному разделению данных терминов.
Термин "цифровая компетенция" соотносим с термином "цифровая грамотность". Понятие цифровой грамотности практически совпадает с понятием цифровой компетенции и представляет собой совокупность знаний, умений, навыков эффективной и безопасной работы в цифровой среде. Однако европейское понимание соотношения данных понятий указывает на их различение: так, в ряде документов Европейского Союза цифровая грамотность признается базовой составляющей цифровой компетенции.
Термины "онлайн-курс" и "электронный курс" содержательно не различаются. Под ними подразумевается образовательный продукт, освоение которого осуществляется в цифровой среде с использованием информационно-коммуникативных технологий. К этим терминам близко понятие "электронный учебно-методический комплекс".
Понятие "цифровая электронная платформа" содержательно совпадает с понятием "цифровая образовательная среда" в трактовке Согласованного словаря терминов в области образования, поэтому предлагается допустимость использования данных терминов в качестве синонимов.
2. Цифровые технологии, используемые в управлении национальными системами образования
Рекомендации в части управления национальными системами образования содержат два аспекта. Первый из них - государственная регламентация образовательной деятельности (с учетом национального законодательства государств - участников СНГ, которое включает в том числе лицензирование, аккредитацию образовательной деятельности и в целом контроль в сфере образования), второй - модель управления образовательной организацией.
Нормативное регулирование в области образования должно учитывать то, что внутреннее и внешнее управление взаимосвязаны и объединены общей целью - обеспечить высокий уровень качества образования и эффективности образовательного процесса.
Цифровизация в области образования привносит новые характеристики в системы управления, которые требуют отражения в нормативных правовых актах.
Во-первых, использование цифровых инструментов содержит в себе потенциал оптимизации системы управления. Применительно к государственной регламентации образовательной деятельности это означает, что в нормы лицензирования и аккредитации образовательной деятельности должны быть включены положения, учитывающие особенности реализации образовательных программ исключительно в форме дистанционного обучения с использованием электронной информационно-образовательной среды. Это касается содержания обязательных образовательных стандартов, аккредитационных показателей и обязательных требований к условиям осуществления образовательной деятельности.
Цифровизация в области образования обеспечивает информационную открытость образовательных организаций за счет формирования общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности таких организаций. Вместе с тем требования к содержанию и структуре информации, которая должна быть размещена в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети Интернет, должны отвечать принципу обоснованности. Это означает, что требования к содержанию и структуре размещенной информации должны быть ориентированы на заинтересованность неопределенного круга лиц в получении информации о деятельности образовательной организации. В случае если данная информация необходима для осуществления государственного контроля, то должны учитываться сведения, которые отражены в соответствующих отчетах, государственных информационных системах.
Одновременно при разработке положений нормативных правовых актов следует принимать во внимание риски "цифрового разрыва" и соответствующие стратегии развития информационного общества в государствах - участниках СНГ в части создания систем, обеспечивающих устойчивое, безопасное и независимое функционирование национального сегмента сети Интернет.
Представляется, что данная рекомендация позволит реализовать принцип информационной открытости образовательных организаций и оптимизировать административную нагрузку на эти организации.
Во-вторых, следует учитывать значение технологий коммуникации при регулировании вопросов, связанных с системой управления образовательной организацией. Отсутствие в национальном законодательстве государств - участников СНГ положений, устанавливающих, что цифровизация образования является изменением технологии образования, но не его содержания, порождает проблемы в государственной регламентации в сфере образования и споры между участниками образовательных отношений (обучающимися, их родителями и законными представителями, педагогическими работниками и их представителями, образовательными организациями).
Видится необходимым установление в национальном законодательстве нормативных положений, определяющих дистанционное образование исключительно как характеристику образовательной технологии.
Следование данной рекомендации, прежде всего, позволит скорректировать порядок государственной регламентации образовательной деятельности с учетом особенностей реализации образовательных программ исключительно в форме дистанционного обучения. Кроме того, в случае возникновения споров относительно уровня качества образования при реализации образовательных программ исключительно в форме дистанционного обучения заинтересованные участники образовательных отношений должны будут адресовать свои вопросы регулятору, а не образовательным организациям (ранее, в период распространения коронавирусной инфекции, полный переход к реализации образовательных программ в форме дистанционного обучения стал причиной судебных споров о снижении платы за образование в Российской Федерации).
В-третьих, организацию системы управления следует осуществлять с использованием электронной информационно-образовательной среды. Для развития нормативного регулирования в области образования полезен опыт, полученный в период действия ограничений, установленных во всех государствах - участниках СНГ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В условиях действия жестких ограничений проведение занятий и государственной итоговой аттестации, организация стажировок, реализация образовательных программ с участием иностранных студентов были бы невозможны без применения цифровых образовательных технологий и инструментов. Представляется, что на данном этапе необходим пересмотр национального законодательства в области образования с тем, чтобы оценить эффективность временных, оперативных управленческих решений, связанных с применением возможностей электронной информационно-образовательной среды, и закрепить оптимальные и эффективные управленческие решения в положениях действующего законодательства.
Кроме того, в целях успешного выполнения данной рекомендации и улучшения достигнутых результатов в национальных законах об административных процедурах, о публичных услугах (соответствующие модельные законы в настоящее время не разработаны) необходимо зафиксировать порядок предоставления публичных услуг в области образования с использованием цифровых технологий и инструментов с учетом действующих норм, установленных в целях защиты персональных данных.
В-четвертых, необходимо утверждение стандарта оснащения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, программным обеспечением, материально-технической базой и технологической инфраструктурой. Рынок труда государств - участников СНГ зависим от качества и разнообразия специалистов, за подготовку которых отвечают национальные системы образования. Формирование цифровых компетенций невозможно без развития материально-технической базы и технологической инфраструктуры вне зависимости от уровня образования.
Заданный национальными государствами ориентир на удовлетворение запросов цифровой экономики предполагает установление стандарта оснащения образовательных организаций всем вышеперечисленным и порядка обеспечения, финансирования данного оснащения.
В этой связи национальным государствам следует обратить внимание на разработку стандартов оснащения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, программным обеспечением, материально-технической базой и технологической инфраструктурой. При этом важно учитывать положения национального законодательства, которые регламентируют закупку и использование программного обеспечения и определяют порядок финансирования деятельности образовательных организаций за счет соответствующих бюджетов.
Также следует принимать во внимание нормативные правовые акты, регулирующие формирование национальных электронных библиотек, государственных информационных ресурсов, включающих объекты исторического и культурного наследия, а также доступ к ним для максимально широкого круга пользователей.
В-пятых, следует регулировать применение цифровых технологий и инструментов для эффективного взаимодействия преподавателей, студентов и подразделений образовательных организаций. Цифровизация в области образования требует целенаправленного перехода к новому формату, который подразумевает, что образовательный и административный процессы основаны преимущественно на электронных технологиях и больших данных. Опыт организации образовательного процесса в условиях пандемии обусловил востребованность не только системы электронного обучения, но и модели распределенного электронного управления, основанной на использовании информационных и коммуникационных технологий.
Нормативно-правовое регулирование порядка формирования системы автоматизированного учета (обучающихся, сотрудников образовательных организаций, библиотечного фонда, образовательных ресурсов, научных проектов, посещаемости, публикаций) и автоматизации процессов должно учитывать специфику разных уровней образования.
Представляется, что определяющим в регулировании вопросов организации системы управления образовательной организацией является принцип автономии. Это означает, что в нормативных правовых актах должны быть отражены только те положения, которые необходимы для определения общих контуров построения модели распределенного электронного управления.
Вместе с тем нормативного закрепления требует синхронизация системы управления образовательной организацией с действующими системами учета доходов, расходов, материальных ценностей, автоматизированных расчетов (заработной платы, нагрузки преподавателей, системы закупок и т.д.).
Также следует учесть опыт использования электронных сервисов и приложений для организации совещаний, заседаний кадровых комиссий, диссертационных и ученых советов. В этой сфере положения нормативных актов необходимы для установления оснований и порядка признания результатов голосования, оформления соответствующих решений, связанных с деятельностью образовательных организаций.
В ближайшей перспективе преимущества модели распределенного электронного управления могут быть использованы для развития цифровых образовательных технологий и инструментов. Автоматизация процессов в областях формирования образовательных программ, учебных планов, индивидуальных траекторий обучения, электронного делопроизводства и документооборота, подачи и обработки заявок, управления доступом к ресурсам будет способствовать возникновению оптимальной модели взаимодействия преподавателей, студентов и подразделений образовательных организаций.
Отдельным направлением в регулировании видится создание системы контроля с использованием автоматизированных процессов планирования деятельности структурных подразделений и их отчетности, а также универсальной системы отчетов о результатах работы обучающихся и сотрудников образовательной организации в электронной информационно-образовательной среде.
Настоящие Рекомендации направлены на адаптацию правового статуса обучающихся и педагогических работников к новым условиям обучения и работы в цифровой среде, на повышение уровня правовой защищенности.
3. Роль и перспективы использования цифровых образовательных платформ
Цифровая образовательная платформа определяется в настоящих Рекомендациях как программный продукт в сети Интернет, предназначенный для обеспечения пользователей сервисами по освоению образовательных продуктов (реализуемых в электронной форме или с использованием дистанционных образовательных технологий образовательных программ, онлайн-курсов) и для сопровождения процессов получения пользователями сопутствующей информации. Соответственно, такие платформы могут обладать гибкостью содержания, но должны преследовать идентичные цели при любом национальном правопорядке.
Первая из этих целей - обеспечение конституционной гарантии доступности образования (любого вида и уровня) для населения разного возраста. Процессы цифровизации позволяют толковать образование широко: как приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций. Опыт функционирования образовательных платформ указывает на то, что их основное содержание - онлайн-курсы, представляющие собой аналоги классических учебных дисциплин. В то же время на платформах представлены не только продукты, которые можно формализовать в процессе освоения образовательных программ, то есть зачесть слушателю в качестве части учебной дисциплины или всей дисциплины. Различные материалы по развитию так называемых soft skills (гибких навыков), hard skills (навыков, необходимых для конкретной работы) и digital skills (цифровых навыков) позволяют обеспечить получение образования на всем протяжении жизни, что делает его постоянным процессом набора и расширения круга собственных компетенций. Однако университетские курсы - это лишь часть системного обучения, они работают на долгую перспективу, а образовательные продукты иных участников образовательного рынка, как правило, решают конкретные задачи в конкретное время, обеспечивают получение компетенций, остро необходимых в данный момент. И те, и другие курсы необходимы обучающемуся, но их соотношение и объем зависят от потребностей отдельного слушателя.
Для публичных субъектов формализация образования через систему стандартов, требований к образовательным программам, учебных планов и дисциплин пока что является аксиомой. Соответственно, каждый продукт цифровой платформы, позиционирующий себя как образовательный, должен встраиваться в определенный нормами формат или оставаться для инициативного освоения обучающимся. Вполне очевидно, что при таком подходе разработчиками массовых онлайн-курсов могут и будут являться только организации, которые разрабатывают и реализовывают свои образовательные программы на основании стандартизированных требований.
Формирование цифровых образовательных платформ может осуществляться по инициативе "сверху" или "снизу". Инициатива "сверху" не означает буквальное создание образовательной платформы напрямую публичным субъектом и, как следствие, финансирование за счет средств бюджета соответствующего уровня. Ключевым является формулирование целей платформы в условиях многоаспектности миссии образования: цели социальной (инвестиции в человеческий капитал, а значит, приоритетно бесплатное освоение образовательных продуктов и их доступность любому лицу в сети Интернет), репутационной (предложение своих подходов к структуре и содержанию образовательного продукта, а также его возможная уникальность), конкурентной (выбор среди тематически схожих образовательных предложений разных организаций). Еще одна цель - привлечение соразмерных ресурсов (предоставление платных сопутствующих услуг, начиная с получения сертификата об успешном освоении курса). Такая модель может реализовываться опосредованно, через государственные образовательные организации как готовые центры генерации главного на сегодняшний день образовательного продукта цифровых платформ - онлайн-курсов.
Создание образовательной платформы по инициативе "снизу", скорее всего, будет осуществляться субъектом бизнеса. Как следствие, такая "корпоративная" платформа будет возникать в силу иной последовательности целей: на первый план выйдут развитие корпоративного человеческого капитала (обеспечение сотрудников компании надлежащим уровнем компетенций), преобразование бизнес-ландшафта (принудительное изменение сферы или нескольких сфер экономики согласно представлениям создателя платформы) и достижение прибыли (реализация конъюнктурно востребованных на текущий момент образовательных продуктов). Созданные "снизу" образовательные платформы будут более сложными из-за необходимости предлагать инновационные и нетипичные как по тематике, так и по содержанию и исполнению образовательные продукты и сервисы в целях соответствия широкому кругу запросов потребителей. При этом сотрудничество с образовательными организациями ради достижения массовости предложений образовательных сервисов может быть далеко не очевидным решением для "корпоративной" платформы в силу того, что ее основная целевая аудитория - персонал компаний и только во вторую очередь - остальные потребители.
Популярность онлайн-образования и до пандемии (благодаря тому, что обучающие материалы можно смотреть и слушать в любом месте, в любое удобное время, необходим только доступ к сети Интернет) позволяла выводить на виртуальный образовательный рынок различные обучающие материалы по широкому кругу тем: от саморазвития личности до аналогов учебных дисциплин.
Образовательные платформы придали такому контенту определенную структуру. Кроме того, к нему оказались применены стандарты качества, а также соответствующее видение пригодности и полезности для решения разных социальных задач. Существование образовательных платформ в сверхконкурентной виртуальной наднациональной среде (где единственным ограничителем может выступать язык онлайн-курса) перманентно усложняется несколькими факторами: наличием конкурентов из разных "весовых категорий" (международных платформ, таких как "Coursera"; национальных образовательных платформ, созданных разными субъектами), различными стратегиями подготовки онлайн-курсов (предлагаются и академические курсы, и курсы от практиков), вариативностью предложений-сервисов (среди опций - ознакомление с отдельными лекциями-материалами, освоение онлайн-курсов, реализация дополнительных программ дистанционно), разными подходами к понятию качества материала (от презумпции качества курсов от образовательных организаций до учета результатов освоения программы при выборе предложений, ориентированных на практику).
Представляется, что цифровые образовательные платформы становятся катализатором процесса усложнения национальной структуры образования, благодаря которому часть образовательных организаций приобретают статус "поставщиков" образовательных продуктов, включаемых другими организациями в учебные планы образовательных программ. Вследствие данного процесса развивается и виртуальная академическая мобильность студентов, выбирающих вместо дисциплин своей образовательной программы онлайн-курс от ведущей образовательной организации, если результат его освоения может быть зачтен в процессе обучения (вместо части дисциплины или всей дисциплины). Указанная тенденция выступает одним из стимулов, которые публичные субъекты могут использовать, чтобы заинтересовать образовательные организации в создании онлайн-курсов. Речь идет о конкуренции за репутацию, получаемую в результате трансфера - замещения курсов других программ, а также за возможное финансирование по данному направлению в рамках государственных программ, проектов.
В ситуации, когда национальные образовательные системы предполагают реализацию программ по видам и уровням образования, цифровые платформы также детерминированы данными особенностями. Основные предлагаемые на платформах сервисы будут "привязаны" к виду и уровню образования, чтобы поддерживать формирование соответствующих навыков, знаний и компетенций (например, онлайн-курсы и реализуемые дистанционно дополнительные программы). В то же время образовательные платформы предлагают и сервисы, которые формально на связаны с текущими параметрами образовательной системы, но могут быть полезны обучающемуся в образовательном процессе или любому лицу в целях саморазвития: тематические лекции и их наборы, авторские материалы с возможностью обратной связи, короткие программы.
Можно допустить и возможность существования "свободных" онлайн-курсов, пригодных для любых образовательных программ определенного вида или уровня образования, однако этот вопрос требует глубокой методической проработки. Поэтому ценность онлайн-курсов заключается, прежде всего, в получении образования - при условии, что результаты таких курсов засчитываются в конкретной программе. Тем не менее содержание образования неизменно будет выходить за жесткие рамки образовательных программ, и при ориентированном на практику образовании приобретение знаний, умений и навыков может осуществляться с использованием большего спектра образовательных продуктов (так называемого "неофициального образования"), соответствующих запросам рынка труда. Как следствие, цифровые образовательные платформы видятся своевременным элементом политики в сфере образования, не ограниченным образовательными программами (образовательные организации получают стимулы к разработке локальных порядков признания онлайн-курсов в качестве учебных дисциплин), но включающим возможность набора и развития компетенций за рамками данных программ, а также предлагающим любому желающему первичное ознакомление с профессиями настоящего и ближайшего будущего (профориентацию).
Однако вариативности учебных дисциплин, предполагающей право выбора, явно недостаточно, а ее простое расширение грозит перерасти в конструкцию из свободного набора дисциплин, что может противоречить национальным образовательным системам, построенным на принципе системности и методе обучения "от общего к частному". Необходимы взвешенные решения о допустимости замены классических дисциплин, критериях соответствия, объемах изменчивости и некоторые другие. В таком случае образовательные платформы станут нужным инструментом реализации уже готовых методических решений.
Таким образом, образовательные платформы являются относительно новой информационной образовательной технологией, с которой связываются перспективы развития в сфере образования, в том числе в вопросах индивидуализации образовательных траекторий, непрерывности образования, доступности лучших образовательных продуктов.
Правовой статус цифровых образовательных платформ нуждается в специальном регулировании, а новые технологии - в нормативном "внедрении" в национальное законодательство об образовании. Тем не менее различия между условно "государственными" (созданными "сверху") и "корпоративными" (созданными "снизу") цифровыми платформами, очевидно, присутствуют, и есть предпосылки к тому, что их сосуществование приобретет конкурентный характер, в первую очередь в сфере дополнительного образования, в которой "корпоративные" предложения имеют значительное преимущество.
Расширение сферы деятельности цифровых платформ неизбежно повлияет на развитие классического образования, вызывая распределение образовательных организаций по категориям "производителей" и "потребителей" онлайн-курсов, что, в свою очередь, потребует изменения государственной политики в области стандартизации образования и повышения самостоятельности организаций в формировании модели образовательного процесса. При формировании и использовании цифровых образовательных платформ необходимо также учитывать потребности общества в сфере цифрового развития.
4. Статус участников образовательных отношений
Цифровые трансформации меняют статус субъектов образовательных отношений, и это обстоятельство требует отражения в положениях национального законодательства об образовании.
Во-первых, необходимы изменения в перечне органов публичной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В ходе подготовки отчета в рамках первого этапа разработки Рекомендаций было выявлено, что государства - участники СНГ, определяя круг регуляторов, придерживаются традиционного подхода: уполномоченными органами назначаются отраслевые министерства, тогда как цифровая повестка предполагает отражение в нормативных правовых актах в области образования ориентиров программных документов, определяющих цифровую трансформацию в экономике (например, стратегий, дорожных карт).
Не менее важным представляется такой аспект нормативного регулирования, как содержательное определение цифровых компетенций. При этом цифровые компетенции должны быть структурированы в зависимости от уровня образования и классифицированы (разделены на "входные" компетенции и компетенции, приобретенные по итогам освоения образовательных программ соответствующего уровня). Кроме того, содержание цифровых компетенций должно соответствовать запросам цифровой экономики.
Перечисленное выше позволяет рекомендовать государствам - участникам СНГ включить в круг субъектов, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, государственные органы, которые занимаются реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере информационных технологий.
Представляется, что совместное регулирование аспектов, связанных с процессами цифровизации в сфере образования, минимизирует риски формального подхода и позволит ориентировать нормативное регулирование в области образования на внедрение цифровых технологий в общественную жизнь и экономические процессы.
Во-вторых, следует определить статус организаций, участвующих в реализации образовательных программ.
Активное развитие системы онлайн-образования, в том числе продвижение онлайн-платформ и онлайн-курсов, актуализировало вопрос об определении статуса субъектов, обладающих необходимыми ресурсами для образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, но не являющихся организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Представляется, что в законодательстве государств - участников СНГ должны быть зафиксированы условия и формы работы организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. В системе законодательства в сфере образования надлежит определить порядок признания результатов освоения предметов, курсов, дисциплин, модулей, практик, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, в онлайн-формате, ориентируясь на принцип автономии организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Следование данной рекомендации будет способствовать развитию сетевой формы реализации образовательных программ.
5. Информационные технологии в образовательном процессе
Регулирование в национальном законодательстве использования современных информационных технологий в образовательном контексте (электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ, а также их аналогов) может сегодня развиваться по пути фактического признания полной свободы образовательных организаций в регулировании возникающих правоотношений, к числу которых относятся не только собственно образовательные отношения, связанные с организацией учебного процесса, но и гражданско-правовые, коммерческо-правовые, трудовые, информационные (защита персональных данных) и некоторые другие.
В отсутствие строго очерченных правовых рамок образовательные организации самостоятельны в регулировании образовательных отношений, трудовых отношений, возникающих в связи с освоением преподавателями нового арсенала образовательных средств, разработкой и реализацией онлайн-курсов (далеко не всегда курс совпадает с дисциплиной, направлением подготовки и специальностью), гражданско-правовых отношений и коммерческо-правовых отношений при создании онлайн-курсов, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. В ситуации отсутствия в национальном законодательстве перечня образовательных программ, запрещенных к переводу исключительно в электронный формат или к реализации с использованием дистанционных образовательных технологий, единственными нормативными ограничителями могут выступать требования распространения информации, оказания информационных услуг, реализации отдельных учебных дисциплин или практик, государственной и коммерческой тайны, защиты персональных данных.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (а также приравненные к ним варианты) могут рассматриваться в национальном законодательстве амбивалентно: как имеющие собственное регулирование и как регулируемые идентичным образом. Последний вариант порождает проблему разграничения этих двух информационных технологий и их сочетания при организации учебного процесса. В законодательстве требуется не только раскрыть данные понятия, но и сделать это не через перечисление отдельных элементов, а при помощи указания на атрибуты или цели применения.
Необходимым нормативным решением видится определение понятия "онлайн-курс". Под ним можно понимать учебный курс, доступ к которому предоставляется через сеть Интернет, реализуемый с применением исключительно электронного обучения (либо дистанционных образовательных технологий), размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций, образовательных платформах, направленный на достижение обучающимися определенных результатов обучения. В данном понятии можно выделить несколько смыслов, но его ключевым признаком выступает полная (исключительная) привязка к цифровым технологиям и к учебному плану, поскольку курс предполагает достижение учебного результата. Другими характеристиками онлайн-курсов, рекомендуемыми для учета в национальном законодательстве, могут быть следующие.
Во-первых, в рамках организационного вопроса предполагается право доступа обучающихся к онлайн-курсам. Это, в свою очередь, означает обязанность организации - правообладателя электронного курса предоставить обеспечение академических прав (информационное и методическое обеспечение, зачет результатов, право на получение консультации, право на пересдачу и некоторые другие). Во-вторых, необходимо единообразие структуры онлайн-курсов (из чего следуют обязательность паспорта онлайн-курса и требования к размещению на цифровой образовательной платформе). Данный вопрос имеет не только технический (технологический), но и содержательный характер, так как затрагивает проблемы авторского права, трудового права, финансирования, решение которых относится к ведению образовательных организаций. В-третьих, сущностным аспектом является обязательная экспертиза онлайн-курсов, представляющая собой процедуру оценки качества, которая будет проводиться образовательными организациями - разработчиками. В-четвертых, не должно оставаться в тени на национальном уровне соотношение классической учебной дисциплины (курса) и онлайн-курса, а также, что самое важное, соответствие формальным требованиям образовательных стандартов.
Расширение применения информационных технологий в образовании позволяет развивать трансфер образовательного контента и целых учебных дисциплин при помощи института партнерского сотрудничества организаций. Таковым может выступать сетевая форма или приравненная к ней, используемая для реализации образовательных программ. При помощи данной формы допускается освоение отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, практик и иных компонентов, предусмотренных образовательными программами.
Важным аспектом является определение сферы регулирования организации сетевого обучения. Представляется, что сетевые формы реализации образовательных программ в сочетании с дистанционными образовательными технологиями являются инструментом, способным оказать максимально эффективное воздействие на всю национальную образовательную систему: нивелировать разницу в цифровом развитии столичных и региональных образовательных организаций; обеспечить подготовку кадров для региональных экономических запросов на самом высоком уровне; создать условия для реальной экономии бюджета за счет привлечения финансовых и иных ресурсов организаций-партнеров, заинтересованных в кадрах, обученных по законам цифровой экономики.
На первый взгляд, при выявлении сферы регулирования сетевого обучения однозначно потребуется зафиксировать в образовательном законодательстве ключевые вопросы. Во-первых, роль базовой организации, которой выступает образовательная организация. Это позволит говорить о появлении некоторой вертикальной интегрированности ответственного участника сетевого взаимодействия - образовательной организации. Во-вторых, то, что участие в сетевом обучении можно принимать только после прохождения лицензирования и аккредитации в порядке, установленном образовательным законодательством (что затруднит привлечение бизнес-партнеров). В-третьих, множественность статусов обучающихся, возникающую при "переходе" студента к другому участнику сетевого договора. В-четвертых, автоматическое признание результатов обучения в другой организации - участнике сетевого договора.
Два последних решения, образовательно-организационных по сути, снимают целый ряд проблем, возникающих на практике и связанных со статусом обучающегося: сохраняется он или утрачивается в связи с переходом к участнику-партнеру, сохраняется ли стипендия, как учесть полученные в другой организации оценки. Вместе с тем перечисленные рамки ограничивают возможности сетевых форм обучения. Роль участников, не являющихся образовательными организациями, сводится к фрагментарному содействию в обеспечении практик и научно-исследовательской деятельности, академические результаты которых должны пройти процедуру признания образовательной организацией. Таким образом, от бизнес-партнеров ожидается скорее финансовая и материальная поддержка, нежели реальное участие в обучении. Едва ли конечная цель - подготовка кадров для современной цифровой экономики - окажется достижимой и привлекательной в таких условиях.
Критически оценивая описанный вариант зарегулированности сетевого образования, можно выделить и несколько решений, которые нельзя оставить без внимания законодателей на национальном уровне, поскольку их игнорирование будет препятствовать развитию института сетевых форм обучения. Во-первых, это учет сетевой формы при использовании бюджетных средств бюджетными образовательными организациями. Во-вторых, это формулирование требований к собственному регулированию образовательных организаций, выполнение которых будет проверяться в порядке контрольно-надзорной деятельности. В-третьих, это определение природы договора о сетевой форме реализации образовательных программ как договора, имеющего административно-правовую (публично-правовую) природу, ради исключения применения гражданско-правовых и коммерческо-правовых институтов, противоречащего целям сетевой формы обучения.
Состояние полной свободы в локальном регулировании цифровых технологий может расцениваться как позитивный момент. Объективные ограничения на использование информационных технологий в образовательном процессе существовали изначально в силу того, что он относится к сфере процедур лицензирования и государственной аккредитации. Тем не менее потребность в некотором единообразии применения новых информационных технологий объективно существует и может быть удовлетворена при помощи методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в таком формате. Одновременно подобные рекомендации должны способствовать развитию инициатив образовательных организаций по внедрению технологий и возникновению разнообразия в управленческих моделях, не нивелируя таковые.
Также важным моментом для законодателя на национальном уровне выступает легализация трансграничного трансфера образования (в качестве наиболее подходящего варианта - высшего образования): зачет дисциплин (в том числе их цифровых аналогов - онлайн-курсов) и освоенных программ образовательных организаций государств - участников СНГ в случае отсутствия соглашений о международном образовательном сотрудничестве между такими организациями.
6. Заключительные положения
Цифровые технологии в образовании по-новому актуализируют вопрос о понятии "единое (общее) образовательное пространство Содружества Независимых Государств", трактуемом в модельном Образовательном кодексе для государств - участников СНГ как "пространство, характеризуемое общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне, положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в государственном и местном образовательном учреждении (организации) на территории государств. Единое (общее) образовательное пространство является составной частью духовного, культурного пространства Содружества Независимых Государств, базирующегося на исторической общности живущих в нем народов и устремлении к реализации их общих исторических целей".
Поддержание феномена единого образовательного пространства СНГ, основанного на использовании цифровых технологий, способно повысить доступность образования любого уровня для всех граждан, обеспечить возможность выбора онлайн-курсов и образовательных программ, осуществить учет потребностей рынка.
Предложения настоящих Рекомендаций основаны на общих принципах правового регулирования образовательных отношений в государствах - участниках СНГ и предполагают адаптацию правовых систем к новым условиям существования субъектов права в цифровой информационной среде.
Реализация Рекомендаций в полном объеме может быть осуществлена различными путями, в том числе посредством трансформации модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ, играющего системообразующую роль, либо разработки проекта нового модельного закона, который вобрал бы в себя некоторые действующие модельные законы или образовательные нормы. Не исключается вариант обновления некоторых положений действующих модельных законов в сфере образования.
На национальном уровне Рекомендации с учетом объективного фактора многогранности процессов цифровизации в области образования могут иметь влияние не только на образовательное право как отрасль национального законодательства, но и на такие сферы, как персональные данные и интеллектуальная собственность.
Предложения Рекомендаций направлены на адаптацию правового статуса обучающихся и педагогических работников к новым условиям обучения и работы в цифровой среде с использованием высокотехнологичных инструментов и на повышение уровня правовой защищенности. Следовательно, от их реализации можно ожидать положительных социальных эффектов.
Параллельное развитие двух автономных процессов - цифровизации национальных экономик, государственного управления и пандемии COVID-19 - дополнительно акцентирует внимание на ряде вопросов, связанных со сферой образования.
Во-первых, формирование и устойчивое функционирование Сетевого университета Содружества Независимых Государств побуждает проанализировать накопленный опыт и оценить возможности его использования в отношении гармонизации правового регулирования образовательных отношений, в том числе в вопросах признания документов об образовании и сравнения содержания образовательных программ.
Во-вторых, сохранение ограничений в связи с продолжением пандемии коронавирусной инфекции вынуждает образовательные системы государств - участников СНГ сохранять "гибридный" формат обучения, сочетание аудиторных занятий и обучения онлайн (электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий). Принятые управленческие решения предполагают осмысление сложившегося формата на понятийном уровне и соотнесение его с понятиями "дистанционное обучение" и "электронное обучение". Уже на данном этапе становится очевидной необходимость нормативного установления пропорций онлайн- и офлайн-обучения для получения среднего, среднего профессионального и высшего образования. Согласованные подходы к проблеме со стороны органов управления системами образования в государствах - участниках СНГ необходимы для сохранения и развития единого образовательного пространства. Значимыми решения в этом вопросе могут оказаться и для работодателей, заинтересованных в качественных кадрах. Согласованные подходы органов управления сферой образования способны снизить риск искажения принципа автономии образовательной организации - искажения, несущего угрозу системе высшего образования. Разобщенность в организации обучения в "гибридном" формате может явиться препятствием для гармонизации образовательного пространства и развития сетевой формы обучения.
В-третьих, освоение обучающимися цифровых компетенций на различных образовательных уровнях следует выстраивать в единый ряд - например, путем выделения базовых, специальных, профессиональных цифровых компетенций. Логическое согласование цифровых компетенций, возрастание их сложности и разнообразия по мере освоения образовательных программ более высокого уровня необходимы для успешной адаптации выпускников к требованиям сектора услуг как в экономической сфере, так и в сфере государственного управления, прошедших цифровую трансформацию. Гармонизация подходов к вопросу регулирования формирования цифровых компетенций необходима также для обеспечения академической мобильности (в том числе виртуальной мобильности) обучающихся в образовательном пространстве СНГ.
Приняты на пятьдесят четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 54-16 от 28.10.2022)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 28 октября 2022 г. N 54-16 "О Рекомендациях по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.